Решение

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
06.07.2018
Управление:
Тюменское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы
Номер документа:
№ Р18/25-07
Номер дела:
№ Р18/25-07

 

РЕШЕНИЕ № Р18/25-07

  1. г. г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<>

-заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

 

<>

 

<>

- главный специалист-эксперт отдела КСЗ,

- специалист-эксперт отдела КСЗ

рассмотрев дело № Р18/25-07 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы курительных принадлежностей,

в отсутствии:

- заявителя <…>., уведомленной надлежащим образом (почтовое уведомление № 62500031042906);

- представителя ООО «<…>», уведомленного надлежащим образом (почтовое уведомление №62500031042890),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило заявление <…>. по факту распространения рекламы электронного испарителя Logic Pro путем размещения на кассовом чеке сети магазинов «Бристоль», содержащей признаки нарушения Закона о рекламе.

Согласно заявлению гражданина, при покупке товара ему был выдан кассовый чек, в котором содержится реклама курительных принадлежностей следующего содержания: «Logic Pro - электронный испаритель нового поколения! ПАРИ С БРИСТОЛЬ!».

Лозунг следующего содержания: «logic pro-электронный испаритель нового поколения! Пари с Бристоль» направлен на привлечение внимания неопределенного круга лиц к продавцу электронными сигаретами – магазину «Бристоль», формирование и поддержание интереса у потенциального потребителя рекламы к объекту рекламирования – электронным испарителям logic pro и продвижение их на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

С учетом того, что электронные сигареты используются для совершения действий, аналогичных процессу курения (имитируют процесс курения), данные изделия (электронные сигареты) относятся к товарам, на которые распространяется запрет, установленный пунктом 8 статьи 7 Закона о рекламе.

Определением от 28 марта 2018 года Татарстанским УФАС было возбуждено дело №08-29/2018 в отношении ООО «<…>» по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

Определением от 18.04.2018г. о передаче дела №08-29/2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе дело передано в Тюменское УФАС России.

Определением от 24.04.2018г. №Р18/25-07 дело №08-29/2018, возбужденное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе принято к производству Тюменским УФАС России.

Согласно пояснениям ООО «<…>», электронный испаритель logic pro не является табаком, табачной продукцией, табачным изделием или курительной принадлежностью, испаритель не имитирует данные изделия ни внешне, ни функционально. Существующие запреты и ограничения в сфере рекламы на электронные испарители, по мнению ООО «<>», не распространяются.

Информация о наличии в ассортименте товаров сети магазинов «Бристоль» электронных испарителей Logic Pro размещается на кассовых чеках исключительно в целях информирования совершеннолетних граждан, приобретающих табачные изделия. В случае, если в приобретенных покупателем товарах отсутствует табачная продукция, на кассовом чеке информация об электронных испарителях не печатается.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы дела, пришла к следующим выводам.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем рекламы понимается «любое лицо, которому адресуется реклама или которого она сможет достичь, вне зависимости от того, является ли оно конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем». Экономической целью размещения рекламы, является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, поскольку отвечает всем требованиям, предъявляемым к рекламе, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования - магазину «Бристоль» и электронным испарителям «logic Pro», для формирования и поддержание интереса к ним, и продвижения на товарном рынке реализации электронных сигарет. Товаром является - электронные испарители (электронные сигареты). Целью распространения рекламы является увеличение продаж электронных сигарет.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 8 статьи 7 Закона о рекламе, запрещается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

В указанной норме закона перечень табачных изделий и курительных принадлежностей не является исчерпывающим. А, поскольку испарители используются для совершения действий, аналогичных процессу курения, и в зависимости от модели могут содержать никотин и иные вещества, содержащиеся в табачных изделиях, то они могут быть отнесены к категории товаров, подобных табачным изделиям и курительным принадлежностям.

Согласно части 4 статьи 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные Законом о рекламе в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого Законом о рекламе установлены специальные требования и ограничения.

Таким образом, Законом о рекламе установлен прямой запрет на привлечение внимания потребителей к определенному объекту рекламирования - товарам для курения, так и непосредственно к продавцу таких товаров.

Комиссия считает, что электронные испарители (электронные сигареты) отнесены к курительным принадлежностям, и требования, установленные пунктом 8 статьи 7 Закона о рекламе распространяются на них.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.

  • установлено материалами, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «<…>» (адрес места нахождения: 603002, г. Нижний Новгород, ул. <…>, ОГРН 1025202393677, ИНН/КПП 5257056036/525701001).

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, ответчиком не представлено документальных доказательств о прекращении размещения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «<…>» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу курительных принадлежностей следующего содержания: «Logic Pro - электронный испаритель нового поколения! ПАРИ С БРИСТОЛЬ!», размещенную на кассовом чеке, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «<…>» предписание о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме _________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии:

 

<>

 

Члены комиссии:

 

 

<>

 

 

 

<>