Определение №ЕС06-06/2017-71 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела №ЕС06-06/2017-71 о нарушении а... от 30 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

29 мая 2017 года                                                                                                                                                      г. Ижевск

 

Председатель Комиссии Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства – <…> – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России, рассмотрев материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск»,

в рамках осуществления контроля соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2006г. № 135–ФЗ «О защите конкуренции»,

 

у с т а н о в и л:

 

В Удмуртское УФАС России 20.03.2017 вх.№2232 поступила жалоба ООО «Жилищное управление Областного газа» на действия ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск», выразившиеся в необоснованном отказе от опломбирования приборов учета газа, установленных ООО «Жилищное Управление Областного Газа» (адреса: <…>).

В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в адрес ООО «Жилищное управление Областного газа», ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» направлялись запросы информации.

В ходе рассмотрения жалобы вх.№2232 установлено следующее.

Согласно пункту 5 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее – Правила поставки газа), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.

В соответствии с пунктом 7 Правил поставки газа для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить.

Пунктом 19, подпунктом б) пункта 22 Правил поставки газа установлено, что права и обязанности сторон при исполнении договора определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, условиями договора и Правилами. При этом поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки.

В соответствии с пунктом 4 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила пользования газом), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410, безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления, в том числе, работ (услуг) по замене оборудования.

Согласно пункту 10 Правил пользования газом замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения специализированной организации не допускается.

Пунктом 2 Правил пользования газом установлено, что «специализированная организация» - это газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу;

"исполнитель" - специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Вместе с тем, Решением Верховного Суда РФ от 10.12.2013 № АКПИ13-826 пункты  2, 6, 7, 10, 24 - 30, 32, 34 - 36, 80 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» были признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу, в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа.

Порядок обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы (в том числе за газ) предусмотрен статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -  Закон об энергосбережении).

В силу части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

При этом законодательством не предусматривается исключительное право газоснабжающих или газораспределительных организаций устанавливать, заменять и эксплуатировать приборы учета газа.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В отсутствие четкой регламентации требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к организациям, имеющим право осуществлять действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета ресурса, ООО «ЖУОГ» осуществляет деятельность по установке приборов учета газа на основании Свидетельства от 01.03.2017 №ДМ-Ч01-2017-16-2729 о допуске к определенному виду или видам работ, которые не оказывают влияния на безопасность объектов капитального строительства и не вошедшим в перечень работ в соответствии с 624 Приказом Минрегиона РФ, а также не являющимися работами, выполняемыми на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах в соответствии со ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ.

В приложении к Свидетельству от 01.03.2017 указана, в том числе, установка электрических приборов и счетчиков.

Также ООО «ЖУОГ» предоставило в Удмуртское УФАС России копию удостоверения слесаря <…> по эксплуатации и ремонту газового оборудования.

Согласно заявлению <…> (собственника квартиры по адресу: Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. 20 лет Победы, д. 3а-98), 10.03.2017 ООО «ЖУОГ» в ее квартире был установлен газовый счетчик СГМ-1,6 зав.№20099939. 16.03.2017 <…> отнесла комплект документов в ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск». 23.03.2017 сотрудник ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» пришел для опломбировки, выписал акт, где указал на нарушения при монтаже газового счетчика, отказав в регистрации и опломбировании.

Отказ со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» в опломбировании и регистрации газового счетчика подтверждаются также заявлениями <…>, а также актами ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» (в которых указывается, что установленные счетчики не соответствуют требованиям).

В соответствии с письмом ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» от 04.04.2017 исх.№999, в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» обращались граждане: <…> с заявлениями об опломбировании газовых счетчиков, указанным лицам вначале было отказано в принятии в эксплуатацию. После получения жалобы ООО «ЖУОГ» абонентская служба ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» провела проверку обоснованности отказа в приемке приборов учета у указанных граждан, по результатам проведенной проверки был сделан вывод о необоснованности отказа в опломбировании счетчиков газа, приборы учета введены в эксплуатацию.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» подтвердило, что изначально необоснованно отказывало в допуске в эксплуатацию приборов учета, установленных ООО «ЖУОГ» у граждан. 

В силу пункта 81 (5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81 (4) Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, может являться основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию. Именно это правило обеспечивает безопасность абонентов при вводе в эксплуатацию приборов учета газа независимо от того, какой организацией они установлены.

Из материалов установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» неоднократно отказывало в опломбировании счетчиков газа, установленных ООО «ЖУОГ», без достаточных оснований, что подтвердило само ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск». Данные отказы ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» не только ущемляют права граждан, установивших газовые счетчики, но и интересы ООО «ЖУОГ» в сфере предпринимательской деятельности, так как установка приборов учета без их дальнейшей опломбировки и использования не имеет смысла.

Согласно аналитическому отчету от 17.05.2017, ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» занимает 100% доли на товарном рынке поставки природного газа по газораспределительной сети в г. Сарапуле в 2016 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Таким образом, положение ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» на товарном рынке является доминирующим.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Действия ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» по необоснованному отказу от опломбирования приборов учета газа, установленных ООО «ЖУОГ», имеют признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», ущемляют интересы ООО «ЖУОГ» в сфере предпринимательской деятельности.

На основании приказа Удмуртского УФАС России от 19.05.2017 года № 154 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

о п р е д е л и л:

 

                1. Назначить дело №ЕС06-06/2017-71 к рассмотрению на 22 июня 2017 г. в 13 часов 00 минут по адресу: г. Ижевск, ул. Ухтомского, 24, 3 этаж, каб. 301 (зал заседаний).

2. Привлечь к рассмотрению дела в качестве заявителя по делу ООО «Жилищное управление Областного газа» (ИНН 1841061028).

3. Привлечь к рассмотрению дела в качестве ответчика по делу ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» (ИНН 1834021673).

4. Ответчику – ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» в срок до 16:00 19.06.2017 представить следующие документы и информацию:

4.1. Письменные пояснения с нормативно-правовым обоснованием отказа от опломбирования приборов учета, расположенных по адресам <…>, с приложением копий подтверждающих документов.

4.2. Письменные пояснения о том, опломбированы ли приборы учета, расположенные по адресам (указанным в п. 4.1 настоящего определения), к моменту получения настоящего определения, с приложением копий подтверждающих документов.

4.3. Копии переписок между ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» и ООО «Жилищное управление Областного газа», между ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» и жильцами, проживающими по адресам (указанным в п. 4.1 настоящего определения), по поводу опломбирования приборов учета (за 2017 г.), в том числе, жалобы, ответы на жалобы и др.

4.4. Копии договоров (с изменениями, дополнительными соглашениями и т.д.) газоснабжения в отношении помещений, расположенных по адресам (указанным в п. 4.1 настоящего определения).

4.5. Письменные пояснения (возражения, дополнения) по поводу информации, изложенной в настоящем определении, с приложением копий подтверждающих документов (при наличии).

5. Заявитель – ООО «Жилищное управление Областного газа» вправе в срок до 16:00 19.06.2017 представить следующие документы и информацию:

5.1. Письменные пояснения (возражения, дополнения) по поводу информации, изложенной в настоящем определении, с приложением копий подтверждающих документов (при наличии).

Представленные Комиссии УФАС России подлинные документы будут возвращены по минованию надобности.

Лица, участвующие в деле вправе представить иные документы и информацию, которые будут способствовать рассмотрению настоящего дела.

При невозможности представления запрашиваемых документов, прошу в установленный срок проинформировать об этом в письменной форме с указанием причин.

Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела, не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью руководителя и скреплены печатью.

Представленные документы должны иметь необходимые реквизиты (дату и исходящий номер).

При направлении документов и информации просьба ссылаться на наш исходящий номер и дату.

Информация, являющаяся конфиденциальной, коммерческой или иной служебной информацией, должна быть оформлена в соответствии с действующим законодательством.

В случае, если запрашиваемая Удмуртским УФАС России информация находится в открытом доступе, необходимо указать источник для ее получения, а также реквизиты документов (в таком случае предоставление копий документов не требуется).

Лица, участвующие в деле, их представители для участия в рассмотрении дела должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий полномочия лица (доверенность, приказ о назначении).

С материалами дела можно ознакомиться по адресу: г. Ижевск, ул.Ухтомского, 24, каб. 315, согласовав дату и время по тел. (3412) 57-22-59 с <…>

 

Председатель Комиссии                                                                                                              <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны