Решение №Р18/39-05 Решение от 21 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №Р18/39-05

  1. г. г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:

<>

- заместитель руководителя

управления;

Члены Комиссии:

 

<>

 

<>

- главный специалист-эксперт ОКСЗ;

- ведущий специалист-эксперт ОКСЗ,

рассмотрев дело № Р18/39-5, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения недостоверной рекламы,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле (уведомлены надлежащим образом):

- <…>. (625033, г. Тюмень, <…>);

- ООО <…> (625035, г. Тюмень, ул. <>, ИНН 7204200579, ОГРН 1147232007284),

в присутствии:

- представителя ООО <…> (адрес местонахождения: 625049, г.Тюмень, ул. <>, ИНН 7203434013, ОГРН 1177232032185) <> (доверенность № 121/07/18 от 16.07.2018 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России из Управления Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу поступило заявление <…> (вх.№4305 от 13.06.2018г.) о том, что 04.05.2018г. около 8 часов на радиостанции «Русское радио- 102, 5FM» размещалась информация о том, что ООО «Центр Мед+» переехало и находится по новому адресу: г.Тюмень, ул.Московский тракт,121/3. Для получения пакета документов необходимых для получения налогового вычета Заявитель обратилась по указанному в рекламе адресу. Однако, по данному адресу находится другая медицинская организация «Доктор А», которая не располагает документами ООО «Центр-Мед+».

По мнению заявителя, полученная по радио информация не соответствует действительности и вводит потребителей в заблуждение.

Управлением Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу представлена запись эфира радиостанции «Русское радио – 102,5 FM» за 04.05.2018г. В блоке «Реклама на Русском радио» транслировалась реклама следующего содержания: «Внимание!!! Мы переехали! Все специалисты клиники Центр Мед ждут своих клиентов на Московском тракте 121/3 в клинике Доктор А для оформления справок на вождение, оружие, медкнижек и прохождение медосмотров. Психиатр и нарколог у нас. Тел. 500077, 500077».

Кроме того, на рассмотрении в Тюменском УФАС России уже находилось заявление председателя ликвидационной комиссии ООО <…>. (вх. 3854 от 28.05.2018г.) о размещении <…>недостоверной рекламы.

Из заявления следует, что решением внеочередного общего собрания участников ООО <…> (протокол №28 от 30.01.2018г.) принято решение о добровольной ликвидации ООО <…> (ОГРН 1147232007284), расположенного по адресу: 625023, <…>

Осуществление медицинской деятельности ООО «<…> прекращено с 28.04.2018г.

03.05.2018 все сотрудники поликлиники были уволены на основании п.1 ст.81 ТК РФ.

Начиная с 01.05.2018г. по радиостанции «Русское радио» ежедневно в 7ч. 52 мин. распространяется реклама следующего содержания: «Внимание!!! Мы переехали! Все специалисты клиники Центр Мед ждут своих клиентов на Московском тракте 121/3 в клинике Доктор А для оформления справок на вождение, оружие, медкнижек и прохождение медосмотров. Психиатр и нарколог у нас. Тел. 500077, 500077».

По мнению заявителя, распространяемая на радиостанции «Русское радио» реклама о переезде всех специалистов поликлиники ООО «Центр Мед +» на новый адрес г.Тюмень, Московский тракт 121/3, в поликлинику ООО «Доктор А» является недобросовестной и недостоверной, искажающей реальное представление потребителей об оказываемых услугах, вводит в заблуждение и имеет целью привлечения клиентов в ООО «Доктор А» за счет репутации качества оказанных услуг ликвидированного ООО «Центр Мед +».

Определением от 20.06.2018 г. № Р18/39-05 возбуждено дело № Р18/39-05 по признакам нарушения ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе в отношении ООО «<…> (далее также – ООО «Доктор А»).

На рассмотрение дела №Р18/39-05 представитель лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе пояснил, что данная реклама распространялась на радиостанции «Русское радио» с 01.05.2018 г. по 28.05.2018 г. ежедневно в 07.52, в рамках договора на размещение рекламы №106 от 26.04.2018 г., заключенного между ООО <…> и ООО <…>. В связи с прекращением медицинской деятельности и ликвидацией ООО <…> практически все медицинские работники, и часть административно-хозяйственного персонала трудоустроена в ООО <…> и в ООО <…>.

В ходе рассмотрения дела, Комиссия оценив содержание рекламы, пришла к выводу о том, что в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации, а именно, невозможно точно определить переехало ли ООО <…> и осуществляет свою деятельность по новому адресу или специалисты клиники «Центр Мед+» временно осуществляют деятельность в клинике «Доктор А», либо специалисты сменили место работы, что в свою очередь, может ввести потребителя рекламы в заблуждение.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе, имеются признаки нарушения, предусмотренные частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Изучив письменные доказательства по делу, заслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.

Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

В рассматриваемой рекламе, информация направлена на привлечение внимания потребителей к услугам, оказываемым в клинике «Доктор А», а так же к самой клинике «Доктор А».

Таким образом, информация, распространяемая на радиостанции «Русское радио» с 01.05.2018 г. по 28.05.2018 г. ежедневно в 07.52, соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Закона о рекламе и является рекламной, где объектом рекламирования являются медицинские услуги, оказываемые в клинике «Доктор А», а так же клиника «Доктор А».

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Как следует из пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

ООО <…> в материалы дела представлены документы, подтверждающие тот факт, что рассматриваемая реклама является недостоверной, а именно: приказ №58 от 03.07.2018г. о выплате заработной платы за второй месяц нетрудоустройства, с приложением списочной ведомости работников, нетрудоустроенных после увольнения из ООО <…>, платежное поручение о списании денежных средств, копии трудовых книжек. Данные документы подтверждают факт недостоверности распространяемой рекламы в части переезда всех сотрудников ООО <…> в клинику <…>, поскольку 24 сотрудника ООО <…> на момент распространения рекламы не были трудоустроены. Таким образом, информация о том, что «Все специалисты клиники Центр Мед ждут своих клиентов на Московском тракте 121/3 в клинике Доктор А»» является не достоверной, а значит не соответствует требованиям п.2 ч.3 ст.5 Закона о рекламе.

Определением от 19.07.2018г. У ООО <…> были запрошены сведения о том, были ли трудоустроены после 03.05.2017 г. в ООО <…> следующие лица: <…>

В соответствии с определением от 19.07.2018г. ООО <…> предоставлены сведения о трудоустройстве после 03.05.2018г. следующих лиц: <…>. (принята 03.07.2018г.), <>. (принята 13.08.2018г.). Таким образом, на момент распространения рекламы данные лица не были трудоустроены в клиники <…>. Иные лица, о трудоустройстве которых запрашивалась информация, не работают в ООО <…>.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, в рассматриваемой рекламе нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Кроме того, частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, предусмотрено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама ООО «<…> направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться предоставляемой услугой. В таком случае, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой-либо части информации о предоставляемых услугах не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.

Указание в рекламе существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Как следует из спорной рекламы, внимание потребителей привлечено к информации о переезде («Внимание!!! Мы переехали!»).

Вместе с тем, невозможно точно определить переехало ли ООО <…> и осуществляет свою деятельность по новому адресу или специалисты клиники <…> временно осуществляют деятельность в клинике <…>, либо специалисты сменили место работы, что в свою очередь, может ввести потребителя рекламы в заблуждение.

Таким образом, реклама содержит не соответствующие действительности сведения о переезде всех специалистов и вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку из спорной рекламы непонятно о чьем именно переезде идет речь.

Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая реклама содержит нарушение требований пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Закона о рекламе, а именно: в ней отсутствует часть существенной информации, а также содержится не соответствующие действительности сведения о переезде всех специалистов клиники Центр Мед, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правоотношениях.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований части 3, части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как установлено материалами дела (договор на проведение рекламной компании № 106 от 26.04.2018г.), рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО <…> (адрес местонахождения: 625049, г.Тюмень, ул. <…>, ИНН 7203434013, ОГРН 1177232032185) как лицо, определившее объект рекламирования, содержание рекламы.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, в материалы дела представлены доказательства прекращения распространения рассматриваемой рекламы.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче ООО <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «Внимание!!! Мы переехали! Все специалисты клиники Центр Мед ждут своих клиентов на Московском тракте 121/3 в клинике Доктор А для оформления справок на вождение, оружие, медкнижек и прохождение медосмотров. Психиатр и нарколог у нас. Тел. 500077, 500077», размещавшуюся в период с 01.05.2018г. по 28.05.2018г. на радиостанции «Русское радио», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не выдавать, в связи с отсутствием основания.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ______________ года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии

 

<…>

 

Члены комиссии

 

<…>.

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны