Решение №Р17/03-5    РЕШЕНИЕ №Р17/03-5    от 28 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФАС ФАС

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                            тел. 50-31-55

РЕШЕНИЕ №Р17/03-5         

                                                                   

11.04.2017 г.                                                                                                      г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

 <…>

- и.о. заместителя руководителя

управления;

Члены  Комиссии:

 

 <…>

    

 <…>

- заместитель начальника отдела КСЗ;

- главный специалист-эксперт отдела КСЗ,

 

рассмотрев дело № Р17/03-5, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в общественно-информационном журнале «<…> деловой журнал» № 2/29 июль – август 2016 на стр. 57,

         в отсутствии представителя ООО «Ф» (уведомлено надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

 

Тюменским УФАС России в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.06 №38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), в соответствии с Положением  о государственном надзоре в области рекламы, утвержденным Постановлением правительства РФ № 1346 от 20.12.2012 г.,  в рамках реализации полномочий антимонопольного органа по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе был выявлен факт размещения рекламы, в которой содержатся признаки нарушения требований рекламного законодательства в общественно-информационном журнале «<…> деловой журнал» № 2/29 июль – август 2016 на стр. 57, следующего содержания: «Покупаем карты фитнес-клубов. Дорого. Тел. <…> fitnes center F Подробности и условия предложения по телефону <…> или на сайте <…>».

Определением №Р17/03-5 от 11.01.2017г. было возбуждено дело №Р17/03-5 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы дела, пришла к  следующим выводам.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

В данной рекламе, размещенной в общественно-информационном журнале «<…> деловой журнал» № 2/29 июль – август 2016 на стр. 57, следующего содержания: «Покупаем карты фитнес-клубов. Дорого. Тел. <…> fitnes center F Подробности и условия предложения по телефону <…> или на сайте <…>», информация направлена на привлечение внимания потребителей именно к услугам, оказываемым фитнес центром «F», а так же непосредственно к самому фитнес центру «F».

Таким образом, информация, размещенная в общественно-информационном журнале «<…> деловой журнал» № 2/29 июль – август 2016 на стр. 57, соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламной, где объектом рекламирования являются услуги, оказываемые фитнес центром «F», а так же непосредственно сам фитнес центр «F».

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Под воздействием рекламы потребитель зачастую руководствуется эмоциями, а не объективными достоинствами или недостатками рекламируемого товара, соответственно сообщаемая в рекламе информация об объекте рекламирования должна быть достоверной, правдивой.

Кроме того, частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, предусмотрено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама ООО «Ф» направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться предоставляемой услугой. В таком случае, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой-либо части информации о предоставляемых услугах не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.

Указание в рекламе существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Как следует из спорной рекламы, фитнес - центр «Ф» предлагает услуги по приобретению у потребителей карт фитнес - клубов.

Вместе с тем, как установлено актом осмотра интернет-сайта указанного в рекламе от 12.10.2016г. фитнесс - центр «Ф» меняет карту любого фитнес - клуба города Тюмени на свои карты класса Platinum, Gold  и карт сроком 12 месяцев и предоставляет в подарок от 1 – 3 мес. занятий. При этом предложение действует только для новых клиентов, при покупке карты по прайсу и при 100 % оплате.

Таким образом, реклама содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара и вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку из спорной рекламы следует предложение о покупке у потребителей карт фитнес – клубов, а в действительности происходит обмен карт фитнес – клубов города на карты фитнес – центра «ФитБери» с предоставлением в подарок от 1 до 3 месяцев занятий и отсутствует часть существенной информации о том, что предложение действует только для новых клиентов, при покупке карты и 100 % оплате.

Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая реклама содержит нарушение требований пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Закона о рекламе, а именно: в ней отсутствует часть существенной информации, содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения  рекламируемого товара, так как при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правоотношениях.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как установлено материалами дела (договор оказания рекламных услуг № 1233 от 10.01.2016г.), рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Ф» (<…>) как лицо, определившее объект рекламирования, содержание рекламы.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, ответчиком не представлено документальных доказательств о прекращении размещения рекламы без части существенной информации об условиях приобретения рекламируемого товара.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Ф» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать рекламу, размещенную в общественно-информационном журнале «<…> деловой журнал» № 2/29 июль – август 2016 на стр. 57, следующего содержания: «Покупаем карты фитнес-клубов. Дорого. Тел. <…> fitnes center F Подробности и условия предложения по телефону <…> или на сайте <…>», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.06 №  38-ФЗ «О рекламе». 

2. Выдать ООО «Ф» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ______________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель комиссии

 

    <…>

 

Члены комиссии

 

<…>

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны