Решение №К17/3-17 Решение по делу № К17/3-17 от 22 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                      тел. 503-155

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № К17/3-17

 

Резолютивная часть объявлена 08.12.2017

Решение в полном объеме изготовлено 19.12.2017г. Тюмень

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

*** -

заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля замонополистической деятельностью,

члены комиссии:

*** -

начальник отдела контроля  органов власти,     

 

*** -

ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № К17/3-17 по признакам нарушения Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Ю» (далее – МАОУ «Ю», Учреждение, Заказчик) ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в совершении действий выразившихся в искусственном дроблении закупок и оформлении самостоятельных договоров с целью не проведения конкурентных процедур, в присутствии представителя ответчика – МАОУ «Ю» - Р*** Н.В. (доверенность № б/н от 08.12.2017) и директора МАОУ «Ю» - Б*** Т.Б., в отсутствии заинтересованных лиц - ИП Ж*** А.В., ООО «Я» и ЗАО «Ф», руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Комиссией Тюменского УФАС России (далее – Управление) при осуществлении контроля соблюдения антимонопольного законодательства в рамках полномочий, установленных ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлено следующее.

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства явились направленные из Прокуратуры Ю*** района материалы, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства МАОУ «Ю» при проведении закупок у единственного поставщика.

В ходе анализа материалов дела № К17/3-17 было установлено, что МАОУ «Ю» заключила без проведения конкурентных процедур и до 100 тыс. рублей:

- 3 договора от 23.12.2016 с ИП Ж*** А.В. на приобретение одежды для сцены на общую сумму 298 000 руб.:

-№8/16 от 23.12.2016 «Одежда для сцены с негорючей ткани» на сумму 99800,0 руб.;

-№9/16 от 23.12.2016 «Задние падуги по размерам заказчика (Одежда для сцены) на сумму 99100,0 руб.;

-№10/16 от 23.12.2016 «Передние падуги по размерам заказчика (Одежда для сцены) на сумму 99100,0 руб.

- 10 договоров с ООО «Я» на общую сумму 531083,00 руб., из них 4 договора на Техническое обслуживание пожарной сигнализации на сумму 223 690,00 руб.:

-№01-4/8-1 от 04.02.2016 «Знаки пожарной безопасности» на сумму 3850,00 руб.;

-№16-4/6-1 от 01.04.2016 «Работы по техническому обслуживанию пожарной сигнализации» на сумму 63240,00 руб.;

-№03-4/4-1 от 20.04.2016 «Проведение экспертизы, огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли» на сумму 12000,00 руб.;

-№05-1/8-1 от 11.05.2016 «Разработка планов эвакуации» на сумму 30000,00 руб.;

-№19-4/6-1 от 01.06.2016 «Техническое обслуживание пожарной сигнализации» на сумму 3070,00 руб.;

-№20-4/6-1 от 01.07.2016 «Техническое обслуживание пожарной сигнализации» на сумму 72540,00 руб.;

-№21-4/6-1 от 01.10.2016 «Техническое обслуживание пожарной сигнализации» на сумму 72540,00 руб.;

-№02-4/1-1 от 15.12.2016 «Монтаж системы оповещения людей о пожаре 1 этаж» на сумму 99342,00 руб.;

-№03-4/1-1 от 19.12.2016 «Монтаж системы оповещения людей о пожаре 2 этаж» на сумму 98961,00 руб.;

-№08-4/6-1 от 26.12.2016 «Техническое обслуживание пожарной сигнализации» на сумму 75540,00 руб.

- 8 договоров с ЗАО «Ф» на общую сумму 649 568,88 руб., из них 6 договоров в декабре 2016 года на сумму 572 422,20 руб.

-№234/16 от 17.05.2016 «Поставка учебной литературы» на сумму 99591,54 руб.;

-№233/16 от 20.05.2016 «Поставка учебной литературы» на сумму 45408,46 руб.;

-№445/16 от 12.07.2016 «Учебная литература» на сумму 56899,68 руб.;

-№444/16 от 14.07.2016 «Учебная литература» на сумму 20250,00 руб.;

-№1142/16 от 19.12.2016 «Учебная литература» на сумму 96568,07 руб.;

-№1143/16 от 21.12.2016 «Учебная литература» на сумму 99647,89 руб.;

-№1145/16 от 22.12.2016 «Учебная литература» на сумму 99783,36 руб.;

-№1152/16 от 22.12.2016 «Учебная литература» на сумму 80000,00 руб.;

-№1141/16 от 23.12.2016 «Учебная литература» на сумму 97098,88 руб.;

-№1144/16 от 23.12.2016 «Учебная литература» на сумму 99324,00 руб.

На основании вышеизложенного, приказом Тюменского УФАС России от 13.06.2017 № 60 в отношении МАОУ «Ю» было возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В заседаниях Комиссии по рассмотрению настоящего дела, представитель Ответчика вменяемое нарушение антимонопольного законодательства не признала, пояснив следующее.

МАОУ «Ю» при осуществлении закупок руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд  Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Ю».

МАОУ «Ю» было реорганизовано 20 февраля 2016 года и на данный момент имеет 5 (пять) филиалов и 6 (шесть) структурных подразделений. Финансирование МАОУ «Ю» ведется централизовано.

Руководствуясь пунктом 9.2. Положения о закупках МАОУ «Ю» в мае 2016 года заключило 2 (два) договора на покупку учебной литературы с единственным поставщиком ЗАО «Ф» на общую сумму 145 000,00 рублей. В декабре 2016 года также с единственным поставщиком ЗАО «Ф» Учреждение заключает 6 (шесть) договоров на покупку учебной литературы общей суммой 572 422,20 рубля. Также в декабре 2016 года заключено 3 (три) договора на покупку одежды сцены из негорючей ткани с ИП Ж*** А.В. на общую сумму 289 000,00 рублей. МАОУ «Ю» в декабре 2016 года заключает 2 (два) договора на выполнение работ по монтажу системы оповещения людей о пожаре с ООО «Я» на общую сумму 198 303,00 рубля.

Все указанные договоры заключены на суммы, не превышающие 100 000,00 рублей для избегания обязанности размещения сведений о проведении данных закупок, а также  не изучение предложений рынка, как предусмотрено пунктом 9.2.11 Положения о закупках.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции при проведении закупок МАОУ «Ю» было установлено следующее.

Временной интервал исследования определен:

-По закупке на поставку учебной литературы временной интервал настоящего исследования определен с 17.05.2016 по 23.12.2016 (даты заключения договоров с единственным поставщиком).

-По закупке на покупку одежды сцены из негорючей ткани временной интервал настоящего исследования определен 23.12.2016 (дата заключения договоров с единственным поставщиком).

-По закупке на выполнение работ по монтажу системы оповещения людей о пожаре и техническое обслуживание пожарной сигнализации временной интервал настоящего исследования определен с 04.02.2016 по 26.12.2016 (даты заключения договоров с единственным поставщиком).

Предметом закупок с единственнымпоставщикомявляется: поставка учебной литературы, покупка одежды сцены из негорючей ткани, выполнение работ по монтажу системы оповещения людей о пожаре и техническое обслуживание пожарной сигнализации.

Состав хозяйствующих субъектов, участвовавших в рассматриваемых закупках у единственного поставщика:

-ООО «Я» (627016, Тюменская область, г. Я, ул. С***ы, 232);

-ЗАО «Ф» (625014, г. Т, ул. Р***, д. 249/4);

-ИП *** А.В. (627010, Тюменская область, г. Я, ул. В***, 2).

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения Ответчика, установила  следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального  закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Протоколом наблюдательного совета МАОУ «Ю» № 2 от «17» ноября 2014 г.,  утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд  Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Ю» (далее – Положение о закупках), которое размещено (опубликовано) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.

Положение о закупках является документом, регламентирующим закупочную деятельность МАОУ «Ю» и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 9.1 Положения о закупках под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором Заказчик предлагает заключить гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

В соответствии с пунктом 9.2. Положения о закупках процедура закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в  том числе в  случае осуществления поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика на сумму, не превышающую 500 тысяч рублей. Закупка осуществляется путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику (подрядчику, исполнителю). При этом договор, превышающий 100 тысяч рублей должен иметь подтверждение изучения рынка (пункт 9.2.11 Положения).

Согласно пункту 9.3 Положения о закупках МАОУ «Ю» для закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заинтересованное в проведении закупок структурное подразделение (ответственный работник) Заказчика направляет в Комиссию:

9.3.1. обоснование для применения Заказчиком способа закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

9.3.2. информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым необходимо заключить договор (в том числе копии его учредительных документов, выписку из единого государственного реестра юридических лиц, выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или их нотариально заверенные копии, копии лицензий на выполнение работ, оказание услуг, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица);

9.3.3. служебную записку на имя Председателя Комиссии о соответствии предложенного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, изложенным в разделе 10 настоящего Положения;

9.3.4. обоснование начальной (максимальной) цены договора. Источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, иные источники информации.

