Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЕС 08-12/2018-83Ж от 10 октября 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе:
председатель Комиссии: «…» – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России,
члены Комиссии: «…» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, «…» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев дело № АА 08-12/2018-83Ж по жалобе ООО «Транссервис» (вх.№6759э от 21.09.2018г.) (далее – Заявитель) на действия Заказчика – МУП г.Ижевска «Дорожное ремонтно-эксплуатационное управление» (далее – Заказчик) при проведении аукциона на поставку противогололедного реагента (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок – 31806896607, далее – аукцион),
на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 28.09.2018г.:
в присутствии представителя Заявителя «…» (доверенность № 3-2018 от 31.01.2018г.);
в отсутствие представителя Заказчика (уведомленного надлежащим образом, в деле имеется уведомление от 24.09.2018г. №ЕC01-17-07/6699э);
в присутствии слушателей «…» (доверенность от 05.07.2018г.), «…» (доверенность от 05.07.2018г.);
на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 05.10.2018г.:
в присутствии представителя Заказчика: «…» (доверенность от 30.08.2018г.);
в присутствии представителя Заявителя «…» (доверенность № 3-2018 от 31.01.2018г.);
на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 10.10.2018г.:
в присутствии представителя Заказчика: «…» (доверенность от 30.08.2018г.);
в присутствии представителя Заявителя «…» (доверенность № 3-2018 от 31.01.2018г.);
у с т а н о в и л а:
20.09.2018г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона на поставку противогололедного реагента (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок – 31806896607).
По мнению Заявителя, документация об аукционе должна содержать требование о наличии в составе заявки положительного заключения государственной экологической экспертизы технической документаций на противогололедный реагент.
Кроме того, 05.10.2018г. Заявитель предоставил дополнения к жалобе, где указал, что срок оплаты поставленного товара установлен Заказчиком не в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 11.12.2014г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
На заседании Комиссии представитель Заказчика, с доводами жалобы не согласился, представили письменные пояснения, а так же устно пояснил следующее:
1. Федеральное законодательство о закупках, законодательство Удмуртской Республики не содержит положений и требований, обязывающих Заказчика предъявлять к участникам закупки требование о предоставлении положительного заключения государственной экологической экспертизы в составе заявки на участие в закупке, в связи с чем данное требование отсутствует.
2. Закупка противогололедного реагента осуществлялась для всех лиц указанных в части 5 статьи 3 Закона о закупках, требования о том что участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства закупочная документация не содержит. Таким образом, Заказчик при установлении срока для оплаты не должен руководствоваться требованиями Постановления Правительства РФ от 11.12.2014г.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено следующее.
06.09.2018г. – Заказчик разместил извещение и документацию в единой информационной системе о проведении электронного аукциона.
23.09.2018г. – Заказчиком были внесены изменения в информационное извещение и аукционную документацию.
02.10.2018г. 09:00 - дата и время окончания подачи заявок;
02.10.2018г. - дата рассмотрения заявок;
03.10.2018г.- дата подведения итогов.
1. Рассмотрев довод жалобы Заявителя о необходимости включения в состав заявки положительного заключения государственной экологической экспертизы, Комиссия Удмуртского УФАС России признает его необоснованным на основании следующего.
Целями регулирования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В силу требований части 3 статьи 6 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Как установлено Комиссией Удмуртского УФАС России, объектом рассматриваемой закупки является поставка противогололедного реагента.
Положением о закупках товаров, работ, услуг МУП «Дорожное ремонтно-эксплуатационное управление», утвержденное приказом директора №38.1 от 01.07.2018г. предусмотрен перечень документов, входящих в состав заявки при любом способе закупки (пункт 3.2 Положения).
Требования к составу заявки так же установлены Заказчиком в пункте 4 информационной карты документации об аукционе.
При этом Закон о закупках не содержит обязательных требований к составу заявки на участие в закупке. Законодатель наделил Заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к составу заявок. Каких-либо требований об установлении в положении о закупках и/или в документации о закупке закрытого перечня документов, представляемых претендентами законодательство Российской Федерации и положение о закупках не предусматривает.
Согласно статье 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.
Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт <...> сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Закон о закупках не содержат положений, обязывающих участников закупки иметь в наличии товар, являющийся предметом закупки, на момент подачи заявок для участия в электронном Аукционе, а также предоставлять положительное заключение государственной экологической экспертизы в составе заявки на участие в электронном аукционе, поскольку в силу требований действующего законодательства Российской Федерации указанный документ может быть передан Заказчику вместе с товаром при поставке.
Доводы Заявителя о необходимости представления положительного заключение государственной экологической экспертизы в составе заявки на участие в электронном аукционе основаны на практике применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», где императивно установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным отраслевым законодательством в составе второй части заявки, если указанные документы не передаются совместно с товаром, не могут быть приняты во внимание Комиссией Удмуртского УФАС России, поскольку при проведении аукциона Заказчик вышеуказанным федеральным законом не руководствуется.
При таких обстоятельствах Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу, что установление в документации требования о предоставлении в составе заявки положительного заключения государственной экологической экспертизы является избыточным, а действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о закупках.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает по правилам, установленным статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 10 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных Законом о закупках;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 Закона о закупках, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействий) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
Иные действия Заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке, о чем указано в части 9 статьи 3 Закона о закупках.
Следовательно, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.
Представленные Заявителем дополнения к жалобе содержат указания на нарушения норм действующего законодательства относительно срока оплаты установленных Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014г. № 1352.
Данные дополнения не содержат указаний на нарушения, перечисленные в части 3 статьи 10 Закона о закупках.
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
В связи с чем, довод Заявителя о несоответствии срока оплаты требованиям Постановления Правительства РФ 11.12.2014г. № 1352 Комиссия Удмуртского УФАС России оставляет без рассмотрения.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО «Транссервис» на действия Заказчика – МУП г.Ижевска «Дорожное ремонтно-эксплуатационное управление» при проведении аукциона на поставку противогололедного реагента (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок – 31806896607) необоснованной.
2. Довод ООО «Транссервис» о несоответствии срока оплаты требованиям Постановления Правительства РФ 11.12.2014г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» оставить без рассмотрения.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии «…»
Члены Комиссии «…»