Решение №Т18/21-223 Решение по делу № Т18/21-223 от 28 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

.

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ

по делу № Т18/21-223

 

Резолютивная часть решения оглашена 23.03.2018 года г. Тюмень

В полном объеме решение изготовлено 28.03.2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

****

 

члены комиссии:

****

 

 

****

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», дело № Т18/21-223 по жалобе ООО «П» (далее – Заявитель) на действия ФГАОУ ВО «Т» (далее – Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной на поставку мебели, извещение № 31705933351, в присутствии представителей ответчика ФГАОУ ВО «Т» – *** (доверенность № 11/17 от 28.03.2017), *** (доверенность № 1/17 от 01.03.2017), в отсутствии представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 14.03.2018 (вх. № 1783) поступила жалоба ООО «П» на действия ФГАОУ ВО «Т» при проведении открытого аукциона в электронной на поставку мебели, извещение № 31705933351.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также, ч. 17 указанной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.

В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес организатора торгов направлено требование о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Из доводов жалобы следует, что документация заказчика не соответствует нормам Положения о закупках и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет правильно оформить заявку, в частности:

1. Заказчиком сформированы требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам товаров с использованием показателей и их значений, не предусмотренных законодательством РФ о техническом регулировании и документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ.

2. В документации об аукционе значительная часть требований к закупаемому товару сформулирована таким образом, что вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет надлежащим образом заполнить первую часть заявки.

3. Заказчик не учел факт того, что участник закупки не может иметь товар в наличии, так поставщик не может представить информацию с конкретной точностью о характеристиках товара.

Присутствующие на рассмотрении представители Ответчика с доводами жалобы не согласились, пояснив, что указание в описании товара подобных характеристик не нарушает права участников и не ограничивает их количество, а служит целью более полного понимания участниками потребности заказчика.

 

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

Согласно статье 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГАОУ ВО «Т», утвержденным решением Наблюдательного совета ФГАОУ ВО «Т» от 31.05.2017 (далее – Положение).

Согласно Положению при осуществлении закупок Заказчик в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, а также настоящим положением

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с Положением о закупке.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему Положению, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).

Заказчиком 26.02.2017 (с изменениями) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31705933351 о проведении открытого аукциона в электронной форме.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 14.03.2018 в 11:00.

Дата рассмотрения и первых частей заявок – 16.03.2018.

Дата и время проведения аукциона - 19.03.2018 в 10:00

Дата рассмотрения вторых частей заявок – 22.03.2018.

Сведения о начальной (максимальной) цене договора: 17 866 241,05 рубль.

Предмет открытого аукциона в электронной форме: поставка мебели.

Согласно п.6.4.2 Положения аукцион может проводиться Заказчиком в случае, когда им однозначно сформулированы подробные требования к закупаемой продукции, в том числе определен товарный знак закупаемого товара и товаров, которые используются при выполнении работ, оказании услуг, определены функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, размеры, упаковка, отгрузка товара, установлены конкретные требования к результатам работы (услуги).

На основании пп. б п. 12.2.2 Документации об аукционе при заключении договора на поставку товара к содержанию заявки требуется конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в настоящей документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.

 

  1. По доводу Заявителя относительно формирования заказчиком требований к качеству, техническим, функциональным характеристикам товаров с использованием показателей и их значений, не предусмотренных законодательством РФ о техническом регулировании и документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ, установлено следующее:

По позициям закупаемых товаров № 44, № 45, № 46, заказчиком установлено требование: «необходимо наличие кромки ABS» и «механизм должен быть модели FLIP-TOP – должен позволять жестко без люфтов зафиксировать как в горизонтальном, так и в вертикальном положениях рабочую столешницу».

Согласно общедоступным сведениям из сети «Интернет», ABS (аббревиатура от акрилонитрит-бутадеин-стирол) – это тип термопластичного полимера. Область применения кромок из ABS-пластика мебельное производство. Главной характеристикой этого пластика является его высокая механическая прочность и ударостойкость.

Данную кромку производят и реализуют многие крупные производители мебели.

Как следует из пояснений представителей заказчика, при установлении данных характеристик заказчик руководствовался потребностью в поставке наиболее качественного товара с повышенной износостойкостью, так как мебель предназначена для ежедневного учебного процесса.

Согласно закупочной документации, позициями № 44, № 45, № 46 являются универсальные складные столы с механизмом FLIP-TOP.

Как указано в техническом задании, механизм модели FLIP-TOP – должен позволять жестко без люфтов зафиксировать как в горизонтальном, так и в вертикальном положениях рабочую столешницу (в котором она автоматически останавливается), при помощи одной руки одним движением, используя продольный рычаг. Для того чтобы вернуть столешницу в горизонтальное положение необходимо просто нажать на неё. Данный механизм должен иметь жёсткую связь с каркасом стола и столешницей.

FLIP-TOP – это название механизма, которое используют многие производители мебели.

Как пояснили представители заказчика, требования, установленные в технических регламентах и ГОСТах, включают в себя основные определенные требования, которые относятся к безопасности продукции, и не могут в полном объеме отражать функциональные особенности товара, в полной мере удовлетворяющие потребности заказчика.

Таким образом, Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что требования о наличии кромки ABS и механизма модели FLIP-TOP являются допустимыми, не ограничивающими возможность участников закупки для подачи заявок.

 

Заявитель так же утверждает, что Заказчиком по позициям закупаемых товаров № 26, № 32, № 33, № 40, № 65 установлены требования о соответствии ГОСТ 4598-81, которого не существует, мебель должна быть изготовлена из ДСП плит, что вводит в заблуждение участников закупки.

Согласно пояснениям представителей заказчика, при составлении технического задания документации, ввиду технической ошибки, установлен не существующий ГОСТ 4598-81. Заказчику требовался ГОСТ 4598-86.

При этом, в техническом задании документации установлено, что материалы, используемые при оказании услуг, должны соответствовать требованиям, установленным Заказчиком, соответствовать нормативным, действующим документам (ГОСТ), иметь соответствующие сертификаты, заключения необходимых органов.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, в иных заявках участниками закупки указан действующий ГОСТ 4598-86.

Следовательно, техническая ошибка, допущенная при указании в техническом задании документации, не создает препятствий для подачи заявки на участие в закупке, и не приводит к изменению условий выполнения работ по существу.

Заявитель считает, что заказчиком по позиции закупаемого товара № 70 в техническом задании установлено требование о соответствии материала обивки стандартам ISO 1021/1-2, которые отсутствуют в системе технического регулирования и стандартизации РФ.

Как пояснили представители заказчика, стандарты ISO 1021/1-2 – это международный стандарт оценки воспламеняемости мебели. Требование о соответствии материала обивки было установлено в связи с закупкой мебели для организации образовательного процесса, что обязывает заказчика обеспечить безопасные условия указанного процесса.

Стандарты ISO 1021/1-2 являются общепринятыми и международными действующими стандартами.

ИСО – международная организация по стандартизации, сфера деятельности которой – стандартизация во всех областях. Российская Федерация входит в состав данной организации.

Таким образом, Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что требования о соответствии материала обивки стандартам ISO 1021/1-2 являются допустимыми, не ограничивающими возможность участников закупки для подачи заявок.

Заказчиком по позициям закупаемых товаров № 1-3, № 9-13, №23 и иным позициям, в техническом задании установлены требования к цветам элементов мебели выраженных через шкалу RAL, которая не входит в систему стандартизации РФ.

Согласно общедоступным данным, содержащимся в сети «Интернет», RAL — это немецкий цветовой стандарт, разработанный в 1927 году Государственным комитетом по условиям поставок по просьбе производителей лакокрасочной продукции.

Как следует из пояснений представителей заказчика, при установлении требований к цвету, заказчик исходил из общепринятых шкал цветов, к которым относится шкала RAL. Использование данной шкалы Российскими производителями подтверждается информацией с официальных сайтов.

Следовательно, цвет товара не является ни функциональный, ни технической характеристикой товара и не влияет на свойства товара. Требование определенного цвета это необходимая потребность заказчика.

  • образом, Комиссия Тюменского УФАС России, пришла к выводу, что указание в описании товара подробных характеристик не нарушает права участников закупки, не препятствует подаче заявки на участие в данном аукционе.

Кроме того, заявителем не использована возможность подачи запроса о разъяснении положений документации.

Доводы Заявителя являются необоснованными.

 

2. По мнению заявителя, в документации об аукционе значительная часть требований к закупаемому товару сформулирована таким образом, что вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет надлежащим образом заполнить первую часть заявки, в частности:

- По позиции товара № 30, заказчиком в техническом задании установлено требование о размере заглушки 153*63 мм, не понятно относительно к каким величинам (длина/ширина/толщина);

- По позиции товара № 36, заказчиком в техническом задании установлено требование о размере ручек металлических прямоугольных не менее 180 мм, не понятно относительно к каким величинам;

- По позиции товара № 64 заказчиком установлено требование о количестве полок не менее 3 шт. (размером не менее 260 мм*430 мм) не понятно относительно к каким величинам;

Согласно п. 11.5 Инструкции по подготовке и подаче заявки документации о закупке, символ «*», указанный в требованиях к товарам, означает соотношение сторон предмета.

Как пояснили представители заказчика, величины к цифровым параметрам не установлены, поскольку в данном случае не значительно, где будут определены размеры относительно длина и ширина заглушки, ручки и полки.

- По мнению заявителя, по позиции товара № 38 «брифинг приставка», заказчиком в техническом задании установлены противоречивые и вводящие в заблуждения требования относительно формы опоры.

Исходя из технического задания, к описанию товара представлены два эскиза опоры брифинг приставки с разных ракурсов.

Как пояснили представители заказчика, по представленному эскизу видно, что опора брифинг приставки прямоугольная. Для более полного понимания представлен дополнительный эскиз, по которому видно, что опора имеет Н-образную форму.

При этом, как установлено Комиссией Тюменского УФАС России, описание товара позволяют определить необходимую заказчику форму опоры.

- По мнению заявителя, в техническом задании по позиции товара № 62 «скамья гардеробная» содержит термин «стеллаж», что содержит противоречия.

Согласно пояснениям представителей заказчика, была допущена опечатка слова «скамья» гардеробная.

Исходя из эскиза, изображенного по позиции данного товара, изображена именно скамья и приводится описание скамьи. При этом указаны все размеры товара.

Таким образом, довод заявителя является необоснованным.

 

3. По мнению заявителя, Заказчик не учел факт того, что участник закупки не может иметь товар в наличии, так поставщик не может представить с конкретной точностью о следующих товарах, в частности:

- по позициям закупаемого товара № 26, № 32, № 33, № 40, № 65 установлено значение плотности не менее 620 и не более 720 кг/м3, прочность на удар должна составлять не менее 40 кг/см.

В техническом задании по данным позициям указано «Изделие должно быть выполнено из листового композиционного материала: экологически чистой трехслойной шлифованной ДСП плиты плотностью не менее 620кг/м3 не более 720 кг/м³, соответствующий ГОСТу 4598-81».

На основании ГОСТа 4598-86, плотность определена «не менее 600», прочность определена 40 при плотности товара 850-1100.

Комиссией Тюменского УФАС России, установлено, что требования к товарам не соответствуют диапазонам, указанным в ГОСТе 4598-86.

Представители заказчика не смогли обосновать необходимость указания конкретных показателей плотности и прочности товара.

Вместе с тем, Комиссия Тюменского УФАС России, проанализировав обозначенные выше требования к материалам, товарам, используемых при оказании услуг на поставку мебели, считает, что в данном случае заказчиком безосновательно установлены излишние требования о предоставлении участниками закупки в составе заявки информации о точном значении плотности не менее 620 и не более 720 кг/м3, прочности на удар не менее 40 кг/см.

Указанные требования к составу заявки имеют целью формальное указание участниками точных значений данных показателей.

При этом, рассматриваемые требования к составу заявки не привели к уменьшению круга добросовестных участников закупки ввиду указания ими точных значений рассматриваемых показателей, соблюдение которых участник гарантирует ввиду необходимости при оказании услуг, что говорит о возможности участников поставить нужный заказчику товар.

Кроме того, заявитель не воспользовался правом направить запрос информации на разъяснение положений документации аукциона, а так же факт подачи на участие в закупке заявок 4 участников, опровергают доводы заявителя.

Таким образом, доводы заявителя, не нашли своего подтверждения.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «П» на действия ФГАОУ ВО «Т» при проведении открытого аукциона в электронной на поставку мебели, извещение № 31705933351, необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии ****

 

Члены Комиссии: ****

                               ****

 

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны