Решение б/н Решение по делу №ЕС06-06/2016-319 от 15 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №ЕС06-06/2016-319

г. Ижевск

Резолютивная часть решения оглашена «03» февраля 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено «08» февраля 2017 г.                                                

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии <…>–  заместитель руководителя,

члены Комиссии:

<…>– начальник отдела антимонопольного контроля,

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

<…> – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля (отсутствует) (кворум Комиссии имеется),

рассмотрев дело № ЕС06-06/2016-319, возбужденное в отношении МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

на заседании Комиссии 20.12.2016

в присутствии:

представителя заявителя АО «Россельхозбанк» <…> по доверенности,

представителя ответчика МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» <…> по доверенности,

на заседании Комиссии 25.01.2017

в присутствии:

представителя заявителя АО «Россельхозбанк» <…> по доверенности,

представителя ответчика МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» <…> по доверенности,

на заседании Комиссии 03.02.2017

в присутствии:

представителя заявителя АО «Россельхозбанк» <…> по доверенности,

представителя ответчика МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» <…> по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

В Удмуртское УФАС России 21.09.2016 вх.№7625 поступила жалоба АО «Российский Сельскохозяйственный банк» на бездействие МУП «Кизнерский коммунальный комплекс», выразившиеся в неподаче тепловой энергии с началом отопительного периода 2016-2017 гг. на объект АО «Россельхозбанк» (здание, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, п. Кизнер, ул.К. Маркса, д. 22).

В связи с наличием в действиях МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 24.11.2016 №216 «О возбуждении дела №ЕС06-06/2016-319 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пунктом 3.68 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №ЕС06-06/2016-319.

Определением от 25.11.2016 рассмотрение дела №ЕС06-06/2016-319 назначено на 20.12.2016 в 13:00.

Определением от 20.12.2016 рассмотрение дела №ЕС06-06/2016-319 отложено на 25.01.2017 в 13:30.

25.01.2017 Комиссия приняла заключение об обстоятельствах дела №ЕС06-06/2016-319.

Определением от 25.01.2017 рассмотрение дела №ЕС06-06/2016-319 отложено на 03.02.2017 в 13:30.

Рассмотрев представленные материалы и документы, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

Между АО «Россельхозбанк» и МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» заключен договор №37/16 от 21.01.2016 на отпуск тепловой энергии в виде горячей воды (далее – договор от 21.01.2016), согласно которому МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» обязуется подавать АО «Россельхозбанк» через присоединенную сеть тепловую энергию в виде горячей воды, а АО «Россельхозбанк» обязуется принять и оплатить тепловую энергию в размере и в срок, установленные договором.

Между Центральным банком Российской Федерации и ОАО «Россельхозбанк» (в настоящее время – АО «Россельхозбанк») заключен договор аренды объектов недвижимости №18 от 27.08.2013 (далее – договор аренды №18), согласно которому ЦБ РФ передает во временное пользование (в аренду), АО «Россельхозбанк» принимает для размещения дополнительного офиса нежилые объекты, расположенные по адресу: Удмуртская Республика, Кизнерский район, пос. Кизнер, ул. К.Маркса, д. 22.

Согласно п. 2.3.4. договора аренды №18, АО «Россельхозбанк» обязано самостоятельно заключить договоры с организациями на коммунальные услуги.

В соответствии с п. 2.3.6. договора аренды №18, АО «Россельхозбанк» обязано содержать арендуемые объекты в порядке, предусмотренном санитарными, противопожарными правилами и правилами эксплуатации установленного на объектах санитарно-технического и инженерного оборудования; не допускать ухудшение состояния арендованных объектов и возвратить арендованные объекты ЦБ РФ в исправном состоянии, с учетом нормального износа.

Согласно ст. 622 Гражданского кодекса РФ, при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», температура воздуха внутри здания или сооружения является одним из санитарно-гигиенических условий.

В соответствии с Распоряжением Администрации МО «Кизнерский район» от 12.09.2016 №276, по муниципальному образованию «Кизнерский район» отопительный период 2016-2017 гг. начинается 13.09.2016.

В соответствии с письмом МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» от 01.09.2016 №231, 01.09.2016 введено 100%-ограничение подачи тепловой энергии в административное здание АО «Россельхозбанк», расположенное по адресу: Удмуртская Республика, Кизнерский район, пос. Кизнер, ул. К. Маркса, д. 22. Возобновление подачи тепловой энергии будет осуществлено после полного погашения задолженности.

Согласно письму АО «Россельхозбанк» от 13.10.2016 вх.№8276, из-за неподачи тепловой энергии со стороны МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» АО «Россельхозбанк» было вынуждено оплатить 07.10.2016 требуемый МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» платеж.

В соответствии с актом от 07.10.2016, АО «Россельхозбанк» и МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» 07.10.2016 произвели включение системы отопления здания АО «Россельхозбанк», расположенного по адресу: Удмуртская Республика, п. Кизнер, ул. К. Маркса, д. 22.

Согласно жалобе вх.№7625, у АО «Россельхозбанк» нет задолженности перед МУП «Кизнерский коммунальный комплекс», при этом МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» не подало тепловую энергию в адрес АО «Россельхозбанк» с 13.09.2016.

С учетом изложенного, между АО «Россельхозбанк» и МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» существовал спор о наличии задолженности АО «Россельхозбанк» перед МУП «Кизнерский коммунальный комплекс».

В соответствии с п. 5.2 договора от 21.01.2016, расчетным периодом является календарный месяц.

Согласно письму МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» от 27.06.2016 №154, период задолженности АО «Россельхозбанк» - май 2016 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О теплоснабжении», до введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа. При задержке платежей сверх установленного предупреждением срока теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры.

В соответствии с п. 92 Правил организации теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808, в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем 1 период платежа, установленный этим договором, а также в случае нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

Таким образом, законодательно предусмотрена возможность введения ограничения тепловой энергии в случае непогашения задолженности более, чем за один расчетный период (календарный месяц), при этом, согласно письму от 27.06.2016 №154, задолженность образовалась не за расчетный период (месяц), а за  период продления отопительного периода 2015-2016 гг. (28.04.2016-03.05.2016).

Следовательно, у МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» не было оснований для введения ограничения тепловой энергии в отношении АО «Россельхозбанк» в связи с существованием задолженности за период продления отопительного периода 2015-2016 гг.

Как следует из материалов дела и пояснений сторон, тепловая энергия стала подаваться в адрес АО «Россельхозбанк» в отопительном периоде 2016-2017 гг. только после оплаты АО «Россельхозбанк» задолженности, требуемой МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» с АО «Россельхозбанк» за продление отопительного периода 2015-2016 гг. (28.04.2016-03.05.2016). 

В соответствии с аналитическим отчетом от 18.11.2016, МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» занимает долю, составляющую 62,16%, на товарном рынке услуг по теплоснабжению в географических границах МО «Кизнерский район» за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Таким образом, положение МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» на товарном рынке услуг по теплоснабжению в географических границах МО «Кизнерский район» является доминирующим.

Согласно пояснениям АО «Россельхозбанк», неподача тепловой энергии со стороны МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» с началом отопительного периода 2016-2017 гг. ущемляет интересы АО «Россельхозбанк» в сфере предпринимательской деятельности, так как в отношении АО «Россельхозбанк» необоснованно не выполняется установленная в договоре от 21.01.2016 обязанность со стороны МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» по подаче тепловой энергии в установленный договором срок. Сотрудники АО «Россельхозбанк», место работы которых располагается по адресу: Удмуртская Республика, п. Кизнер, ул. К. Маркса, д. 22, не могли выполнять свои трудовые обязанности в нормальных условиях, так как из-за неподачи тепловой энергии с началом отопительного периода 2016-2017 гг. со стороны МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» в здании №22 по ул. К. Маркса стояла низкая температура.

Согласно п. 7.6. «МР 2.2.7.2129-06.2.2.7. Физиология труда и эргономика. Режимы труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях. Методические рекомендации», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 19.09.2006, при работах в помещении температура воздуха на рабочем месте должна соответствовать требованиям СанПиН 2.2.4.548-96. В том случае, если в помещении по какой-либо причине температура воздуха ниже нормируемой, следует сократить продолжительность рабочей смены или время непрерывного пребывания на рабочем месте (табл. 14), или же рабочих следует обеспечить одеждой с должной теплоизоляцией.

Согласно «СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы», утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 01.10.1996 №21, установлены допустимые величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений.

Согласно Таблице П 3.2. Допустимая продолжительность пребывания на рабочих местах при температуре воздуха ниже допустимых величин Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 №81, при снижении температуры на рабочем месте (ниже 200) допустимая продолжительность пребывания на рабочих местах снижается.

С учетом изложенного, неподача тепловой энергии с началом отопительного периода 2016-2017 гг. негативно сказывается на АО «Россельхозбанк».

В соответствии с письмом МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» от 02.02.2017 исх.№43, все действия МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» по ограничению и прекращению подачи тепловой энергии проводились в летнее время, затронув малую часть отопительного периода и отразились на теплоснабжении здания АО «Россельхозбанк» минимальным образом, то есть не причинили АО «Россельхозбанк» каких-либо вредных последствий. В настоящее время спор о денежных обязательствах между АО «Россельхозбанк» и МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» отсутствует.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Бездействие МУП «Кизнерский коммунальный комплекс», выразившееся в неподаче тепловой энергии в адрес объекта АО «Россельхозбанк» (расположенного по адресу: Удмуртская Республика, п. Кизнер, ул. К.Маркса, д. 22) в период с 13.09.2016 по 06.10.2016, является нарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», ущемляет интересы АО «Россельхозбанк» в сфере предпринимательской деятельности.

Комиссия признает, что указанное нарушение допущено МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» на рынке теплоснабжения.

Комиссия признает, что временной интервал товарного рынка, на котором совершено правонарушение, определен 2016 г., так как неподача тепловой энергии происходила в течение отопительного периода 2016-2017 гг. (13.09.2016-06.10.2016).

Продуктовые границы рынка определены как услуги по теплоснабжению, в связи с невозможностью замены данных услуг иными услугами.

Географические границы рынка определены территорией МО «Кизнерский район» в пределах территориального расположения технологической инфраструктуры (сетей).

С учетом установленных обстоятельств дела (в том числе, возобновления МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» подачи тепловой энергии в адрес объекта АО «Россельхозбанк») Комиссия приняла решение не выдавать МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» предписание.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.140, 3.147 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 Комиссия

 

РЕШИЛА:

  1. Признать МУП «Кизнерский коммунальный комплекс» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением путем неподачи тепловой энергии в адрес объекта АО «Россельхозбанк» с началом отопительного периода.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия либо в ФАС России в течение одного месяца со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                           <…>

Члены Комиссии:                                                      <…>

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны