РЕШЕНИЕ №Р17/24-21

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
14.03.2018
Управление:
Тюменское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы
Номер документа:
№ №Р17/24-21
Номер дела:
№ Р17/24-21

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                            тел. 50-31-55

РЕШЕНИЕ №Р17/24-21

01.06.2017 г.                                                                                                  г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:

<…>

- заместителя руководителя управления;

Члены  Комиссии:

 

<…>

    

<…>

- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ,

- специалист-эксперт отдела КСЗ,

 

рассмотрев дело № Р17/24-21, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии представителя ООО «А» - <…> (доверенность № <…> от 31.05.2017г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Тюменским УФАС России в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.06 №38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), в соответствии с Положением о государственном надзоре в области рекламы, утвержденным Постановлением правительства РФ № 1346 от 20.12.2012 г.,  в рамках реализации полномочий антимонопольного органа по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе был выявлен факт размещения рекламных баннеров на фасаде здания по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная 120/3, с надписями следующего содержания: «ПОСТАВЩИК МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ», «ФГУП ККЗ ЛУЧШИЕ КОНЬЯКИ РОССИИ», «ОАО ДКК ЖИДКАЯ ВАЛЮТА РОССИИ», содержащей признаки нарушения требований рекламного законодательства.

Определением от 10.05.2017г. № Р17/24-21 возбуждено дело № Р17/24-21 по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО «А», рассматриваемые баннеры, закрепленные справа и слева от входной двери в магазин были установлены с целью временного перекрытия той части фасада, где отпала облицовочная плитка при демонтаже панно от прежних арендаторов данного помещения, в день открытия магазина. Эскизы баннеров были разработаны для оформления стен внутри помещения.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы дела, пришла к  следующим выводам.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Рассматриваемая информация, содержащаяся в брошюре, является рекламой, так как объектом рекламирования выступает алкогольный напиток - коньяк.

Таким образом, информация, размещенная на баннерах, является рекламой, где объектом рекламирования является алкогольная продукция, реализуемая ООО «А».

Согласно ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Согласно пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Коньяк - крепкий алкогольный напиток, производимый из определённых сортов винограда по особой технологии. Содержание этилового спирта колеблется от 40% до 57% объема готовой продукции.

Учитывая то, что алкогольной продукцией признается пищевая продукция, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, соответственно рекламируемый напиток является алкогольной продукцией.

Таким образом, рассматриваемая реклама  является рекламой алкогольной продукции – коньяка.

Надпись, предупреждающая о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции отсутствует.

Таким образом, в вышеуказанной рекламе содержатся нарушения ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе, а именно отсутствие надписи, предупреждающей о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции.

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе, распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Поскольку рассматриваемая реклама размещена на внешней стене здания, непосредственно у входа в магазин, где осуществляет свою деятельность ООО «А», то данная конструкция является рекламной и относится к объектам наружной рекламы.

Пунктом 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе, предусмотрено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение требований  п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе, поскольку данная реклама алкогольной продукции размещалась с использованием технического средства стабильного территориального размещения (рекламная конструкция) на фасаде здания.

Вместе с тем, Комиссия считает, что фраза «ПОСТАВЩИК МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ», используемая в рекламе, указывает на то, что объект рекламирования  одобряется органами государственной власти.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицам.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение п. 2 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований  ч. 3 ст. 21 и ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель. За нарушение требований ч. 2, 3 ст. 21 несет рекламораспространитель.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Материалами установлено, что рекламодателем является ООО «А» (адрес места нахождения: Дагестан, р-н Дахадаевский, село Уркарах; место нахождения обособленного подразделения: г. Тюмень, ул. Холодильная, <…> <…>).

Таким образом, в действиях ООО «А», содержатся нарушения требований ч. 3 ст. 21, п. 5 ч. 2 ст. 21 и п. 2 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, ответчиком не представлено документальных доказательств о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «А» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу алкогольной продукции, следующего содержания: «ПОСТАВЩИК МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ», «ФГУП ККЗ ЛУЧШИЕ КОНЬЯКИ РОССИИ», «ОАО ДКК ЖИДКАЯ ВАЛЮТА РОССИИ», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования  ч. 3 ст. 21, п. 5 ч. 2 ст. 21 и п. 2 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 13.03.06 №  38-ФЗ «О рекламе». 

2. Выдать ООО «А» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ______________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель комиссии

 

                     <…>

 

Члены комиссии

 

            <…>

 

         <…>