Решение №ЕС04-02/2018-21 Решение по делу № ЕС04-02/2018-21 от 11 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

резолютивная часть оглашена 10 июля 2018 года

изготовлено в полном объеме 10 июля 2018 года                                            г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – <...> – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России;

Члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции

рассмотрев дело №ЕС04-02/2018-21, возбужденное в отношении ИП <...> по признакам нарушения пункта 1) статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии ответчика – <...>,

в отсутствии представителя заинтересованного лица – ООО «Агентство интеллектуальной собственности», уведомленного о времени и месте рассмотрения дела (почтовая корреспонденция, содержащая копию определения о назначении дела №ЕС04-02/2018-21, направлено посредством электронной почты 02.07.2018 года на адрес <...>),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) во исполнение поручения Прокуратуры Удмуртской Республики от 30.08.2016 № 7-49-2016 «О мерах по обеспечению законности при использовании символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедерации FIFA 2017 года» был выявлен факт размещения информации с использованием символики Международной федерация футбольных ассоциаций (Federation Internationale de Football Association) (далее – FIFA), что содержит признаки нарушения статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

28.06.2018 года сотрудниками Удмуртского УФАС России зафиксирован факт распространения у входа в пункт общественного питания «АШТ», расположенного на 1 этаже Дома культуры железнодорожников по адресу: г. Ижевск, ул. Гагарина, д. 29, панно с информацией следующего содержания: «Чемпионат мира по футболу 2018 РОССИЯ ВПЕРЕД! Уважаемые друзья! Кафе АШТ приглашает вас на чемпионат мира по футболу. Здесь вы можете поболеть за нашу команду – сборную России, отведать прекрасные восточные блюда, а также вам предлагается чай, кофе, соки, выпечка, кондитерские изделия и восточные сладости. Ждем вас!» с изображением кубка Чемпионата мира по футболу 2018 и мяча.

Установлено, что деятельность кафе «АШТ» по адресу: г. Ижевск, ул. Гагарина, д. 29, осуществляет ИП <...>.

По факту незаконного использования вышеуказанной символики Международной федерации футбольных ассоциаций (Federation Internationale de Football Association) (далее – FIFA), приказом № 94 от 29.06.2018 года возбуждено дело № ЕС04-02/2018-21 по признакам нарушения пункта 1) статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ИП <...>.

Определением от 29.06.2018 года рассмотрение дела № ЕС04-02/2018-21 назначено на 02.07.2018 года, у лица, участвующего в деле, запрошены необходимые документы и сведения.

02.07.2018 года на заседании Комиссии присутствовал ИП <...>, который пояснил, что кафе «АШТ» функционирует с 20.06.2018 года, содержание рассматриваемой информации определил самостоятельно, договор на изготовление данного панно не заключался, по состоянию на 02.07.2018 года вся информация удалена.

Согласно частям 1, 3 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Комиссией Удмуртского УФАС России принято заключение по обстоятельствам дела, в связи с чем, рассмотрение дела отложено на 10.07.2018 г.

02.07.2018 года после заседания Комиссии по рассмотрению дела № ЕС04-02/2018-21 в Удмуртское УФАС России поступила фотография пункта общественного питания «АШТ», расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Гагарина, д. 29, с отсутствием рассматриваемого панно (вх. № 4715э).

 

На заседании комиссии 10.07.2018 года присутствовал ИП <...>, который поддержал ранее изложенные доводы.

 

Изучив материалы дела, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

Удмуртским УФАС России во исполнение поручения Прокуратуры Удмуртской Республики от 30.08.2016 № 7-49-2016 «О мерах по обеспечению законности при использовании символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедерации FIFA 2017 года» был выявлен факт размещения информации с использованием символики Международной федерация футбольных ассоциаций, что содержит признаки нарушения статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

28.06.2018 года сотрудниками Удмуртского УФАС России зафиксирован факт распространения у входа в пункт общественного питания «АШТ», расположенного на 1 этаже Дома культуры железнодорожников по адресу: г. Ижевск, ул. Гагарина, д. 29, панно с информацией следующего содержания: «Чемпионат мира по футболу 2018 РОССИЯ ВПЕРЕД! Уважаемые друзья! Кафе АШТ приглашает вас на чемпионат мира по футболу. Здесь вы можете поболеть за нашу команду – сборную России, отведать прекрасные восточные блюда, а также вам предлагается чай, кофе, соки, выпечка, кондитерские изделия и восточные сладости. Ждем вас!» с изображением кубка Чемпионата мира по футболу 2018 и мяча.

Установлено, что деятельность кафе «АШТ» по адресу: г. Ижевск, ул. Гагарина, д. 29, осуществляет ИП <...>.

По распространению вышеуказанной информации сотрудниками Удмуртского УФАС России составлен акт от 28.06.2018 года о наблюдении за соблюдением обязательных требований антимонопольного законодательства Российской Федерации в городе Ижевске.

Согласно пункту 1) части 1 статьи 20  Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №108-ФЗ) признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации: продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой спортивных соревнований, либо измененная символика спортивных соревнований.

Использование символики в оформлении торгового места, размещение товара при реализации, слоганах и при иных способах использования символики в маркетинговых целях, влияют на восприятие приобретателя товаров, работ и услуг и способны привести к формированию у покупателя искаженного представления об отношении товара либо его продавца к FIFA.

Согласно пункту 19) статьи 2 Закона №108-ФЗ, под символикой Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года понимается:

а) флаг FIFA, логотип, гимн, девиз FIFA;

б) официальные наименования мероприятий и обозначения FIFA – «FIFA», «FIFA 2017», «FIFA 2018», «Россия 2017», «Россия 2018», а также «Кубок мира», «Чемпионат мира», «CoupeduMonde», «Mundial», «CopadoMundo», «CopadelMundo», «WM» или «Weltmeisterschaft», «Кубок Конфедераций», «ConfedCup», «CoupedesConfederations», «Copa Confederaciones», «Copa das Confederacoes», «Konfoderationen-Pokal», образованные на их основе слова и словосочетания и сходные с ними обозначения, использующиеся со словом «футбол» или иным образом ассоциирующиеся с футболом как видом спорта и (или) с мероприятиями;

в) зарегистрированные в качестве товарных знаков логотипы и эмблемы мероприятий с использованием словосочетаний «Футбол ради надежды» и «Зеленый гол» или без использования таких словосочетаний, иные охраняемые на территории Российской Федерации товарные знаки FIFA;

г) талисманы спортивных соревнований, эмблемы, плакаты, опознавательная символика, наименования мероприятий, предметы дизайна и девизы мероприятий, кубки и медали участников спортивных соревнований, которые разработаны FIFA для официального использования на мероприятиях и в отношении которых FIFA обладает исключительными правами;

д) произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, объекты смежных прав, содержащие указанные в настоящем пункте обозначения и объекты и предназначенные для индивидуализации мероприятий;

е) иные обозначения и объекты, которые разработаны FIFA для официального использования на мероприятиях и в отношении которых FIFA обладает исключительными правами.

В соответствии с частью 1, частью 2 статьи 17 Закона о подготовке и проведении Чемпионата мира по футболу 2018 FIFA принадлежат имущественные права, связанные с осуществлением мероприятий, включая права на использование символики спортивных соревнований, которые FIFA вправе использовать в любой форме и любым способом. Использование указанных имущественных прав третьими лицами допускается при условии заключения соответствующего договора с FIFA или с уполномоченными организациями FIFA. Использование третьими лицами символики спортивных соревнований осуществляется в соответствии со статьи 19 Закона №108-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 19 Закона №108-ФЗ, использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в том числе без ограничений в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, в составе доменных имен и иным способом), если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» товаров, работ, услуг и (или) указывает каким-либо образом на связь указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями, допускается только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA, подлежащего в установленных федеральным законом случаях государственной регистрации. Использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, которая является объектом интеллектуальной собственности и на которую FIFA обладает исключительными правами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, использование символики, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в том числе в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, в составе доменных имен и иным способом), если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям допускается только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA.

С целью защиты имущественных прав FIFA на территории Российской Федерации зарегистрирована организация, уполномоченная представлять ее интересы – ООО «Агентство интеллектуальной собственности».

Символика с обозначением кубка чемпионата мира по футболу 2018 является товарными знаками № 759208 от 25.08.2000 года, № 910075 от 23.05.2006 года, № 482138 от 17.12.1983, правообладателем которых является FIFA.

Обозначение «ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ» входит в состав товарного знака «ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ FIFA» № 1142845 от 20.02.2012 года, правообладателем которого  является FIFA.

Таким образом, в соответствии с положением Закона № 108-ФЗ, оказание услуг с использованием символики FIFA в отсутствие правоустанавливающих документов, является актом недобросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктом 7) статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 9) статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам–конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В силу пункта 1) статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Пунктом 1) статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

Согласно сведениям, размещенным на сайте ais-agency.ru, ИП <...> не состоит в перечне партнеров (спонсоров), а также лицензиатов Международной федерации футбольных ассоциаций.

Следовательно, ИП <...>, используя товарные знаки FIFA № 759208 от 25.08.2000 года, № 910075 от 23.05.2006 года, № 482138 от 17.12.1983, № 1142845 от 20.02.2012 года с целью позиционирования себя в качестве партнера Международной федерации футбольных ассоциаций на рынке предприятий общественного питания на территории г. Ижевска, имел возможность получить преимущественное положение на данном рынке.

Действия ИП <...> по незаконному размещению символики FIFA на панно у входа в пункт общественного питания «АШТ», расположенного на 1 этаже Дома культуры железнодорожников по адресу: г. Ижевск, ул. Гагарина, д. 29, что зафиксировано актом Удмуртского УФАС России от 28.06.2018 года, противоречат обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, создают преимущество при осуществлении деятельности предприятий общественного питания на территории г. Ижевска, в виду увеличения числа потенциальных клиентов, поскольку создают ложное впечатление о причастности данного лица к FIFА и могут причинить убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам.

В целях определения наличия конкурентных отношений между ИП <...> и иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность ресторанов и кафе, Удмуртским УФАС России был проведен анализ рынка, по результатам которого составлен аналитический отчет от 02.07.2018 года о состоянии конкурентной среды на рынке деятельности ресторанов и кафе на территории г. Ижевска.

Временной интервал исследования рынка определен периодом с 28.06.2017 года по 28.06.2018 года.

Продуктовые границы рынка установлены как деятельность ресторанов и кафе.

Географическими границами рынка был определен город Ижевск.

По итогам проведения анализа рынка, установлено, что ИП <...> осуществляет свою деятельность на конкурентном рынке деятельности ресторанов и кафе в территориальных границах города Ижевска с 20.06.2018 года (исходя из устных пояснений 02.07.2018 года – дата открытия кафе «АШТ»), в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирован 08.12.2016 года.

ИП <...>, нарушая требования законности, добропорядочности, разумности и справедливости, неправомерно использует символику FIFA - товарные знаки № 759208 от 25.08.2000 года, № 910075 от 23.05.2006 года, № 482138 от 17.12.1983, № 1142845 от 20.02.2012 года на панно у входа в кафе «АШТ», расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Гагарина, д. 29.

Вышеуказанные неправомерные действия противоречат обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, создает преимущество при деятельности ресторанов и кафе на территории г. Ижевска, поскольку создают ложное впечатление о причастности указанного лица к FIFА и может причинить убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам.

Исходя из изложенного, указанные действия ИП <...> являются нарушением пункта 1) статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Поскольку после возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства ИП <...> прекратил распространение рассматриваемого панно по адресу: г. Ижевск, ул. Гагарина, д. 29, что подтверждается представленной 02.07.2018 года фотографией (вх. № 4715э), Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания о прекращении недобросовестной конкуренции.

На основании части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации является поводом для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответственность за действия, признаваемые недобросовестной конкуренцией предусмотрена статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 3) части 3.4. статьи 41 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о наличии оснований для передачи материалов дела № ЕС04-02/2018-21 уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ИП <...> производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3, 3.4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, Комиссия Удмуртского УФАС России

 

р е ш и л а:

 

Признать действия индивидуального предпринимателя <...> (ИНН <...>, ОГРИП <...>), выразившиеся в незаконном использовании 28.06.2018 года символики - товарных знаков FIFA № 759208 от 25.08.2000 года, № 910075 от 23.05.2006 года, № 482138 от 17.12.1983,  № 1142845 от 20.02.2012 года на панно, содержащем следующую информацию: «Чемпионат мира по футболу 2018 РОССИЯ ВПЕРЕД! Уважаемые друзья! Кафе АШТ приглашает вас на чемпионат мира по футболу. Здесь вы можете поболеть за нашу команду – сборную России, отведать прекрасные восточные блюда, а также вам предлагается чай, кофе, соки, выпечка, кондитерские изделия и восточные сладости. Ждем вас!» с изображением кубка Чемпионата мира по футболу 2018 и мяча, нарушающими требования пункта 1) статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Предписание о прекращении недобросовестной конкуренции индивидуальному предпринимателю <...> не выдавать, в связи с устранением нарушения до вынесения Комиссией Удмуртского УФАС России решения по делу.

 

Председатель Комиссии:                         <...>

 

Члены Комиссии:          <...>, <...>

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев со дня принятия, в ФАС России в течение месяца со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны