Решение №Т18/113-223 Решение по делу Т18/113-223 от 25 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ

по делу № Т18/113-223

 

Резолютивная часть решения оглашена 21.09.2018 года г. Тюмень

В полном объеме решение изготовлено 24.09.2018 года

 

  • Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

М -

Заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства,

члены комиссии:

 

 

М -

 

М -

 

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

Специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», дело № Т18/113-223 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «НОВА-ТРЭК+» (далее – Заявитель, ООО «НОВА-ТРЭК+», Общество) на действия Публичного акционерного общества «Сибирско – Уральская энергетическая компания» (далее – Заказчик, ПАО «СУЭНКО») при проведении открытого запроса предложений в электронном виде (извещение № 31806891498) на выполнение работ по оснащению транспортных средств бортовыми навигационными спутниковыми терминалами, адаптерами подключения к бортовому компьютеру транспортных средств, датчиками уровня топлива для нужд ПАО «СУЭНКО» (ОЗП № 499/2018), в присутствии: представителя Заявителя - К ; представителя Заказчика – К,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 14.09.2018 (вх. № 7200) поступила жалоба ООО «НОВА-ТРЭК+» на действия ПАО «СУЭНКО» при проведении открытого запроса предложений в электронном виде (извещение № 31806891498) на выполнение работ по оснащению транспортных средств бортовыми навигационными спутниковыми терминалами, адаптерами подключения к бортовому компьютеру транспортных средств, датчиками уровня топлива для нужд ПАО «СУЭНКО» (ОЗП № 499/2018).

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также, ч. 17 указанной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru.

В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС России в адрес организатора торгов направлено требование о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

В жалобе ООО «НОВА-ТРЭК+» указывает на неправомерность включения ПАО «СУЭНКО» в состав заявки обязательных по предмету закупки документов, подтверждающих опыт участника по успешной поставке товара, выполнения работ, оказанию услуг в объеме не менее 25 000 000 рублей (без НДС), что является несопоставимо завышенным требованием применительно к установленной начальной (максимальной) цене работ в сумме 2 245 789 рублей 84 копеек.

  • на заседании представитель Заявителя на данных доводах жалобы настаивал, поясняя, что указанные требования нарушают права Общества, поскольку препятствуют его допуску к участию в закупке, а также ограничивают возможную конкуренцию.
  • Заказчика по мотивам отзыва выразила не согласие с доводами Заявителя, полагая, что установленные требования по наличию опыта не нарушают действующее законодательство, ссылаясь также на их соответствие Положению о закупках ПАО «СУЭНКО».

Комиссия Тюменского УФАС России, заслушав представителей участвующих в деле лиц, в ходе заседания установила следующее.

Как установлено материалами дела, 05.09.2018 на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещено извещение о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по оснащению транспортных средств бортовыми навигационными спутниковыми терминалами, адаптерами подключения к бортовому компьютеру транспортных средств, датчиками уровня топлива для нужд ПАО «СУЭНКО».

В соответствии с пунктом 4.3 Положения о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг ПАО «СУЭНКО» (утвержденного Решением Совета директоров ПАО «СУЭНКО» 29.06.2018, далее – Положение о закупках) запрос предложений проводится в случае когда для заказчика важны несколько критериев закупки и начальная (максимальная) цена договора определяется согласно плану закупок Заказчика.

  • к составу и содержанию заявки на учатие в запросе предложений в электронной форме установлены в п. 10.5 указанного Положения.

Согласно пояснениям представителя Заказчика на момент рассмотрения жалобы по существу окончены подача и прием заявок.

В силу ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

В соответствии с пунктами 9, 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

  • 1.1.5 и 1.3.2 Документации о закупке установлены, в том числе общие требования к участникам закупки и содержанию входящих в состав заявки документов.

Согласно подпункту 1.3.2.1.1 пункта 1.3.2.1 Документации о закупке в состав обязательных документов, подающихся вместе с заявкой, включаются документы (по предмету закупки) подтверждающие опыт участника по успешной поставке товара, выполнения работ, оказанию услуг сопоставимого характера в объеме не менее 25 000 000 рублей без НДС.

Требования к участникам размещения заказа пункта 1.1.5 Документации о закупке содержат аналогичные условия (в подпункте 12).

При этом согласно пункту 1.1.6 Документации о закупке участник размещения заказа не допускается к участию в закупке, в том числе в случаях:

1. Несоответствия участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным документацией о проведении запроса предложений.

2. Несоответствия заявки на участие в запросе предложений требованиям к заявкам, установленным документацией о проведении запроса предложений.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закон о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Как отмечено выше, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и в силу ч. 2 ст. 2 Закона должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик в обоснование правовой позиции по настоящему делу ссылается в том числе, на п. 10.5.3 Положения о закупках, согласно которому иные требования к заявке на участие в запросе предложений в электронной форме, а также перечень документов, предоставление которых является обязательным, согласно документации о проведении запроса предложений в электронной форме, документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям документации о закупке (если их предоставление является обязательным согласно документации о конкурентной закупке), устанавливаются в документации о проведении запроса предложений в электронной форме в зависимости от предмета закупки.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, реализация права заказчика на самостоятельное установление требований к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о закупках принципов.

Следовательно, Заказчиком в пункте 1.1.5 и подпункте 1.3.2.1.1 пункта 1.3.2.1 Документации о закупке по проведению открытого конкурса дополнительных требований к участникам закупки в рассматриваемом случае ограничивает конкуренцию и нарушает принцип равноправия, установленный антимонопольным законодательством, так как в силу предусмотренных указанными пунктами требований участники, не имеющие опыта, подтвержденного исполненными договорами на сумму не менее 25 000 000 рублей (без НДС), объективно лишены возможности принять участие в конкурсе.

Ссылки представителя Заказчика на правомерность включения данных условий в Документацию о закупке с точки зрения необходимости выявления в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям закупки, Комиссией Тюменского УФАС отклоняются.

Фактически требования к опыту участника по успешной поставке товара, выполнения работ, оказанию услуг сопоставимого характера в объеме не менее 25 000 000 рублей (без НДС) при установленной начальной (максимальной) стоимости выполнения работ в размере 2 245 789 рублей 84 копеек создают условия для участия в конкурсе только лиц, которые соответствуют указанному дополнительному требованию независимо от наличия (и длительности) опыта выполнения таких работ (в данном случае по оснащению транспортных средств необходимым оборудованием), а также соблюдения своевременности (и максимально коротких) сроков их выполнения, что ограничивает число потенциальных участников.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что установленные в Документации о закупке дополнительные (вышеуказанные) требования не содержат требований, касающихся именно специфики выполнения работ. Установление ПАО «СУЭНКО» требований, предусмотренных пунктом 1.1.5 и подпунктом 1.3.2.1.1 пункта 1.3.2.1 Документации о закупке по проведению открытого запроса предложений, не свидетельствуют о том, что целью данных требований являются именно выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям закупки, но ограничивают конкуренцию и нарушают принципы, закрепленные в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссией также исследованы (размещенные на сайте www.zakupki.gov.ru по указанной закупке) ответы на запросы о разъяснении закупки, согласно которым, рассматриваемое требование завышенным полагают также иные хозяйствующие субъекты (возможные участники закупки).

Действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Документации о закупке завышенных (более чем в 10 раз по отношению к начальной (максимальной) стоимости работ и, как следствие, необоснованно ограничивающих конкуренцию при проведении запроса предложений) требований о предоставлении обязательных по предмету закупки документов, подтверждающих опыт участника по успешной поставке товара, выполнения работ, оказанию услуг в объеме не менее 25 000 000 рублей (без НДС), влекут безусловное нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

По совокупности изложенного Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводам о признании жалобы ООО «НОВА-ТРЭК+» на действия ПАО «СУЭНКО» при проведении открытого запроса предложений (извещение № 31806891498) на выполнение работ по оснащению транспортных средств бортовыми навигационными спутниковыми терминалами, адаптерами подключения к бортовому компьютеру транспортных средств, датчиками уровня топлива для нужд ПАО «СУЭНКО» (ОЗП № 499/2018) обоснованной и необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «НОВА-ТРЭК+» на действия ПАО «СУЭНКО» при проведении открытого запроса предложений в электронном виде (извещение № 31806891498) на выполнение работ по оснащению транспортных средств бортовыми навигационными спутниковыми терминалами, адаптерами подключения к бортовому компьютеру транспортных средств, датчиками уровня топлива для нужд ПАО «СУЭНКО» (ОЗП № 499/2018), обоснованной.

2. Признать в действиях ПАО «СУЭНКО» нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать обязательное для исполнения предписание о совершении действий направленных на устранение нарушения путем внесения изменений в документацию о закупке, а также продлении срока приема заявок.

 

Председатель Комиссии:

 

                                                             

                                                              М

 

 

Члены Комиссии:

 

М

 

М

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны