Решение №Т18/138-223 Решение и предписание по делу Т18/138-223 от 30 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ

по делу № Т18/138-223

 

Резолютивная часть решения оглашена 27.11.2018 года г. Тюмень

В полном объеме решение изготовлено 30.11.2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

М -

 

 

Заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства

Члены комиссии:

М -

 

О -

 

Главный специалист-эксперт

отдела контроля органов власти,

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

 

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № Т18/138-223 по жалобе Акционерного общества «Тюменский хлебокомбинат» (далее – Заявитель, АО «Тюменский хлебокомбинат») на действия Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 39 города Тюмени (далее – МАДОУ д/с № 39 г. Тюмени, Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме (извещение № 31807104797 на сайте www.zakupki.gov.ru) на поставку продуктов питания (хлебобулочные, кондитерские изделия), в присутствии представителя Заявителя – М (доверенность № *** от ***), представителя Заказчика – Ч (доверенность          от ***),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 19.11.2018 (вх. № 9377) поступила жалоба АО «Тюменский хлебокомбинат» на действия МАДОУ д/с № 39 г. Тюмени при проведении запроса предложений в электронной форме (извещение № 31807104797 на сайте www.zakupki.gov.ru) на поставку продуктов питания (хлебобулочные, кондитерские изделия).

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также, ч. 17 указанной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.

В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено требование о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

В жалобе АО «Тюменский хлебокомбинат» указывает на неправомерность включения Заказчиком в документацию спорной закупки оценочного критерия («Квалификация участников»), устанавливающего зачет только одного исполненного контракта (договора) со стоимостью исполненных обязательств не менее 50 % начальной (максимальной) цены договора (контракта) лота за период с 01.01.2017 до дня размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений. Исходя из требований данного критерия при подведении итогов закупки Заказчиком не учтено предоставление Заявителем шести договоров с доказательствами исполнения в сумме 1 062 456 рублей 37 копеек, что не позволило ему выиграть торги при предложенной наименьшей цене заявки.

Присутствующий на заседании представитель Заявителя на доводах жалобы настаивал, полагая, что Заказчиком нарушены как права АО «Тюменский хлебокомбинат», так и основополагающие принципы, установленные Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон).

Представитель МАДОУ д/с № 39 г. Тюмени по доводам отзыва выразила не согласие с аргументами Заявителя, полагая, что установление спорного критерия является правом Заказчика и не нарушает прав иных лиц и норм действующего законодательства.

В ходе заседания Комиссией обозрены заявки участников запроса предложений.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

Как установлено материалами дела, 02.11.2018 на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на поставку продуктов питания (хлебобулочные, кондитерские изделия), извещение № 31807104797.

В соответствии с пунктом 7.4 Положения о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг МАДОУ д/с № 39 г. Тюмени (утвержденного Решением наблюдательного совета, в редакции изменений от 31.01.2018, далее – Положение о закупках, Положение) Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса предложений в соответствии с Положением при условии, что начальная (максимальная) цена договора не превышает 2 000 000 рублей. Порядок проведения таких закупок регламентируется разделом 15 Положения.

Требования к составу и содержанию заявки на участие в запросе предложений установлены разделами 12 и 15 указанного Положения.

Согласно пояснениям представителя Заказчика на момент рассмотрения жалобы по существу произведены рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений согласно протоколу от 15.11.2018 № 31807104797-02.

В силу ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

В соответствии с пунктами 9, 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 11 Документации о закупке, устанавливающему перечень представляемых участниками закупки документов, предлагается представление, в том числе (в подпункте 12 указанного пункта) копий документов и сведений, необходимых для оценки заявки по критериям, содержащимся в приложении № 1 настоящей документации.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Документации о закупке баллы по критерию «Квалификация участников» определяется следующим образом: «Наличие самостоятельного исполненного аналогичного договора (контракта) (поставка товаров в соответствии с предметом лота настоящей закупки) за период с 01.01.2017г. до дня размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений. При этом стоимость исполненных обязательств по данному контракту (договору) составляет не менее 50 (пятидесяти) процентов (50%) начальной (максимальной) цены договора (контракта) лота на право заключить который проводится закупка.».

В пункте 3 Документации о закупке определена начальная (максимальная) цена договора – 742 200 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закон о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Как отмечено выше, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и в силу ч. 2 ст. 2 Закона должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, реализация права заказчика на самостоятельное установление требований к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о закупках принципов. 

Следовательно, требования, установленные Заказчиком в подпункте 12 пункта 11 и пункте 2 приложения № 1 Документации о закупке по проведению запроса предложений в электронной форме на поставку продуктов питания (хлебобулочные, кондитерские изделия) в рассматриваемом случае ограничивают конкуренцию и нарушают принцип равноправия, установленный антимонопольным законодательством, так как в силу предусмотренных указанными пунктами требований участники, не имеющие опыта до 01.01.2017г., а также не имеющие подтвержденного исполненным (одним) договором на сумму не менее 371 100 рублей в установленный Заказчиком период, объективно лишены возможности победить в закупке. При этом исключается зачет в составе заявки исполняемых одновременно договоров (в данном случае на значительно большую сумму).

Ссылки представителя Заказчика на правомерность включения данных условий в Документацию о закупке с точки зрения необходимости выявления в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям закупки, Комиссией Тюменского УФАС отклоняются.

Фактически требования к «Квалификации участников» по успешной поставке продуктов питания (хлебобулочных, кондитерских изделий) сопоставимого характера в объеме не менее 50 (пятидесяти) процентов (50%) начальной (максимальной) цены договора (в сумме 371 100 рублей) за период с 01.01.2017г. до дня размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений создают условия для победы в закупке лиц, которые соответствуют указанному критерию независимо от наличия (и длительности) опыта поставки товара (в данном случае хлебобулочных, кондитерских изделий), а также соблюдения своевременности сроков поставки и качества продукции, что ограничивает число потенциальных участников.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что установленные в Документации о закупке указанные квалификационные требования не содержат требований, касающихся именно специфики поставки изделий. Установление Заказчиком критерия пункта 2 приложения № 1 Документации о закупке по проведению запроса предложений, не свидетельствуют о том, что целью данного критерия являются именно выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям закупки, но ограничивают конкуренцию и нарушают принципы, закрепленные в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Документации о закупке необоснованного критерия влекут безусловное нарушение указанной нормы Закона о закупках.

По совокупности изложенного Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводам о признании жалобы АО «Тюменский хлебокомбинат» на действия МАДОУ д/с № 39 г. Тюмени при проведении запроса предложений в электронной форме (извещение № 31807104797) на поставку продуктов питания (хлебобулочные, кондитерские изделия), обоснованной и необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Акционерного общества «Тюменский хлебокомбинат» на действия Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 39 города Тюмени при проведении запроса предложений в электронной форме (извещение № 31807104797) на поставку продуктов питания (хлебобулочные, кондитерские изделия), обоснованной.

2. Признать в действиях Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 39 города Тюмени нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 39 города Тюмени обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                                                                                               М

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                                                                                                         М

 

О 

 

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155

 

ПРЕДПИСАНИЕ № Т18/138

по делу № Т18/138-223

30.11.2018 г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

М -

 

Заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства,

члены комиссии:

М -

 

 

О -

Главный специалист-эксперт

отдела контроля органов власти,

Ведущий специалист -эксперт отдела контроля органов власти,

на основании решения от 30.11.2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы Акционерного общества «Тюменский хлебокомбинат» на действия Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 39 города Тюмени при проведении запроса предложений в электронной форме (извещение                     31807104797) на поставку продуктов питания (хлебобулочные, кондитерские изделия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

В целях устранения нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» следующее.

1. Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 39 города Тюмени устранить выявленные нарушения в срок до 11.12.2018 путем аннулирования закупки способом проведении запроса предложений в электронной форме (извещение № 31807104797) на поставку продуктов питания (хлебобулочные, кондитерские изделия).

Разместить соответствующую информацию об аннулировании запроса предложений в электронной форме в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru.)

2. Оператору электронной площадки «OTC-tender» (115230, г. Москва, 1-й Нагатинский проезд, д. 10 стр. 1) обеспечить техническую возможность для осуществления Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением детский сад № 39 города Тюмени действий по исполнению настоящего предписания.

 

Доказательства исполнения настоящего предписания необходимо представить в Тюменское УФАС России не позднее 5 дней со дня исполнения предписания.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                                                                               М

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                                                                                          М

                                                                                                                                                                                                         О

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны