Решение №К17/2-17 Заключение по обстоятельствам дела № К17/2-17 от 17 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                    тел. 50-31-55

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № К17/2-17

 

03.10.2017                                                                                                                г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

 

- заместитель руководителя управления - начальник

  отдела контроля за соблюдением законодательства 

Члены комиссии:

 

 

- начальник отдела контроля органов власти;

 

- ведущий специалист отдела контроля органов

  власти,

рассмотрев дело № К17/2-17 по признакам нарушения Администрацией У. ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в совершении действий выразившихся в установлении в документации конкурсов № К-01/15 и № К-02/15 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам излишних необоснованных требований об обязательном  наличии у участника основных транспортных средств и резервных транспортных средств в одинаковом количестве, в неправомерном допуске заявителя ООО «У» к участию в данных конкурсах, в присутствии представителей ответчика – Администрации У. – М.(доверенность № 81 от 27.09.2017), в присутствии заинтересованного лица ООО «У» - О. (доверенность № 12 от 14.07.2017), руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства (приказ Тюменского УФАС России от 13.06.2017 № 59) явились результаты проверки, при проведении которой были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства Администрацией У., выразившиеся в установлении в документации конкурсов № К-01/15 и № К-02/15 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам требований об обязательном  наличии у участника основных транспортных средств и резервных транспортных средств в одинаковом количестве, и в неправомерном допуске заявителя ООО «У» к участию в данных конкурсах

В ходе рассмотрения представленных материалов были установлены следующие обстоятельства.

Целью проведения конкурса является отбор перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам.

Извещения о проведении открытого конкурса № К-01/15 и № К-02/15 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам У. были размещены заказчиком на официальном сайте Администрации У. (http://www.uvatregion.ru) 27.01.2015 и 30.10.2015 года.

Согласно извещениям на сайте размещена следующая информация:

Заявки на участие в конкурсе № К-01/15 принимались с 02.02.2015 с 08 час.33 мин. (время местное) до 12 час.00 мин.05.03.2015 включительно.

Заявки на участие в конкурсе № К-02/15 принимались с 09.11.2015 08 час.33 мин. до 13 час. 00 мин., (время местное) до 12 час.00 мин. 08.12.2015 включительно.

Место подачи заявок на участие в закупках – Тюменская область, У. район, с. У., д. 19, каб. 309.

Согласно извещениям о проведении открытых конкурсов предметом закупки является предоставление права на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам.

Предмет конкурса поделен на лоты, определенный Техническим заданием, которое является приложением к Информационной карте конкурса.

В конкурсе может принять участие любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, или индивидуальный предприниматель, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие между собой договор простого товарищества (пункт 1.6.1 конкурсной документации).

Согласно пункту 3.3 конкурсной документации установлены требования к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе:

3.3.1.Заявка на участие в конкурсе должна быть подготовлена по формам, представленным в разделе 3 настоящей конкурсной документации, и содержать сведения и документы, указанные в настоящей конкурсной документации.

3.3.3.Представление неполных или недостоверных сведений и документов считается существенным отступлением от требований и условий настоящего Положения и является основанием для отклонения конкурсной заявки.

Раздел 3 конкурсной документации содержит в себе перечень документов, представляемых для участия в конкурсе, в том числе  документы либо копии, заверенные руководителем организации либо в нотариальном порядке, подтверждающие наличие собственного или привлеченного на основании договора подвижного состава, отвечающего требованиям, установленным в приложении к Информационной карте конкурса:

-перечень транспортных средств, предназначенных для осуществления регулярных перевозок по форме № 5 к Договору на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам (в том числе с указанием резервных транспортных средств) (представляется в машинописной и электронной форме);

 

Перечень транспортных средств, предназначенных для осуществления регулярных перевозок должен быть предоставлен заявителем по форме № 5, являющейся приложением к проекту Договора.

№ п/п

Марка, модель

Государственный регистрационный знак

Год вы-пуска

Пассажировместимость, чел.

Класс экологической безопасности

Идентификацион-ный номер (VIN)

Номер абонентского телематического терминала, подключенного к региональному навигационному центру (наименование оператора)

Приспособления для перевоз-ки пассажиров с огран. возможностями

Основания владе-ния транспортными средствами

 

Наличие специального оборудования и систем, повышающих качество и безопасность обслуживания пассажиров

Основные транспортные средства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резервные транспортные средства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно пункту 3.5.2. сведения, которые содержатся в заявках на участие в конкурсе, не должны допускать двусмысленных толкований.

Пунктом 3.5.4. определено, что все документы, представляемые в заявке на участие в конкурсе, должны быть заполнены по всем пунктам.

Согласно пункту 5.1. публично в день, во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении конкурса и в Информационной карте конкурса, конкурсной комиссией вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе.

В пункте 4 Информационной карты конкурсной документации установлены требования, предъявляемые к участнику конкурса. Лицо, заявившееся на участие в конкурсе, не отвечающее указанным требованиям, к участию в конкурсе не допускается. Поданная им заявка на участие в конкурсе подлежит возврату.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 Информационной карты участник должен иметь в наличии собственный или привлеченный на основании договора подвижной состав, не находящейся под арестом, свободный от прав третьих лиц к дате начала осуществления пассажирских перевозок, отвечающий требованиям, установленным в приложении к Информационной карте конкурса настоящей конкурсной документации. Не допускается заявка одних и тех же транспортных средств на разные лоты, исключающих возможность осуществления перевозок по заявляемому лоту, а также транспортных средств, задействованных на иных перевозках, исключающих возможность осуществления перевозок по заявляемому лоту в период действия Договора, заключенного по результатам проведенного Конкурса.

В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка на участие в конкурсе или не подано ни одной заявки на участие в конкурсе, конкурс признается несостоявшимся.

В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка на участие в конкурсе, Договор заключается с лицом, подавшим эту заявку на участие в конкурсе, при условии, что такая заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией.

При рассмотрении заявок пунктом 6.4 документации определено, что лицо, подавшее заявку на участие в конкурсе, не допускается к участию в конкурсе в следующих случаях:

1) несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации;

2) несоответствие лица, подавшего заявку на участие в конкурсе, требованиям, установленным пунктом 2.1 настоящей конкурсной документации.

В случае если конкурс признан несостоявшимся и только один заявитель, подавший заявку на участие в конкурсе, признан участником конкурса, Организатор конкурса в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок, обязан передать такому участнику конкурса проект Договора, который составляется путем включения условий исполнения Договора, предложенных таким участником в заявке на участие в конкурсе, в проект Договора, прилагаемый к конкурсной документации. При этом Договор заключается на условиях, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией. Такой участник не вправе отказаться от заключения Договора. Участник конкурса обязан в течение 3 рабочих дней со дня получения проекта Договора, представить Организатору конкурса подписанный проект Договора. Договор может быть заключен не ранее чем через десять календарных дней со дня размещения на официальном сайте У. протокола рассмотрения заявок. При непредставлении Организатору конкурса таким участником конкурса в срок, предусмотренный конкурсной документацией, подписанного Договора, такой участник конкурса признается уклонившимся от заключения Договора.

Согласно техническому заданию (Приложение к информационной карте) конкурса № К-01/15 для участия в конкурсе претенденту необходимо представить:

-по лоту №1 - 4 основных транспортных средства и 4 резервных (в заявке представлено 4 основных транспортных средства, резервных - 0);

- по лоту №2 - 4 основных транспортных средства и 4 резервных (в заявке представлено 3 основных транспортных средства и 1 резервное);

- по лоту №3 - 3 основных транспортных средства и 3 резервных (в заявке представлено 3 основных транспортных средства, резервных - 0);

- по лоту №4 - 2 основных транспортных средства и 4 резервных (в заявке представлено 2 основных транспортных средства, резервных - 0).

Согласно техническому заданию (Приложение к информационной карте) конкурса № К-02/15 для участия в конкурсе по лоту № 1 претенденту необходимо представить 2 основных транспортных средства и 2 резервных, вместе с тем претендентом представлено 2 основных транспортных средства и 1 резервное.

 В соответствии с протоколом  № 1 от 05.03.2015 для участия в конкурсе К-01/15 по лотам 1, 2, 3, 4 поступило по 1 (одной) заявке от ООО «У» с датой подачи заявок 04.03.2015 г.;

В соответствии с протоколом  № 1 от 08.12.2015 для участия в конкурсе К-02/15 по лоту 1 поступила 1 (одна) заявка от ООО «У» с датой подачи заявок 07.12.2015 г.

По результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе №К-01/15 и К-02/15 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам комиссией принято решение о признании конкурсов несостоявшимися по всем лотам, так как по всем лотам только один претендент признан участником конкурсов.

Организатор конкурса в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок, передает единственному участнику конкурса проект Договора.

Договор заключается с единственным участником конкурса на условиях, которые предусмотрены документацией по конкурсному отбору № К-01/15 и К-02/15 и заявкой участника конкурса на участие в конкурсе.

Единственным участником конкурса было признано Общество с ограниченной ответственностью «У».

Администрацией У. были заключены договоры № 79 от 23.03.2015 и № 347 от 21.12.2015 с единственным участником на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам с ООО «У».

ООО «У» является получателем субсидии в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением меры социальной поддержки отдельным категориям граждан по проезду на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) по внутримуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах У.

 

В заседании комиссии Тюменского УФАС России, представителями Ответчика были представлены следующие документы:

1.Пояснение по обстоятельствам, изложенным в жалобе (письмо от 23.06.2017 № б/н – 2 шт.);

2.Письма о направлении документов от 23.06.2017 №3380-И, от 07.07.2017 № 3672-И, от 23.08.2017 №4786-И;

3.Копия распоряжение администрации У. от 26.01.2015 №58-р;

4.Копия распоряжение администрации У. от 26.01.2015 №60-р (извещение, конкурсная документация, информационная карта, техническое задание, перечень документов, предоставляемых для участия в конкурсе, формы документов, бланк заявки, проект договора с приложениями);

5.Копия журнал регистрации заявок на участие в конкурсе К-01/15;

6.Копия заявки на конкурс К-01/15 ООО «У» по лоту №1;

7.Копия заявки на конкурс К-01/15 ООО «У» по лоту №2;

8.Копия заявки на конкурс К-01/15 ООО «У» по лоту №3;

9.Копия заявки на конкурс К-01/15 ООО «У» по лоту №4;

10.Копия протокола № 1 от 05.03.2015 заседания конкурсной комиссии по вскрытию конверта с заявкой на участие в открытом конкурсе № К-01/15;

11.Копия протокола № 2 от 12.03.2015 заседания конкурсной комиссии по вскрытию конверта с заявкой на участие в открытом конкурсе № К-01/15;

12.Копия договора №79/2015 от 23.03.2015;

13.Копия отчета о выполнении работ по перевозке пассажиров ООО «У» за 2015, 2016, 2017 года;

14.Копия акта приема работ по договору № 79;

15.Копия распоряжение администрации У. от 30.10.201 №1631-р

16.Копия журнал регистрации заявок на участие в конкурсе К-02/15;

17.Копия заявки на конкурс К-02/15 ООО «У» по лоту №1;

18.Копия протокола № 1 от 08.12.2015 заседания конкурсной комиссии по вскрытию конверта с заявкой на участие в открытом конкурсе № К-02/15;

19.Копия протокола № 2 от 15.12.2015 заседания конкурсной комиссии по вскрытию конверта с заявкой на участие в открытом конкурсе № К-02/15;

20.Копия договора №347 от 21.12.2015;

21.Копия отчета об объемах перевозки и фактически выполненных рейсах по маршрутам за 2015, 2016, 2017 года;

22.Копии реестров договоров ООО «У» за 2015, 2016, 2017 г.;

23.Копии договоров о возмещении расходов, связанных с регулированием тарифов и перевозкой пассажиров, пользующихся правом льготного проезда;

24.Копии договоров о предоставлении субсидии в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением меры социальной поддержки отдельным категориям граждан по проезду на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) по внутримуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах У.;

25.Копии заявок ООО «У» на предоставлении субсидии;

26.Копия письма от 14.08.2017 №739 ОАО Т. ПАТП;

27.Письма ООО «У» от 14.07.2017 № 60; от 17.08.2017 № 67.

 

Для изучения рынка хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам, Комиссией был рассмотрен отдельный сегмент рынка на примере Тюменской области, а также граничащего с У. Ханты-Мансийскоим автономным округом.

На основании полученной информации из Тюменьстата (вх. № 6768 от 01.09.2017) о хозяйствующих субъектах с ОКВЭД 49.31.21 (деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам), 49.39.11 (перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в междугородном сообщении по расписанию), 49.39.13 (перевозки специальные автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом по расписанию, было определено, что деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам (ОКВЭД2 49.31.21) оказывают 70 субъектов и перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в международном сообщении по расписанию (ОКВЭД2 49.39.11) осуществляют 11 субъектов.

Комиссией Тюменского УФАС России было направлено 20 запросов на предоставление опросных анкет данным хозяйствующим субъектам.

Согласно полученным ответам (17 анкет) самыми большими барьерами, затрудняющими развитие конкуренции на рынке по осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам, были указаны установленные требования о наличии основных транспортных средств и резервных транспортных средств в одинаковом количестве.

Согласно проведенному анализу рынка хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам даже на примере Тюменской области и ХМАО, можно сделать вывод, что на территории Российской Федерации имеется большое количество организаций, оказывающих данные транспортные услуги, что подтверждает то, что рынок является конкурентным.

Анализируя поступившие ответы, Комиссия приходит к выводу что, по мнению хозяйствующих субъектов, оказывающих данные услуги, ограничение возможности участия в торгах, возникает при установлении в документации требования предоставления на 1 (одно) основное транспортное средство - 1 (одного) резервного транспортное средства (11 ответов из 17). Одновременно в анкете субъекты указали, что могут принять участие в закупках на оказание услуг для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам по территории У.

Временной интервал исследования определен по открытому конкурсу № К-01/15 временной интервал настоящего исследования определен с 27.01.2015 (дата размещения извещения о проведении конкурса на официальном сайте Администрации) по 23.03.2015 включительно (дата заключения договора по результатам закупочной процедуры); по открытому конкурсу № К-02/15 временной интервал настоящего исследования определен с 31.10.2015 (дата размещения извещения о проведении конкурса на официальном сайте Администрации) по 21.12.2015 включительно (дата заключения договора по результатам закупочной процедуры);

Предметом закупок открытого конкурса № К-01/15 и № К-02/15  является отбор перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам;

Состав хозяйствующих субъектов, участвовавших в торгах: Общество с ограниченной ответственностью «У» (626170, Тюменская область, У. район, с У.).

 

В результате проведенного анализа информации и документов, представленных по запросам, иных материалов антимонопольного дела Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального  закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках при закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Конкурсная документация подготовлена Заказчиком в соответствии с Законом о защите конкуренции, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», Гражданским кодексом Российской Федерации, приказом Минтранса Российской Федерации от 22.06.1998 № 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», постановлением Правительства Тюменской области от 24.12.2007 № 319-п «Об утверждении порядка организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении», постановлением Правительства Тюменской области от 20.09.2010 № 271-п «О методике формирования тарифов на услуги перевозки пассажиров автомобильным транспортом в разрезе маршрутов», приказом главного управления строительства Тюменской области от 30.10.2012  № 776-од «Об утверждении Положения о проведении конкурсного отбора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам», Постановлением администрации У. от 08.12.2014 № 226 «Об утверждении Положения о проведении конкурсного отбора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам У.», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тюменской области, У.

Согласно письменному пояснению Администрации У. в техническом задании не указано требование о том, что резервные транспортные средства должны быть разные на все маршруты, поэтому одно транспортное средство является резервным на каждый маршрут в одном лоте. А также на маршрутах № 105 и № 107 задействовано одно транспортное средство, так как рейсы по ним осуществляются в разные дни, и в один день два маршрута между собой не пересекаются.

Также представитель Администрации пояснила, что при установлении требований наличия резервных транспортных средств в количестве 4 единиц в конкурсной документации специалистом была допущена опечатка, так как по факту такого количества резервного транспорта не требуется. Но так как на участие в конкурсах поступили заявки только от единственного участника ООО «У», то комиссией было принято решение допустить к участию в конкурсах заявки ООО «У» и признать победителем единственного участника конкурсов - ООО «У».

Также на заседании при рассмотрении дела № К17/02-17 представителем Ответчика была сообщена информация, что на территории У. ООО «У» является единственной организацией оказывающей услуги по перевозке граждан.

Однако, как показал проведенный анализ рынка хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам, даже только на территории Тюменской области имеется большое количество организаций, оказывающих данные транспортные услуги, что подтверждает то, что рынок является конкурентным.

Более того, по мнению хозяйствующих субъектов, оказывающих данные услуги, ограничение возможности участия в торгах, возникает при установлении в документации требования предоставления на каждое 1 (одно) основное транспортное средство - 1 (одного) резервного транспортного средства.

Включение в конкурсную документацию требований об обязательном  наличии у участника основных транспортных средств и резервных транспортных средств в одинаковом количестве являются излишними, поскольку по всем лотам достаточно 1 резервного транспортного средства на каждый маршрут, и могли повлечь и повлекли ограничение к участию в конкурсе хозяйствующих субъектов и устранение конкуренции,

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом,  установление в документации излишних, необоснованных и не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации требований, которые предъявляются к хозяйствующим субъектам, приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, при проведении открытого конкурса № К-01/15 осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам было выявлено нарушение порядка определения победителя. Заявка единственного участника - ООО «У» по лоту № 1, при требовании 4 основных и 4 резервных транспортных средств, содержала сведения о наличии только 4 основных транспортных средства, без указания наличия резервных транспортных средств. Заявка единственного участника - ООО «У» по лоту № 2, при требовании 4 основных и 4 резервных транспортных средств, содержала сведения о наличии 3 основных транспортных средства и 1 резервного транспортного средства. Заявка единственного участника - ООО «У» по лоту   № 3, при требовании 4 основных и 4 резервных транспортных средств, содержала сведения о наличии только 3 основных транспортных средства, без указания наличия резервных транспортных средств. Заявка единственного участника - ООО «У» по лоту № 4, при требовании 2 основных и 4 резервных транспортных средств, содержала сведения о наличии только 2 основных транспортных средства, без указания наличия резервных транспортных средств.

При проведении открытого конкурса № К-02/15 осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам также было выявлено нарушение порядка определения победителя. Заявка единственного участника - ООО «У» по лоту № 1, при требовании 2 основных и 2 резервных транспортных средств, содержала сведения о наличии 2 основных транспортных средства и 1 резервного транспортного средства.

Несмотря на несоответствии требованиям документации о предоставлении необходимого количества резервных транспортных средств ООО «У» был допущен до участия в конкурсе, что также подтверждает отсутствие необходимости в количестве резервных транспортных средств в одинаковом количестве с основными транспортными средствами.

В  соответствии с п. 6.4. конкурсной документации лицо, подавшее заявку на участие в конкурсе, не допускается к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе  нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Отсюда следует, что организатор конкурсов № К-01/15 и № К-02/15 неправомерно допустил до участия в конкурсах заявки ООО «У» по всем лотам и признал единственного участника - ООО «У» победителем, тем самым нарушил порядок определения победителя или победителей торгов, что является нарушением п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Дополнительно, Комиссией Тюменского УФАС России выявлено следующее нарушение порядка определения победителя. В заявке поданной ООО «У» для участия в конкурсе № К-01/15 по лоту № 1 указано 4 основных транспортных средства, в том числе ПАЗ 32053 (VINXIM3205C0A0002344). Одновременно в заявках ООО «У» на участие в данном конкурсе № К-01/15 по лотам № 2 и 3 так же указано основное транспортное средство ПАЗ 32053 (VINXIM3205C0A0002344).

Подпункт 3 пункта 4 Информационной карты содержит информацию, что не допускается заявка одних и тех же транспортных средств на разные лоты, исключающих возможность осуществления перевозок по заявляемому лоту, а также транспортных средств, задействованных на иных перевозках, исключающих возможность осуществления перевозок по заявляемому лоту в период действия Договора, заключенного по результатам проведенного Конкурса.

                Таким образом, Администрацией У. допущено нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении в документации конкурсов № К-01/15 и № К-02/15  излишних необоснованных требований об обязательном  наличии у участника основных транспортных средств и резервных транспортных средств в одинаковом количестве, и неправомерном допуске заявителя ООО «У» к участию в данных конкурсах.

В ходе рассмотрения дела также установлено, что Администрацией У. по итогам открытого конкурса № К-02/15 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам был заключен договор № 347 от 21.12.2015 с единственным участником - ООО «У» без соблюдения десятидневного срока на обжалование результатов закупочной процедуры.

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

То есть законодательно установлены меры обеспечения производства по защите гражданских прав в административном порядке в виде приостановления торгов с запретом заключения договора в период обжалования.

Заказчиком при подписании договора 21.12.2015 на 7 (седьмой) день после итогов закупочной процедуры не было соблюдено установление десятидневного срока на обжалование результатов закупочной процедуры в антимонопольный орган, что противоречит Закону о защите конкуренции.

Заключение договора по результатам торгов без соблюдения десятидневного срока на обжалование результатов закупочной процедуры создает условия, при которых у участников закупки, чьи права и законные интересы нарушены действиями (бездействиями) организаторов торгов лишены возможности обжалования действий указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, что может иметь своим последствием ограничение конкуренции за право заключения договора, в том числе, путем подачи жалобы в антимонопольный орган, что также нарушает права участников гражданского оборота, что является нарушением части 1 статьи 17, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия приходит к заключению о наличии в действиях Администрации У. при проведении конкурсов № К-01/15 и № К-02/15 на оказание услуг для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутримуниципальным маршрутам по территории У.  нарушений части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в установлении в документации конкурсов излишних необоснованных требований об обязательном  наличии у участника основных транспортных средств и резервных транспортных средств в одинаковом количестве, в неправомерном допуске заявителя ООО «У» к участию в данных конкурсах,  а также несоблюдение срока заключения договора по результатам торгов.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                         

Члены комиссии    

                                                                                                             

Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Связанные организации

Связанные организации не указаны