Решение и предписание по делу № К17/04-17

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
12.01.2018
Управление:
Тюменское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль проведения торгов
Номер документа:
№ К17/04-17
Номер дела:

ФАС

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № К17/4-17

 

Резолютивная часть объявлена 21.12.2017

Решение в полном объеме изготовлено 11.01.2018 г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

рассмотрев дело № К17/4-17 по признакам нарушения М (627440, Тюменская область, Бердюжский район, с. Бердюжье, ул. Кирова, д. 8) части 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении договоров на поставку продуктов питания у единственного поставщика способом запроса цен, как различных категорий товаров (с разным ОКВЭД), так и одной категории, без учета наилучших предложений участников закупки, что приводит к ограничению конкуренции, в присутствии представителя ответчика – М - **** (доверенность № 1 от 23.08.2017), в отсутствии заинтересованного лица – ИП М***, надлежащим образом уведомленной о рассмотрении дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Комиссией Тюменского УФАС России (далее – Управление) при осуществлении контроля соблюдения антимонопольного законодательства в рамках полномочий, установленных ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлено следующее.

Основанием для возбуждения дела № К17/4-17 о нарушении антимонопольного законодательства явились направленные материалы из Прокуратуры Бердюжского района по заявлению индивидуального предпринимателя М*** (далее – Заявитель, ИП М***.) на действия М общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей (далее – М, Учреждение).

Исходя из доводов Заявителя, 18.05.2017 на сайте электронной площадки в сети Интернет по адресу: www.rts-tender.ru М была размещена информация о проведении закупки №69878 на поставку продуктов питания (куры, бакалея) способом запроса цен. В установленный срок – 23.05.2017 Заявителем была подана заявка на участие в запросе цен на сумму 95 037,90 рублей. Победителем закупки признано ООО «О» с ценовым предложением на сумму 95 257,00 рублей, что превышает сумму заявки Заявителя. Заявитель считает решение комиссии по закупкам Заказчика необоснованным, влекущим увеличение денежных затрат.

В ходе анализа материалов дела № К17/4-17 было установлено, что М заключила без проведения конкурентных процедур и до 100 000,00 рублей следующие договоры:

1) №379/17, №385/17 от 01.01.2017 на суммы 62 850,00 и 66 274,00 рублей (на поставку молочной продукции с ООО «М»);

2) №386/17 от 01.02.2017 на суммы 73 949,00 руб. и 53 684,00 руб. (на поставку молочной продукции с ООО «М»);

3) №62 от 15.02.2017 на сумму 99 000,00 рублей (на поставку куриных тушек, яиц, конфет, пряников, печенья, повидла, вафель, сока с ООО «О»);

4) №419/17 и №420/20 от 01.03.2017 на сумму 77 284,00 и 82 080,00 рублей (на поставку молочной продукции с ООО «М»);

5) №2017.7997 от 28.03.2017 на сумму 254 283,00 рубля (на поставку куриных тушек, яиц, конфет, пряников, печенья, повидла, вафель, сока с ООО «О»);

6) №2017.14799, №2017.14801 от 24.05.2017 (на поставку говядины с СПССПК «Э»);

7) №2017.14822 от 24.05.2017 (на поставку куриных тушек, яиц, конфет, пряников, печенья, повидла, вафель, сока с ООО «О»);

8) №2017.14646 № 2017.14650 от 26.05.2017 (на поставку молочной продукции с ООО «М»);

9) №2017.14796 от 24.05.2017 (на поставку горбуши, минтая, рыбы с/с, ягод свежемороженых с ИП З**);

10) №2017.14799, № 2017.14801 от 24.05.2017 на суммы 54 000,00 и 59 400,00 рублей (на поставку говядины с СПССПК «Э»);

11) №2017.18650, №2017.14655 от 26.06.2017 на суммы 84 600,00 и 60 300,00 рублей (на поставку говядины с СПССПК «Э»);

12) №2017.18681, №2017.18677 от 26.06.2017 на суммы 96 333,30 и 96 715,50 рублей (на поставку молочной продукции с ООО «М»);

13) №2017.18842, №2017.18845 от 27.06.2017 на суммы 99 140,00 и 97 839,00 (поставка продуктов питания);

14) №2017.22367, №2017.22302 от 26.07.2017 на суммы 99 720,00 и 99 720,00 рублей (на поставку говядины с СПССПК «Э»).

Проведение М закупок на поставку продуктов питания у единственного поставщика способом запроса цен на суммы до 100 000,00 как различных категорий товаров (с разным ОКВЭД), так и одной категории одномоментно, содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, что приводит к ограничению выхода потенциальных участников закупок на рынок поставки продуктов питания.

На основании вышеизложенного, приказом Тюменского УФАС России от 01.08.2017 № 82 в отношении М было возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В заседаниях Комиссии по рассмотрению настоящего дела, представитель Ответчика вменяемое нарушение антимонопольного законодательства не признала, пояснив следующее.

Согласно представленным обоснованиям, М проведены закупки у единственного поставщика способом запроса цен на поставку продуктов питания. В соответствии с положением о закупки товаров, работ, услуг Учреждение вправе осуществлять закупку до 100 000,00 рублей по средствам функционала ЭТП. В Положении о закупке М не указано, что осуществляя закупку способом у единственного поставщика Учреждение обязано выбрать наименьшее ценовое предложение.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции при проведении закупок М было установлено следующее.

Предметом закупок с единственным поставщиком является: поставка молочной продукции, поставка продуктов питания, поставка мяса.

Состав хозяйствующих субъектов, участвовавших в рассматриваемых закупках у единственного поставщика:

- СПССПК «Э»;

- ООО «О»;

- ООО «М»;

- ИП З**.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения Ответчика, установила следующее.

Согласно ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, Протоколом заседания наблюдательного совета № 7 от 26.05 2017 г. утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд М (далее – Положение о закупках), которое размещено (опубликовано) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупках является документом, регламентирующим закупочную деятельность М и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупка у единственного поставщика, подрядчика исполнителя – неконкурентный способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком, подрядчиком, исполнителем без рассмотрения конкурирующих предложений.

Распоряжением Правительства Тюменской области от 16.09.2016 № 1089-рп определено учреждениям, подведомственным Департаменту социального развития Тюменской области, Департаменту образования и науки Тюменской области (далее – Заказчикам) осуществлять закупки малого объема продуктов питания в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» посредством электронной торговой системы. Согласно распоряжению от 16.09.2016 № 1089-рп, Департаменту социального развития Тюменской области, Департаменту образования и науки Тюменской области определено обеспечить внесение Заказчиками изменений в положения о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд в части организации закупок посредством электронной торговой площадки. В соответствии с распоряжением главам администраций городских округов и муниципальных районов Тюменской области необходимо разработать и утвердить порядок автоматизации закупок малого объема для подведомственных в сфере образования, науки и социального обслуживания населения учреждений при осуществлении закупок малого объема продуктов питания в соответствии с Законом о закупках.

Таким образом, Заказчики обязаны осуществлять закупки малого объема продуктов питания в соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 16.09.2016 № 1089-рп «Об автоматизации закупок малого объема», а также согласно разработанному Управлением государственных закупок Тюменской области и опубликованному в сети Интернет Типовому положению о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Типовое положение)

В п. 19.3 Типового положения установлено, что договор заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предложившим наименьшую цену договора в электронной форме посредством функционала электронной площадки путем подписания его электронной подписью уполномоченного должностного лица Заказчика и электронной подписью должностного лица участника закупки, с которым заключается договор.

В соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг М 18.05.2017 по адресу www.rts-tender.ru разместило информацию запроса цен № 69878 на поставку продуктов питания.

22.05.2017 ООО «О» представило заявку на участие на сумму 95 257,00 рублей.

23.05.2017 И представила заявку на участие на сумму 95 037,90 рублей.

На основании Протокола о закупке у единственного поставщика от 23.05.2017 по итогам процедуры закупки у единственного поставщика путем запроса предложений цен Заказчиком принято решение о заключении договора с ООО «О».

В соответствии с п.п. 18.4, 18.4.1 Положения о закупке, в случае осуществления закупки у единственного поставщика в соответствии с п. 18.3.16 (осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика на сумму, не превышающую 100 000,00 рублей), Заказчик вправе осуществлять закупку у единственного поставщика в электронной форме с использованием функционала ЭТП.

При рассмотрении настоящего дела, Комиссией было установлено, что Положение о закупке и закупочная документация М не содержит критериев для оценки заявок участников запроса цен, по которым определяется победитель закупки, с которым заключается договор.

М 24.05.2017 заключило договор № 2017.14822 на поставку продуктов питания с единственным поставщиком - ООО «О» с использованием способа запроса цен путем направления оферты поставщикам продуктов питания в соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 16.09.2016 № 1089-рп «Об автоматизации закупок малого объема», хотя ценовое предложение участника закупки ООО «О» превышало ценовое предложение И***

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках Заказчики при проведении закупок руководствуются в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Кроме того, частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение действий при проведении торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции, положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Исходя из толкования нормативных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.

Следовательно, не установление заказчиком критериев оценки заявок участников закупки у единственного поставщика способом запроса цен в Положении о закупках повлекло неправомерное определение победителя.

Заключение договора с участником закупки, предложившим наибольшее ценовое предложение противоречит принципам равноправия, и при этом утрачивается смысл проведения закупки способом запроса цен, так как выбор победителя не сориентирован по критерию «цена».

Таким образом, заключение договора М с ООО «О», представившим заявку на участие в запросе цен на сумму больше, чем предложение ИП М противоречит принципам Закона о закупках и нарушает ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, при изучении материалов дела было установлено, что закупки у единственного поставщика на сумму до 100 000,00 рублей на поставку продуктов питания, как различных категорий товаров (с разным ОКВЭД), так и одной категории, осуществлялись М в течение всего 2017 года, ежемесячно, в один календарный день.

Представитель заказчика пояснил, что заключение договоров с одним и тем же поставщиком на поставку продуктов питания с единым предметом закупки на сумму, не превышающую 100 000,00 рублей, в один календарный день, проводятся в связи с текущей потребностью заказчика в продуктах питания.

На основании проведенного анализа рынка путем анкетирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по поставке продуктов питания Тюменской области, для производителей определенных категорий товаров барьером является объединение различных продуктов питания (с различным ОКВЭД) в одну закупку.

Кроме того, в Положении о закупках М имеется пункт 18.3.16, позволяющий осуществлять закупку у единственного поставщика на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика на сумму не превышающую 700 000,00 рублей. При заключении таких договоров требуется размещение сведений о заключении на Официальной сайте в сети Интернет. Так же Положение о закупках содержит способы закупки, при которых подача заявок сокращена до 5-7 дней (запрос котировок, запрос предложений).

Закон о закупках позволяет не размещать в единой информационной системе сведения о закупках на сумму меньше 100 тысяч рублей, следовательно дробление закупок осуществляется с целью избегания обязанности размещения сведений о закупках, что противоречит принципу информационной открытости закупок, закрепленному в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Закупки М на поставку продуктов питания искусственно раздроблены заказчиком и оформлены самостоятельными договорами на суммы не более 100 000 рублей, с целью избегания обязанности размещения сведений о закупках и не проведения конкурсных процедур, что приводит к ограничению выхода потенциальных участников закупок на рынок поставки продуктов питания и содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, искусственное дроблении закупок и оформление самостоятельных договоров с целью не проведения конкурентных процедур, а также избегания обязанности размещения сведений о заключенных договорах при проведении М закупок у единственного поставщика на суммы не более 100 000,00 рублей на поставку продуктов питания нарушает ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, которое может являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) может привести к ограничению, устранению конкуренции.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях М нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в неправомерном определении победителя при проведении закупки № 69878 на поставку продуктов питания (куры, бакалея) способом запроса цен, а так же в искусственном дроблении закупок и оформлении самостоятельных договоров при проведении закупок у единственного поставщика на суммы не более 100 000,00 рублей на поставку продуктов питания, с целью не проведения конкурентных процедур, избегания обязанности размещения сведений о закупках, что привело или могло привести к ограничению конкуренции.
  2. Выдать М обязательное для исполнения предписание об установлении выявленных нарушений.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядкев течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № К17/4-17

 

21 декабря 2017 года г. Тюмень

 

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

председатель Комиссии:

 

 

члены комиссии:

 

 

 

 

руководствуясь ч. 3.1 ст. 23, чч. 1 - 4 ст. 41, чч. 1, 2 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании решения от 21.12.2017 по делу № К17/4-17 о нарушении ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции М,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. М прекратить нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции путем:

- проведения конкурентных способов закупки или закупки у единственного поставщика, исключая дробление закупок с одним поставщиком на суммы менее 100 000,00 рублей, согласно Положению о закупках и в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- установления критериев оценки заявок участников закупок у единственного поставщика способом запроса цен в Положении о закупках.

 

 

2. М в срок не позднее 01.08.2018 года предоставить доказательства исполнения настоящего предписания.

О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее 5 (пяти) дней со дня его выполнения.

 

 

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.