9.3.5. информацию о существенных условиях договора, в том числе о цене закупаемых товаров, работ, услуг с иными материалами, необходимыми для заключения Заказчиком договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

9.3.6. в случае если заключение договора у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) требует предварительного одобрения Наблюдательным советом Заказчика, заключение договора осуществляется только после одобрения соответствующей сделки Наблюдательным советом Заказчика.

МАОУ «Ю» с ЗАО «Ф» были заключены договоры  на покупку учебной литературы с единственным поставщиком в мае 2016 года (2 договора - на сумму 145 000,00 руб.) и в декабре 2016 года (6 договоров – на сумму 572 422,20 руб.). Также МАОУ «Ю» в декабре 2016 года заключены 3 договора на покупку одежды сцены из негорючей ткани с единственным поставщиком ИП Ж*** А.В. на сумму 289 000,00 руб. И в декабре 2016 года МАОУ «Ю» заключило 2 договора на выполнение работ по монтажу системы оповещения людей о пожаре с единственным поставщиком ООО «Я» на сумму 198303,00 рубля.

По вышеуказанным договорам МАОУ «Ю» не предоставлены документы, которые согласно п. 9.3 Положения для закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заинтересованное в проведении закупок структурное подразделение (ответственный работник) Заказчика направляет в Комиссию Заказчика:

-обоснование для применения Заказчиком способа закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

-служебная записка на имя председателя Комиссии о соответствии предложенного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, изложенным в разделе 10 настоящего Положения;

-обоснование начальной (максимальной) цены договора;

-предварительного одобрения Наблюдательным советом Заказчика.

Таким образом, можно сделать вывод, что МАОУ «Ю» не выполняется пункт 9.3 Положения о закупках.

Исходя из пояснений представителя ответчика, МАОУ «Ю» для исполнения предписаний контролирующих органов и протестов Прокуратуры направляло ходатайства в Администрацию Ю*** муниципального района на выделение средств на устранение замечаний указанных в предписаниях.

Также для обоснования суммы запрашиваемых средств, необходимых на покупку одежды сцены из негорючей ткани, на выполнение работ по монтажу системы оповещения людей о пожаре, на поставку учебной литературы, МАОУ «Ю» проводилась работа по запросу коммерческих предложений от потенциальных поставщиков. В материалы дела предоставлены следующие коммерческие предложения:

- на выполнение работ по монтажу системы оповещения людей о пожаре от ООО «Системы безопасности» № 54 от 16.09.2016, ООО «Я» № 55 от 16.09.2016, ООО «С» № 39 от 16.09.2016;

- на приобретение одежды сцены из негорючей ткани от ООО «А» № 185 от 11.11.2016, ИП Ж*** А.В. № б/н от 08.11.2016, ООО «Г» № б/н от 10.11.2016.

- на приобретение учебной литературы от ООО «Н» без даты - 4 экз.

В декабре 2016 года в результате возникшей экономии денежных средств у МАОУ «Ю» появилась возможность на приобретение учебной литературы, одежды сцены из негорючей ткани и на выполнение работ по монтажу системы оповещения людей о пожаре.

По решению закупочной комиссии МАОУ «Ю» в Администрацию Ю*** муниципального района была направлена заявка на перемещение бюджетных ассигнований для использования сэкономленных денежных средств для нужд МАОУ «Ю».

Представителем Ответчика была сообщена информация, что сразу же после перемещения денежных средств МАОУ «Ю» были заключены договоры на суммы менее 100  тысяч рублей на приобретение учебной литературы, одежды сцены из негорючей ткани и на выполнение работ по монтажу системы оповещения людей о пожаре, так как в связи с окончанием финансового года сэкономленные денежные средства будут возвращены в бюджет Администрации Ю*** муниципального района.

Тем не менее, при изучении материалов дела было выявлено, что закупки у единственного поставщика на сумму не более 100 тысяч рублей на приобретение учебной литературы и на выполнение работ по монтажу системы оповещения людей о пожаре осуществлялись МАОУ «Ю» не только в декабре 2016 года, а в течение всего 2016 года.

Также в Положении о закупках МАОУ «Ю» имеется пункт 9.2.11 позволяющий осуществлять закупку у единственного поставщика на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика на сумму не превышающую 500 тысяч рублей. При заключении таких договоров требуется размещение сведений о заключении на Официальной сайте в сети Интернет. Однако в течение 2016 года МАОУ «Ю» таким способом закупки не воспользовалось, хотя сэкономленные денежные средства позволяли заключить договоры на сумму не более 500 тысяч рублей.

Закупки МАОУ «Ю» на покупку учебной литературы, одежды сцены из негорючей ткани и на выполнение работ по монтажу системы оповещения людей о пожаре проводились в течение всего 2016 года. Тем не менее, согласно Закону о закупках ежегодно заказчиками утверждаются планы графики закупок на последующий год. МАОУ «Ю» имело возможность запланировать закупки в течение года, основываясь на факте использования данных товаров, работ, услуг в 2015 году. В случае объединения в феврале 2016 года в МАОУ «Ю» 5 филиалов и 6 структурных подразделений также имелась возможность использовать данные 2015 года о потребности данных подразделений в товарах, работах, услугах.

Для изучения рынка хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги по поставке учебной литературы, поставке одежды сцены из негорючей ткани и услуги по монтажу и техническому обслуживанию пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, Комиссией был направлен запрос в Тюменьстат для получения информации о хозяйствующих субъекта на территории Тюменской области без учета автономных округов.

На основании полученной информации Тюменьстата на территории Тюменской области без учета автономных округов только за июль 2017 года предоставили сведения по форме статистического наблюдения по виду экономической деятельности – «Производство текстильных изделий» (ОКВЭД 2 13), а именно одежды сцены из негорючей ткани – 2 хозяйствующих субъекта (АО Т, ФКУ Исправительная колония №**).

По экономической деятельности – «Производство охранно-пожарной сигнализации и аналогичных приборов» (ОКВЭД 2 84.25.1), а именно системы оповещения людей о пожаре – 1 хозяйствующий субъект (ТОСП Управление безопасности и аварийно-спасательных работ на объектах ООО «РН-У***нефтегаз филиала «С» ООО «Р»); по экономической деятельности – «Издание книг» (ОКВЭД 2 58.11), а именно поставка учебной литературы – 1 хозяйствующий субъект (ТОСП АО Т издательский дом).

Учитывая также, поступившие предложения по запросу коммерческих предложений от потенциальных поставщиков - на выполнение работ по монтажу системы оповещения людей о пожаре от ООО «Сб», ООО «С»,  на приобретение одежды сцены из негорючей ткани от ООО «А», ООО «Г», на приобретение учебной литературы от ООО «Н». И наконец, поставщиков с которыми  МАОУ «Ю» заключила договоры как с единственным поставщиком ЗАО «Ф» - на покупку учебной литературы, ИП Ж*** А.В. - на покупку одежды сцены из негорючей ткани, ООО «Я» - на выполнение работ по монтажу системы оповещения людей о пожаре.

Согласно проведенному анализу рынка хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги по поставке учебной литературы, поставке одежды сцены из негорючей ткани и услуги по монтажу и техническому обслуживанию пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре даже на примере Тюменской области без учета автономных округов, можно сделать вывод, что на территории Российской Федерации имеется большое количество организаций, оказывающих данные услуги, что подтверждает то, что рынок данных услуг является конкурентным.

         Таким образом, МАОУ «Ю» указанными действиями по заключению прямых договоров и непроведению конкурентных процедур предоставило преимущественные условия конкретным хозяйствующим субъектам, что не соответствует целям Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, при проведении МАОУ «Ю» большого количества закупок у единственного поставщика на суммы не более 100 тысяч рублей на покупку учебной литературы, одежды сцены из негорючей ткани и на выполнение работ по монтажу системы оповещения людей о пожаре, содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, которое может являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) может привести к ограничению, устранению конкуренции, выразившееся в искусственном дроблении закупок и оформлении самостоятельных договоров с целью не проведения конкурентных процедур, а также избегания обязанности размещения сведений о заключенных договорах.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях МАОУ «Ю» при проведении закупок у единственного поставщика на суммы не более 100 тысяч рублей на покупку учебной литературы, одежды сцены из негорючей ткани и на выполнение работ по монтажу системы оповещения людей о пожаре нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в искусственном дроблении закупок и оформлении самостоятельных договоров с целью не проведения конкурентных процедур, а также избегания обязанности размещения сведений о заключенных договорах,что привело или могло привести к ограничению конкуренции.
  2. Выдать МАОУ «Ю» обязательное для исполнения предписание опрекращении допущенного нарушения и о совершении  действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

 

Члены Комиссии:

 


 

Решение может быть обжаловано в судебном порядкев течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны