ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Тип документа:
Предупреждения и предостережения
Дата публикации:
08.11.2017
Управление:
Удмуртское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - в сфере транспортаАнтимонопольное регулирование
Номер документа:
№ ММ01-17-06/7914
Номер дела:
№ ММ01-17-06/7914

В действиях АО «Ижавиа» установлены признаки нарушения пункта 3) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в установлении в приказах АО «Ижавиа» «Об утверждении тарифов», принятых в период с августа 2016 года по 2017 год, платы, удерживаемой за возврат билета при отказе Пассажиров от осуществления перевозки, а также платы, удерживаемой в случае, изменения условий перевозки, без учета фактических затрат.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ)  оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации №155 от 25.09.2008 года утверждены Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (далее – Правила).

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 108 ВК РФ в случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 2 статьи 108 ВК РФ, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:

- если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;

 - если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением сроков, установленных в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки.

В соответствии с пунктом 10.1. Правил к фактическим расходам перевозчика, понесенным им в связи с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира и удерживаемых с пассажира в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от перевозки, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, и при прекращении по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, относятся:

- сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа;

- сбор(ы) за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования;

- плата за операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и платы за операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира;

- фактические расходы, связанные с заказом пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности, понесенные перевозчиком до отказа пассажира от дополнительных услуг повышенной комфортности, изменения пассажиром условий их предоставления либо до прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира.

Согласно абзаца 7 пункта 93 Правил при добровольном отказе пассажира от полета взимается плата за операции по аннулированию бронирования перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, и оформлению возврата сумм, предусмотренная условиями применения тарифа.

Из интерпретации вышеуказанных норм следует, что в случае добровольного отказа пассажира от воздушной перевозки не позднее 24 часов до установленного в билете времени, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира.

В случае отказа от перевозки менее чем за 24 часа, до установленного в билете времени, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира.

Правилами, утвержденными Министерством транспорта РФ, определен перечень операций, плата (расходы) за осуществление которых удерживается с Пассажира, в случае, добровольного отказа от осуществления перевозки, данный перечень является закрытым и не предполагает наличие иных операций, осуществление которых является фактическими расходами Перевозчиков.

В 15 главе Правил определен порядок расчета провозной платы при добровольном изменении договора воздушной перевозки пассажира.

 Так, в соответствии с пунктами 111, 112 Правил  при добровольном изменении пассажиром договора воздушной перевозки пассажира сумма, возвращаемая пассажиру или взимаемая с пассажира, определяется как разница между уплаченной за перевозку суммой, за исключением сбора за оформление билета, сбора за оформление ордера разных сборов, сбора за оформление электронного многоцелевого документа, сбора за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа, сбора за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, и стоимостью перевозки по измененным условиям.

При добровольном изменении пассажиром условий договора воздушной перевозки с пассажира может взиматься плата за операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира, предусмотренная условиями применения тарифа.

 Установлено, что АО «Ижавиа» плата, удерживаемая с Пассажиров при добровольном отказе от Перевозки, а также плата, удерживаемая с Пассажиров в случае изменения условий перевозки, за период с августа 2016 года по 2017 год, изменялась следующим образом.

Таблица №1 Тарифы, утвержденные приказом АО «Ижавиа» от 24.08.2016 года №462

 

Классы бронирования

Промо - эконом

Бюджет - эконом

Оптимум - эконом

Стандарт - эконом

Премиум - эконом

«Бизнес – Премиум»

Плата, удерживаемая в случае возврата билета и изменения условий перевозки (до вылета)

Возврат запрещен

Изменение условий договора - 1500

Возврат запрещен

Изменение условий договора - 1500

1500

Изменение условий договора - 1500

1500

Изменение условий договора - 1500

1500

Изменение условий договора - 1500

Разрешен возврат и изменение условий договора  в пределах срока годности без удержаний

Плата, удерживаемая в случае возврата билета и изменения условий перевозки (после вылета)

возврат запрещен

Изменение условий договора запрещено

возврат запрещен

Изменение условий договора запрещено

3000

Изменение условий договора - 3000

3000

Изменение условий договора - 3000

3000

Изменение условий договора - 3000

Разрешен возврат и изменение условий договора в пределах срока годности без удержаний

Установлено, что в случае, возврата билета и изменение условий перевозки с Пассажиров взимается плата за осуществление операций, установленных приказом АО «Ижавиа» от 19.08.2016 года №453:

- сбор по оформлению билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования – 200 рублей;

- плата за осуществление операции по аннулированию бронирования до даты вылета – 300 рублей и после вылета – 900 рублей;

- плата за осуществление расчетов сумм, причитающихся для возврата, для групп тарифов: до вылета – 500 рублей; и после вылета 900 рублей;

- плата за оформление возврата сумм для всех групп тарифов – 500 рублей (до вылета), после даты вылета – 1000 рублей;

- плата за операции по изменению условий договора воздушной перевозки для всех групп тарифов: до даты вылета (времени вылета) – 1300 рублей; после вылета – 2800 рублей.

Таблица № 2 Тарифы, утвержденные Приказом АО «Ижавиа» от 10.02.2017 года №79

Классы бронирования

Эконом - Лайт

Эконом - Стандарт

Бизнес - Лайт

Бизнес - Стандарт

Плата, удерживаемая в случае возврата билета и изменения условий перевозки (до вылета)

Возврат запрещен

Изменение условий договора - 2500

2500

Изменение условий договора разрешено без взимания платы

Возврат запрещен

Изменение условий договора - 3000

Разрешен возврат и изменение условий договора  в пределах срока годности без удержан

Плата, удерживаемая в случае возврата билета и изменения условий перевозки (после вылета)

возврат запрещен

Изменение условий договора запрещено

4000

Изменение условий договора - 4000

Возврат запрещен

Изменение условий договора - 5000

Разрешен возврат и изменение условий договора  в пределах срока годности без удержан

Установлено, что в случае, возврата билета и изменение условий перевозки с Пассажиров взимается плата за осуществление операций, установленных приказом АО «Ижавиа» от 30.12.2016 года №768:

- сбор по  оформлению билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования – 200 рублей;

- плата за осуществление операции по аннулированию бронирования до даты вылета – 1000 рублей и после вылета – 1750 рублей;

- плата за осуществление расчетов сумм, причитающихся для возврата, для групп тарифов «Эконом»: до вылета – 1000 рублей; и после вылета 1750 рублей; для групп тарифов «Бизнес»: до даты вылета – 1750 рублей; после вылета – 2750 рублей;

- плата за оформление возврата сумм для всех групп тарифов – 300 рублей;

- плата за операции по изменению условий договора воздушной перевозки для групп тарифов «Эконом»: до даты вылета (времени вылета) – 2300 рублей; после вылета – 3800 рублей; для групп тарифов «Бизнес»: до даты вылета – 2800 рублей; после вылета – 4800 рублей.

Таблица №3 Тарифы, утвержденные приказом АО «Ижавиа» от 08.09.2017 года №645

Классы бронирования

Эконом - Лайт

Эконом - Стандарт

Бизнес - Лайт

Бизнес - Стандарт

Плата, удерживаемая в случае возврата билета и изменения условий перевозки (до вылета)

1000

Изменение условий договора - 1000

1000

Изменение условий договора разрешено без взимания платы

1000

Изменение условий договора - 2000

Разрешен возврат и изменение условий договора  в пределах срока годности без удержан

Плата, удерживаемая в случае возврата билета и изменения условий перевозки (после вылета)

возврат запрещен

Изменение условий договора - 2000

3000

Изменение условий договора - 2000

Возврат запрещен

Изменение условий договора - 3000

Разрешен возврат и изменение условий договора в пределах срока годности без удержан

 

Установлено, что в случае, возврата билета и изменение условий перевозки с Пассажиров взимается плата за осуществление операций, установленных приказом АО «Ижавиа» от 08.09.2017 года №647:

- сбор по оформлению билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования – 200 рублей;

- плата за осуществление операции по аннулированию бронирования до даты вылета – 200 рублей и после вылета – 900 рублей;

- плата за осуществление расчетов сумм, причитающихся для возврата, для групп тарифов «Социальный» и «Эконом»: до вылета – 300 рублей; и после вылета 900 рублей; для групп тарифов «Бизнес»: до даты вылета – 300 рублей; после вылета – 900 рублей;

- плата за оформление возврата сумм для всех групп тарифов – 300 рублей (до вылета), после даты вылета – 1000 рублей;

- плата за операции по изменению условий договора воздушной перевозки для групп тарифов «Социальный» и «Эконом»: до даты вылета (времени вылета) – 800 рублей; после вылета – 1800 рублей; для групп тарифов «Бизнес»: до даты вылета – 1800 рублей; после вылета – 2800 рублей.

Из содержания приказов  АО «Ижавиа» «Об установлении тарифов» следует, что в период с августа 2016 года по сентябрь 2017 года плата, взимаемая с Пассажиров, в случае, отказа от перевозок, либо в случае изменения условий перевозки, неоднократно изменялась, с учетом изменения платы за операции осуществляемые АО «Ижавиа»:

- плата за осуществление операции по аннулированию бронирования до даты вылета – изменялась с 300 рублей (действующая в период с 19.08.2016 года по 30.12.2016 года) до 1000 рублей (действующая в период с 30.12.2016 года по 08.09.2017 года), далее с 1000 рублей до 200 рублей (действующая с 08.09.2017 года по настоящее время); и после вылета – с 900 до 1750 рублей, далее с 1750 рублей до 900 рублей;

- плата за осуществление расчетов сумм, причитающихся для возврата, для групп тарифов до вылета – изменялась с 500 рублей (действующая в период с 19.08.2016 года по 30.12.2016 года) до 1000 рублей (действующая в период с 30.12.2016 года по 08.09.2017 года), далее с 1000 рублей до 300 рублей (действующая с 08.09.2017 года по настоящее время); и после вылета – с 900 до 1750 рублей, далее с 1750 рублей до 900 рублей;

- плата за оформление возврата сумм до вылета с 1300 (для всех групп тарифов) до 2300 (тариф Эконом) и 2800 (тариф Бизнес) и с 2300 до 800 (тариф Социальный и Эконом) и 1800 (Бизнес), после вылета с 2800 до 3800 (тариф Эконом) и 4800 (тариф Бизнес) и с 3800 до 1800 (тариф Социальный и Эконом) и с 4800 до 2800 рублей (тариф Бизнес).

 

  Также установлено, что до августа 2016 года приказов, определяющих перечень операций с указанием сумм удерживаемых с Пассажиров за осуществление конкретного рода операций, в случае возврата билета, а также в случае изменения условий перевозки, АО «Ижавиа» не издавалось.

Так, устанавливаемая в период с 2015 года по август 2016 года, плата, удерживаемая с Пассажиров в случае возврата билета, устанавливалась в зависимости от осуществляемого АО «Ижавиа» маршрута с разбивкой на классы бронирования, которая варьировалась от 600 рублей до 1500 (до вылета) (в зависимости от времени возврата до даты, установленной в билете), после вылета сбор удерживался в сумме 25 % от установленного тарифа.

Аналогично устанавливалась плата, удерживаемая, в случае изменения условий Перевозки, в зависимости от осуществляемого АО «Ижавиа» маршрута с разбивкой на классы бронирования, которая варьировалась от 200 рублей до 1000 (до вылета) (в зависимости от времени возврата до даты, установленной в билете), после вылета сбор удерживался в сумме 25 % от установленного тарифа.

В рамках рассмотрения заявления, с целью установления доказательств обоснованности изменения условий тарифов, а также с целью установления фактических затрат, понесенных в связи с исполнением обязательств по договору, в адрес АО «Ижавиа» неоднократно направлялись запросы информации, в рамках исполнения которых  АО «Ижавиа» необходимо было указать следующее: «Чем обусловлено изменение платы  за возврат билетов, а также суммы, удерживаемой в случае изменения условий перевозки ( с указанием экономического обоснования); указать калькуляцию расходов, которые несет АО «Ижавиа» при осуществлении операций по аннулированию бронирования для всех групп тарифов,  при осуществлении операций по осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата билета (с указанием сумм расходов на отчисления во внебюджетные фонды (при наличии таких расходов), расходы на оплату труда (при наличии таких расходов), расходы на дистрибьюцию (при наличии таких расходов), общепроизводственные расходы (при наличии таких расходов), иные расходы.

На что, АО «Ижавиа» были даны письменные пояснения о том, что определение затрат в стоимостной (денежной) форме на осуществление операций за сбор по  оформлению билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования; за операции по аннулированию бронирования; за осуществление расчетов сумм, причитающихся для возврата; операций за оформление возврата сумм для всех групп тарифов, АО «Ижавиа» не осуществлялась, поскольку методика расчета себестоимости указанных операций, в совокупности составляющих расходы перевозчика, законодательством не предусмотрена.

Также АО «Ижавиа» указано то, что расчет расходов при осуществлении действий, входящих в перечень расходов Перевозчика, установленный пунктом 10.1 Правил, АО «Ижавиа» не производился. Далее, АО «Ижавиа» указано, что изменение размера платы за операции по изменению условий перевозки, установленных приказом АО «Ижавиа» от 08.09.2017 года №647 обусловлено предположением, что данная мера приведет к повышению доходов АО «Ижавиа».

В связи с чем, АО «Ижавиа» не были представлены доказательства, свидетельствующие об  обоснованности установления, в приказах «О тарифах пассажирских перевозок»,  платы,  удерживаемой с потребителей услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом, которая удерживается в случае возврата билета, а также при изменении условий перевозки.

Кроме того, у АО «Ижавиа» запрашивались сведения об общей сумме денежных средств, удержанных АО «Ижавиа» с Пассажиров за возврат билетов в период с 2016 года по первое полугодие 2017 года, а также сведения о количестве возвращенных билетов (до вылета и после вылета) с разбивкой по классам бронирования и сведений о количестве билетов, в которых изменялись условия перевозки (до вылета и после вылета) с разбивкой по классам бронирования, испрашиваемый период был определен – 2017 год.

Из письменных пояснений, представленных АО «Ижавиа» следует, что учет сумм денежных средств, удерживаемых с пассажиров при добровольном отказе от воздушной перевозки не ведется, как и не ведется количественно – суммовой учет договоров, которые были расторгнуты по инициативе пассажиров при добровольном и вынужденном отказе от перевозки и договоров воздушной перевозки, в которых были изменены условия перевозки.

Из положений статьи 108 ВК РФ следует, что в случае отказа Пассажиров от перевозки, у Пассажиров удерживается сумма расходов Перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки, следовательно, плата, удерживаемая с Пассажиров в случае возврата билета, должна формироваться исходя из фактически понесенных затрат Перевозчиков, связанных с исполнением обязательств по договору, которые приведены в пункте 10.1 Правил.

Учитывая то, что исходя из письменных пояснений АО «Ижавиа» следует, что Обществом не производится расчет расходов при осуществлении операций, установленных пунктом 10.1 Правил, которые в соответствии с действующим законодательством составляют фактические расходы Перевозчиков, а также то, что АО «Ижавиа» не ведется калькуляция затрат при осуществлении операций, плата за осуществление которых удерживается  АО «Ижавиа» с Пассажиров в случае возврата билетов, а также в случае, изменения условий перевозки, что свидетельствует о том, что плата, установленная АО «Ижавиа» за возврат билета и за изменение условий перевозки, установлена АО «Ижавиа» необоснованно, без учета фактически понесенных расходов.

Также, в рамках рассмотрения заявления, установлено то, что изменение платы, взимаемой с Пассажиров, в сторону уменьшения произошло при появлении на рынке оказания услуг пассажирских перевозок по маршруту «Ижевск – Москва – Ижевск» хозяйствующего субьекта, ранее не осуществлявшего пассажирские перевозки с г. Ижевска, АО «Саратовские авиалинии», условия перевозки которого являются более выгодными для Потребителей данной услуги, так, например, плата, удерживаемая с Пассажиров, в случае возврата за 24 часа до вылета, составляет 500 рублей.

С целью установления факта нарушения АО «Ижавиа» антимонопольного законодательства Удмуртским УФАС России, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 года №220 (далее – Порядок проведения анализа состояния конкуренции), были проведены анализы и оценки состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам «Ижевск – Москва - Ижевск»; «Ижевск – Краснодар – Ижевск»; «Ижевск – Санкт – Петербург – Ижевск»; «Ижевск – Симферополь – Ижевск»; «Ижевск – Сочи – Ижевск»; «Ижевск – Анапа – Ижевск», за период с 01.01.2016 года по 01.09.2017 года.

По результатам проведения анализов было установлено, что АО «Ижавиа» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту  «Ижевск – Москва – Ижевск» с долей 87,4 % при наличии еще одного хозяйствующего субъекта на данном рынке в исследуемый период – АО АК «РусЛайн», а также занимает доминирующее положение на  рынке оказания услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту  «Ижевск – Краснодар – Ижевск»; «Ижевск – Санкт – Петербург – Ижевск»; «Ижевск – Симферополь – Ижевск»; «Ижевск – Сочи – Ижевск»; «Ижевск – Анапа – Ижевск» с долей 100 %, являющимся единственным участником на данных рынках, в связи с чем, на АО «Ижавиа» распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 года № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Учитывая то, что АО «Ижавиа» не представлены доказательства, свидетельствующие об обоснованности установления платы, удерживаемой с Потребителей услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту  «Ижевск – Краснодар – Ижевск»; «Ижевск – Санкт – Петербург – Ижевск»; «Ижевск – Симферополь – Ижевск»; «Ижевск – Сочи – Ижевск»; «Ижевск – Анапа – Ижевск»; «Ижевск – Москва – Ижевск» в случае изменения условий перевозки, а также платы, удерживаемой, в случае, возврата билетов, которая в период с августа 2016 года по сентябрь 2017 года неоднократно изменялась АО «Ижавиа» в сторону увеличения, без учета затрат, которые несет Общество при осуществлении обязательств по договору воздушной перевозки, что прямо установлено из писем (от 01.11.2017 года №8581, от 24.10.2017 года №8296), а также тот факт, что изменение платы в сторону уменьшения произошло в период появления на рынке оказания услуг пассажирских перевозок по маршруту «Ижевск – Москва – Ижевск» хозяйствующего субъекта, ранее не осуществлявшего пассажирские перевозки с г. Ижевска, АО «Саратовские авиалинии», условия перевозки которого являются более выгодными для Потребителей данной услуги, следовательно, АО «Ижавиа» злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке оказания услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам  «Ижевск – Краснодар – Ижевск»; «Ижевск – Санкт – Петербург – Ижевск»; «Ижевск – Симферополь – Ижевск»; «Ижевск – Сочи – Ижевск»; «Ижевск – Анапа – Ижевск»; «Ижевск – Москва – Ижевск» навязывает Потребителям данной услуги невыгодные  условия договора перевозки, с установлением платы, удерживаемой с Пассажиров в случае возврата билетов и платы, удерживаемой, в случае изменения условий перевозки, без учета фактических затрат, понесенных Перевозчиком в рамках осуществления обязательств по договору.

 В связи с чем, в действиях АО «Ижавиа» содержатся признаки нарушения пункта 3) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с ч. 2 ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции», предупреждение выдается в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В соответствии с п. 3.4 Приказа ФАС России от 22.01.2016 №57/16 «Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства", при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Принимая во внимание факт установления признаков нарушения антимонопольного законодательства, Удмуртское УФАС России предупреждает АО «Ижавиа» о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем осуществления следующих действий:

1. установить, в актах АО «Ижавиа», регламентирующих условия применения тарифов, сумму платы, удерживаемую в случае добровольного отказа Пассажиров от осуществления перевозки и сумму платы, удерживаемую при добровольном изменении договора воздушной перевозки, на основании фактических расходов, которые несет АО «Ижавиа» при осуществлении обязательств по договору воздушной перевозки, с приложением доказательств, подтверждающих фактические затраты АО «Ижавиа»;

2. уведомлять Удмуртское УФАС России, в течении 2 лет со дня выдачи предупреждения, об изменении, установленной АО «Ижавиа» платы, удерживаемой с Пассажиров в случае добровольного отказа от осуществления перевозки и сумму платы, удерживаемой при добровольном изменении договора воздушной перевозки с приложением доказательств, подтверждающих фактические затраты АО «Ижавиа» на основании которых установлена данная плата (информацию необходимо направлять в адрес Удмуртского УФАС России в трех дневных срок со дня издания соответствующих приказов).

Настоящее предупреждение по пункту 1 надлежит выполнить в срок до 19.12.2017 года.

О выполнении предупреждения сообщить в Удмуртское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности (часть 6 статьи 39.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»)

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

 

Руководитель                                                                                                          <…>