Решение №ЕС06-06/2017-71 Решение по делу №ЕС06-06/2017-71 от 4 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «23» августа 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено «31» августа 2017 г.                                                

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии <…> –  заместитель руководителя,

члены Комиссии:

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля (отсутствует),

<…> – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля,

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля (кворум Комиссии имеется),

рассмотрев дело № ЕС06-06/2017-71, возбужденное в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

на заседании Комиссии 22.06.2017

в присутствии:

представителя ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» <…> по доверенности,

в отсутствии:

представителей заявителя ООО «Жилищное управление областного газа», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

на заседании Комиссии 10.07.2017

в присутствии:

представителей ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» <…> по доверенностям,

в отсутствии:

представителей заявителя ООО «Жилищное управление областного газа», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

на заседании Комиссии 23.08.2017

в присутствии:

представителя заявителя ООО «Жилищное управление областного газа» <…> по доверенности,

представителя ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» <…> по доверенности,

лица, располагающего сведениями, - <…>

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России 20.03.2017 вх.№2232 поступила жалоба ООО «Жилищное управление Областного газа» на действия ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск», выразившиеся в необоснованном отказе от опломбирования приборов учета газа, установленных ООО «Жилищное управление областного газа» .

В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в адрес ООО «Жилищное управление областного газа», ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» направлялись запросы информации.

В связи с наличием в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» признаков нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 19.05.2017 №154 о возбуждении дела №ЕС06-06/2017-71 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пунктом 3.68 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №ЕС06-06/2017-71.

Определением от 29.05.2017 рассмотрение дела назначено на 22.06.2017 в 13:00.

Определением от 22.06.2017 рассмотрение дела отложено на 10.07.2017 в 15:00.

Определением от 10.07.2017 рассмотрение дела отложено на 23.08.2017 в 09:00.

Определением от 10.07.2017 в качестве лица, располагающего сведениями, по делу привлечен контролер ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» <…>.

По результатам рассмотрения документов и информации установлено следующее.

Согласно аналитическому отчету от 17.05.2017, ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» занимает 100% доли на товарном рынке поставки природного газа по газораспределительной сети в г. Сарапуле в 2016 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Таким образом, положение ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» на товарном рынке является доминирующим.

Согласно пункту 5 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее – Правила поставки газа), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.

В соответствии с пунктом 7 Правил поставки газа для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить.

Пунктом 19, подпунктом б) пункта 22 Правил поставки газа установлено, что права и обязанности сторон при исполнении договора определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, условиями договора и Правилами. При этом поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки.

В соответствии с пунктом 4 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила пользования газом), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410, безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления, в том числе, работ (услуг) по замене оборудования.

Согласно пункту 10 Правил пользования газом замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения специализированной организации не допускается.

Пунктом 2 Правил пользования газом установлено, что «специализированная организация» - это газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу;

"исполнитель" - специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Вместе с тем, Решением Верховного Суда РФ от 10.12.2013 № АКПИ13-826 пункты  2, 6, 7, 10, 24 - 30, 32, 34 - 36, 80 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» были признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу, в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа.

Порядок обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы (в том числе за газ) предусмотрен статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -  Закон об энергосбережении).

В силу части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

При этом законодательством не предусматривается исключительное право газоснабжающих или газораспределительных организаций устанавливать, заменять и эксплуатировать приборы учета газа.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В отсутствие четкой регламентации требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к организациям, имеющим право осуществлять действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета ресурса, ООО «ЖУОГ» осуществляет деятельность по установке приборов учета газа на основании Свидетельства от 01.03.2017 №ДМ-Ч01-2017-16-2729 о допуске к определенному виду или видам работ, которые не оказывают влияния на безопасность объектов капитального строительства и не вошедшим в перечень работ в соответствии с 624 Приказом Минрегиона РФ, а также не являющимися работами, выполняемыми на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах в соответствии со ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ.

В приложении к Свидетельству от 01.03.2017 указана, в том числе, установка электрических приборов и счетчиков.

Также ООО «ЖУОГ» предоставило в Удмуртское УФАС России копию удостоверения слесаря <…> по эксплуатации и ремонту газового оборудования.

Согласно заявлению <…>, 10.03.2017 ООО «ЖУОГ» в ее квартире был установлен газовый счетчик СГМ-1,6 зав.№20099939. 16.03.2017 <…> отнесла комплект документов в ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск». 23.03.2017 сотрудник ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» пришел для опломбировки, выписал акт, где указал на нарушения при монтаже газового счетчика, отказав в регистрации и опломбировании.

Отказ со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» в опломбировании и регистрации газового счетчика подтверждаются также заявлениями <…> (в которых указывается, что установленные счетчики не соответствуют требованиям).

В соответствии с письмом ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» от 04.04.2017 исх.№999, в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» обращались граждане: <…> с заявлениями об опломбировании газовых счетчиков, указанным лицам вначале было отказано в принятии в эксплуатацию. После получения жалобы ООО «ЖУОГ» абонентская служба ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» провела проверку обоснованности отказа в приемке приборов учета у указанных граждан, по результатам проведенной проверки был сделан вывод о необоснованности отказа в опломбировании счетчиков газа, приборы учета введены в эксплуатацию.

Также ООО «Жилищное управление областного газа» указывало в письме, что ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» необоснованно отказывало в опломбировании приборов учета газа, установленных по следующим адресам <…>.

Согласно письму ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» от 14.08.2017 исх.№2981, при приемке в эксплуатацию приборов, установленных по адресам: <…> контролером ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» <…> был сделан вывод, что приборы учета установлены с нарушениями требований, установленных п. 81(4) Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. После проведения проверки данного факта абонентская служба ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» сделала вывод, что <…> неверно толкует нормативные документы, после чего в период с 01.04.2017 приборы учета, установленные по данным адресам, были опломбированы.

В силу пункта 81 (5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81 (4) Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, может являться основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию. Именно это правило обеспечивает безопасность абонентов при вводе в эксплуатацию приборов учета газа независимо от того, какой организацией они установлены.

Исходя из представленных письменных пояснений, а также пояснений, данных представителями ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» во время заседаний Комиссии, ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» не оспаривает, что изначально необоснованно отказывало в допуске в эксплуатацию приборов учета, установленных ООО «ЖУОГ» у граждан.

Вместе с этим, при рассмотрении дела доказательств того, что ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» умышленно отказывало в опломбировании приборов учета газа, установленных ООО «ЖУОГ», не получено.

 Удмуртское УФАС России также направляло запросы гражданам, приборы учета которых установило ООО «ЖУОГ», которые изначально не были опломбированы ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск», согласно которым необходимо представить пояснения о том, давали ли сотрудники ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» при осмотре приборов учета газа какие-либо  пояснения (которые могут повлечь ущемление интересов ООО «ЖУОГ», в том числе, о возможных проблемах с дальнейшей эксплуатацией приборов учета, установленных ООО «ЖУОГ», невыполнении ООО «ЖУОГ» своих гарантийных обязательств, что приборы учета устанавливаются ООО «ЖУОГ» некачественно, что приборы учета газа могут устанавливаться только ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск»).

Согласно поступившим в Управление ответам, вышеуказанных сведений со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» не распространялось.

Таким образом, у Комиссии нет оснований считать, что ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» умышленно отказывалось в опломбировании приборов учета, установленных ООО «ЖУОГ», злоупотребляя доминирующим положением.

Комиссией установлено, что акты об отказе в опломбировании приборов учета подписаны сотрудниками ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» <…> при отсутствии указаний со стороны руководства ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск». Сотрудники ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» неверно толковали нормы, что привело к отказу от опломбирования приборов учета. ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск», установив неверное толкование норм сотрудниками, предприняло меры по опломбированию приборов учета. Действия конкретных сотрудников Общества нельзя признать целенаправленными действиями ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск», направленными на ущемление интересов ООО «ЖУОГ» в сфере предпринимательской деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

С учетом изложенного, действия ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск», выразившиеся в отказе от опломбирования приборов учета газа, установленных ООО «ЖУОГ», нельзя признать злоупотреблением доминирующим положением.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьями 10, 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.135, 3.136, 3.137, 3.140, 3.147, 3.148 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Рассмотрение дела №ЕС06-06/2017-71 в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» прекратить в связи с отсутствием нарушения в рассматриваемых комиссией действиях.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия, в ФАС России в течение месяца со дня принятия.

 

Председатель Комиссии                                                           <…>

 

Члены Комиссии:                                                                      <…>

                                                                                                                 <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны