Решение №К16/72 Решение по делу № К16/72 от 3 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № К16/72

 

Резолютивная часть объявлена 20.07.2017

Решение в полном объеме изготовлено 03.08.2017                                  г. Тюмень

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

***

-

заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за монополистической деятельностью,

члены комиссии:

***

-

начальник отдела контроля  органов власти,     

 

***

-

специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № К16/72, возбужденное по признакам нарушения «А» (625000, г. Тюмень, ул. ***, 63) (далее – АО «А», Ответчик, Организатор запроса предложений, Заказчик), части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии на заседании представителей ответчика АО «А» - *** (доверенность № 108-16 от 21.10.2016), *** (доверенность № 111-16 от 25.10.2016) руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

УСТАНОВИЛА:

 

Комиссией Тюменского УФАС России (далее – Управление) при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в рамках полномочий, установленных ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлено следующее.

По результатам рассмотрения Управлением обращения Прокуратуры Тюменской области на действия АО «А» при проведении запросов коммерческих предложений № 31502349442 и №31503100915 на оказание транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники, поступившее в Тюменское УФАС России и указывающее на признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС согласно приказу руководителя Управления, было принято решение о возбуждении дела № К16/72 по признакам нарушения АО «А» пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе анализа материалов дела № К16/72 было установлено, что АО «А» были проведены закупки способом запроса коммерческих предложений № 233/15-ЗКП (извещение № 31502349442) и запроса коммерческих предложений № 694/15-ЗКП (извещение № 31503100915) на оказание транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники, с нарушением норм Закона о закупках и Закона о защите конкуренции,  что в свою очередь привело или могло привести к ограничению конкуренции.

На основании вышеизложенного, приказом Тюменского УФАС России  от 04.10.2016 № 173 в отношении АО «А» было возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В заседаниях Комиссии по рассмотрению настоящего дела, представители Ответчика вменяемое нарушение антимонопольного законодательства не признали по основаниям указанным в письменных объяснениях, пояснив при этом, что Заказчиком размещены извещения и закупочная документация на проведение запросов коммерческих предложений в ЕИС не менее чем за 1 (один) рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе коммерческих предложений в соответствии с пунктом 9.3 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «А», утвержденного Советом директоров АО «А» в соответствии с протоколом № 1 от 27.02.2012 года. Также в документации о закупках установлено, что извещение о проведении запроса коммерческих предложений разрабатывается и утверждается Заказчиком, размещается в ЕИС не менее чем за 1 (один) рабочий день до даты окончания подачи заявок. Исходя из чего, Заказчик считает, что им при проведении данных закупок не нарушены нормы Закона о закупках и Закона о защите конкуренции.

 

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения Ответчика, установила  следующее.

1. Согласно части 1 статьи 2 Федерального  закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

АО «А» осуществляет закупки товаров, работ, услуг для собственных нужд в соответствии с Законом о закупках. При осуществлении закупочной деятельности АО «А» руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «А», утвержденным Советом директоров АО «А» в соответствии с протоколом № 1 от 27.02.2012 года (далее – Положение о закупках). Положение о закупках опубликовано на официальном сайте ЕИС (официальный сайт - www:zakupki.gov.ru).

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, что АО «А» 13.05.2015 в 17-33 (МСК+2) по местному времени на сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) было размещено извещение о проведении запроса коммерческих предложений № 223/15-ЗКП (реестровый номер <...> ). Предмет запроса коммерческих предложений имеет один лот - оказание транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники. ОКВЭД лота - 60.24.1 Деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта, ОКДП - 6020000 Услуги автомобильного транспорта.

Согласно извещению дата и время окончания срока подачи заявок - 15.05.2015 в 09-30 (МСК+2) по местному времени. Дата и время рассмотрения заявок – 15.05.2015 в 10-00 (МСК+2) по местному времени. Место рассмотрения заявок – Тюменская обл., г. Тюмень ул. Н. Зелинского, 23, корпус 1, Правовой Департамент. Подведение итогов закупки – 15.05.2015 в 10-00 (МСК+2) по  местному времени. Начальная (максимальная) цена договора составляет 10000000,00 (десять миллионов) рублей 00 копеек. Общая начальная (максимальная) цена единиц услуг 67 303,50 (шестьдесят семь тысяч триста три) рубля 50 копеек.

В соответствии с извещением (информационная карта) заявка предоставляется на бумажном носителе в срок с 09-00 (время местное) 14 мая 2015 года по 09-30 (время местное) 15 мая 2015 года, в течение 1 (одного) рабочего дня.

К заявке на участие в запросе коммерческих предложений должны быть приложены:

-документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки, а в случае, если от имени участника закупки действует иное лицо - доверенность на осуществление действий от имени участника закупки либо нотариально заверенную копию такой доверенности;

-копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выданная не ранее чем за один месяц до окончания срока подачи заявок на участие в запросе коммерческих предложений;

-копия свидетельства о регистрации участника закупки в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя;

-копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе участника закупки;

-копия учредительных документов участника закупки (копия паспорта, если участник закупки - физическое лицо или индивидуальный предприниматель);

-копия уведомления налогового органа или иного документа, подтверждающего возможность применения участником закупки упрощенной системы налогообложения (в случае, если участник закупки находится на упрощенной системе налогообложения).

Кроме этого заявителю необходимо сформировать ценовое предложение по данной закупке, которое будет действовать в течение всего срока действия договора, заключенного в случае победы заявителя на торгах. Заявка на участие в запросе коммерческих предложений должна содержать цену договора и (или) цена товаров, работ, услуг с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).

Кроме вышеперечисленного, заявка на участие в запросе коммерческих предложений должна быть подготовлена на фирменном бланке участника закупки по форме, установленной настоящей документацией и предоставлена Заказчику на бумажном носителе в срок приема заявок на участие в закупке, установленный извещением (1 рабочий день).

В случае если заявка на участие в запросе коммерческих предложений состоит из нескольких листов, все листы заявки на участие в запросе коммерческих предложений должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены на последнем листе - на обороте листа печатью участника закупки (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) и подписаны участником закупки или лицом, уполномоченным таким участником на основании доверенности.

В приложении № 1 к Документации определено, что оплата услуг Исполнителя осуществляется в срок не более 150 (ста пятидесяти) рабочих дней после получения Заказчиком от Исполнителя, подписанного с двух сторон акта оказанных услуг, счета на оплату, счета-фактуры. Приложение № 3 документации содержит Перечень транспортных средств, используемых для оказания услуг.

15.05.2015 в 14:23 (МСК+2) по местному времени на сайте (http://www.zakupki.gov.ru) был размещен протокол № 1-233/15-ЗКП рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе коммерческих предложений (реестровый номер <...> -01) от 15.05.2015, из которого следует, что на участие в запросе коммерческих предложений поступила только 1 (одна) заявка от ООО «С» с ценовым предложением цены единиц услуги 67 303,50 руб., то есть с предложением оказания услуг по начальной цене лота.

По результатам рассмотрения заявок на участие в запросе коммерческих предложений комиссией принято решение о допуске ООО «С» к участию в запросе коммерческих предложений.

В соответствии с п. 9.6 Положения о закупках Заказчик заключает договор с участником запроса коммерческих предложений, подавшим единственную заявку, которая соответствует всем требованиям извещения о проведении запроса коммерческих предложений.

Победителем запроса коммерческих предложений было признано ООО «С» с предложенной ценой заключения договора равной начальной цене лота.

Аналогичная ситуация сложилась при проведении запроса коммерческих предложений № 694/15-ЗКП (реестровый номер <...> ).

16.12.2015 в 18-22 (МСК+2) по местному времени в ЕИС АО «А» было размещено извещение о проведении запроса коммерческих предложений № 694/15-ЗКП (реестровый номер <...> ) с одним лотом - оказание транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники. ОКВЭД лота - 60.24.1 Деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта, ОКДП - 6020000 Услуги автомобильного транспорта.

Дата и время окончания срока подачи заявок - 18.05.2015 в 09-30 (МСК+2) по местному времени. Дата и время рассмотрения заявок – 18.12.2015 в 11-00 (МСК+2) по местному времени. Место рассмотрения заявок – Тюменская обл., г. Тюмень ул. ***, 23, корпус 1, Правовой Департамент. Подведение итогов закупки – 18.12.2015 в 12-00 (МСК+2) по местному времени. Начальная (максимальная) цена договора составляет 10000000,00 (десять миллионов) рублей 00 копеек. Общая начальная (максимальная) цена единиц услуг 60 353,50 (шестьдесят тысяч триста пятьдесят три) рубля 50 копеек.

Согласно извещению (информационная карта) заявка предоставляется на бумажном носителе в срок с 09-00 (время местное) 17 декабря 2015 года по 09-30 (время местное) 18 декабря 2015 года, то есть в течение 1 (одного) рабочего дня.

19.12.2015 в 14:37 (МСК+2) по местному времени на сайте (http://www.zakupki.gov.ru) был размещен протокол № 1-694/15-ЗКП рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе коммерческих предложений (реестровый номер <...> -01) от 19.12.2015, согласно которому на участие в запросе коммерческих предложений поступила всего 1 (одна) заявка от ООО «С» с ценовым предложением цены единиц услуги 60 353,50 руб., то есть с предложением оказания услуг по начальной цене лота.

По результатам рассмотрения заявок на участие в запросе коммерческих предложений комиссией принято решение о допуске ООО «С» к участию в запросе коммерческих предложений. Победителем запроса коммерческих предложений было признано ООО «С» с предложенной ценой заключения договора равной начальной цене лота.

Таким образом, на основании вышеизложенного видно, что при проведении данных запросов коммерческих предложений с установленным сроком подачи заявок в течение 1 (одного) рабочего дня, подает заявку только одна организация – ООО «С» и признается победителем закупки, как единственный участник, с предложением цены в размере начальной цены лота.

 

2. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона о закупках извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о закупках не менее чем за 20 (двадцать) дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.

Из изложенного следует, что установление ч. 2 ст. 3 Закона о закупках требование к сроку размещения извещения о проведении конкурса или аукциона не менее чем за 20 (двадцать) дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе является императивным.

При этом ч. 3 ст. 3 Закона о закупках установлена возможность существования иных (помимо конкурса или аукциона) способов закупки, конкретизация которых отнесена исключительно на усмотрение, без прямого указания на возможность установления иного срока размещения извещения о проведении закупочных процедур, отличных от конкурса и аукциона.

Таким образом, срок размещения извещения о проведении закупочных процедур, которыми помимо конкурса и аукциона могут быть иные способы закупки, в том числе запрос коммерческих предложений регламентирован ч. 2 ст. 3 Закона о закупках и составляет 20 (двадцать) дней.

Установление АО «А» в Положении о закупках короткого срока приема заявок на запрос коммерческих предложений приводит к невозможности подачи заявок другими организациями, оказывающими данные услуги как на территории Тюменской области, так и на территории Российской Федерации, в связи, с чем договор на оказание услуг был заключен с единственным участником ООО «С» по начальной цене лота.

В связи, с чем из-за отсутствия конкурентной борьбы, не возникшей по причине участия только одного участника в закупке, снижение начальной (максимальной) цены лота не производилось.

Целями регулирования Закона о закупках также являются эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом целевого и экономически эффективного расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Созданные Заказчиком условия, а именно короткий срок подачи заявок 1 (один) рабочий день, а также установление длительного срока на оплату оказанных услуг, ограничивают возможность подачи потенциальным участникам заявки на участие в запросе коммерческих предложений, что также противоречит принципу целевого и экономически эффективного расходование денежных средств, установленному в ст.3  Закона о закупках.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции при проведении запроса коммерческих предложений № 233/15-ЗКП (извещение №31502349442) и запроса коммерческих предложений № 694/15-ЗКП (извещение № 31503100915) на оказание транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники было установлено следующее.

1.По запросу коммерческих предложений № 31502349442  временной интервал настоящего исследования определен с 13.05.2015 (дата размещения извещения о проведении запроса коммерческих предложений № 31502349442 на официальном сайте – www.zakupki.gov.ru) по 19.05.2015 включительно (дата заключения договора по результатам закупочной процедуры). По запросу коммерческих предложений № 31503100915 временной интервал настоящего исследования определен с 16.12.2015 (дата размещения извещения о проведении запроса коммерческих предложений № 31503100915 на официальном сайте – www.zakupki.gov.ru) по 22.12.2015 включительно (дата заключения договора по результатам закупочной процедуры).

2. Предметом закупок является оказание транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники;

3. Состав хозяйствующих субъектов, участвовавших в торгах – единственный участник: ООО «С», адрес: 625027, г. Тюмень, ул. ***,72а.

 

В ходе рассмотрения данного дела дополнительно был проведен опрос хозяйствующих субъектов участников рынка по организации транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники.

Согласно информации представленной из Тюменьстата на территории Тюменской области деятельность на указанном товарном рынке осуществляют 86 хозяйствующих субъектов.

Тюменским УФАС России были направлены запросы на предоставление опросных анкет 86 хозяйствующим субъектам. Из них предоставлено 19 заполненных анкет, 50 писем вернулось по причине истечения сроков хранения на почте, 2 письма предоставлены о том, что адресаты не осуществляют больше свою деятельность.

Хозяйствующим субъектам, осуществляющим транспортные услуги, было предложено выразить свое мнение в части установления барьеров для участия в запросе предложений, а также затрудняющих развитие конкуренции на рынке по оказанию транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники.

Согласно ответов хозяйствующих субъектов, являющимися участниками опроса, определено следующее.

Установление в документации о закупке условия оплаты по договору в течение 150 рабочих дней со дня подписания акта оказанных услуг, приводит к уменьшению количества потенциальных участников закупки, так как у большинства опрошенных организаций оплата по заключенным договорам в период 2015 - 2016 года на оказание транспортных услуг производилась в период  от 1 (одного) до 60 (шестидесяти) дней, что подтверждается предоставленными ответами на запрос данными организациями, оказывающих транспортные услуги: 18 ответов – не готовы принять участие в такой закупке; 1 ответ – готовы.

Анализ предоставленных документов по исполнению  заключенных договоров между АО «А» и ООО «С», показал, что фактически оплата производилась по договорам частями начиная с месяца, в котором был заключен договор, а не через 180 рабочих дней как это установлено в документации. Следовательно, такое условие об оплате оказанных услуг, является не обоснованным, установлено в целях ограничения количества участников закупки. Иных доказательств опровергающих данный вывод в материалы дела ответчиком не представлено.

Установление срока подачи заявки в течение 1 (одного) рабочего дня с момента публикации извещения по данным проведенного опроса не только практически исключает возможность получить информацию о закупке, но и ограничивает возможность участия в торгах, так как заявителю при подготовке заявки необходимо подготовить и предоставить в составе заявки обязательный перечень документов, указанных в документации о закупке.

На вопрос могут ли подать заявку на участие в закупке с полным пакетом документов в течение 1 рабочего дня: 5 ответов - могут; 13 ответов - не могут.

На вопрос ограничивает ли участие в торгах срок подачи заявки 1 рабочий день: 16 ответов - ограничивает; 2 ответа - не ограничивает.

Также в предоставленных ответах опрошенные организации указали, что самыми основными факторами, оказывающими влияние на формирование цены договора (контракта) на оказание транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники являются сроки оплаты за оказание услуг. Самыми большими барьерами, затрудняющими развитие конкуренции на рынке по оказанию транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники, по итогам опроса определены короткие сроки периода подачи заявки  и очень длительные сроки оплаты за услуги.

Таким образом, по мнению Комиссии, установление Заказчиком в документации о закупках определенных условий в части приема заявок в течение 1 рабочего дня, проведения оплаты не более 150 рабочих дней (что в календарных днях составляет около 8 месяцев) является ограничивающим фактором не соответствующему обычаям делового оборота и приводящим к ограничению конкуренции на  торгах.

На вопрос готовы ли вы оказать транспортные услуги с предоставлением нижеперечисленной техникой, дешевле поступило ответов: да – 5, нет – 14.

Исходя из указанного следует, что при увеличении количества участников закупки цена может измениться в сторону снижения.

Более того, в ходе рассмотрения материалов дела была установлена взаимосвязь между Заказчиком и Единственным участником закупок, определенном победителем, а именно то, что сотрудник АО «А» является одним из учредителей с 50 % долей в уставном капитале ООО «С» - единственного участника запросов коммерческих предложений №223/15-ЗКП от 13.05.2015 и № 694/15-ЗКП от 16.12.2015 и признанным победителем данных закупок. Таким образом, прослеживается прямая экономическая заинтересованность в создании преимущественных условий участия в проводимых закупках для определенной организации.

На основании изложенного комиссия приходит к выводам о нарушении части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

 

3. В ходе изучения положения о закупках и предоставленной документации по закупкам АО «А», Комиссией Тюменского УФАС России также было установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Настоящее Положение регламентирует закупки любых товаров, работ, услуг для собственных нужд Заказчика.

В соответствии с п. 9.3 Положения о закупках, закупка путем запроса коммерческих предложений осуществляются в соответствии с разделом 9  настоящего Положения.

Пункт 9.8 Положения о закупках результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок на участие в запросе коммерческих предложений оформляются протоколом. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе коммерческих предложений подписывается всеми присутствующими на заседании членами Комиссии.

Заказчик заключает договор с победителем запроса коммерческих предложений, с участником, подавшим единственную заявку на участие в запросе коммерческих предложений, который составляется путем включения в него условий исполнения договора, предусмотренных извещением о проведении запроса коммерческих предложений, сведений о товарах, работах, услугах, цены договора и цены товаров, работ, услуг, указанных в заявке, участника запроса коммерческих предложений, с которым заключается договор

Согласно пункту 9.8 Положения о закупках (в редакциях от 01.12.2014 и  31.08.2015) договор может быть заключен не ранее чем на следующий день после дня подписания протокола оценки и рассмотрения заявок на участие в запросе коммерческих предложений.

Договоры АО «А» с ООО «С» по итогам запросов коммерческих предложений на оказание транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники были заключены на 4 (четвертый) день.

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

То есть законодательно установлены меры обеспечения производства по защите гражданских прав в административном порядке в виде приостановления торгов с запретом заключения договора в период обжалования.

Таким образом, Заказчиком в Положении о закупке установление срока заключения договора по результатам закупочной процедуры без соблюдения десятидневного срока на обжалование результатов закупочной процедуры в антимонопольный орган, противоречит Закону о защите конкуренции.

На основании изложенного комиссия приходит к выводам о нарушении части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 

4. Также в ходе рассмотрения материалов дела Комиссией Тюменского УФАС России было установлено, что в документации о запросах коммерческих предложений Заказчиком не установлена форма, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации о закупке. А при установлении периода подачи заявок в течение 1 (одного) рабочего дня Заказчик ограничивает участников еще и в части возможности получения информации о документации и разъяснений документации. То есть при установленном сроке в 1 (один) рабочий день потенциальные участники не успевают подать запрос на разъяснение.

Таким образом, не установление в документации о закупке формы, порядка, даты начала и окончания срока предоставления разъяснений положений документации о закупке нарушают п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

На основании изложенного комиссия приходит к выводам о нарушении части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях АО «А» (625000, г. Тюмень, ул. ***, 63) нарушение в установлении в Положении о закупках требований, не соответствующих требованиям Закона о закупках, которые  приводят или могут привести к ограничению конкуренции на рынке транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники, в части установления сроков подачи заявок на участие в запросах коммерческих предложений менее чем за 20 (двадцать) дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а также в установлении сроков заключения договора по результатам закупочной процедуры способом запроса коммерческих предложений без соблюдения десятидневного срока на обжалование результатов закупочной процедуры в антимонопольный орган, установленного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

2. Признать в действиях АО «А» (625000, г. Тюмень, ул. ***, 63), при проведении запроса коммерческих предложений №31502349442 и запроса коммерческих предложений №31503100915 на оказание транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники, нарушения части 1 статьи 17 и  пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в создании участнику запроса преимущественных условий участия в запросе коммерческих предложений, а также в части отсутствия в документации о закупках формы, порядка, даты начала и даты окончания срока предоставления разъяснений положений документации о закупке, что в свою очередь приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники.

3. Выдать АО «А» обязательное для исполнения предписание о прекращении выявленных нарушений и о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны