Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ЕС 08-12/2018-83Ж от 10 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе:

председатель Комиссии: «…» – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России,

члены Комиссии: «…» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, «…» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,

рассмотрев дело № АА 08-12/2018-83Ж по жалобе ООО «Транссервис» (вх.№6759э от 21.09.2018г.) (далее – Заявитель) на действия Заказчика – МУП г.Ижевска «Дорожное  ремонтно-эксплуатационное  управление» (далее – Заказчик) при проведении аукциона на поставку противогололедного реагента (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок – 31806896607, далее – аукцион),

на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 28.09.2018г.:

в присутствии представителя Заявителя «…» (доверенность № 3-2018 от 31.01.2018г.);

в отсутствие представителя Заказчика (уведомленного надлежащим образом, в деле имеется уведомление от 24.09.2018г. №ЕC01-17-07/6699э);

в присутствии слушателей «…» (доверенность от 05.07.2018г.), «…» (доверенность от 05.07.2018г.);

на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 05.10.2018г.:

в присутствии представителя Заказчика:  «…» (доверенность от 30.08.2018г.);

в присутствии представителя Заявителя «…» (доверенность № 3-2018 от 31.01.2018г.);

на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 10.10.2018г.:

в присутствии представителя Заказчика: «…» (доверенность от 30.08.2018г.);

в присутствии представителя Заявителя «…» (доверенность № 3-2018 от 31.01.2018г.);

у с т а н о в и л а:

20.09.2018г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступила жалоба  Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона на поставку противогололедного реагента (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок – 31806896607).

По мнению Заявителя, документация об аукционе должна содержать требование о наличии в составе заявки положительного заключения государственной экологической экспертизы технической документаций на противогололедный реагент.

Кроме того, 05.10.2018г. Заявитель предоставил дополнения к жалобе, где указал, что срок оплаты поставленного товара установлен Заказчиком не в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 11.12.2014г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

На заседании Комиссии представитель Заказчика, с доводами жалобы не согласился, представили письменные пояснения, а так же устно пояснил следующее:

1. Федеральное законодательство о закупках, законодательство Удмуртской Республики не содержит положений и требований, обязывающих Заказчика предъявлять к участникам закупки требование о предоставлении положительного заключения государственной экологической экспертизы в составе заявки на участие в закупке, в связи с чем данное требование отсутствует.

2. Закупка противогололедного реагента осуществлялась для всех лиц указанных в части 5 статьи 3 Закона о закупках, требования о том что участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства закупочная документация не содержит. Таким образом, Заказчик при установлении срока для оплаты не должен руководствоваться требованиями Постановления Правительства РФ от 11.12.2014г.

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено следующее.

06.09.2018г. – Заказчик разместил извещение и документацию в единой информационной системе о проведении электронного аукциона.

23.09.2018г. – Заказчиком были внесены изменения в информационное извещение и аукционную документацию.

02.10.2018г. 09:00 -  дата и время окончания подачи заявок;

02.10.2018г. - дата рассмотрения заявок;

03.10.2018г.- дата подведения итогов.

1. Рассмотрев довод жалобы Заявителя о необходимости включения в состав заявки положительного заключения государственной экологической экспертизы, Комиссия Удмуртского УФАС России признает его необоснованным на основании следующего.

Целями регулирования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1  Закона о закупках).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации,  Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу требований части 3 статьи 6 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Как установлено Комиссией Удмуртского УФАС России, объектом рассматриваемой закупки является поставка противогололедного реагента.

Положением о закупках товаров, работ, услуг МУП «Дорожное ремонтно-эксплуатационное управление», утвержденное приказом директора №38.1 от 01.07.2018г. предусмотрен перечень документов, входящих в состав заявки при любом способе закупки (пункт 3.2 Положения).

Требования к составу заявки так же установлены Заказчиком в пункте 4 информационной карты документации об аукционе.

При этом Закон о закупках не содержит обязательных требований к составу заявки на участие в закупке.  Законодатель наделил Заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к составу заявок. Каких-либо требований об установлении в положении о закупках и/или в документации о закупке закрытого перечня документов, представляемых претендентами законодательство Российской Федерации и положение о закупках не предусматривает.

Согласно статье 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.

Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт <...> сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Закон о закупках не содержат положений, обязывающих участников закупки иметь в наличии товар, являющийся предметом закупки, на момент подачи заявок для участия в электронном Аукционе, а также предоставлять положительное заключение государственной экологической экспертизы в составе заявки на участие в электронном аукционе, поскольку в силу требований действующего законодательства Российской Федерации указанный документ может быть передан Заказчику вместе с товаром при поставке.

Доводы Заявителя о необходимости представления положительного заключение государственной экологической экспертизы в составе заявки на участие в электронном аукционе основаны на практике применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», где императивно установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным отраслевым законодательством в составе второй части заявки, если указанные документы не передаются совместно с товаром, не могут быть приняты во внимание Комиссией Удмуртского УФАС России, поскольку при проведении аукциона Заказчик вышеуказанным федеральным законом не руководствуется. 

При таких обстоятельствах Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу, что установление в документации требования о предоставлении в составе заявки положительного заключения государственной экологической экспертизы является избыточным, а действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о закупках.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает по правилам, установленным статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 10 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных Законом о закупках;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 Закона о закупках, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействий) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи  18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Иные  действия Заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке, о чем указано в части 9 статьи 3 Закона о закупках.

Следовательно, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.

Представленные Заявителем дополнения к жалобе содержат указания на нарушения норм действующего законодательства относительно срока оплаты установленных Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014г. № 1352.

Данные дополнения не содержат указаний на нарушения, перечисленные в части 3 статьи 10 Закона о закупках.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В связи с чем, довод Заявителя о несоответствии срока оплаты требованиям Постановления Правительства РФ 11.12.2014г. № 1352   Комиссия Удмуртского УФАС России оставляет без рассмотрения.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «Транссервис» на действия Заказчика – МУП г.Ижевска «Дорожное  ремонтно-эксплуатационное  управление» при проведении аукциона на поставку противогололедного реагента (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок – 31806896607) необоснованной.

2. Довод ООО «Транссервис» о несоответствии срока оплаты требованиям Постановления Правительства РФ 11.12.2014г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» оставить без рассмотрения.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                      «…»       

Члены Комиссии                                                   «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны