Решение №Т18/41-223 Решение от 18 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                                  тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ

по делу № Т18/41-223

 

Резолютивная часть решения оглашена 13.04.2018 года                                   г. Тюмень          

В полном объеме решение изготовлено 18.04.2018 года

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия)  в составе:

Председатель Комиссии:

*** -

Руководитель управления

члены комиссии:

*** -

 

Заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства,

 

*** -

Начальник отдела контроля органов власти, 

 

*** -

Специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  –  Закон о защите конкуренции),  дело № Т18/41-223 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Д-Марк» (далее – Заявитель, Общество) на действия Нижне-Обского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Главрыбвод» (далее – Заказчик, Нижне-Обской филиал ФГБУ «Главрыбвод») при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по изъятию хищных видов и малоценных видов водных биоресурсов в целях проведения рыбохозяйственной мелиорации на озере Ендра Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, извещение №31806255744, в присутствии представителей Заказчика – *** (доверенность 77 АВ 6650157 от 16.01.2018), ***  (доверенность № 12 от 05.02.2018), *** (доверенность № 13 от 05.02.2018), в присутствии представителя Заявителя -  *** (доверенность № 8 от 01.03.2018),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 04.04.2018 (вх. № 2352) поступила жалоба ООО «Д-Марк» на действия Нижне-Обского филиала ФГБУ «Главрыбвод» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по изъятию хищных видов и малоценных видов водных биоресурсов в целях проведения рыбохозяйственной мелиорации на озере Ендра Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, извещение №31806255744.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также, ч. 17 указанной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.

В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес организатора торгов направлено требование о  приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Из доводов жалобы следует, что заявка участника не правомерно отклонена, по основаниям отсутствия документов, подтверждающие стаж работы руководителя (бригадира), ответственного за проведение работ в данной или аналогичной должности, стаж работы рабочих (рыбаков) в данной или аналогичной должности и отсутствии документов, подтверждающих опыт выполнения аналогичных договоров, содержат недостоверные сведения.

Присутствующие на рассмотрении жалобы представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, пояснив, что в соответствии с п. 3.3.9.2 отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения договора, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям. При оценке заявки участника Комиссией Заказчика было выявлено, что в составе заявки отсутствуют копии трудовых книжек работников, в связи с чем определить стаж работников не предоставлялось возможным. Также при анализе предоставленных в составе заявки участника копий договоров на оказание услуг с М*** А.В. Комиссией Заказчика были направлены запросы в Нижнеобское территориальное управление для проверки получения обязательного разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. В результате предоставленных ответов был выявлен факт предоставления  недостоверной информации. В связи с чем заявка участника была отклонена.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, приказом Федерального агентства по рыболовству № 885 от 23.12.2016 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ФГБУ «Главрыбвод» (далее – Положение о закупке), размещено (опубликовано) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц  www.zakupki.gov.ru.

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность ФГБУ «Главрыбвод» и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. 

В соответствии с п.12, 13, ч.10 ст.4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 ст. 3 Закона о закупках).

Заказчиком 19.03.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте универсальной торговой площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» http://utp.sberbank-ast.ru размещено извещение № 31806255744 и документация (далее – Документация о закупке) о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по изъятию хищных видов и малоценных видов водных биоресурсов в целях проведения рыбохозяйственной мелиорации на озере Ендра Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 29.03.2018 в 12:00.

Дата рассмотрения заявок – 30.03.2018 в 13:00.

Дата и время подведения итогов закупки - 03.04.2018 в 15:00.

Сведения о начальной цене договора: 53 000 000,00 руб. с учетом НДС.

Предмет договора - право заключения договора на выполнение работ по изъятию хищных видов и малоценных видов водных биоресурсов в целях проведения рыбохозяйственной мелиорации на озере Ендра Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с п. 1.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг ФГБУ «Главрыбвод» (далее – Положение о закупках), целями регулирования настоящего Положения является, в том числе, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Пунктом 28 Положения о закупках утверждены требования к участникам закупок, критерии и методика оценки заявок на участие:

- общеобязательные требования к участникам закупок (п.28.1);

-дополнительные требования (в том числе квалификационные) к участникам закупок (п.28.2).

Согласно п. 28.2.2 Положения о закупке, дополнительным требованием, которое Заказчик вправе установить к участнику закупки является требования к наличию опыта поставки аналогичных товаров, выполнения аналогичных работ, оказания аналогичных услуг, в том числе за определенный промежуток времени. Параметры, по которым будет определяться аналогичность товаров (работ, услуг) должна быть определена заказчиком в Документации о закупке.

Раздел 3 Документации о закупке содержит порядок проведения запроса предложений и инструкцию по подготовке заявок.

Пунктом 3.3.9 Документации о закупке определены требования к участнику и к подтверждению соответствия Участника предъявляемым требованиям.

Подпунктами 8 и 9 пункта 3.3.9.2 Документации о закупке Заказчика установлено, чтобы претендовать на победу в данной процедуре запроса предложений и получить право заключить договор, Участник должен отвечать следующим требованиям и предоставить, в том числе:

-информацию, подтверждающую наличие у участника запроса предложений опыта выполнения аналогичных договоров, а именно за последние 3 года до даты подачи Предложения;

- копии заключенных и исполненных договоров (контрактов) на выполнение работ сопоставимых по характеру и объему с предметом запроса предложений, со всеми приложениями и изменениями;

- копии актов приемки выполненных работ, подписанных обеими сторонами, на сумму выполнения работ, указанную в договоре (контракте);

- копии договоров на утилизацию биологических отходов;

- копии договоров на переработку выловленной рыбы;

- участник должен иметь в штате на дату подачи заявки на участие в запросе предложений квалифицированных работников, что подтверждается копиями трудовых договоров (копии трудовых книжек), соответствующих следующим требованиям:

- руководитель (бригадир), ответственный за проведение работ (стаж работы в данной или аналогичной должности не менее 15 лет и иметь действующее удостоверение о прохождении обучения по охране труда на внутреннем водном транспорте);

-рабочие (рыбаки) не менее 10 человек (стаж работы в данной или аналогичной должности не менее 3 лет);

-подсобные рабочие не менее 3 человек (стаж работы не имеет значения).

Согласно п.3.3.9.3 Документации утверждены требования к документам, подтверждающим соответствие участника установленным требованиям.

Параметры (критерии) оценки и сопоставления заявок установлены п. 28.5 Положении о закупках ФГБУ «Главрыбвод» и Приложением № 2 к Положению «Методика оценки и сопоставления заявок участников».

Согласно п. 3.6.4.1. Документации запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по изъятию хищных видов и малоценных видов водных биоресурсов в целях проведения рыбохозяйственной мелиорации на озере Ендра Ханты-Мансийского автономного округа – Югры определены критерии оценки заявок (стоимостной и нестоимостной), а именно:

-стоимостной критерий - цена: величина значимости критерия в баллах – 70, коэффициент значимости – 0,7;

-нестоимостной критерий: опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по предмету закупки и подтвержденная деловая репутация: величина значимости критерия в баллах – 30, коэффициент значимости – 0,3.

Согласно п. 3.6.2 «Оценочная стадия (оценка и сопоставление Заявок)» в подразделе «Порядок оценки заявок по критерию «Опыт выполнения работы по предмету закупки» Документации о закупке указано, что при оценке будут засчитываться только договоры на выполнение работ, по предмету закупки, которые на дату подачи Заявки на участие в настоящем запросе предложений исполнены в полном объеме в соответствии с условиями таких Договоров.

В соответствии с пунктом 3.6.2.3 Документации по результатам проведения отборочной стадии Закупочная комиссия имеет право отклонить Заявки, которые:

-не отвечают требованиям к оформлению настоящей Документации по запросу предложений;

-поданы Участниками, которые не отвечают требованиям настоящей Документации по запросу предложений;

-не отвечающие техническим, коммерческим или договорным требованиям настоящей Документации по запросу предложений;

-содержат недостоверные сведения;

-содержат очевидные арифметические или грамматические ошибки, с исправлением которых не согласился Участник. 

При проведении стадии рассмотрения Заявок Организатор запроса предложений вправе проверять соответствие предоставленных Участником заявлений, документов и информации действительности, в том числе путем направления запросов в государственные органы, лицам, указанным в Заявке, дополнительного требования предоставления оригиналов или нотариально заверенных копий документов, поданных в составе заявки в форме документов заверенных печатью (при наличии) и подписью уполномоченного лица Участника, а также проводить выездные проверки. При предоставлении заведомо ложных сведений или намеренном искажении информации или документов, приведенных в составе Заявки, Заказчик имеет право отклонить Заявку. (п. 3.6.2.4 Документации)

Пунктом 3.3.1 Документации установлены общие требования к заявке, содержащие сведения о том, что участнику необходимо включить в состав заявки, о порядке размещения документов в составе заявки.

Участник должен подготовить Заявку, включающую в себя:

а)Заявку о подаче Предложения по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации по запросу предложений;

b)Пояснительную записку, включающую следующие документы (формы):

1.Техническое предложение по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Закупочной документации (раздел 4, форма 2) с приложением файла технического предложения, выполненным в формате MS Word;

2.Календарный план выполнения работ (услуг) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Закупочной документации (раздел 4, форма 3);

с)Документы, подтверждающие соответствие Участника требованиям настоящей Документации (подраздел 3.3.9);

d)Иные документы, которые, по мнению Участника, подтверждают соответствие установленным требованиям, с соответствующими комментариями, разъясняющими цель предоставления этих документов.

Как следует из пояснений представителей заказчика, в составе заявки Заявителя отсутствуют копии трудовых книжек работников, в связи с чем определить стаж работников не предоставлялось возможным. Также при анализе предоставленных в составе заявки участника копий договоров на оказание услуг с в результате проведенной проверки договоров был выявлен факт предоставления  недостоверной информации. В составе заявки Заявителя были приложены копии договоров на оказание услуг, заключенных с Муромцевым А.В. (б/н от 28.06.2015, б/н от 28.06.2016, б/н  28.06.2017). На основании полученной из Нижнеобского территориального управления информации о получения обязательного разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, было установлено следующее.

Разрешения на добычу (вылов) биологических ресурсов на основании договоров № 515 от 29.01.2015, №776 от 11.04.2016, №86/00816 от 14.03.2017 было выдано ООО Национальной компании «Ягурь-Ях», должностным лицом которой (рыбаком) является М***А.В.

При анализе предоставленных копий договоров было определено, что договоры заключались и подписывались М*** А.В. В договорах отсутствует информация (наименование юридического лица, доверенность) о совершении действий М*** А.В. от какого-либо юридического лица.

Данный факт подтверждает предоставление Заявителем недостоверных сведений о предоставленных документах, подтверждающих опыт выполнения аналогичных договоров.

При этом в ходе рассмотрения дела от представителей Заказчика поступили пояснения о том, предоставление копий заключенных и исполненных договоров (контрактов) на выполнение работ сопоставимых по характеру и объему с предметом запроса предложений, со всеми приложениями и изменениями не входят в перечень обязательных документов.

Следовательно, непредставление договоров не будет являться основанием для отклонения заявки участника от участия в закупке.

Не представление договоров повлияет на количество баллов присуждаемых по критерию «опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по предмету закупки».

Также в составе заявки для подтверждения соответствия участника установленным требованиям о наличии в штате руководителя (бригадира) со стажем работы в данной или аналогичной должности не менее 15 лет, не менее 10 человек рабочих (рыбаков) со стажем работы в данной или аналогичной должности не менее 3 лет и не менее 3 человек подсобных рабочих без предъявления требований к стажу работы, Заявителем прилагались копии трудовых договоров. Однако в составе заявки отсутствовали копии трудовых книжек, позволяющих установить стаж работников.

В связи с чем, заявка участника согласно протоколу № 31806255744-02 от 03.04.2018 заседания закупочной комиссии Нижне-Обский филиал ФГБУ «Главрыбвод» по рассмотрению заявок, поступивших на участие в открытом запросе предложений в электронной форме, была отклонена на следующих основаниях:

-отсутствуют документы, подтверждающие стаж работы руководителя (бригадира), ответственного за проведение работ в данной или аналогичной должности;

-отсутствуют документы, подтверждающие стаж работы рабочих (рыбаков) в данной или аналогичной должности;

-документы, подтверждающие опыт выполнения аналогичных договоров, содержат недостоверные сведения.

Проанализировав документацию и материалы, предоставленные в ходе рассмотрения дела, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

В вынесенном Решении Тюменским УФАС России по делу №Т18/35-223 от 13.04.2018 Тюменским УФАС России была дана оценка в отношении установления в Документации требования для участников иметь в штате руководитель (бригадир) со стажем работы в данной или аналогичной должности не менее 15 лет и не менее 10 человек рабочих (рыбаков) со стажем работы в данной или аналогичной должности не менее 3 лет, что данное требование является необоснованным требованием Заказчика и содержит признаки ограничения конкуренции для потенциальных участников закупки, а также данное требование противоречит принципам Закона о закупках.

Комиссией Тюменского УФАС России было вынесено предписание Заказчику об устранении выявленных нарушений в части не применения установленных требований к стажу (15 лет, 3 года) противоречит принципам Закона о закупках.

Требования о наличии в штате Заявителя сотрудников со стажем работы не менее 15 лет и не менее 3 лет является ограничивающим конкуренцию. Данное требование противоречит Закону о закупках и Положению о закупках Заказчика.

На основании изложенного, Комиссия Тюменского УФАС России считает при отклонении заявки Участника по причине отсутствия документов, подтверждающих стаж работы руководителя (бригадира), ответственного за проведение работ в данной или аналогичной должности и стаж работы рабочих (рыбаков) в данной или аналогичной должности, Заказчик нарушает ч.6 ст. 3 Закона о закупках, согласно которому не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. В связи с чем, довод Заявителя находит свое подтверждение.

Комиссия Тюменского УФАС России приходит к следующему выводу. В связи с тем, что установление в документации о закупке требования к стажу работников участника (руководитель не менее 15 лет, рыбаки не менее 3 лет) без учета норм действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, на основании принятого ранее Решения по делу Т18/35-223, было признано неправомерным и нарушающим ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, а также противоречащим принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки установленных п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, то довод об  отклонении заявки Заявителя от участия в закупке по основаниям не предоставления документов подтверждающих стаж сотрудник, является неправомерным.

Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу признать жалобу Заявителя обоснованной и выдать предписание Заказчику об устранении выявленных нарушений.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу ООО «Д-Марк» на действия Нижне-Обского филиала ФГБУ «Главрыбвод» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по изъятию хищных видов и малоценных видов водных биоресурсов в целях проведения рыбохозяйственной мелиорации на озере Ендра Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, извещение №31806255744, обоснованной.

2.Признать Нижне-Обского филиала ФГБУ «Главрыбвод» нарушившим ч.6 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3.Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                      

 

Члены Комиссии:                                                                                                   

 

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны