Решение

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
18.06.2018
Управление:
Тюменское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль проведения торгов
Номер документа:
№ Т18/66-223
Номер дела:
№ Т18/66-223

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень,  ул. Холодильная, 58а                                                  тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ

по делу № Т18/66-223

 

Резолютивная часть решения оглашена 14.06.2018 года                                      г. Тюмень          

В полном объеме решение изготовлено 18.06.2018 года 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия)  в составе:

Председатель Комиссии:

*** -

Начальник отдела контроля органов власти, 

члены комиссии:

*** -

Специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

*** -

Специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», дело № Т18/66-223 по жалобе Акционерного общества «Золотые луга» (далее – АО «Золотые луга», Заявитель) на действия Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 7 присмотра и оздоровления города Тюмени (далее – МАДОУ Детский сад №7 присмотра и оздоровления города Тюмени, Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку продуктов питания (молоко, молочные продукты) (извещение 31806543274), в присутствии представителя Ответчика – *** (доверенность от 08.06.2018), в присутствии представителя Заявителя – *** (доверенность № 219-18/ЗЛ от 13.06.2018),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 05.06.2018 (вх. № 4099) поступила жалоба АО «Золотые луга» на действия МАДОУ Детский сад № 7 присмотра и оздоровления города Тюмени при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку продуктов питания (молоко, молочные продукты) (извещение 31806543274).

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также, ч. 17 указанной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.

В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес организатора торгов направлено требование о  приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Из доводов жалобы следует, что Заказчиком в документации о закупке установлены требования, влекущие дискриминацию и необоснованное ограничение конкуренции, а именно совокупность требований к упаковке, весу продукта, сроку годности и функциональным свойствам продукта в отношении сыра плавленого.

Заявитель считает, что Заказчик в техническом задании установил требования к качественным характеристикам сыра плавленого, которые соответствуют только сыру, производимому ООО «Молочный завод «Абсолют». По мнению Заявителя, Заказчик нарушил требования Закона о закупках, что привело к отклонению заявки Заявителя, так как предлагаемый им товар - сыр плавленый не соответствовал характеристикам, установленным в техническом задании. 

Представитель Заказчика, не согласившись с доводами жалобы, пояснил, что запрос предложений на поставку продуктов питания осуществлялся для питания детей с 3 до 7 лет согласно утвержденному и согласованному примерному 20-ти дневному меню. При подготовке документации запроса предложений требования к качественным характеристикам продуктов, в том числе сыра плавленого, были установлены согласно ГОСТУ или Техническими условиями производителя в соответствии Техническому регламенту.

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.  

Заказчик осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 7 присмотра и оздоровления города Тюмени (далее – МАДОУ Детский сад № 7 присмотра и оздоровления города Тюмени, утвержденным решением Наблюдательного совета МАДОУ Детский сад №7 присмотра и оздоровления города Тюмени протокол № 14 от 16.11.2017 (в редакции от 01.02.2018) (далее – Положение о закупке).

Согласно Положению при осуществлении закупок Заказчик в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, а также настоящим положением.

Согласно ч. 3 ст. 3 Закона о закупках, в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в Положении о закупке порядок закупки указанными способами.

В соответствии с п. 7.4 Положения о закупке под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых товарах, работах или услугах сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.

Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса предложений в соответствии с Положением при условии, что начальная (максимальная) цена договора не превышает 2 000 000 (два миллиона) рублей.

Согласно пп. 1 п. 10.2 Положения о закупке в документации о закупке должны быть указаны следующие сведения, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

Пунктом 15 Положения о закупках Заказчика определен порядок проведения закупки путем проведения запроса предложений.

Согласно п. 15.2 заявка на участие в запросе предложений должна содержать сведения, указанные Заказчиком в документации о запросе предложений.

В соответствии с п. 15.10 Комиссия по закупкам при наличии оснований, установленных Положением, документацией о проведении запроса предложений обязана при рассмотрении заявок на участие в запросе предложений отказать в допуске к участию в запросе предложений участнику закупки (отклонить заявку участника закупки).

В случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе предложений к участию в закупке не был допущен ни один участник (все заявки были отклонены) запрос предложений признается несостоявшимся (пункт 15.11 Положения).

Заказчиком 30.05.2018 в 10:59 часов местного времени в электронной форме на электронной площадке РТС-тендер (http://www.rts-tender.ru) и официальном сайте (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение № ЗП-01/2018 о проведении запроса предложений в электронной форме на поставку продуктов питания (молоко, молочные продукты) (№ 31806543274).

Предмет запроса предложений: поставка продуктов питания (молоко, молочные продукты).

Срок, место подачи заявок на участие в закупке: с 30.05.2018 по 07.06.2018 года до 10:00 часов (время местное) на электронной площадке http://www.rts-tender.ru.

Дата и время окончания подачи заявок: 07.06.2018 в 10:00 местного времени.

Дата и время рассмотрения заявок: 07.06.2018 в 11:00 местного времени.

Дата и время подведения итогов: 07.06.2018 в 12:00 местного времени.

Начальная (максимальная) цена договора - 1 592 650,00 рублей.

Порядок подачи заявок на участие в закупке: установлен разделом 12 документации запроса предложений.

В соответствии с п. 11.1 Документации о запросе предложений заявка на участие в закупке, которую представляет участник закупки в соответствии с настоящей документацией, должна быть подготовлена по форме 1 (приложение № 3 к документации).

Согласно п. 13.1 Документации запроса предложений участник закупки описывает поставляемый товар, который является предметом закупки, его характеристики (потребительские свойства) путем заполнения формы, установленной в приложении № 3 к документации на участие в закупке.

Приложение № 2 к Документации о проведении запроса предложений «Техническое задание» содержит раздел 7 «Общие требования к товару», где в соответствии к каждому товару установлены требования к качественным и прочим характеристикам (вид, сорт, НТД и иные показатели), единица и количество товара.

К сыру плавленому (пункт 10) установлены требования: Товар соответствует одному из СТО 93895797-001-2014, СТО 93895797-001-2014, СТО 93895797-001-2014, или ТУ производителя. Соответствие ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции». Изготовлен из натуральных продуктов. Пластиковый стакан 100 гр. Срок годности до 30 суток. Массовая доля жира 55%. Микробиологические показатели продукта должны соответствовать требованиям СанПиН 2.3.2.1078. Микробиологические показатели продукта должны соответствовать требованиям СанПиН 2.3.2.1078.

В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя пояснил, что в начале 2018 года АО «Золотые луга» осуществляло поставку продуктов питания МАДОУ Детский сад № 7 присмотра и оздоровления города Тюмени. Представителем Заявителя были предоставлены копии докладных записок менеджера по снабжению АО «Золотые луга» от 09.01.2018 и от 26.03.2018, в которых отражен факт попытки заключить договор с ООО МЗ «Абсолют» для дальнейшей поставке сыра ТМ «Абсолют» в МАДОУ Детский сад № 7 присмотра и оздоровления города Тюмени, в связи с изменением потребностей Заказчика в характеристиках сыра плавленого.

В представленных докладных записках указано, что ООО МЗ «Абсолют» отказал АО «Золотые луга» в заключение договора поставки сыра плавленого ТМ «Абсолют», имеющего характеристики по сроку годности до 30 суток, по упаковке - пластиковый стакан по 100 гр., а также по массовой доле жира - 55%.

Представитель Заказчика пояснения по данному факту не предоставил. Ознакомившись в ходе заседания с данными документами против приложения их к материалам дела, не возражал. Представителем Заказчика в ходе заседания Комиссии были предоставлены письменные возражения на жалобу, копии согласованных и утвержденных примерных 20-ти дневных меню № 1304 от 25.07.2016 и № 1349 от 23.09.2016 года для питания детей с 3 до 7 лет в дошкольных образовательных учреждениях.

В письменных возражениях Заказчика определено, что характеристика сыра плавленого указанная в п. 10 раздела 7 документации о закупке была  установлена согласно Техническому регламенту Таможенного союза 033/2013, принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 года № 67 (далее – ТР ТС 033/2013). Также с учетом обзора судебной практики по вопросам применения Закона о закупках от  16.05.2018 года, Заказчиком в документации было установлено что сыр плавленый должен соответствовать одному из Стандарту организации (далее – СТО) или Техническим условиям производителя. Ассортимент закупаемых продуктов питания был установлен Заказчиком в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13. Требования к упаковке, весу и сроку годности продукта установлены согласно ГОСТУ 31690-2013 «Сыры плавленые. Общие технические условия».

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в предоставленном Заказчиком примерном меню питания детей не указаны характеристики сыра плавленого, а установлена только его суточная норма в рационе ребенка.

В ТР ТС 033/2013 в п. 62 раздела «Требования к упаковке молочной продукции» установлено, что продукция детского питания на молочной основе для детей дошкольного и школьного возраста должна выпускаться в обращение на таможенной территории Таможенного союза только фасованной и упакованной в герметичную упаковку. Пастообразные продукты детского питания должны выпускаться в упаковке объемом не более 0,2 кг (для непосредственного порционного употребления в пищу).

В соответствии с приложением № 1 ТР ТС 033/2013, а также п.5.1.3 ГОСТа 31690-2013 для плавленого сыра, плавленого сырного продукта определены физико - химические и микробиологические показатели:

-сыр (сырный продукт) плавленый ломтевой – массовая доля жира в сухом веществе до 65% включительно;

 -сыр (сырный продукт) плавленый пастообразный – массовая доля жира в сухом веществе 20-70% включительно;

-сыр (сырный продукт) плавленый сухой – массовая доля жира в сухом веществе до 51% включительно.

Согласно п. 5.1.2 ГОСТа 31690-2013 сыры могут иметь форму сектора, прямоугольного бруска, батончика, батона, блока, массой нетто от 10 до 20000 г включительно. Сыры, упакованные в металлические банки, стаканчики и коробочки, сувенирную или подарочную тару, имеют форму тары, массой нетто от 10 до 2000 г включительно.

Таким образом, согласно изложенному установление Заказчиком в документации о запросе предложений, требования о соответствии сыра плавленого указанным характеристикам по сроку годности до 30 суток, упаковке – пластиковый стакан 100 гр. и массовой доле жира 55 %, не подтверждены предоставленными документами представителя Заказчика.

Комиссией Тюменского УФАС России также установлено, что в п. 10 раздела 7 документации запроса предложений Заказчиком при указании характеристики сыра плавленого на соответствие продукта одному из СТО 93895797-001-2014, был три раза указан один и тот же СТО.

Также Комиссией установлено, что СТО 93895797-001-2014 являлся сертификатом организации под регистрационным номером С-RU.ПС13.В.00006 с датой начала действия 22.04.2014, который был выдан ООО «Молочный завод «Абсолют». Согласно сертификату ООО МЗ «Абсолют» выпускает плавленый сыр в  пластиковом стакане по 100 гр. с массовой долей жира 55 % со сроком годности до 30 суток.

Таким образом, МАДОУ Детский сад № 7 присмотра и оздоровления города Тюмени при проведении запроса предложений на поставку продуктов питания (молоко, молочные продукты) были допущены нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках в нарушении принципа равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. А также допущены нарушения п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, выразившиеся в установлении в документации запроса предложений необоснованных требований к описанию участниками закупки поставляемого товара - сыра плавленого, а именно характеристик: пластиковый стакан 100 гр., срок годности до 30 суток, массовая доля жира 55 %.

Установление в документации запроса предложений требования о характеристике сыра плавленого на соответствие продукта СТО 93895797-001-2014, выданного ООО МЗ «Абсолют», содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона о защите конкуренции.

Учитывая то обстоятельство, что в связи с отклонением двух заявок участников, поданных на участие в закупке, запрос предложений был признан несостоявшимся, Комиссией решено не выдавать предписание об устранении выявленных нарушений.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу АО «Золотые луга» на действия МАДОУ Детский сад № 7 присмотра и оздоровления города Тюмени при проведении Запроса предложений в электронной форме на поставку продуктов питания (молоко, молочные продукты) (извещение 31806543274), обоснованной.

2.Признать МАДОУ Детский сад № 7 присмотра и оздоровления города Тюмени нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 3 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.Предписание не выдавать в связи с признанием закупки несостоявшейся.

4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о наличии нарушения антимонопольного законодательства.

5.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

Председатель Комиссии                        

 

Члены Комиссии:                                                                                                

 

 

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.