РЕШЕНИЕ №Р17/06-8         

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
28.02.2018
Управление:
Тюменское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы
Номер документа:
№ №Р17/06-8         
Номер дела:
№ Р17/06-8         

ФАС ФАС

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                            тел. 50-31-55

РЕШЕНИЕ №Р17/06-8                                                                             

19.04.2017 г.                                                                                                      г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:

 <…>

- заместитель руководителя

управления;

Члены  Комиссии:

 

 <…>

  

 

 <…>

- главный специалист-эксперт ОКСЗ;

 

- главный специалист-эксперт ОКСЗ,

рассмотрев дело № Р17/06-8, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы на интернет – сайте www.nashgorod.ru/,

при участии:

- от ООО «Н» – <…> (решение № <…>.),

- от ИП <…>. – <…>. (предъявлен паспорт гражданина РФ),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Тюменским УФАС России в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.06 №38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), в соответствии с Положением о государственном надзоре в области рекламы, утвержденным Постановлением правительства РФ № 1346 от 20.12.2012 г., в рамках реализации полномочий антимонопольного органа по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе был выявлен факт размещения рекламы, в которой содержатся признаки нарушения требований рекламного законодательства на интернет-сайте http://www.nashgorod.ru/, следующего содержания: «устали от роз? Закажите оригинальный букет! <…> доставка цветов в Тюмени».

Определением от 20.01.2017г. № Р17/06-8 возбуждено дело № Р17/06-8 по признакам нарушения законодательства о рекламе.

 

 

Изучив письменные доказательства по делу, заслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

В рассматриваемой рекламе, информация направлена на привлечение внимания потребителей к услуге (доставка цветов), оказываемой ИП <…>.

Таким образом, информация, распространяемая на интернет-сайте http://www.nashgorod.ru/, следующего содержания: «устали от роз? Закажите оригинальный букет! <…> доставка цветов в Тюмени», соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламной, где объектом рекламирования является услуга (доставка цветов), оказываемая ИП <…>.

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Закона о рекламе, в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Понятие продажи товара дистанционным способом закреплено пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом", согласно  которому продажа товара дистанционным способом является продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Отличительным признаком договора купли-продажи дистанционным способом является то, что покупатель не имеет возможности непосредственно ознакомиться с товаром или образцом товара при заключении договора, поскольку ознакомление с товаром происходит посредством телефонной связи или через сеть Интернет, на основании чего потребитель принимает решение о заказе товара, то есть при дистанционном способе продажи товаров отсутствует прямой, непосредственный контакт потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент заключения договора.

Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612, регулируется порядок продажи товаров дистанционным способом, согласно пункту 20 которых, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

Таким образом, момент заключения договора розничной купли-продажи при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.

Актом осмотра от 16.01.2017г., установлено, что на интернет-сайте http://www.nashgorod.ru/ размещена информация следующего содержания: «устали от роз? Закажите оригинальный букет! <…> доставка цветов в Тюмени».

Вместе с тем, рассматриваемая реклама предлагает покупателю цветы, при этом, исключая возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством получения продавцом сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар (дистанционный способ торговли), она направлена на привлечение внимания потребителей к возможности приобретения цветов, но не содержит сведений, перечисленных в статье 8 Закона о рекламе (нет сведений о продавце).

 

Таким образом, исходя из вышеизложенного, в рассматриваемой рекламе  нарушены требования ст. 8 Закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правоотношениях.

В соответствии с ч. 6, 7 ст. 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований ст. 8 Закона «О рекламе» несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Как установлено материалами дела, рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО «Н» (<…>).

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации

о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, ответчиком не представлено документальных доказательств о прекращении размещения рекламы в нарушение требований рекламного законодательства.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Н» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать рекламу, распространяемую на интернет-сайте http://www.nashgorod.ru/, следующего содержания: «устали от роз? Закажите оригинальный букет! <…> доставка цветов в Тюмени», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ст. 8 Федерального закона от 13.03.06 №  38-ФЗ «О рекламе». 

2. Выдать ООО «Н» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ______________ года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии

 

                    <…>

 

Члены комиссии

 

<…>

<…>.