Постановление по делу № А109-14.31/17

Тип документа:
Постановления
Дата публикации:
21.11.2017
Управление:
Тывинское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - в электроэнергетике
Номер документа:
№ № А109-14.31/17
Номер дела:
№ № А109-14.31/17

Управляющему директору – первому заместителю генерального директора

АО «Тываэнерго»

667001, Республика Тыва, г. Кызыл,

ул. Рабочая, д. 4

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении № А109-14.31/17

г. Кызыл ул. Комсомольская, д. 122 «а», 2 этаж, каб. 7

Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2017 года

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) Хаджиев Ф.А., руководствуясь статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), рассмотрев протокол от 01.11.2017 года и иные материалы дела № А109-14.31/17 об административном правонарушении в отношении должностного лица – Управляющего директора – первого заместителя генерального директора Акционерного общества «Тываэнерго», работающего по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, 4, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Дело об административном правонарушении № А109-14.31/17 рассмотрено в отсутствии надлежащим образом извещенного должностного лица (расписка от 01.11.2017 года за вх. № 1.9, отчет о доставке телеграммы от 03.11.2017 года).

Событие административного правонарушения: злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, в части не рассмотрения в установленный срок письменной претензии Производственного кооператива «Дорожный строительно-транспортный» (далее – ПК «ДСТ») от 17.01.2017 года (вх. № 140) о перерасчете выставленного к оплате счета за услуги по передаче электрической энергии со стороны АО «Тываэнерго» и бездействия по допуску в эксплуатацию и опломбировке прибора учета электрической энергии ПК «ДСТ», установленного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 154.

Данное нарушение антимонопольного законодательства установлено решением Тывинского УФАС России от 25.09.2017 года по делу № 04-06-08/08-10-17.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В адрес Тывинского УФАС России 03.05.2017 года (вх. № 1808) поступило заявление ПК «ДСТ» на действия АО «Тываэнерго» и Акционерного общества «Тываэнергосбыт» (далее - АО «Тываэнергосбыт») по факту:

1. выставления завышенных объемов потребленной электрической энергии со стороны АО «Тываэнергосбыт»;

2. неверного порядка расчетов по договору на передачу электрической энергии, заключенному с АО «Тываэнерго»;

3. нерассмотрения претензии о перерасчете выставленного к оплате счета за услуги по передаче электрической энергии со стороны АО «Тываэнерго»;

4. бездействия по опломбировке установленного прибора учета электрической энергии со стороны АО «Тываэнерго».

Тывинским УФАС России по результатам изучения заявления ПК «ДСТ» по первым двум доводам письмом от 08.06.2017 года (исх. № 4-890) дан ответ об отказе в возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях гарантирующего поставщика и сетевой организации.

По последним двум доводам из содержания заявления следует, что ПК «ДСТ» в конце 2016 года заключил с АО «Тываэнергосбыт» договор купли-продажи электрической энергии, с АО «Тываэнерго» - договор на передачу электрической энергии.

АО «Тываэнерго» счет-фактурой от 31.12.2016 года № 5192 выставило ПК «ДСТ» к оплате счет за услуги по передаче электрической энергии за декабрь 2016 года на сумму 359 780,03 рублей.

В свою очередь, ПК «ДСТ», не согласившись с выставленной к оплате суммой, обратился в адрес АО «Тываэнерго» с письменной претензией от 17.01.2017 года (вх. № 140) о перерасчете выставленного к оплате счета за услуги по передаче электрической энергии.

Кроме того, ПК «ДСТ» в рамках исполнения решения Тывинского УФАС России от 22.07.2016 года по делу № 04-06-08/08-10-16 о нарушении антимонопольного законодательства обратилось в адрес АО «Тываэнерго» с заявлением от 24.01.2017 года (вх. № 244) об опломбировке прибора учета электрической энергии, установленного по адресу: г. Кызыл, ул. Калинина, д. 154.

АО «Тываэнерго» на данное заявление письмом от 21.02.2017 года (исх. № 1.9/1.9/3.3/493-исх) ответило, что будет направлен инспектор центрального района электрических сетей АО «Тываэнерго» для проверки схемы подключения контрольного трехфазного прибора учета, установленного не на границе балансовой принадлежности. О времени и дате выезда сотрудника АО «Тываэнерго» будет сообщено в телефонном режиме.

В связи с отсутствием ответа на письменную претензию и дальнейшим бездействием по опломбировке прибора учета электрической энергии со стороны АО «Тываэнерго», ПК «ДСТ» обратился в адрес Тывинского УФАС России с заявлением.

К заявлению приложены следующие документы: письменная претензия от 17.01.2017 года (вх. № 140); приказ от 01.12.2016 года № 38 о консервировании битумной базы; счет-фактуры АО «Тываэнергосбыт»; уведомление АО «Тываэнергосбыт» от 13.12.2016 года; счет-фактура АО «Тываэнерго» от 31.12.2016 года № 5192; акт от 31.12.2016 года № 161 об оказании услуг по передаче электрической энергии; обращение ПК «ДСТ» в адрес АО «Тываэнерго» от 24.01.2017 года (вх. № 244); письмо АО «Тываэнерго» от 21.02.2017 года.

Тывинским УФАС России в рамках рассмотрения заявления ПК «ДСТ» у АО «Тываэнерго» и АО «Тываэнергосбыт» истребованы необходимые сведения и документы.

По результатам изучения представленных в адрес Тывинского УФАС России сведений и документов приказом от 08.06.2017 года № 204 возбуждено дело № 04-06-08/08-10-17 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «Тываэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Определением от 08.06.2017 года рассмотрение дела № 04-06-08/08-10-17 в отношении АО «Тываэнерго» назначено на 25.07.2017 года в 15 часов 00 минут.

До рассмотрения дела в адрес Тывинского УФАС России от АО «Тываэнерго» (вх. № 3177 от 25.07.2017 года) поступили следующие документы: устав, свидетельство ОГРН, перечень электросетевого оборудования АО «Тываэнерго» по состоянию на 20.07.2017 года, корректировочная счет-фактура от 31.05.2017 года № 2208 к счету-фактуре от 31.12.2016 года № 5192.

Явившийся 25.07.2017 года на рассмотрение дела № 04-06-08/08-10-17 представитель ПК «ДСТ» полностью поддержал доводы заявления.

Кроме того, представитель ПК «ДСТ» дополнил, что АО «Тываэнерго» бездействует по опломбировке контрольного прибора учета электрической энергии, установленного на границе балансовой принадлежности между ПК «ДСТ» и субабонентом Садоводческим некоммерческим товариществом № 12 (далее - СНТ № 12).

В свою очередь, представитель АО «Тываэнерго» не согласился с доводами заявителя, указав, что письменная претензия ПК «ДСТ» от 17.01.2017 года (вх. № 140) АО «Тываэнерго» рассмотрена, выставленный к оплате счет за услуги по передаче электрической энергии пересчитан в сторону уменьшения, что подтверждается корректировочной счет-фактурой от 31.05.2017 года № 2208.

По факту бездействия сетевой организации по опломбировке прибора учета электрической энергии представитель АО «Тываэнерго» пояснить не смог.

Определением от 25.07.2017 года рассмотрение дела № 04-06-08/08-10-17 отложено на 17.08.2017 года в 17 часов 00 минут.

Определением от 25.07.2017 года у АО «Тываэнерго» истребованы:

-информация о действиях АО «Тываэнерго», предпринятых в целях рассмотрения обращения ПК «ДСТ» от 24.01.2017 года за исх. № 14 (в Центре обслуживания клиентов АО «Тываэнерго» зарегистрирован за вх. № 244 от 24.01.2017 года) об опломбировке прибора учета электрической энергии (счетчика), установленного по адресу: г. Кызыл, ул. Калинина, д. 154), с приложением подтверждающих документов, в том числе письменного ответа на обращения и документов, подтверждающих факт его направления в адрес ПК «ДСТ»;

-информация о действиях АО «Тываэнерго», предпринятых в целях рассмотрения обращения ПК «ДСТ» от 12.07.2016 года за исх. № 122 (в АО «Тываэнерго» зарегистрирован за вх. № 1.9 от 14.07.2016 года) о согласовании места установки контрольного прибора учета, схемы подключения прибора учета на границе балансовой принадлежности между ПК «ДСТ» и СНТ № 12 на опоре № 35 линии фидер № 9-02 ВЛ-10 кВ, с приложением подтверждающих документов, в том числе письменного ответа на обращения и документов, подтверждающих факт его направления в адрес ПК «ДСТ».

11.08.2017 года (вх. № 3447) АО «Тываэнерго» во исполнение определения от 25.07.2017 года в адрес Тывинского УФАС России представлены: ответ на обращение ПК «ДСТ» от 12.07.2016 года (вх. № 122), согласно которого согласование установки контрольного прибора учета электрической энергии на сетях ПК «ДСТ» с АО «Тываэнерго» не требуется, поскольку ВЛ-10 кВ ф. 9-02 является ведомственной; реестр почтовых отправлений.

Явившийся 17.08.2017 года на рассмотрение дела представитель ПК «ДСТ» полностью поддержал ранее озвученные доводы заявления.

В свою очередь, представитель АО «Тываэнерго» повторно не согласился с доводами заявителя, поддержав ранее данные устные пояснения о рассмотрении АО «Тываэнерго» письменной претензии ПК «ДСТ».

Комиссия Тывинского УФАС России, изучив материалы дела № 04-06-08/08-10-17, выслушав устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам:

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно пункта 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

Согласно справке из ЕГРЮЛ к основной экономической деятельности АО «Тываэнерго» относится передача электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности, с диапазоном напряжения 110 – 0,4кВ, к дополнительной экономической деятельности относится распределение электрической энергии.

АО «Тываэнерго» в соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике является сетевой организацией.

Кроме того, Тывинским УФАС России проведен анализ (обзор) состояния конкурентной среды на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва за 2016 год, по результатам которого установлено, что АО «Тываэнерго» является хозяйствующим субъектом, занимающим на исследуемом рынке в пределах территории Республики Тыва в рамках присоединенной сети, долю в размере 100%, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции является доминирующим положением - положением хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, в силу положений статьи 4 Закона о естественных монополиях, статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Тываэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва.

В силу своего доминирующего положения АО «Тываэнерго» обязано соблюдать запреты, установленные в статье 10 Закона о защите конкуренции.

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства, достаточно наличие или угрозы наступления любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно справке из ЕГРЮЛ к основной экономической деятельности ПК «ДСТ» относится строительство автомобильных дорог и автомагистралей, к дополнительной экономической деятельности относятся разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина, производство битума.

ПК «ДСТ» осуществляет приносящую доход деятельность и является хозяйствующим субъектом в понимании статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Отношения в сфере энергоснабжения регулируются Законом об электроэнергетике, Основными положениями о функционировании розничных рынков электроэнергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442 (далее - Основные положения), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861.

Статьей 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению правил оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков.

В разделе X Основных положений предусмотрены правила организации учета электрической энергии на розничных рынках.

Пунктом 136 Основных положений установлено, что определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.

Под измерительным комплексом для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), предназначенная для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки.

Под системой учета для целей настоящего документа понимается совокупность измерительных комплексов, связующих и вычислительных компонентов, устройств сбора и передачи данных, программных средств, предназначенная для измерения, хранения, удаленного сбора и передачи показаний приборов учета по одной и более точек поставки.

В соответствии с пунктом 137 Основных положений приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).

В силу пункта 144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

В соответствии с пунктом 145 Основных положений обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.

Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

Под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки.

В соответствии с пунктом 152 Основных положений установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.

Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета.

Согласно пункту 153 Основных положений собственник прибора учета обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета (далее в настоящем пункте - заявка) в адрес одной из следующих организаций: гарантирующего поставщика, сетевой организации.

В соответствии с пунктом 154 Основных положений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.

По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.

Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.

Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.

Если в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию будет установлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета и (или) к правилам его установки, и (или) требований, установленных настоящим разделом, то в допуске в эксплуатацию такого прибора учета отказывается с указанием причин отказа. Устранение нарушений в таком случае должно осуществляться за счет лица, осуществившего установку приборов учета.

Согласно информации АО «Тываэнергосбыт» (вх. № 2133 от 23.05.2017 года) между ПК «ДСТ» и АО «Тываэнергосбыт» заключен договор купли-продажи (поставки) электрической энергии для 1 ценовой категории от 09.11.2016 года № 1037.

Согласно информации АО «Тываэнерго» (вх. № 2207, 2208 от 26.05.2017 года) между ПК «ДСТ» и АО «Тываэнерго» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.10.2016 года б/н.

Комиссией Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/08-10-17 установлено и сторонами по делу не оспаривается, что у ПК «ДСТ» имеется субабонент - СНТ № 12.

В соответствии с актом РБП от 18.12.2013 года № 1134 границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между АО «Тываэнерго» и ПК «ДСТ» является кабельные наконечники в ячейке № 15 ЗРУ-10 кВ ПС № 9 «Сукпак», границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ПК «ДСТ» и СНТ № 12 является место вязки линейного провода к магистральному на изляторах опоры № 35 фидера 9-02. Прибор учета электрической энергии № 00921206000116, принадлежащий ПК «ДСТ», установлен на ПС № 9 «Сукпак» ячейка № 15. Прибор учета электрической энергии № 09912617, принадлежащий СНТ № 12, установлен на ТП 10/0,4 кВ.

Таким образом, актом РБП от 18.12.2013 года № 1134 подтверждается, что прибор учета электрической энергии ПК «ДСТ» установлен на границе балансовой принадлежности между сетевой организацией и заявителем, что соответствует требованиям пункта 144 Основных положений.

Вместе с тем, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/08-10-17 полагает, что ПК «ДСТ» с целью установки прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности между собой и СНТ № 12 в порядке пункта 148 Основных положений имеет право направить в адрес АО «Тываэнерго» письменный запрос о согласовании места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологических характеристик прибора учета. В последующем ПК «ДСТ» имеет право определить данный прибор учета электрической энергии в качестве контрольного прибора учета в соответствии с пунктами 156-158 Основных положений.

Согласно пункту 156 Основных положений если приборы учета, соответствующие требованиям пункта 137 настоящего документа, расположены по обе стороны границы балансовой принадлежности смежных субъектов розничного рынка, то выбор расчетного прибора учета осуществляется исходя из одного из следующих критериев (в порядке убывания приоритета):

-в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки (при номинальных токах и напряжениях). Величина потерь электрической энергии определяется в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче;

-при равных величинах потерь электрической энергии от места установки такого прибора учета до точки поставки в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий минимальную величину погрешности измерительного канала. Погрешность измерительного канала определяется в соответствии с нормативным правовым актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче;

-при равенстве условий, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в качестве расчетного принимается прибор учета, позволяющий измерять почасовые объемы потребления (производства) электрической энергии, в том числе входящий в измерительный комплекс;

-при равенстве условий, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, в качестве расчетного принимается прибор учета, входящий в состав автоматизированной информационно-измерительной системы учета.

В соответствии с пунктом 157 Основных положений прибор учета, не выбранный в соответствии с пунктом 156 настоящего документа в качестве расчетного прибора учета, является контрольным прибором учета и в случаях, указанных в настоящем разделе, используется в качестве расчетного прибора учета для определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке.

Согласно пункту 158 Основных положений расчетные и контрольные приборы учета указываются в договоре энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), оказания услуг по передаче электрической энергии.

Если для определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности), в том числе почасовых объемов, оказанных услуг по передаче электрической энергии в соответствии с договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии), подлежит использованию более чем 1 прибор учета, то совокупный объем потребления (производства) электрической энергии на розничном рынке, в том числе почасовой объем, объем оказанных услуг по передаче электрической энергии, определяется путем суммирования (вычитания) объемов потребления (производства) электрической энергии, определенных в порядке, предусмотренном настоящим документом, исходя из направлений перетоков электрической энергии по каждой точке поставки в границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя (объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности)) и мест расположения приборов учета по отношению к соответствующим точкам поставки.

О порядке установки и определения контрольного прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности между СНТ № 12 и ПК «ДСТ» в соответствии с Основными положениями антимонопольным органом ПК «ДСТ» разъяснялось в решении Тывинского УФАС России от 22.07.2016 года по делу № 04-06-08/08-10-16, которым АО «Тываэнерго» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении срока рассмотрения заявления ПК «ДСТ» о согласовании и перенесении места установки прибора учета электрической энергии.

В свою очередь, ПК «ДСТ» с учетом решения Тывинского УФАС России от 22.07.2016 года по делу № 04-06-08/08-10-16 (заключения об обстоятельствах дела № 04-06-08/08-10-16 от 23.06.2016 года) и в соответствии с пунктом 148 Основных положений обратилось в адрес АО «Тываэнерго» с письменным запросом от 14.07.2016 года (вх. № 1.9) о согласовании места установки контрольного прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологических характеристик прибора учета на границе балансовой принадлежности между ПК «ДСТ» и СНТ № 12 на опоре № 35 линии фидер № 9-02 ВЛ-10 кВ.

АО «Тываэнерго» письмом от 12.08.2016 года (исх. № 1.9/1.9/12.1/2084-исх) ответило, что согласование установки контрольного прибора учета на сетях ПК «ДСТ» с АО «Тываэнерго» не требуется, так как ВЛ-10 кВ ф. 9-02 является ведомственной.

С учетом вышеназванного письма АО «Тываэнерго» ПК «ДСТ» с привлечением третьего лица (ООО «Энерго-Сервис») установило прибор учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности между собой и СНТ № 12, что подтверждается справкой о стоимости выполненных строительно-монтажных работ по установке анкерной опоры с пунктом коммерческого учета от 11.01.2017 года б/н, актом о приемке выполненных работ от 12.01.2017 года.

Затем ПК «ДСТ» с целью допуска установленного прибора учета электрической энергии в эксплуатацию и установки контрольной пломбы обратился в адрес АО «Тываэнерго» с заявлением от 24.01.2017 года (вх. № 244) о направлении специалиста АО «Тываэнерго» для проверки схемы подключения и опломбировки прибора учета электрической энергии, установленного по адресу: г. Кызыл, ул. Калинина, д. 154.

В свою очередь, АО «Тываэнерго» письмом от 21.02.2017 года (исх. № 1.9/1.9/3.3/493-исх) проинформировало ПК «ДСТ», что будет направлен инспектор центрального района электрических сетей АО «Тываэнерго» для проверки схемы подключения контрольного трехфазного прибора учета, установленного не на границе балансовой принадлежности. О времени и дате выезда сотрудника АО «Тываэнерго» будет сообщено в телефонном режиме.

В последующем со стороны АО «Тываэнерго» какие-либо действия по допуску контрольного прибора учета в эксплуатацию и его опломбировке не последовали. О совершении указанных действий со стороны АО «Тываэнерго» документальные доказательства в материалы дела не представлены.

Представленные АО «Тываэнерго» в материалы дела № 04-06-08/08-10-17 акты проверки расчетных приборов учета от 22.03.2017 года № 016 и № 015 (вх. № 2207, 2208 от 26.05.2017 года) Комиссией Тывинского УФАС России не приняты во внимание в качестве таковых в силу следующего:

ПК «ДСТ» 02.02.2017 года обратился в адрес АО «Тываэнерго» с заявлением (вх. № 386 от 02.02.2017 года) о проведении технической проверки прибора учета электрической энергии СНТ № 12, поскольку у заявителя имеются достаточные основания полагать, что показания, подаваемые СНТ № 12, не соответствуют действительности.

Аналогичное заявление ПК «ДСТ» направил в адрес АО «Тываэнергосбыт» (вх. № 971 от 02.02.2017 года)

АО «Тываэнерго» письмом от 09.02.2017 года (исх. № 1.9/4.3/377-исх.) уведомило ПК «ДСТ», что проверка схемы подключения прибора учета электрической энергии по заявке потребителя является дополнительной платной услугой.

ПК «ДСТ» оплатил стоимость услуги АО «Тываэнерго» по проверке схемы подключения трехфазного счетчика прямого включения на сумму 1500 рублей (счет от 17.01.2017 года № 13).

В свою очередь, АО «Тываэнергосбыт» письмом от 07.02.2017 года (исх. № 556) обратилось в адрес АО «Тываэнерго» с просьбой провести проверку по заявлению ПК «ДСТ».

АО «Тываэнерго» письмом от 15.02.2017 года (исх. № 1.9/4.3/455-исх.) ответило, что техническая проверка прибора учета СНТ № 12 включена в план-график за март 2017 года.

С учетом изложенного АО «Тываэнергосбыт» письмами от 01.03.2017 года уведомило ПК «ДСТ» и СНТ № 12 о том, что в течение марта 2017 года будет проведена проверка приборов учета электрической энергии.

В последующем АО «Тываэнерго» 22.03.2017 года в присутствии представителей ПК «ДСТ» и СНТ № 12 проведен визуальный осмотр приборов учета электрической энергии, принадлежащих ПК «ДСТ» (абонент) и СНТ № 12 (субабонент), о чем составлены акты проверки расчетных приборов учета от 22.03.2017 года № 016 и № 015.

Таким образом, акты проверки расчетных приборов учета от 22.03.2017 года № 016 и № 015 свидетельствует о рассмотрении со стороны АО «Тываэнерго» и АО «Тываэнергосбыт» обращения ПК «ДСТ» от 02.02.2017 года.

Об этом также указывает письмо АО «Тываэнерго» в адрес Тывинского УФАС России (вх. № 2207 от 26.05.2017 года), согласно которого АО «Тываэнерго» 22.03.2017 года проведен визуальный осмотр приборов учета электрической энергии, принадлежащих ПК «ДСТ» (абонент) и СНТ № 12 (субабонент), о чем составлены акты проверки расчетных приборов учета от 22.03.2017 года № 016 и № 015.

В ходе визуального осмотра АО «Тываэнерго» выявлено, что у потребителя (ПК «ДСТ») на границе (опора № 35) установлен собственный прибор учета электрической энергии, по показаниям которого видно, что фактический расход за 2 месяца по объекту «Битумная база» составил порядка 11 000 кВТ*ч. Однако данный прибор учета электрической энергии не опломбирован и не принят на расчеты в АО «Тываэнерго».

Таким образом, материалами дела 04-06-08/08-10-17 подтверждается, что АО «Тываэнерго» длительное время не рассматривает обращение ПК «ДСТ» от 24.01.2017 года (вх. № 244) о направлении специалиста для проверки схемы подключения и опломбировки прибора учета электрической энергии, установленного по адресу: г. Кызыл, ул. Калинина, д. 154, а также бездействует по допуску в эксплуатацию и опломбировке указанного прибора учета электрической энергии в соответствии с требованиями Основных положений.

Кроме того, материалами дела № 04-06-08/08-10-17 установлено, что АО «Тываэнерго» длительное время бездействовало путем не рассмотрения в установленный срок письменной претензии ПК «ДСТ» от 17.01.2017 года (вх. № 1400 о перерасчете выставленного к оплате счета за услуги по передаче электрической энергии со стороны АО «Тываэнерго».

Пункт 3 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 года № 186 утверждены Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (далее - Единые стандарты).

Раздел IV Единых стандартов регламентирует порядок приема и рассмотрения обращений потребителей сетевой организацией.

Так, пунктом 39 Единых стандартов предусмотрено, что потребителям обеспечивается рассмотрение обращений в установленные сроки.

Сетевая организация при рассмотрении обращений потребителей обеспечивает прием и регистрацию поступившего в адрес сетевой организации обращения потребителя (в письменной, электронной, устной форме, с использованием телефонной связи). При регистрации обращения фиксируется контактная информация потребителя, дата поступления обращения и входящий регистрационный номер обращения (Пункт 40 Единых стандартов).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 41 Единых стандартов сетевая организация направляет потребителю ответ на письменное обращение потребителя на бумажном носителе - в течение 30 дней со дня регистрации обращения сетевой организацией, в случае если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 45 Единых стандартов рассмотрение обращения не производится (с уведомлением об этом потребителя) в случаях:

а) если обращение содержит нецензурные либо оскорбительные выражения;

б) если в обращении содержится вопрос, на который данному потребителю услуг уже был предоставлен ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;

в) если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну или иную охраняемую законом тайну.

Рассмотрение обращения (без уведомления потребителя) не производится в случаях, если текст письменного обращения не поддается прочтению или в обращении отсутствуют контактные данные, необходимые для направления ответа (Пункт 46 Единых стандартов).

В ходе рассмотрения дела АО «Тываэнерго» 25.07.2017 года (вх. № 3177) представило в адрес Тывинского УФАС России корректировочную счет-фактуру от 31.05.2017 года № 2208, согласно которой выставленный к оплате счет за услуги по передаче электрической энергии пересчитан в сторону уменьшения, что свидетельствует о рассмотрении АО «Тываэнерго» письменной претензии ПК «ДСТ».

Таким образом, материалами дела № 04-06-08/08-10-17 подтверждается, что письменная претензия ПК «ДСТ» от 17.01.2017 года (вх. № 140) рассмотрена АО «Тываэнерго» с нарушением срока, установленного подпунктом «а» пункта 41 Единых стандартов.

При таких обстоятельствах Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/08-10-17 пришла к выводу, что бездействие АО «Тываэнерго», выразившееся в не рассмотрении в установленный срок письменной претензии ПК «ДСТ» от 17.01.2017 года (вх. № 140) о перерасчете выставленного к оплате счета за услуги по передаче электрической энергии со стороны АО «Тываэнерго», а также по допуску в эксплуатацию и опломбировке прибора учета электрической энергии, нарушает требования Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 года № 186, и Основных положений о функционировании розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442, ущемляет интересы ПК «ДСТ» в сфере предпринимательской деятельности, что является злоупотреблением доминирующим положением и нарушает часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Тывинским УФАС России в порядке статьи 48.1 Закона о защите конкуренции 24.08.2017 года принято заключение об обстоятельствах дела № 04-06-08/08-10-17, направленное в адрес ПК «ДСТ» и АО «Тываэнерго».

ПК «ДСТ», АО «Тываэнерго» в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции до оглашения резолютивной части решения по настоящему делу возражения на заключение об обстоятельствах дела № 04-06-08/08-10-17 в адрес Комиссии Тывинского УФАС России не представлены.

Явившиеся 14.09.2017 года на заседании Комиссии Тывинского УФАС России представители ПК «ДСТ» и АО «Тываэнерго» устные возражения на заключение об обстоятельствах дела № 04-06-08/08-10-17 также не заявили.

Решением Тывинского УФАС России от 25.09.2017 года по делу № 04-06-08/08-10-17 АО «Тываэнерго» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части не рассмотрения в установленный срок письменной претензии ПК «ДСТ» от 17.01.2017 года (вх. № 140) о перерасчете выставленного к оплате счета за услуги по передаче электрической энергии со стороны АО «Тываэнерго» и бездействия по допуску в эксплуатацию и опломбировке прибора учета электрической энергии ПК «ДСТ», установленного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 154.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, состоит в бездействии АО «Тываэнерго», выразившемся в не рассмотрении в установленный срок письменной претензии ПК «ДСТ» от 17.01.2017 года (вх. № 140) о перерасчете выставленного к оплате счета за услуги по передаче электрической энергии со стороны АО «Тываэнерго» и бездействии по допуску в эксплуатацию и опломбировке прибора учета электрической энергии ПК «ДСТ», установленного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 154.

Субъектами данного правонарушения являются должностные и юридические лица, которые ненадлежащим исполнением своих обязанностей обусловили совершение административного правонарушения.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В примечании статьи 2.4 КоАП РФ указывается, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, 15.37, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

назначен на должность управляющего директора – первого заместителя генерального директора АО «Тываэнерго» на основании приказа от 02.12.2016 года № 379-л/с.

Таким образом, должностное лицо совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Определяя степень виновности управляющего директора – первого заместителя генерального директора АО «Тываэнерго» следует отметить, что ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей обусловило не выполнение АО «Тываэнерго» установленных действующими нормативными правовыми актами обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность должностного лица, предусмотренные статьей 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлены.

В соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность должностного лица является совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, впервые.

Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного административного правонарушения, не выявлены.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5.КоАП РФ, не установлено.

Местом совершения административного правонарушения является город Кызыл Республики Тыва.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 1.7, 3.5, 4.1, 4.5, частью 2 статьи 14.31, 23.48, частью 1.2 статьи 28.1, статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать должностное лицо – Управляющего директора – первого заместителя генерального директора Акционерного общества «Тываэнерго» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на должностное лицо – Управляющего директора – первого заместителя генерального директора Акционерного общества «Тываэнерго» административный штраф в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

В соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ постановление, об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного на его обжалование, если постановление не было обжаловано или опротестовано, либо после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано.

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1, 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Примечание:

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

Штраф должен быть перечислен в бюджет Российской Федерации по следующим реквизитам:

Получатель: Управление Федерального Казначейства по Республике Тыва (Тывинское УФАС России, адрес: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, 100, 4 этаж).

ИНН 1701044223 КПП 170101001

Код бюджетной классификации: 161 1 16 02010 01 6000 140

Банк получателя: УФК по Республике Тыва (Тывинское УФАС России).

р/с 40101810900000010001 в ГРКЦ НБ Республики Тыва Банка России г. Кызыл БИК 049304001

ОКТМО: 93701000

Назначение платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, установленного на уплату штрафа, должностным лицом, вынесшим постановление, соответствующие материалы будут направлены судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, должно будет принять решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Согласно части 1, 2 статьи 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. Также с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Руководитель управления Ф.А. Хаджиев