Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-04-02/16-18 от 9 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-04-02/16-18

 

09 августа 2018 года г. Кызыл

Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 09 августа 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела № 04-04-02/16-18 в составе:

Председатель Комиссии:

Ооржак А.О. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,

Члены Комиссии:

Дамба-Хуурак Ч.О. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Орус-оол Е.А. – специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

в присутствии представителей Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационные услуги-2» «…», действующей на основании доверенности от «…» года № «…» и «…», действующего на основании доверенности от «…» года № «…».

рассмотрев дело № 04-04-02/16-18, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖЭУ-2» (далее – ООО УК «ЖЭУ-2») (ИНН 1701051196, ОГРН 1121719001612, дата регистрации юридического лица 23.08.2012 года, юридический адрес: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 170, кв. 73, фактический адрес: 667005, Республика Тыва, г. Кызыл, пер. Сесерлиг, д. 32) по признакам нарушения требований части 10.3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Тывинского УФАС России 26.06.2018 (вх. № 2381) поступило обращение от гражданина, пожелавшего остаться неизвестным, направленное с Региональной общественной организации «Комитет содействия политике Президента по противодействию коррупции в Республике Тыва» (далее – РОО «КСПППК в РТ») о распространении рекламы Публичного акционерного общества «Сбербанк» на оборотной стороне платежных документов Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационные услуги-2» (далее – ООО УК «ЖЭУ-2»).

Заявитель указывает, что в подъездах многоквартирных домов в микрорайоне «Южный» города Кызыла Республики Тыва распространяются платежные документы ООО УК «ЖЭУ-2» для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги за июнь 2018 года с нарушением положений Федерального закона от 13.03.2006 года «О рекламе».

В подтверждение доводов заявителем приложен платежный документ ООО УК «ЖЭУ-2» за расчетный период июнь 2018 года.

Изучив представленный платежный документ Тывинским УФАС России установлено, что на оборотной стороне платежного документа распространяется реклама ПАО «Сбербанк» о предложении услуг по оплате ЖКХ в Сбербанке через подключение услуги «Автоплатеж ЖКХ», интернет-банк «Сбербанк Онлайн», устройства самообслуживания или через операциониста в отделении Сбербанка.

В целях выяснения даты распространения платежного документа Тывинским УФАС России в адрес ООО «ЖЭУ-2» направлен запрос от 04.07.2018 года (исх. № 4-843), согласно поступившему ответу от ООО «ЖЭУ-2» от 11.07.2018 года (вх. № 2611) платежные документы за содержание и ремонт жилого помещения за июнь 2018 год разосланы 08.06.2018 года.

По данному факту приказом Тывинского УФАС России от 16.07.2018 года № 218 возбуждено дело № 04-04-02/16-18 в отношении ООО УК «ЖЭУ-2» по признакам нарушения части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно письменным пояснениям ООО УК «ЖЭУ-2» от 31.07.2018 года (вх. № 2861), следует, что 01.06.2018 года программой 1С «учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК» произведено начисление и выпуск (распечатка) платежных документов за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг ООО УК «ЖЭУ-2» за июнь 2018 года, в подтверждение приложен скрин-шот начислений. Со 02.06.2018 года по 08.06.2018 года сотрудниками ООО УК «ЖЭУ-2» были распространены собственникам жилых помещений платежные документы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг за июнь 2018 года, изготовленные 01.06.2018 года. В связи с чем указан вывод, что выпуск (распечатка) платежных документов за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг ООО УК «ЖЭУ-2» за июнь 2018 года произведено 01.06.2018 года, т.е. до вступления в законную силу изменений в статью 5 Закона о рекламе.

В ходе рассмотрения дела № 04-04-02/16-18 представители ООО УК «ЖЭУ-2» поддержали письменные пояснения и указали, что в настоящее время распечатка рекламы на платежных документах прекращена.

Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-04-02/16-18, изучив представленные документы, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении настоящего дела, приходит к следующим выводам.

Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Пунктом 3 указанной статьи под товаром признается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Указанная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (услуги ПАО «Сбербанк»), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке и в силу статьи 3 Закона о рекламе, в связи с чем является рекламой.

3 июня 2018 года вступила в силу часть 10.3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (Федеральный закон от 03.04.2018 N 61-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 38 Федерального закона «О рекламе»), согласно которой не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов.

Положения указанной части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

В соответствии с требованиями статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение, коммунальные услуги вносятся на основании платежных документов.

Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги (пункт 66 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (далее - Правила N 354).

В соответствии с частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 67 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.

Пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» (далее - Правила № 354), определены требования к содержанию информации, которая указывается в платежном документе.

В соответствии с пунктом 69 Правил № 354 в платежном документе указываются:

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;

д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:

пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;

предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;

уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами;

з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;

к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);

л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

Представленная заявителем счет-квитанция ООО УК «ЖЭУ-2» содержит сведения, включенные в пункт 69 Правил № 354 и является платежным документом.

При этом, в пункте 69 Правил N 354 предусмотрен исчерпывающий перечень информации, подлежащей включению в платежные документы. Размещение на платежных документах по оплате коммунальных услуг рекламной информации Правила не предусматривают.

В связи с чем, необходимо отметить, что запрет на размещение рекламного сообщения на платежных документах был предусмотрен и до вступления в силу изменений в Закон о рекламе 03.06.2018 года требованиями части 11 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно информации, представленной ООО УК «ЖЭУ-2» платежные документы с рекламой услуг ПАО «Сбербанк» за июнь были сформированы 01.06.2018 года и распространялись со 02.06.2018 года по 08.06.2018 года, то есть, платежные документы распространялись и после вступления в силу указанных изменений в Закон о рекламе, то есть с 03.06.2018.

Вместе с тем, с момента вступления в силу части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе, распространение платежных документов с размещением рекламы, является нарушением требований, предусмотренных частью 10.3 статьи 5 Закона о рекламе и должно быть прекращено.

Следовательно, рекламораспространитель обязан был немедленно прекратить распространение платежных документов для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги с рекламой на оборотной стороне таких документов.

Доказательств невозможности изъятия платежных документов с рекламой после вступления в силу изменений в Закон о рекламе 03.06.2018 года в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенное, реклама, размещенная ПАО «Сбербанк» на платежном документе ООО УК «ЖЭУ-2» за июнь 2018 года и распространенная со 2 июня 2018 года по 8 июня 2018 года нарушает требования части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе.

Факт распространения рассматриваемой рекламы ООО УК «ЖЭУ-2» после вступления в силу изменений в Закон о рекламе с 03.06.2018 подтвержден материалами дела.

Таким образом, ООО УК «ЖЭУ-2», нарушило требования части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе, разместив рекламу ПАО «Сбербанк» на платежных документах.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 10.3 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

В данном случае рекламораспространителем рекламы об услугах ПАО «Сбербанк» является ООО УК «ЖЭУ-2».

В материалах дела отсутствуют доказательства прекращения распространения рассматриваемой рекламы на платежных документах ООО УК «ЖЭУ-2», в связи с чем, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу о выдаче предписания ООО УК «ЖЭУ-2» о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. При этом, необходимо отметить, что устные пояснения, данные в рамках рассмотрения дела представителями ООО УК «ЖЭУ-2» о прекращении распространения рекламы на платежных документах не является надлежащим доказательством.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года № 508, Комиссия Тывинского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу Публичного акционерного общества «Сбербанк», распространявшуюся на оборотной стороне платежного документа Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационные услуги-2» за июнь 2018 года, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 10.3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационные услуги-2» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

 

Председатель Комиссии

А.О. Ооржак

 

Члены Комиссии

Ч.О. Дамба-Хуурак

Е.А. Орус-оол

 

Согласно статьи 37 Закона о рекламе решение может быть оспорено в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны