Решение №К17/1-17 Заключение от 24 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № К17/1-17

 

15.05.2017 г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

***

- заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства

Члены комиссии:

 

***

- начальник отдела контроля органов власти;

***

- специалист отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № К17/1-17 по признакам нарушения Муниципальным медицинским автономным учреждением «Г (625046, г. Тюмень, ул. Народная, д.6/1) (далее – ММАУ «Г», Ответчик, Заказчик), части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии на заседании представителей ММАУ «Г» – *** (доверенность от 17.04.2017 № 06) и *** (доверенность от 17.04.2017 № 06), руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства (приказ Тюменского УФАС России от 06.03.2017 № 24) явилось заявление ООО «М» на действия ММАУ «Г» при проведении запросов котировок (реестровый № закупки 31604634084) на поставку реагентов для клинико-диагностической лаборатории, поступившее в Тюменское УФАС России, указывающее на признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении указанного запроса котировок в электронной форме.

В ходе рассмотрения представленных материалов были установлены следующие обстоятельства.

30.12.2016 в 16:23 (МСК+2) заказчиком размещено извещение №31604634084 на официальном сайте www:zakupki.gov.ru и на электронной площадке ЭТП «Торги 223» о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку реагентов для клинико-диагностической лаборатории.

В соответствии с извещением, размещенным на официальном сайте:

Дата и время начала срока подачи котировочных заявок 31.12.2016 в 08:00 (время местное (МСК+2 часа)).

Дата и время окончания подачи заявок 09.01.2017 в 08:00 (время местное (МСК+2 часа)).

Дата и время рассмотрения заявок и подведения итогов 09.01.2017 в 10:00 (время местное (МСК+2 часа)).

Дата и время подведения итогов по заявкам на участие в запросе котировок в электронной форме 12.01.2017 в 11:00 (время местное (МСК+2 часа)).

Срок подписания договора: не ранее 5 (пяти) банковских дней со дня размещения в единой информационной системе и на электронной площадке http://torgi223.ru протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Пунктом 11 извещения установлено, что срок, место и порядок подачи котировочных заявок: Извещение и котировочная документация по проведению запроса котировок в электронной форме доступны для ознакомления с 30.12.2016 по 12.01.2017 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, на сайте электронной площадки: http://torgi223.ru в полном объеме.

Начальная (максимальная) цена договора – 3 000 000,00 (три миллиона) рублей 00 коп.

Предмет запроса котировок имеет один лот. Согласно закупочной документации предметом запроса котировок в электронной форме являлась поставка реагентов для клинико-диагностической лаборатории.

Техническим заданием установлены объем и краткая характеристика товара (Приложение № 1 к техническому заданию – Спецификация на поставку реагентов для клинико-диагностической лаборатории), согласно которым необходимо поставить реагенты для клинико-диагностической лаборатории.

11.01.2017 в 13:43 (МСК+2) на сайте (http://www.zakupki.gov.ru) был размещен протокол №31604634084-01 от 09.01.2017 заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе котировок в электронном виде, из которого следует, что на участие в запросе котировок поступило 2 (две) заявки от ООО «МП» с ценовым предложением 2 997 908,00 руб. и ИП *** с ценовым предложением 2 999 450,56 руб.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме № 31604634084-01 от 09.01.2017 запрос котировок был признан состоявшимся и в соответствии с пунктом 4.1 Протокола победителем было признано ООО «МП» на основании представления более низкой цены.

Договор № 74/17 на поставку реагентов для клинико-диагностической лаборатории был заключен 25.01.2017.

17.05.2017 в 09:10 (МСК+2) на официальном сайте размещено изменение в договор № 74/17 от 25.01.2017 с указанием причины изменения информации: изменения начала срока действия договора (дополнительное соглашение).

Вместе с тем, в ходе рассмотрения материалов установлено, что фактически извещение размещено 30.12.2016 в 16:23 (МСК+2), по тюменскому времени 18:23 после окончания рабочего дня, заявки принимались до 09.01.2017 08:00 (время местное (МСК+2 часа)). Период с 31.12.2016 по 09.01.2017 являлся нерабочим периодом (выходные, праздничные дни).

В заседаниях Комиссии по рассмотрению настоящего дела, представители Ответчика пояснили, что учреждением размещено извещение и закупочной документации на проведение запроса котировок в электронной форме в ЕИС не менее чем за пять (5) рабочих дней до срока окончания подачи котировочных заявок, что соответствует пункту 9.4.13 Положения о закупках.

Согласно письменному пояснению Ответчика данная закупка, способом запроса котировок в электронной форме (№ 31604524390), была ранее объявлена 19.12.2016 года со сроком подачи заявок с 19.12.2016 по 28.12.2016.

Спецификацией на поставку реагентов для клинико-диагностической лаборатории (приложение № 1 к техническому заданию) установлен перечень реагентов из 28 единиц.

В связи с изменением потребности, вызванной необходимостью исключения из технического задания позиции № 1 – промывающий раствор, так как на этапе подведения итогов указанной закупки было обнаружено, что данная позиция была закуплена другим договором, было принято решение об отмене данной закупки.

В соответствии с протоколом № 31604524390 от 29.12.2016 для участия в закупке поступило 3 (три) заявки от:

-ООО «МП» с ценой 2 992 753,00 руб.;

-ООО «М» с ценой 2 685 300,00 руб.;

-ИП *** с ценой 299 976 856,00 руб.

Закупочной комиссией по итогам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме принято решение согласно п. 9.2 раздела 9 Положения о закупках завершить процедуру закупки в электронной форме без заключения договора по ее результатам и без выбора победителя, в связи с изменением потребности.

30.12.2016 в 18:23 по местному времени Заказчиком публикуется извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку реагентов для клинико-диагностической лаборатории. В спецификации на поставку реагентов для клинико-диагностической лаборатории (приложение № 1 к техническому заданию) определен перечень реагентов из 27 единиц. Начальная (максимальная) цена договора 3 000 000,00 (три миллиона) рублей 00 коп.

То есть при исключении позиции № 1 – промывающий раствор в количестве 13 шт. уменьшение начальной цены договора не производилось.

В заседании комиссии Тюменского УФАС России, представителями Ответчика были представлены следующие документы:

1.Пояснение по обстоятельствам, изложенным в жалобе (10.04.2017 № 559/17);

2.Письмо о направлении информации от 15.02.2017 № 283/17;

3.Письмо о направлении информации от 20.03.2017 № б/н;

4.Договор № 74/17 от 25.01.2017 на поставку реагентов для клинико-диагностической лаборатории;

5.Протокол № 31604634084 заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе котировок в электронном виде от 09.01.2017;

6.Закупочная документация на проведение запроса котировок в электронной форме на поставку реагентов для клинико-диагностической лаборатории;

7.Извещение от 30.12.2016 о проведении запроса котировок в электронном форме на поставку реагентов для клинико-диагностической лаборатории;

8.Заявка ООО «МПа»;

9.Заявка ИП ***;

10.Положение о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд ММАУ «Г».

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках при закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Во исполнение требований Закона о закупках и регламентации своей закупочной деятельности, решением Наблюдательного совета ММАУ «Г» от 15.03.2017 № 15 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд ММАУ «Г».

Положение о закупках опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы (официальный сайт - www:zakupki.gov.ru).

В соответствии с п. 9.4 Положения в извещении и документации о проведении запроса котировок должно быть указано:

-наименование Заказчика, его место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона;

-форма котировочной заявки;

-требования к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе наименование и количество поставляемых товаров, наименование и объем выполняемых работ, оказываемых услуг, их функциональные (потребительские), технические, количественные и качественные характеристики, требование к их безопасности, сроки и (или) объем предоставления гарантий качества, требования к результатам работ, услуг, требования к упаковке товара, отгрузке товара;

-место поставки товаров, место выполнения работ, место оказания услуг;

-сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;

-начальная (максимальная) цена договора, сведения о включенных в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;

-форма, сроки и порядок оплаты;

-место и срок подачи котировочных заявок, дата и время окончания срока подачи котировочных заявок;

-срок заключения договора;

-требования к участникам закупок в соответствии с разделом 5 настоящего Положения;

-размер обеспечения заявки на участие в запросе котировок, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств;

-размер обеспечения исполнения договора, срок и порядок его предоставления в случае, если Заказчиком принято решение о необходимости предоставления такого обеспечения;

-место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок.

Размещение извещения и документации о проведении запроса котировок в единой информационной системе осуществляется Комиссией не менее чем за пять (5) дней до срока окончания подачи котировочных заявок.

Одновременно с размещением извещения о проведении запроса котировок в единой информационной системе, извещение может быть направлено лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.

Согласно пояснениям ООО «М» извещение в адрес общества не направлялось, напротив, было сообщено о проведении данной закупки в 2017 году.

Согласно пункту 9.9 комиссия в течение трех рабочих дней, следующих за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.

В соответствии с пунктом 12.6 закупочной документации на основании результатов рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме закупочной комиссией принимается решение о допуске к участию в запросе котировок в электронной форме участника закупки и о признании участника закупки или об отказе в допуске такого участника закупки к участию в запросе котировок в электронной форме.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные документы, заслушав пояснения Ответчика, пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Заказчик в Положении о закупках, а также законодатель в Законе о закупках не указал, что дни приема заявок должны быть рабочими, и не определил порядок исчисления такого срока, однако оценка соблюдения этого срока должна производиться исходя из цели его установления, направленной в том числе на защиту конкуренции, и с учетом того, что данный срок является гарантией участия в конкурсной процедуре всех желающих, обеспечиваемой организатором торгов в качестве публичной обязанности в соответствии с законодательством.

Учитывая, что установление срока начала и окончания подачи заявок направлено на обеспечение реальной возможности доступа к торгам для всех потенциальных желающих в них участвовать, организатор торгов не должен допускать наложения таких сроков на особые периоды времени в году, влекущие уменьшение количества рабочих дней (в данном случае, из предоставленных десяти дней десять являются нерабочими (праздничными)).

Кроме того, течение срока, установленного для подачи заявки на участие в торгах, не может начинаться в нерабочие дни (в данном случае – 31.12.2016 с 08:00 (МСК+2)), поскольку в нерабочий день отсутствует возможность совершения как действий по подаче заявки, так и необходимых действий, предшествующих и сопутствующих подаче заявки.

Следовательно, срок, попадающий в нерабочие (праздничные) дни не обеспечивает гарантированный законом разумный и достаточный период времени для подачи заявки на участие в запросе котировок, в связи с чем, указанные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении запроса котировок.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции при проведении запроса котировок в электронной форме № 31604634084 на поставку реагентов для клинико-диагностической лаборатории было установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 30.12.2016 (дата публикации извещения на сайте) по 25.01.2017 (дата подписания договора на поставку реагентов для клинико-диагностической лаборатории);

2. Предметом закупки № 31604634084 является реагентов для клинико-диагностической лаборатории;

3. Состав хозяйствующих субъектов, участвовавших в торгах:

-ООО «МП», адрес: г. Екатеринбург, ул. Чкалова, дом 8 каб.101;

-ИП ***, адрес: г. Екатеринбург, ул. Хомякова, дом 4.

ООО «М» не смог участвовать в данной закупке в связи с нерабочими выходными праздничными днями.

Кроме того, установление периода подачи заявок с 08:00 (МСК+2 часа) 31.12.2017 по 08:00 (МСК+2 часа) 09.01.2017 влечет за собой ограничение участников в получении информации о документации и разъяснений документации, что противоречит пунктами 5.1 и 5.2 Положения о закупке, где указано, что любой участник закупки вправе направить в письменной форме Заказчику запрос о разъяснении положений документации в срок не позднее, чем за три рабочих дня до дня окончания подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме. Заказчик в течение двух рабочих дней со дня поступления запроса на разъяснение положений документации запроса котировок в электронной форме направляет разъяснения положений документации запроса котировок, направившему запрос, а также в течение двух дней размещает копию таких разъяснений (без указания участника, от которого был получен запрос на разъяснения) на официальном сайте.

Согласно пояснению Ответчика сотрудники, ответственные за организацию закупочной деятельности (специалисты экономического отдела) ММАУ «Г», согласно графику работы медицинских сестер и вспомогательных служб ММАУ «Г», утвержденному 26.12.2016 в соответствии с приказом № 26-34-647/6 от 18.11.2016 департамента здравоохранения администрации города Тюмени, выходили на работу 03.01.2017, 05.01.2017 и 06.01.2017 и в случае поступления запроса разъяснений в период с 31.12.2016 по 08.01.2017 ими был бы оперативно подготовлен ответ в течение трех рабочих дней, без нарушения условий котировочной документации. В соответствии с графиком 03.01.2017, 05.01.2017 и 06.01.2017 в Учреждении являлись рабочими днями.

График работы в праздничные дни, утвержденный внутренним приказом Ответчика не был в широком доступе и был известен лишь привлеченным к работе сотрудникам.

Установленный период подачи заявок в праздничные, нерабочие дни может повлечь ограничение участников закупки также в части установленного п. 10.3.1 требования предоставления нотариально заверенной копии выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), полученную не ранее чем за два месяца до дня размещения на официальном сайте извещения, а также в случае, если от имени юридического лица действует иное лицо - нотариально заверенную копию доверенности, свидетельствующую о том, что лицо, подписавшее заявку на участие в запросе котировок в электронной форме имеет все необходимые полномочия для ее подписания и заключения договора. Услугу нотариального заверения документов, можно получить только в рабочие дни, так как извещение было размещено на период, включающий нерабочие, праздничные дни.

Следовательно, ММАУ «Г» при проведении при проведении запроса котировок (закупка № 31604634084) на поставку реагентов для клинико-диагностической лаборатории, был не соблюден принцип информационной открытости закупки, что является нарушением пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Действия ММАУ «Г» по установлению срока приема заявок на участие в запросе котировок (извещение № 31604634084) с 31.12.2016 по 09.01.2017 (нерабочие, праздничные дни), привели к ограничению конкуренции, так как Заказчик не обеспечил надлежащей конкурентной среды и ограничил круг потенциальных участников закупки, что явилось препятствием для возникновения конкуренции, и является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия приходит к заключению о наличии в действиях ММАУ «Г» при проведении запроса котировок (закупка № 31604634084) на поставку реагентов для клинико-диагностической лаборатории нарушений части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в установлении сроков подачи заявок на участие в запросе котировок в период с 31.12.2016 по 09.01.2017 (нерабочие, праздничные дни), что привело к ограничению конкуренции.

 

 

Председатель комиссии

Члены комиссии

 

Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны