Решение № АА 08-12/2018-50 Ж по результатам рассмотрения жалобы

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
25.06.2018
Управление:
Удмуртское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль проведения торговАнтимонопольное регулирование
Номер документа:
№ АА 08-12/2018-50 Ж
Номер дела:
№ АА 08-12/2018-50 Ж

22 июня 2018 года                                                                                        г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России; члены Комиссии: <…> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <…> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден;

на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России в присутствии представителя Заказчика - АО «Воткинский завод» (далее – Заказчик): <…> (доверенность от 29.12.2017г.), <…> (доверенность от 29.12.2017г.);

в отсутствие представителя заявителя  ООО «Спецсервис Пром» (далее – Заявитель): уведомлен надлежащим образом (направил в материалы дела ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Заявителя);

рассмотрев дело № АА 08-12/2018-50 Ж по жалобе ООО «Спецсервис Пром» на действия заказчика – АО «Воткинский завод»  при проведении открытого запроса цен «Закупка электродов графитированных Dy200 в комплекте с ниппелями в количестве 15 тн. ТУ 14-139-177-2003» (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 31806506210, далее – Закупка),

 

у с т а н о в и л а:

 

13.06.2018г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступила жалоба Заявителя (вх. № 4184). По мнению Заявителя, документация о закупке содержит требование к товару со ссылкой на ТУ 14-139-177-2003 без сопровождения словами «или эквивалент», при этом отсутствует техническое задание, позволяющее определить характеристики товара. Заявитель считает, что такое описание объекта закупки  нарушает требование пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также ограничивает возможность поставки товаров иных производителей, поскольку ТУ 14-139-177-2003 зарегистрировано за одним производителем ОАО «ЧЭМК».

Заказчик с доводом жалобы не согласился, считает ее необоснованной, направили в материалы дела письменные пояснения (вх. №4372 от 19.06.2018г.). На заседании Комиссии представители Заказчика  пояснили, что электроды графитированные Dy200 по ТУ 14-139-177-2003 используются АО «Воткинский завод» для выплавки стали в дуговых печах ДСП-3, ДСППТ-3. На указанных электродах отработана и внедрена технология режимов плавки. Применений электродов с иным ТУ потребует дополнительную отработку технологии выплавки стали, исследование качества металла и влияние на время плавки, дуги, тока, стойкость, что приведет  к существенному нарушению сроков проведения работ по выплавке стали и изготовлению отливок и срыву выполнения государственного оборонного заказа. Требование о поставке указанного товара без возможности поставки эквивалента обусловлено потребностью Заказчика и в соответствии с Законом о закупках является правом Заказчика, способствует эффективному использованию денежных средств. Описание ТУ 14-139-177-2003 находится в свободном доступе в сети Интернет (ссылка на сайт https://www.promelectrod.com/tu ), в связи с чем иные значения показателей электродов определяются в соответствии со значением диаметра электродов. Электроды по ТУ 14-139-177-2003 производятся Тульской угольной компанией (ссылка на сайт http://mk-rs.ru/elektrody-grafitirovannyye.html), ООО НПП «ГрафитПро» (участник закупки), ООО «Промэлектрод» (ссылка на сайт https://www.promelectrod.com/tu ) и др., следовательно, описание объекта закупки не ограничивает возможность поставки товаров иных производителей.

Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобу Заявителя, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.

22.05.2018г. Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении открытого запроса цен о закупке электродов графитированных Dy200 в комплекте с ниппелями в количестве 15 тн. ТУ 14-139-177-2003.  Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 8 432 942,16 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 01.06.2018г., 11:00.

Дата и время рассмотрения заявок – 04.06.2018г., 12:00.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок №2 от 04.06.2018г. единственный участник закупки ООО ПКФ «Граффит-УССО» не допущен к участию в Закупке в связи с тем, что заявка не соответствует требованиям п. 1.7 закупочной документации.

На дату рассмотрения жалобы договор не заключен.

Рассмотрев довод Заявителя, Комиссия Удмуртского УФАС России считает его необоснованным в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением «О закупочной деятельности  АО «Воткинский завод», утвержденным решением Совета Директоров АО «Воткинский завод» от 19 мая 2017г. (протокол №6/17)  (далее – Положение о закупках).

Согласно пункту 4.3.1 Положения о закупках запрос цен открытый – способ закупки, при котором выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется на основе сравнения цен при закупке простой продукции, в случаях когда по соображениям экономии времени проведение иного способа закупки нецелесообразно.

В пункте 1.4 закупочной документации содержится описание объекта закупки:

 

Наименование товара 

Кол

-во

Ед. изм.

Начальная максимальная цена единицы товара без НДС, руб.

 

Электроды графитированные  Dy200  в комплекте с ниппелями ТУ 14-139-177-2003

15

тн

476 437,41

 

Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что требования ТУ 14-139-177-2003 находятся в открытом доступе в сети Интернет на сайте ООО «Промэлектрод» (ссылка на сайт https://www.promelectrod.com/tu), где содержатся технические характеристики товара, определяемые в зависимости от значения диаметра электродов. В связи с этим довод Заявителя о том, что в закупочной документации отсутствует техническое задание, позволяющее определить характеристики товара, является не обоснованным.

Также не подтвердился довод Заявителя об ограничении возможности поставки товара иных производителей, поскольку Заказчиком в материалы дела представлены доказательства о наличии иных производителей, изготавливающих электроды по ТУ 14-139-177-2003, в том числе: Тульская угольная компания, ООО НПП «ГрафитПро», ООО «Промэлектрод».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

Как следует из пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России отмечает, что обжаловать содержание аукционной документации в антимонопольный орган имеют право только лица, подавшие заявку на участие в закупке, а также лица, чьи права и законные интересы могут быть нарушены.

Заявитель не представил доказательства невозможности заполнения заявки, а также создание заинтересованным лицом препятствий для участия в процедуре подачи документов на участие в Закупке. Поскольку Заявитель не подавал заявку на участие в Закупке, его права или законные интересы не могут быть ущемлены или нарушены Заказчиком при установлении  показателей  товара в закупочной документации.

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

 

р е ш и л а:

 

Признать жалобу ООО «Спецсервис Пром»  на действия заказчика – АО «Воткинский завод» при проведении открытого запроса цен «Закупка электродов графитированных Dy200 в комплекте с ниппелями в количестве 15 тн. ТУ 14-139-177-2003» (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок – 31806506210), необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

 

Председатель Комиссии     <…>

Члены Комиссии                  <…>, <…>