Решение №К16/85-10 Заключение по делу от 9 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № К 16/85-10

 

   28.02.2017                                                                                                                    г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии

Полухин Д.А.    

- заместитель руководителя - начальника отдела

  контроля за  монополистической деятельностью

 

Члены комиссии:

 

 

Иванова Л.В.

- заместитель начальника отдела контроля

  за монополистической  деятельностью;

 

Окатьева Л.И.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля

  за монополистической деятельностью;

 

Петрачук А.Ю.

- специалист-эксперт отдела контроля

  за монополистической деятельностью;

 

рассмотрев дело № К16/85-10, возбуждённое по признакам нарушения ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», установила:

 

УСТАНОВИЛА:

В Тюменское УФАС России 06.07.2016 поступило заявление ООО «ЗапСибАвто» (далее также - Общество, Перевозчик, Заявитель) на действия ГБУ Тюменской области «Объединение автовокзалов и автостанций» (далее также -  Объединение АВ и АС, Автовокзал), выражающиеся в установлении несправедливой цены на оказываемые услуги по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа и дискриминации автотранспортных предприятий (далее также – АТП).

Автовокзал осуществляет реализацию билетов на осуществляемые автотранспортными предприятиями перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальным и межрегиональным  маршрутам. Средства, получаемые Объединением при реализации билетов, образуют выручку автотранспортных предприятий за перевозку пассажиров (багажа), часть которой Объединение удерживает в виде платы за оказываемые перевозчикам услуги.

Таким образом, за оказываемые услуги по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа Объединение устанавливает и взимает плату, которая зависит от размера выручки АТП получаемой от реализации билетов на проезд пассажиров и провоз багажа, а также и от суммы компенсации, которую автопредприятие получает из бюджета за перевозку пассажиров, пользующихся бесплатным проездом по действующим льготам.

 Заявитель считает, что необходимо применять иной порядок расчётов за услуги автовокзала, исключающий возможность самостоятельного удержания Ответчиком процента от выручки, получаемой Перевозчиками. Автовокзалу необходимо определить конкретную плату за услуги автовокзала, которая должна оплачиваться перевозчиком по факту оказанных услуг на основании актов выполненных работ или акта зачёта, согласно установленному Гражданским кодексом порядку оплаты оказанных услуг.

По результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг автовокзалов и автобусных станций, проведённого при рассмотрении заявления, установлено, что ГБУ Тюменской области «Объединение автовокзалов и автостанций» занимает доминирующее положение на рынке услуг автовокзала (автостанции) в границах муниципальных образований Тюменской области (без автономных округов) за исключением г. Тобольска, Тобольского, Сладковского, Аромашевского и Уватского районов.

В ходе рассмотрения заявления ООО «ЗапСибАвто» в действиях  ГБУ ТО «Объединение АВиАС» установлено наличие признаков нарушения п.8 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании дискриминационных условий на рынке услуг автовокзалов (услуга по организации автомобильных перевозок пассажиров и багажа на междугорных и пригородных маршрутах), путём установления платы за оказываемые услуги в относительной величине, что приводит (может привести) к ограничению конкуренции и ущемлению интересов отдельных автоперевозчиков.

            В соответствии с требованиями ч.8 ст.44 Закона о защите конкуренции и на основании ч.2 ст.39.1. Закона о защите конкуренции в адрес ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» направлено предупреждение о прекращении в установленный срок (30 дней с момента получения) действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх.№ ИВ/6294 от 15.09.2016.).

Руководствуясь ч.8 ст.39.1 Закона о защите конкуренции, по факту неисполнения   предупреждения в отношении ГБУ ТО «Объединение АВиАС» по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № К16/85-10 Дело возбуждено приказом Тюменским УФАС России №187 от  07.11.2016.

К участию в рассмотрении дела № К16/85-10 в качестве заинтересованных лиц (по ходатайству Ответчика) привлечены: Индивидуальный предприниматель Анисимова Сергея Петровича и ООО «Вега Логистик».

 

По результатам рассмотрения дела №К16/85-10 Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ГБУ ТО «Объединение АВиАС» нарушения п.8 ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании дискриминационных условий на рынке услуг автовокзалов (автостанций), путём установления платы за оказываемые услуги в относительной величине, что приводит (может привести) к ограничению конкуренции и ущемлению интересов отдельных автоперевозчиков.

Выводы Комиссии основаны на следующих обстоятельствах.

ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» является бюджетным учреждением, созданным Тюменской областью в лице Главного управления строительства Тюменской области (далее также  – ГУС ТО) в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов власти Тюменской области в сфере транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом пригородного и междугородного сообщения.

Согласно Уставу ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» предметом деятельности учреждения является выполнение работ и оказание услуг в сфере пассажирских перевозок на объектах транспортной инфраструктуры (автовокзалах, автостанциях, кассовых пунктах), совершенствование системы управления процессом оказания транспортных услуг с применением современного оборудования и средств связи.

Между Заявителем и Объединением существуют правоотношения, в соответствии с которыми Автовокзал оказывает Перевозчику услуги по организации автомобильных перевозок пассажиров и багажа на междугородных и пригородных маршрутах (услуги автовокзалов, автостанций, кассовых пунктов на определённых объектах), а Перевозчик оплачивает эти услуги.

Расчёты за оказываемые Объединением услуги осуществляются в соответствии с разделом 4 договора, который содержит пункт 4.2, согласно которому, оплата услуг «Объединения», оказываемых Автотранспортному предприятию, производится путём удержания вознаграждения Объединения из суммы выручки, полученной от реализации билетов на проезд пассажиров и провоз багажа по маршрутной сети Автопредприятия за текущей отчётный период.

 Размер вознаграждения Объединения, уплачиваемого Автопредприятием за оказываемые услуги автовокзала (автостанции), составляет 19,5% от суммы выручки, полученной от реализации билетов на проезд пассажиров, в т.ч. НДС 18%, а также от суммы субсидии, получаемой перевозчиком из средств соответствующего бюджета в качестве компенсации за услуги по перевозке льготных категорий граждан и 50% от суммы выручки, полученной от реализации билетов на провоз багажа, в т.ч. НДС 18% (пункт 4.3. и 4.4. договора).

Размер платы, взимаемой с АТП  за оказываемые по договорам на организацию перевозов пассажиров и багажа услуги, установлен приказом ГБУ ТО «Объединение АВиАС» от 01.10.2015 №226. В  приложении №3 приказа указано:

Организация перевозки пассажиров (с НДС) - 19,5% (от выручки АТП);
Организация перевозки багажа  (с НДС) – 50% (от выручки АТП);
Организация посадки пассажиров на территории автовокзалов и автостанций по комплексным билетам  (с НДС) – 7% (от стоимости  (тариф) билетов, реализованных через кассовые пункты, не входящие в состав подразделений Объединения (агентства)).

В 2016 году Ответчиком применялись установленные приказом от 01.10.2015 №226 цены, т.е. стоимость услуг не менялась.

В обоснование установления платы в процентном выражении за оказываемые в рамках договоров на организацию регулярных перевозок пассажиров и багажа в междугородном и пригородном направлении, Ответчик ссылается на порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ), установленный Главным управлением строительства Тюменской области, Методику формирования тарифов на услуги пассажирского автомобильного транспорта, утверждённую постановлением правительства Тюменской области от 20.09.2010 №271-п и на разъяснения Департамента тарифной и ценовой политики, изложенные в письме от 02.02.2016 № 0505/280 о затратах за пользование услугами автовокзалов и автостанций.

Приказом ГУС ТО № 689-од от 01.10.2012(далее - приказ № 689-од) утверждён порядок определения платы для физических и юридических лиц за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности ГБУ Тюменской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет ГУС ТО.

Согласно приказу № 689-од, размер платы за услуги (работы), утверждается руководителем учреждения и определяется на основании:

установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации цен (тарифов) на соответствующие платные услуги (работы) по основным видам деятельности (при наличии);
размера расчётных и расчётно-нормативных затрат на оказание учреждением платных услуг (работ) по основам видам деятельности, а также размера расчётных и расчётно-нормативных затрат на содержание имущества учреждений;
анализа фактических затрат учреждения на оказание платных услуг (работ) по основным видам деятельности в предшествующие периоды;
прогнозной информации о динамике изменения уровня  цен (тарифов) в составе затрат на оказание учреждениями платных услуг (работ) по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;
анализа существующего и прогнозируемого объёма рыночных предложений на аналогичные услуги (работы) и уровня цен (тарифов) на них;
анализа существующего и прогнозируемого объёма спроса на аналогичные услуги (работы).

Ссылаясь на разъяснения Департамента, ГБУ ТО «Объединение АВиАС» указывает, что решающим фактором при определении цены является размер платы за услуги автовокзалов, заложенной в тариф на перевозку пассажиров.  Заявитель считает, что для изменения тарифов на оказываемые Автовокзалом услуги, необходимо внесение изменений в Методику формирования тарифов на услуги перевозки пассажиров  автомобильным транспортом в разрезе маршрутов, утверждённую постановлением Правительства Тюменской области от 20.09.2010 №271-п (далее – Методика №271-п), а у Объединения нет таких полномочий.

В письме Департамента (от 02.02.2016 № 0505/280) указано  следующее. Порядок расчёта тарифов на перевозку пассажиров автотранспортом определён Методикой №271-п, согласно которой, расходы автотранспортных предприятий на услуги автовокзалов и автостанций входят в состав прочих затрат, которые в свою очередь относятся к эксплуатационным расходам предприятия и учитываются в затратах в виде нормативов, размеры которых определены указанной методикой.

Доля расходов автотранспортных предприятий на услуги автовокзалов и автостанций в структуре прочих расходов в среднем составляет 20,5%. Указанный норматив был определён с учётом отчислений по договорам на организацию перевозок пассажиров и багажа, заключённым между автотранспортными предприятиями и ГБУ ТО «Объединение АВиАС» (для автотранспортных предприятий сумма отчислений составляла от 16,5 до 21,24% (с НДС) от общей суммы, полученной от реализации билетов).

Департамент поясняет, что при расчёте тарифов на перевозку пассажиров учтены расходы автотранспортных предприятий на услуги автовокзалов. Нормативы для расчёта эксплуатационных и прочих затрат, в состав которых включены затраты на услуги автовокзалов, определены по доле расходов автоперевозчиков на оплату услуг ГБУ ТО «Объединение АВиАС» в получаемой от реализации билетов выручке.

Таким образом, из содержания письма Департамента следует однозначный вывод, что показатель, учитывающий расходы автотранспортных предприятий по договорам на организацию перевозок и багажа, находится в прямой зависимости от стоимости услуг автовокзалов и автостанций, установленной Объединением, но не наоборот, как считает Ответчик.

На основании имеющихся в материалах дела документов (представленных Ответчиком) не установлено наличие зависимости расходов ГБУ ТО «Объединение АВиАС» от уровня расходов автопредприятий, в т.ч. расходов на услуги автовокзалов. Соответственно использование «доли расходов АТП на услуги автовокзала» в качестве ценообразующего показателя при формировании цен (тарифов) на услуги по организации перевозок пассажиров и багажа, оказываемых автоперевозчикам, является необоснованным.

            Порядок установления цен (приказ ГУС ТО №№ 689-од), которым руководствуется Ответчик при установлении цен (тарифов), содержит перечень критериев, которые бюджетное учреждение обязано учитывать при расчёте размера платы за оказываемые услуги. Таким образом, устанавливаемая хозяйствующим субъектом плата должна подтверждаться соответствующими расчётами расходов предприятия, связанных с осуществлением данного вида деятельности, т.е. установленная плата (цена, тариф) за оказываемые услуги  должна быть экономически обоснована.

            ГБУ ТО «Объединение АВиАС» представлены расчёты размера выручки от осуществления деятельности и калькуляция затрат ГБУ, связанных с осуществлением деятельности по оказанию услуг автовокзалов. Из расчётов следует, что доходы Объединения от удержания из выручки АТП составляют 73% общего дохода предприятия (за 2015 год).

В качестве экономического обоснования Ответчиком представлены расчёт, на основании которого хозяйствующим субъектом определён размер взимаемой платы: разделив доход, полученный от удержания  выручки АТП, на всю выручку АТП от перевозки пассажиров и льготных пассажиров и багажа, Автовокзалом  определён процент удержания из выручки АТП, необходимый для безубыточной работы Объединения.

Представленные расчеты подтверждают, что Объединение определяет стоимость услуг в процентном отношении к выручке АТП, исходя из суммы, необходимой для покрытия расходов предприятия. Иных расчётов, подтверждающих экономическую обоснованность установленных размеров установленной платы за оказываемые услуги, Объединением не представлено. Из чего следует, что расчёт стоимости оказываемых услуг на основании экономически обоснованных затрат хозяйствующим субъектом не осуществляется. Ответчик обеспечивает необходимый уровень дохода за счёт удержания части выручки (процента), полученной автотранспортным предприятием от реализации билетов.

ГБУ ТО «Объединение АВиАС» представлены данные о выручке, получаемой от оказания услуг по договорам с автопредприятиями, осуществляющими регулярные перевозки пассажиров и багажа за 2015 и год и 1 полугодие 2016 года

 Представленные данные подтверждают, что удерживаемые из выручки АТП суммы, в качестве платы за оказанные услуги, существенно различаются, т.к. зависят от размера выручки, получаемой перевозчиком от реализации билетов.

            В перечень контрагентов Объединения входят 92 автоперевозчика. Выручка автотранспортного предприятия зависит от цены и количества проданных билетов. Стоимость билета находится в прямой зависимости от расстояния маршрута. Поскольку стоимость реализованных билетов зависит от дальности маршрута, соответственно выручка, полученная автоперевозчиком от продажи одинакового количества билетов, будет разной. Следовательно, реализуя одинаковое количество билетов на проезд пассажиров и провоз багажа, автобусами разных перевозчиков, т.е. оказывая перевозчикам равный объем услуг, Объединение удерживает из выручки хозяйствующих субъектов различную сумму.

То есть, приобретая у Автовокзала одинаковую услугу, автоперевозчики несут различные расходы, при этом уровень расходов (стоимость услуги) имеет прямую зависимость от размера выручки, получаемой перевозчиком  от продажи билетов (чем выручка больше, тем выше оплата (в абсолютном выражении) за оказанную услугу больше).

Согласно представленных Ответчиком данных за 2015 и 1 полугодии 2016 года, из выручки Заявителя в 2015 году удержана сумма, равная 12 355, 8 тыс. руб, из выручки ЗАО «Автотранс» - 680,9 тыс.рублей, из выручки ИП Анисимова - 6944,8 тыс. рублей, из выручки ООО «Вега Логистик» - 3767,9 тыс.руб. и т.д.

Сопоставление платы перевозчиков, взимаемой Объединением за оказание услуги (процент (19,5% или 50%) от выручки, полученной перевозчиком от продажи одного билета на проезд пассажира и провоз багажа), рассчитанной на основании представленной Ответчиком информации о количестве и стоимости реализованных билетов на перевозку пассажиров и провоз багажа, осуществляемых автотранспортными предприятиями, выполняющими регулярные перевозки в пределах Тюменской области (без автономных округов) за 2015 год, также является доказательством того, что расходы автотранспортных предприятий на приобретение одинаковой услуги автовокзала имеют различное денежное выражение.

На следующем графике, в качестве примера, представлены данные подтверждающие различный уровень платы, удержанной Объединением из выручки перевозчика, полученной от продажи одного билета на проезд пассажира в 2015 году.

Доказательством установления Автовокзалом разной стоимости за одинаковую услугу являются также данные, представление Заявителем. Осуществляя перевозки пассажиров и багажа по одному маршруту, но  устанавливая разные цены на билеты (в зависимости от комфортности автобуса, времени совершения рейса и др. критериев), Автовокзал взимает с Заявителя (в денежном выражении) разную плату.

Поскольку стоимость услуги автовокзала рассчитывается в процентах от полученной перевозчиком выручки, а выручка, полученная от реализации одинакового количества билетов по разной цене, отличается, соответственно сумма удержания для одного и того же перевозчика за разные рейсы по одному маршруту является неодинаковой. Следовательно, цена оказанной Автовокзалом одинаковой по содержанию услуги для перевозчика, в данном случае, имеет разное стоимостное выражение.

Различие в расходах перевозчика по оплате услуг автовокзала при разной стоимости билетов на рейсы, совершаемые перевозчиком по одному маршруту, подтверждается на следующем примере. ООО «ЗапСибАвто», совершая рейс по маршруту «Тюмень-Торгили» и устанавливая цену на билет в размере 104 рублей, оплата  услуг автовокзала составила 20,28 рублей (19,5% от стоимости билета), при стоимости билета в размере 127 рублей – оплата составила 24,76 рублей (19,5% от стоимости билета) (данные ведомости учёта продажи билетов на автобус от 12.02.2017 и от 12.02.2017).

 

Если стоимость билетов, реализуемых разными автотранспортными предприятиями, осуществляющими  перевозку пассажиров по одинаковым маршрутам, отличается, соответственно и денежное выражение удерживаемой Автовокзалом с перевозчиков платы имеет разницу. Представленные Ответчиком сведения за 2016 год о маршрутах, по которым перевозки осуществлялись более чем одним перевозчиком (по факту таких маршрутов 24, перевозчиков по одному маршруту от двух до 5 АТП), являются подтверждением того плата, взимаемая Автовокзалом  за одинаковую услугу, зависит от стоимости билета и существенным образом отличается. Диапазон взимаемой Ответчиком платы (процент от стоимости одного билета) за оказанную перевозчикам услугу, составляет от 36 до 679 рублей.

Предоставляя перевозчику услугу по продаже билета, не связана с его ценой. При этом взимаемая Автовокзалом плата за предоставление услуги по продаже билета является разной. Например, стоимость одного билета на рейс, совершаемый  от Тюмени  до Тобольска, установлена перевозчиками в размере 500, 512, 600 и 681 рулей, соответственно взимаемая Автовокзалом плата за услугу, совершенно одинаковую по содержанию (продажа билета), составляет соответственно 98, 100, 117 и 133 рубля.

Таким образом, оказываемая Ответчиком одинаковая услуга имеет разное стоимостное выражение, при этом размер платы определяется не в зависимости от понесённых Ответчиком расходов, связанных с оказанием услуг, а стоимости услуги по перевозке пассажира и багажа (цена билета), обусловленной дальностью совершаемого автоперевозчиком рейса и другими критериями, определяющими в конечном итоге сумму получаемой перевозчиком выручки.

 

Ответчиком признан факт доминирования ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций» на рынке оказания услуг  автовокзалов.

Ответчиком даны пояснения, что при существующей системе ценообразования происходит перераспределение затрат на содержание автовокзалов между перевозчиками - с длинных маршрутов на короткие, поэтому установление фиксированных тарифов негативно отразится на результатах деятельности перевозчиков, осуществляющих перевозки на короткие расстояния (межмуниципальные и пригородные маршруты).

Ответчиком представлены Комиссии доводы относительно негативных последствий изменения применяемой системы ценообразования. Перевозчики, которые осуществляют пригородные перевозки, по сравнению с предприятиями, которые осуществляют междугородные перевозки на значительные расстояния, будут поставлены в неравные условия. Поскольку выручка  перевозчиков, осуществляющих пригородные перевозки, будет меньше, чем они будут должны заплатить Автовокзалу за оказанные услуги. Ответчик подтвердил свои доводы расчётами, которые произвёл на основании проекта Федерального закона о внесении изменения в ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ.

Основываясь на произведённых расчётах, Ответчик считает, что необходимо сохранить существующую систему расчётов до окончания срока действия заключённых договоров на осуществление регулярных перевозок – до 31.07.2018. Переход на новую методику расчёта тарифа на услуги автовокзала, по мнению Ответчика,  может привести к уходу перевозчиков из автовокзалов и автостанций, созданию нелегальных пунктов сбора пассажиров, к ухудшению качества оказания транспортных услуг.

Таким образом, Ответчик считает, что в результате установления тарифов на оказываемые услуги в абсолютном выражении, существенно вырастут расходы перевозчиков на содержание автовокзала и, как следствие, стоимость перевозки для пассажиров.

Позиция Ответчика заключается в том, что проблема определения платы за  оказываемые услуги автовокзала является системной и может быть решена в результате принятия соответствующего федерального закона. До внесения изменений в законодательство Ответчик считает не возможным решение вопроса установления цены услуги в абсолютном выражении, поскольку необходимо иметь соответствующую методическую базу для решения вопроса перераспределения финансирования между перевозчиками, которой на сегодняшний день нет.

 

Заинтересованные лица считают, что при установлении цены в процентном выражении учитывается вид осуществляемого перевозчиком сообщения. Различная протяжённость и длительность межмуниципальных, межрегиональных, международных маршрутов регулярных перевозок предопределяет различный объем услуг, оказываемых в пути следования пассажирам и перевозчикам. Таким образом, объем оказанных услуг автовокзала зависит от протяженности маршрута перевозки. Процент, взимаемый Ответчиком с выручки за оказание услуг прямо пропорционален, объему оказываемых услуг.

Представитель заинтересованных лиц считает, что установление платы в абсолютном выражении, без разделения перевозчиков на категории в зависимости от вида осуществляемого сообщения, приведет к росту тарифов на перевозку пассажиров и потребует значительного бюджетного финансирования. В результате установления единых тарифов на услугу для всех категорий перевозчиков в абсолютном выражении ООО «Вега Логистик» и ИП Анисимов будут оплачивать услуги автовокзала, оказанные междугородным и международным перевозчикам. Перевозчики не смогут осуществлять свою деятельность, так как расходы предприятий будут превышать его доходы.

 

Комиссия оценив, представленные Ответчиком и заинтересованными лицами доводы и доказательства пришла к следующему выводу.

Ответчиком и заинтересованными лицами, поддерживающими позицию Ответчика, не представлены Комиссии доказательства обоснованности установления различных цен на услуги автовокзалов, оказываемых автотранспортным предприятиям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров.

Все представленные Ответчиком доказательства, сводятся к тому, что на сегодняшний момент отсутствует законодательно установленная методическая база для расчёта цен, а также к тому, что установление цен на оказываемые услуги в абсолютном выражении приведёт к негативным последствиям, связанным с ростом платы за услуги автовокзала для перевозчиков, осуществляющих перевозки на близкие расстояния (муниципальные и межмуниципальные маршруты).

Позиция Заинтересованных лиц состоит в том, что состав правонарушения в действиях Ответчика отсутствует, а переход на новую систему определения цен приведет к ущемлению их интересов.

Руководствуясь п.7 ч.1 ст.44 Закона о защите конкуренции, по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг автовокзалов и автобусных станций, проведённого при рассмотрении дела, установлено: ГБУ Тюменской области «Объединение автовокзалов и автостанций» занимает доминирующее положение на рынке услуг автовокзала (автостанции) в границах муниципальных образований Тюменской области (без автономных округов) за исключением г.Тобольска, Тобольского, Сладковского, Аромашевского и Уватского районов. Выводы о доминировании Заявителя, основанные на результатах анализа товарного рынка, отражены в аналитическом отчёте составленном по итогам анализа.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий деятельности  на товарном рынке.

В статье 4 Федерального закона «О защите конкуренции» содержится определения понятия «дискриминационные условия» - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Функционирование рынка в условиях, когда доминирующим хозяйствующим субъектом (Заявителем) осуществляются дискриминационные действия в отношении отдельных покупателей, приводит к ограничению конкуренции на рынке регулярных автомобильных пассажирских перевозок, так как автотранспортные предприятия находятся в разных экономических условиях (расходы предприятия на приобретение услуги по организации перевозок пассажиров и багажа имеют значительные отличия).

Неравные условия по оплате за услугу негативно отражается на конкурентоспособности отдельных покупателей, поскольку оказывают непосредственное влияние на уровень финансового результата, получаемого от осуществления деятельности на рынке.

Верховный суд Российской Федерации (Определение Верховного Суда Российской Федерации № 309-КГ15-887 от 13.03.2015) указал, что суды, принимая решения по делу № А50-24492/2012 учли то обстоятельство, что в результате действующей системы расчётов платы за услуги автовокзала перевозчик, осуществляющий деятельность на маршрутах дальнего следования, производит оплату в большей сумме, нежели перевозчик, осуществляющий деятельность на маршруте меньшей протяжённости, неся при этом различные затраты при осуществлении идентичного вида деятельности, что ведёт к ущемлению интересов одной группы перевозчиков и создаёт необоснованные преимущества другой.

Таким образом, Тюменским УФАС России по результатам рассмотрения дела установлено наличие доминирования ГБУ ТО «Объединение АВиАС» на товарном рынке и наличие нарушения п.8 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании дискриминационных условий на рынке услуг автовокзалов (услуга по организации автомобильных перевозок пассажиров и багажа на междугорных и пригородных маршрутах), путём установления платы за оказываемые услуги в относительной величине, что приводит (может привести) к ограничению конкуренции и ущемлению интересов отдельных автоперевозчиков.

 

 Председатель комиссии

 

Д.А. Полухин

Члены комиссии

 

Л.В.Иванова      

 

 

А.Ю.Петрачук

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны