РЕШЕНИЕ №Р17/20-18

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
13.03.2018
Управление:
Тюменское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы
Номер документа:
№ №Р17/20-18
Номер дела:
№ Р17/20-18

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                        тел. 50-31-55

РЕШЕНИЕ №Р17/20-18

21.06.2017 г.                                                                                              г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

- заместителя руководителя управления;

Члены  Комиссии:

 

<…>    

<…>

- главный специалист-эксперт отдела КСЗ;

- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ,

рассмотрев дело № Р17/20-18, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения рекламы по сетям электросвязи посредством телефонной связи без предварительного согласия абонента,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле (извещены надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

                                                                     

В Тюменское УФАС России поступило заявление <…>. (вх. № 1065 от 14.02.2017 г.).

Из заявления следует, что на абонентский номер <…>, зарегистрированный за гражданином, 14.02.2017г. в 12:11, от абонента <…>, поступил телефонный звонок рекламного характера, следующего содержания: «Здравствуйте! извещаем вас, что в соответствии с Федеральным законом № 324. Вы имеете право на бесплатную юридическую помощь! Для получения бесплатной юридической консультации по любому вопросу, прямо сейчас нажмите на кнопку «1» в вашем телефоне». Как указывает заявитель, согласия на получение рекламы он не давал.

Определением Тюменского УФАС России от 05.04.2017г. № Р17/20-18 было возбуждено дело в отношении <…> по факту распространения рекламы по сетям электросвязи посредством телефонной связи без предварительного согласия абонента.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама. Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя. В рассматриваемой информации, распространяемой по сетям электросвязи, посредством телефонной связи, объектом продвижения на рынке выступают услуги бесплатной юридической помощи, на привлечение внимания к которой и направлен телефонный звонок.

Таким образом, телефонный звонок, поступивший абоненту <…> на номер <…>, 14.02.2017г. в 12:11, следующего содержания: «Здравствуйте! извещаем вас, что в соответствии с Федеральным законом № 324. Вы имеете право на бесплатную юридическую помощь! Для получения бесплатной юридической консультации по любому вопросу, прямо сейчас нажмите на кнопку «1» в вашем телефоне» является, в том числе и рекламой с четко определяемым объектом рекламирования (Бесплатная юридическая помощь), а следовательно, на него распространяются требования части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Как следует из договора об оказании услуг связи № <…> от 20.12.2016г. (далее – Договор), заключенного между ОАО «М» (Оператор) и <…> (Абонент), Оператор обязуется оказывать Абоненту Услуги, а Абонент обязуется оплачивать Услуги Оператора связи на условиях и в порядке, установленных настоящим Договором.

Согласно п. 4.4.7. Договора, Абонент обязуется не использовать Услуги с нарушением законодательства РФ, в том числе для распространения рекламы без предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы (спам); для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки) и т.д.; не осуществлять иные действия, которые могут причинить ущерб или беспокойство иным абонентам или пользователям услуг связи, а также операторам связи.

Таким образом, <…> обязан иметь соответствующее согласие пользователя как в силу закона (часть 1 статьи 18 Закона о рекламе), так и исходя из принятых обязательств при заключении упомянутого выше Договора. Однако, доказательств получения предварительного согласия абонента <…> на получение рекламы, в материалы дела не представлено.

Учитывая, что в материалы дела не представлено письменное согласие абонента на получение рекламы по сетям электросвязи, посредством телефонной связи, в действиях <…>  содержатся нарушения требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Согласно части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1  статьи 18 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно материалам дела <…> является рекламораспространителем, как лицо осуществившие распространение рассматриваемой рекламы.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что реклама, поступившая на номер абонента по сетям электросвязи, посредством телефонной связи имела разовый характер. Доказательств об обратном в материалы не представлено.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу, поступившую 14.02.2017г. в 12:11 на абонентский номер <…> от абонента <…> по сетям электросвязи, посредством телефонной связи, следующего содержания: «Здравствуйте! извещаем вас, что в соответствии с Федеральным законом № 324. Вы имеете право на бесплатную юридическую помощь! Для получения бесплатной юридической консультации по любому вопросу, прямо сейчас нажмите на кнопку «1» в вашем телефоне»,  ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 №  38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не выдавать, в связи с отсутствием основания.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ______________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии

 

          <…>

 

Члены комиссии

 

          <…>

 

          <…>