Решение №К16/72 Заключение по обстоятельствам дела № К16/72 от 13 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                    тел. 50-31-55

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № К16/72

 

23.06.2017                                                                                                     г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

***

- заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства 

Члены комиссии:

 

***

- начальник отдела контроля органов власти;

***

- специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № К16/72 по признакам нарушения Акционерным обществом «А» (625000, г. Тюмень, ул. ***, 63) (далее – АО «А», Ответчик, Организатор запроса предложений, Заказчик), части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии на заседании представителей ответчика АО «А» - *** (доверенность № 108-16 от 21.10.2016), *** (доверенность № 111-16 от 25.10.2016) в присутствии заинтересованного лица ООО «С» - *** (доверенность № 014 от 14.04.2017), руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства (приказ Тюменского УФАС России от 04.10.2016 № 173) явилось обращение Прокуратуры Тюменской области на действия АО «А» при проведении запросов коммерческих предложений № 31502349442 и № 31503100915 на оказание транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники, поступившее в Тюменское УФАС России и указывающее на признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В заседании комиссии Тюменского УФАС России, представителями Ответчика были представлены следующие документы:

1.Пояснение по обстоятельствам, изложенным в обращении (25.10.2016 № 100/10);

2.Документация о закупке № 233/15-ЗКП от 13.05.2015 (закупочная документация, извещение, проект договора, приложения к документации №1-4);

3.Копии заявок ООО «С» на участие в закупках № 233/15-ЗКП и № 694/15-ЗКП;

4.Копия договора № 15-05-073 от 19.05.2015 на оказание транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники;

5.Копия протокола № 1-233/15-ЗКП заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на участие в закупке от 15.05.2015;

6.Документация о закупке № 694/15-ЗКП от 16.12.2015 (закупочная документация, извещение, проект договора, приложения к документации №1-4);

7.Копия журнала регистрации заявок на участие в закупке № 233/15-ЗКП;

8.Копия журнала регистрации заявок на участие в закупке № 694/15-ЗКП;

9.Копия протокола № 1-694/15-ЗКП заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на участие в закупке от 18.12.2015;

10.Копия договора № 15-12-198 от 22.12.2015 на оказание транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники;

11.Пояснение по обстоятельствам, изложенным в обращении (22.11.2016 № 127/11);

12.Копия Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «А» в редакции от 05.09.2014 года с изменениями от 01.12.2014 года;

13.Копия Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «А» в редакции от 24.12.2015 года с изменениями от 16.06.2016 года;

14.Пояснение по обстоятельствам, изложенным в обращении (23.01.2017 № 063/01) с приложением копий договоров № 15-05-073, 15-12-198, 16-09-230;

15.Пояснение по обстоятельствам, изложенным в обращении (08.02.2017 № 037/02);

16.Копии заявок заказчика АО «А» на подачу  транспортных средств и спецтехники по договорам № 15-05-073 от 19.05.2015 и № 15-12-198 от 22.12.2015, заключенным с ООО «С»;

17.Пояснение по обстоятельствам, изложенным в обращении (14.04.2017 № 082/04);

18.Копии актов выполненных работ, счетов на оплату, платежных поручения по договорам № 15-05-073, 15-12-198, 16-09-230;

19.Заверенные копии договоров, актов, предметом которых является оказание транспортных услуг и услуг спецтехники;

20.Пояснение по обстоятельствам, изложенным в обращении (15.06.2017 № 070/06);

21.Списочный состав сотрудников АО «А» за 2015, 2016, 2017 года.

Также представителем заинтересованного лица ООО «С» были представлены следующие документы:

1.Пояснение по обстоятельствам, изложенным в обращении (23.03.2017 № 25);

2.Копии оборотно - сальдовых ведомостей за 2015 – 2016 года;

3.Копии отчетов о финансовых результатах за 2015 – 2016 года;

4.Копии контрактов, заключенных в 2015 – 2016 годах, предметом которых являлось оказание услуг спецтехникой;

5.Пояснения к формированию выручки (15.05.2017 № 35);

6.Письмо о предоставлении документов по делу (18.05.2017 № 37);

7.Реестры контрактов (договоров), заключенных в 2015 и 2016 годах с организациями, предметом которых является оказание услуг спецтехникой;

8.Заверенные копии контрактов (договоров) по закупкам услуг специальной техники в 2015 и 2016 годах, с приложением заверенных копий дополнительных соглашений к контрактам (договорам) (при наличии), заверенных копий актов оказания услуг, заверенных копий счетов оплаты и копии платежных поручений по контрактам (договорам);

9.Письмо о предоставлении документов по делу (07.06.2017 № б/н) с пояснениями;

10.Копии налоговых деклараций на 2015 – 2016 гг.

 

В ходе рассмотрения представленных материалов были установлены следующие обстоятельства.

АО «А» было создано 24.05.2006 года. Генеральным директором АО «А» является С.Р.М. Учредителем АО «А» выступает Департамент ***.

Основным направлением деятельности АО «А» является строительство жилых комплексов в городе Тюмени и на территории юга области (г. Ишим, г. Заводоуковск).

АО «А» осуществляет закупки товаров, работ, услуг для собственных нужд в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках при закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Закон о закупках). При осуществлении закупочной деятельности АО «А» руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «А», утвержденным Советом директоров АО «А» в соответствии с протоколом № 1 от 27.02.2012 года (далее – Положение о закупках).

АО «А» является одним из лидеров застройщиков жилья по Тюменской области и имеет лицензию на строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, выданную Федеральным агентством по строительству и ЖКХ.

Необходимым составляющим строительства жилых комплексов являются транспортные услуги и услуг предоставляемые специальной техникой. Доставка строительных материалов, оборудования, рабочих производится посредством использования транспортных услуг.

В связи с чем, АО «А», будучи крупным Застройщиком жилья по Тюменской области, имеет потребность в транспортных услугах, а также в услугах поставляемых спецтехникой.

09.12.2014 года в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 Тюменской области было зарегистрировано Общество с ограниченной ответственностью «С» (далее – ООО «С»), являющегося участником рынка оказания транспортных услуг, а также услуг предоставляемых специальной техникой. Учредителями ООО «С» являются Д.Н.Д., и Б.А.С. Должность генерального директора ООО «С» с 09.12.2014 года занимал Б.А.С., с 06.10.2015 года на должность директора назначен Б.С.М.

 

АО «А» 13.05.2015 в 17-33 (МСК+2) по местному времени на сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) было размещено извещение о проведении запроса коммерческих предложений № 223/15-ЗКП (реестровый номер <...> ). Предмет запроса коммерческих предложений имеет один лот - оказание транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники. ОКВЭД лота - 60.24.1 Деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта, ОКДП - 6020000 Услуги автомобильного транспорта.

Согласно извещению дата и время окончания срока подачи заявок - 15.05.2015 в 09-30 (МСК+2) по местному времени. Дата и время рассмотрения заявок – 15.05.2015 в 10-00 (МСК+2) по местному времени. Место рассмотрения заявок – Тюменская обл., г. Тюмень ул. ***, 23, корпус 1, Правовой Департамент. Подведение итогов закупки – 15.05.2015 в 10-00 (МСК+2) по  местному времени. Начальная (максимальная) цена договора составляет 10000000,00 (десять миллионов) рублей 00 копеек. Общая начальная (максимальная) цена единиц услуг 67 303,50 (шестьдесят семь тысяч триста три) рубля 50 копеек.

В соответствии с извещением (информационная карта) заявка предоставляется на бумажном носителе в срок с 09-00 (время местное) 14 мая 2015 года по 09-30 (время местное) 15 мая 2015 года, в течение 1 (одного) рабочего дня.

В приложении № 1 к Документации определено, что оплата услуг Исполнителя осуществляется в срок не более 150 (ста пятидесяти) рабочих дней после получения Заказчиком от Исполнителя, подписанного с двух сторон акта оказанных услуг, счета на оплату, счета-фактуры. Приложение № 3 документации содержит Перечень транспортных средств, используемых для оказания услуг.

15.05.2015 в 14:23 (МСК+2) по местному времени на сайте (http://www.zakupki.gov.ru) был размещен протокол № 1-233/15-ЗКП рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе коммерческих предложений (реестровый номер <...> -01) от 15.05.2015, из которого следует, что на участие в запросе коммерческих предложений поступила только 1 (одна) заявка от ООО «С» с ценовым предложением цены единиц услуги 67 303,50 руб., то есть с предложением оказания услуг по начальной цене лота.

По результатам рассмотрения заявок на участие в запросе коммерческих предложений комиссией принято решение о допуске ООО «С» к участию в запросе коммерческих предложений.

В соответствии с п. 9.6 Положения о закупках Заказчик заключает договор с участником запроса коммерческих предложений, подавшим единственную заявку, которая соответствует всем требованиям извещения о проведении запроса коммерческих предложений.

Победителем запроса коммерческих предложений было признано ООО «С» с предложенной ценой заключения договора равной начальной цене лота.

Аналогичная ситуация сложилась при проведении запроса коммерческих предложений № 694/15-ЗКП (реестровый номер <...> ).

16.12.2015 в 18-22 (МСК+2) по местному времени в ЕИС АО «А» было размещено извещение о проведении запроса коммерческих предложений № 694/15-ЗКП (реестровый номер <...> ) с одним лотом - оказание транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники. ОКВЭД лота - 60.24.1 Деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта, ОКДП - 6020000 Услуги автомобильного транспорта.

Дата и время окончания срока подачи заявок - 18.05.2015 в 09-30 (МСК+2) по местному времени. Дата и время рассмотрения заявок – 18.12.2015 в 11-00 (МСК+2) по местному времени. Место рассмотрения заявок – Тюменская обл., г. Тюмень ул. ***, 23, корпус 1, Правовой Департамент. Подведение итогов закупки – 18.12.2015 в 12-00 (МСК+2) по местному времени. Начальная (максимальная) цена договора составляет 10000000,00 (десять миллионов) рублей 00 копеек. Общая начальная (максимальная) цена единиц услуг 60 353,50 (шестьдесят тысяч триста пятьдесят три) рубля 50 копеек.

Согласно извещению (информационная карта) заявка предоставляется на бумажном носителе в срок с 09-00 (время местное) 17 декабря 2015 года по 09-30 (время местное) 18 декабря 2015 года, то есть в течение 1 (одного) рабочего дня.

19.12.2015 в 14:37 (МСК+2) по местному времени на сайте (http://www.zakupki.gov.ru) был размещен протокол № 1-694/15-ЗКП рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе коммерческих предложений (реестровый номер <...> -01) от 19.12.2015, согласно которому на участие в запросе коммерческих предложений поступила всего 1 (одна) заявка от ООО «С» с ценовым предложением цены единиц услуги 60 353,50 руб., то есть с предложением оказания услуг по начальной цене лота.

По результатам рассмотрения заявок на участие в запросе коммерческих предложений комиссией принято решение о допуске ООО «С» к участию в запросе коммерческих предложений. Победителем запроса коммерческих предложений было признано ООО «С» с предложенной ценой заключения договора равной начальной цене лота.

Таким образом, на основании вышеизложенного видно, что при проведении данных запросов коммерческих предложений с установленным сроком подачи заявок в течение 1 (одного) рабочего дня, подает заявку только одна организация – ООО «С» и признается победителем закупки, как единственный участник, с предложением цены в размере начальной цены лота.

 

В ходе рассмотрения дела Комиссией Тюменского УФАС России был проведен анализ рынка хозяйствующих субъектов с установленными продуктовыми границами: Деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта (ОКВЭД 60.24.1) и Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами (ОКВЭД2 49.41.1).

Географической границей рынка была определена вся территория Российской Федерации для рассмотрения возможности неограниченного участия организаций, осуществляющих свою деятельность в иных регионах Российской Федерации.

Для изучения рынка хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по организации транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники, Комиссией был рассмотрен отдельный сегмент рынка на примере Тюменской области без учета автономных округов.

На основании полученной информации из Тюменьстата (вх. № 3960 от 23.05.2017) о хозяйствующих субъектах с ОКВЭД 60.24.1 (деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта), ОКВЭД2 49.41.1 (перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами), зарегистрированных в Тюменской области без учета автономных округов, только на территории Тюменской области действуют 86 (восемьдесят шесть) хозяйствующих субъекта.

Комиссией Тюменского УФАС России было направлено 86 запросов на предоставление опросных анкет данным хозяйствующим субъектам. Согласно полученным ответам самыми большими барьерами, затрудняющими развитие конкуренции на рынке по оказанию транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники были указаны короткие сроки периода подачи заявки.

Таким образом, согласно проведенному анализу рынка хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по организации транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники даже на примере Тюменской области, можно сделать вывод, что на территории Российской Федерации имеется большое количество организаций, оказывающих данные транспортные услуги, что подтверждает то, что рынок является конкурентным.

 

При рассмотрении материалов дела Комиссией Тюменского УФАС России был проведен анализ проведенных АО «А» в 2015 и 2016 годах закупок и установлено следующее.

По итогам проведения запросов коммерческих предложений № 31502349442 в мае 2015 года и № 31503100915 в декабре 2015 года на оказание транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники на каждую закупку поступила только одна заявка от заявителя - ООО «С» с предложением цены для заключения договоров в размере начальной цены каждого лота. По результатам рассмотрения заявок на участие в запросе коммерческих предложений комиссией заказчика допускает ООО «С» к участию в запросах коммерческих предложений. Победителем запроса коммерческих предложений было признано ООО «С». И в соответствии с п. 9.6 Положения о закупках Заказчик заключает договор с участником запроса коммерческих предложений, подавшим единственную заявку, которая соответствует всем требованиям извещения о проведении запроса коммерческих предложений.

Таким образом, учитывая изложенное на основании анализа проведенных закупок можно сделать вывод, что конкуренции на торгах не происходит, так как при проведении закупок в форме запроса коммерческих предложений заявляется на участие в торгах только одна организация ООО «С», и признается победителем как единственный участник закупки, при чем с ценой предложения для заключения договора равной начальной (максимальной) цене лота.

 

В ходе рассмотрения материалов дела была установлена взаимосвязь между Заказчиком и Единственным участником закупок, определенном победителем, а именно то, что Д.Н.Д., занимающий должность заместителя генерального директора АО «А» является одним из учредителей ООО «С» - единственного участника запросов коммерческих предложений № 223/15-ЗКП от 13.05.2015 и № 694/15-ЗКП от 16.12.2015 и признанным победителем данных закупок.

Д.Н.Д. на основании трудового договора № 103 от 03.10.2011 года и приказа № 105-к от 03.10.2011 был принят на должность директора Правового Департамента АО «А». На основании дополнительного соглашения № 5 от 06.03.2015 года к трудовому договору Д.Н.Д. назначен на должность заместителя генерального директора АО «А». Согласно должностной инструкции заместителя генерального директора АО «А» в функциональные обязанности заместителя генерального директора входит осуществление функций:

-осуществление контроля за правовой экспертизой проектов приказов, инструкций, положений, стандартов и других актов правового характера;

-участие в подготовке и заключении договоров, отраслевых тарифных соглашений;

-руководить работниками Правового Департамента.

Также Д.Н.Д. является членом комиссии по закупкам Заказчика.

В тоже время Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что согласно извещению о закупке - размещением закупки, приемом и рассмотрением заявок занимаются специалисты Правового Департамента по адресу: Тюменская обл., г. Тюмень ул. ***, 23, корпус 1., руководителем которого является Д.Н.Д..

В соответствии с должностными обязанностями в части руководства работниками Правового Департамента, занимающихся организацией и проведением закупок для нужд АО «А», Д.Н.Д. как лично, так и через работников Департамента, имеет прямой доступ к информации о планируемых к размещению закупках, о размещаемых и текущих закупках, о датах и времени начала и окончания подачи заявок по всем закупкам АО «А».

Д.Н.Д., согласно выписке Единого государственного реестра юридических лиц, является соучредителем ООО «С» с долей в уставном капитале 50 % акций. В связи, с чем Д.Н.Д. имеет прямую экономическую заинтересованность в победе именно ООО «С», а не иной организации на торгах, проводимых АО «А».

Поскольку Д.Н.Д. обладает информацией о планируемых закупках АО «А», то имеет возможность сообщить ООО «С», чтобы заблаговременно начать подготовку заявки для подачи ее на участие в закупке.

Так же исходя из анализа предоставленных документов по исполнению  заключенных договоров между АО «А» и ООО «С», установлен факт того, что оплата производилась по договорам частями начиная с месяца, в котором был заключен договор. Данный факт также подтверждает то, что владея информацией о возможности оплаты по договорам, Д.Н.Д. сообщал данные сведения ООО «С».

Заключение устного соглашения между должностными лицами АО «А» и участником закупки ООО «С» находит свое подтверждение в том, что одна и та же организация все время подает заявку в установленный в документации о закупке срок (1 рабочий день) и выигрывает все время одна и та же организация - ООО «С».

Исходя из изложенного можно сделать вывод о координации Организатором запроса предложений участников и создании определенному участнику ООО «С» преимущественных условий участия в запросах коммерческих предложений, в том числе доступ к информации, так как сотрудник АО «А» является учредителем единственного участника закупок - ООО «С».

 

При изучении рынка хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по организации транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники, Комиссией Тюменского УФАС России были направлены запросы на предоставление опросных анкет 86 хозяйствующим субъектам.

Хозяйствующим субъектам, осуществляющим транспортные услуги, было предложено выразить свое мнение в части установления барьеров, затрудняющих развитие конкуренции на рынке по оказанию транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники.

Согласно мнению хозяйствующих субъектов, являющимися участниками опроса, установление в документации о закупке условия оплаты по договору в течение 150 рабочих дней со дня подписания акта оказанных услуг, приводит к уменьшению количества потенциальных участников закупки, так как у большинства опрошенных организаций оплата по заключенным договорам в период 2015 - 2016 года на оказание транспортных услуг производилась в период  от 1 (одного) до 60 (шестидесяти) дней, что подтверждается предоставленными ответами на запрос данными организациями, оказывающих транспортные услуги.

Установление срока подачи заявки в течение 1 (одного) рабочего дня с момента публикации извещения по данным проведенного опроса не только практически исключает возможность получить информацию о закупке, но и ограничивает возможность участия в торгах, так как заявителю при подготовке заявки необходимо подготовить и предоставить в составе заявки обязательный перечень документов, указанных в документации о закупке.

К заявке на участие в запросе коммерческих предложений должны быть приложены:

-документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки, а в случае, если от имени участника закупки действует иное лицо - доверенность на осуществление действий от имени участника закупки либо нотариально заверенную копию такой доверенности;

-копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выданная не ранее чем за один месяц до окончания срока подачи заявок на участие в запросе коммерческих предложений;

-копия свидетельства о регистрации участника закупки в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя;

-копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе участника закупки;

-копия учредительных документов участника закупки (копия паспорта, если участник закупки - физическое лицо или индивидуальный предприниматель);

-копия уведомления налогового органа или иного документа, подтверждающего возможность применения участником закупки упрощенной системы налогообложения (в случае, если участник закупки находится на упрощенной системе налогообложения).

Кроме этого заявителю необходимо сформировать ценовое предложение по данной закупке, которое будет действовать в течение всего срока действия договора, заключенного в случае победы заявителя на торгах. Заявка на участие в запросе коммерческих предложений должна содержать цену договора и (или) цена товаров, работ, услуг с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).

Кроме вышеперечисленного, заявка на участие в запросе коммерческих предложений должна быть подготовлена на фирменном бланке участника закупки по форме, установленной настоящей документацией и предоставлена Заказчику на бумажном носителе в срок приема заявок на участие в закупке, установленный извещением (1 рабочий день).

В случае если заявка на участие в запросе коммерческих предложений состоит из нескольких листов, все листы заявки на участие в запросе коммерческих предложений должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены на последнем листе - на обороте листа печатью участника закупки (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) и подписаны участником закупки или лицом, уполномоченным таким участником на основании доверенности.

Согласно пояснению представителей Ответчика, Заказчиком размещены извещения и закупочная документация на проведение запросов коммерческих предложений в ЕИС не менее чем за 1 (один) рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе коммерческих предложений в соответствии с пунктом 9.3 Положения о закупках. Также в документации о закупках установлено, что извещение о проведении запроса коммерческих предложений разрабатывается и утверждается Заказчиком, размещается в ЕИС не менее чем за 1 (один) рабочий день до даты окончания подачи заявок. Исходя из чего, Заказчик считает, что им при проведении данных закупок не нарушены нормы Закона о закупках и Закона о защите конкуренции.

         Однако установление срока подачи заявки в течение 1 (одного) рабочего дня приводит к уменьшению количества потенциальных участников закупки и приводит к ограничению конкуренции при проведении закупок.

Также в предоставленных ответах опрошенные организации указали, что самыми основными факторами, оказывающими влияние на формирование цены договора (контракта) на оказание транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники являются сроки оплаты за оказание услуг. Самыми большими барьерами, затрудняющими развитие конкуренции на рынке по оказанию транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники, по итогам опроса определены короткие сроки периода подачи заявки  и очень длительные сроки оплаты за услуги.

Таким образом, установление Заказчиком в документации о закупках определенных условий в части приема заявок в течение 1 рабочего дня, проведения оплаты не более 150 рабочих дней (что в календарных днях составляет около 8 месяцев) является ограничивающим фактором не соответствующему обычаям делового оборота и приводящим к ограничению конкуренции на  торгах.

 

При рассмотрении материалов дела Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что пунктом 7.10.6 Положения о закупках АО «А» установлено, что в случае если на момент срока окончания подачи заявок на участие в запросе предложений подана только одна заявка, и эта заявка соответствует всем требованиям, предусмотренным извещением о проведении запроса предложений, Заказчиком заключается договор с таким участником запроса предложений, либо Заказчик вправе продлить срок подачи заявок. Заказчик продлевает срок подачи заявок на 3 (три) рабочих дня. В случае, если продления срока подачи заявок на участие в запросе предложений не подано дополнительно ни одной заявки на участие в запросе предложений, Заказчиком заключается договор с участником закупки, подавшим единственную заявку, которая соответствует всем требованиям, предусмотренным извещением о проведении запроса предложений.

Однако при проведении запросов коммерческих предложений № 31502349442 и № 31503100915 на оказание транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники, данный пункт Положения о закупках не был применен, то есть срок подачи заявок не продлялся.

В связи с чем, можно сделать вывод о заинтересованности Заказчика в победе ООО «С» в запросе предложений, что так же подтверждает факт доступа к информации о закупках АО «А» одного из учредителей ООО «С», являющегося одновременно сотрудником Заказчика, курирующим деятельность Правового Департамента, ответственного за проведение закупок АО «А». То есть действия Заказчика при проведении данных закупок направлены на ограничение конкуренции и создания условий для предоставления преимущества только одному участнику закупки.

 

При проведении анализа рынка транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники, согласно ответам хозяйствующих субъектов, предоставленным по запросу Тюменского УФАС, видно, что одним из барьеров выступающим ограничивающим фактором для участия в закупке, является срок подачи заявок, установленный в течение 1 (одного) рабочего дня.

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные  связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона о закупках извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о закупках не менее чем за 20 (двадцать) дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.

Из изложенного следует, что установление ч. 2 ст. 3 Закона о закупках требование к сроку размещения извещения о проведении конкурса или аукциона не менее чем за 20 (двадцать) дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе является императивным.

При этом ч. 3 ст. 3 Закона о закупках установлена возможность существования иных (помимо конкурса или аукциона) способов закупки, конкретизация которых отнесена исключительно на усмотрение, без прямого указания на возможность установления иного срока размещения извещения о проведении закупочных процедур, отличных от конкурса и аукциона.

Таким образом, срок размещения извещения о проведении закупочных процедур, которыми помимо конкурса и аукциона могут быть иные способы закупки, регламентирован ч. 2 ст. 3 Закона о закупках и составляет 20 (двадцать) дней.

Установление АО «А» в Положении о закупках короткого срока приема заявок на запрос коммерческих предложений приводит к невозможности подачи заявок другими организациями, оказывающими данные услуги как на территории Тюменской области, так и на территории Российской Федерации, в связи, с чем договор на оказание услуг был заключен с единственным участником ООО «С» по начальной цене лота.

В связи, с чем из-за отсутствия конкурентной борьбы, не возникшей по причине участия только одного участника в закупке, снижение начальной (максимальной) цены лота не производилось.

Целями регулирования Закона о закупках также являются эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом целевого и экономически эффективного расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Созданные Заказчиком условия, а именно короткий срок подачи заявок 1 (один) рабочий день, ограничивают возможность подачи потенциальным участникам заявки на участие в запросе коммерческих предложений, что также противоречит принципу целевого и экономически эффективного расходование денежных средств, установленному в ст.3  Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что подача заявок на участие в данных закупках была ограничена очень коротким сроком (1 рабочий день), что приводит к ограничению возможности потенциальным участникам подать заявку на участие в закупке и привело к ограничению конкуренции, а также не соблюдению принципа целевого и экономически эффективного расходование денежных средств.

 

В ходе изучения положения о закупках и предоставленной документации по закупкам АО «А», Комиссией Тюменского УФАС России было установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Настоящее Положение регламентирует закупки любых товаров, работ, услуг для собственных нужд Заказчика.

В соответствии с п. 9.3 Положения о закупках, закупка путем запроса коммерческих предложений осуществляются в соответствии с разделом 9  настоящего Положения.

Пунктом 9.3 Положения о закупках установлено, что размещение документации о проведении запроса коммерческих предложений в единой информационной системе осуществляется Заказчиком не менее чем за 1 (один) рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе коммерческих предложений.

Данный пункт вступает в противоречие с ч. 2 ст. 3 Закона о закупках регламентирующей, что срок размещения извещения о проведении закупочных процедур, которыми помимо конкурса и аукциона могут быть иные способы закупки, должен составлять 20 (двадцать) дней.

Пункт 9.8 Положения о закупках результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок на участие в запросе коммерческих предложений оформляются протоколом. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе коммерческих предложений подписывается всеми присутствующими на заседании членами Комиссии.

Заказчик заключает договор с победителем запроса коммерческих предложений, с участником, подавшим единственную заявку на участие в запросе коммерческих предложений, который составляется путем включения в него условий исполнения договора, предусмотренных извещением о проведении запроса коммерческих предложений, сведений о товарах, работах, услугах, цены договора и цены товаров, работ, услуг, указанных в заявке, участника запроса коммерческих предложений, с которым заключается договор

Согласно пункту 9.8 Положения о закупках (в редакциях от 01.12.2014 и  31.08.2015) договор может быть заключен не ранее чем на следующий день после дня подписания протокола оценки и рассмотрения заявок на участие в запросе коммерческих предложений.

Договоры АО «А» с ООО «С» по итогам запросов коммерческих предложений на оказание транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники были заключены на 4 (четвертый) день.

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

 

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

То есть законодательно установлены меры обеспечения производства по защите гражданских прав в административном порядке в виде приостановления торгов с запретом заключения договора в период обжалования.

Таким образом, Заказчиком в Положении о закупке установление срока заключения договора по результатам закупочной процедуры без соблюдения десятидневного срока на обжалование результатов закупочной процедуры в антимонопольный орган, противоречит Закону о защите конкуренции.

 

Также в ходе рассмотрения материалов дела Комиссией Тюменского УФАС России было установлено, что в документации о запросах коммерческих предложений Заказчиком не установлена форма, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации о закупке. А при установлении периода подачи заявок в течение 1 (одного) рабочего дня Заказчик ограничивает участников еще и в части возможности получения информации о документации и разъяснений документации. То есть при установленном сроке в 1 (один) рабочий день потенциальные участники не успевают подать запрос на разъяснение.

Таким образом, не установление в документации о закупке формы, порядка, даты начала и окончания срока предоставления разъяснений положений документации о закупке нарушают п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

 

Согласно статье 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

 

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные  документы, заслушав пояснения Ответчика, пришла к следующим выводам.

Закупки способом запроса коммерческих предложений АО «А» были проведены с нарушением норм Закона о закупках и Закона о защите конкуренции.

 

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тюменского УФАС России приходит к заключению о наличии в действиях АО «А» при проведении запроса коммерческих предложений № 233/15-ЗКП (извещение № 31502349442) и запроса коммерческих предложений № 694/15-ЗКП (извещение № 31503100915) на оказание транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники, нарушений пунктов 1 и 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в установлении коротких сроков подачи заявок на участие в запросах в предоставлении преимущества хозяйствующему субъекту для участия в запросе коммерческих предложений на оказание транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники, а именно в установлении в документации о закупке требований ограничивающих конкуренцию, в заключение соглашения между Заказчиком и участником запроса коммерческих предложений, в том числе предоставления доступа к информации, что в свою очередь привело к ограничению конкуренции.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                  

 

Члены комиссии                                                                                          

           

 

 

Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны