Решение №ОП 07-06/2018-162 З Решение по делу № ОП 07-06/2018-162 З от 8 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

07 июня 2018 года                                                                                           г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:

председатель Комиссии: <…> – начальник отдела контроля закупок;

члены Комиссии: <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,

на заседании Комиссии 06.06.2018г. в присутствии:

представителей Заказчика – Администрация МО «Киясовский район» (далее – Заказчик): <…> (доверенность от 04.06.2018г.); <…> (доверенность от 04.06.2018г.);

в отсутствие представителя Заявителя ООО «Стройцентр» (далее – Заявитель): уведомлен надлежащим образом (уведомление исх.№ ОП 01-17-07/3872э от 01.06.2018г.);

на заседании Комиссии 07.06.2018г. в присутствии:

представителей Заказчика – Администрация МО «Киясовский район» (далее – Заказчик): <…> (доверенность от 04.06.2018г.); <…> (решение «Об избрании главы МО «Киясовский район» от 30.10.2017г.);

рассмотрев жалобу ООО «Стройцентр» на положения документации о проведении электронного аукциона «Ремонт автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них в с.Киясово Киясовского района Удмуртской Республики» (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок –  0113300033618000011, далее – Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон),

 

УСТАНОВИЛА:

 

31.05.2018г. в Удмуртское УФАС России из Мордовского УФАС России по подведомственности поступила жалоба Заявителя. Заявитель считает, что Заказчик неправомерно установил в документации об Аукционе следующее требование к содержанию второй части заявки: «выписка из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 №58. Эта выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе». По мнению Заявителя, требование к сроку действия выписки из реестра членов СРО не соответствует положениям Закона о контрактной системе.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, считают ее необоснованной. Представили в материалы дела письменные пояснения (вх. №3961 от 05.06.2018г.). Также пояснили, что требование к участнику закупки относительно наличия выписки из реестра членов СРО и срока ее действия были установлены в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ, частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ для подтверждения соответствия участника закупки законодательству РФ. Также представители Заказчика пояснили, что виды работ по ремонту автомобильных дорог, определенные в документации об Аукционе относятся к работам по капитальному ремонту дорог в соответствии с утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012г. №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».

Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

07.05.2018г. Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) размещено извещение и документация о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере   30 030 693,00  рублей.

15.05.2018г. Заказчик внес изменения в документацию об Аукционе, разместил извещение и документацию в новой редакции, продлил срок подачи заявок до 31.05.2018г.

Дата проведения аукциона в электронной форме – 04.06.2018г.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 01.06.2018г., для участия в закупке было подано 2 аукционных заявок. Все участники допущены к участию в Аукционе.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 04.06.2018г. предложение о цене контракта подавал 1 участник закупки с порядковым номером заявки 2.

Согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 07.06.2018г. участник закупки ООО «Гарант-Строй» и его заявка признана соответствующей требованиям документации об Аукционе. Аукцион признан несостоявшимся.

На дату рассмотрения жалобы, контракт по итогам Аукциона не заключен.

1. Рассмотрев довод жалобы Заявителя, Комиссия Удмуртского УФАС России считает его необоснованным в связи со следующим.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» (далее - Приказ Ростехнадзора № 58) утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

Следовательно, условием допуска к участию в закупке на выполнение работ по капитальному ремонту, устанавливаемым в документации о закупках в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться членство в саморегулируемой организации, подтвержденное выпиской из реестра членов саморегулируемой организации.

В соответствии с пунктом 14 Раздела II и подпунктом 2 пункта 11.2.3 Раздела I документации об Аукционе для подтверждения соответствия пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участнику закупки необходимо представить во второй части заявки выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора № 58. Эта выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Согласно статье 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Поскольку законодательно определен срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации – один месяц, установление соответствующего срока действия выписки в документации об Аукционе не противоречит требованиям Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

2. При проведении внеплановой проверки Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее нарушение законодательства о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из системного толкования указанных норм Закон о контрактной системе позволяет Заказчику устанавливать в документации об электронном аукционе в качестве показателей товара требования к техническим, качественным характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к результатам его испытания в рамках стандарта, регулирующего его качество.

В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме от 01.07.2016 №  ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке», при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путём предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Согласно пункту 4.2 Раздела 4 «Техническая часть на ремонт автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них в с.Киясово Киясовского района Удмуртской Республики» требования к товарам приведены в приложении № 3 к документации об аукционе «Ведомость товаров» (далее – Ведомость товаров).

В Ведомости товаров в отношении щебня установлены следующие значения показателей:

Щебень из природного камня для строительных работ

(по ГОСТ 8267-93)

Фракция – св. 10 до 20 мм.

Марка по дробимости – более 1000.

Группа щебня – 1 или 2.

Марка по морозостойкости – не менее F100.

Марка по истираемости – И1 или И2.

Класс по удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф по ГОСТ 30108-94 – I.

Число циклов замораживания-оттаивания – не более 400.

Щебень из природного камня для строительных работ

(по ГОСТ 8267-93)

Фракция – св. 20 до 40 мм.

Марка по дробимости – более 1000.

Группа щебня – 1 или 2.

Марка по морозостойкости – не менее F100.

Марка по истираемости – И1 или И2.

Класс по удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф по ГОСТ 30108-94 – I.

Число циклов замораживания-оттаивания – не более 400.

 

В соответствии с пунктом 5.4  ГОСТ 8267-93 величину удельной эффективной активности естественных радионуклидов определяют, а класс щебня и гравия устанавливают в специализированных лабораториях на аттестованных в установленном порядке гамма-спектрометрических установках или в радиационно-метрических лабораториях органов надзора.

В соответствии с пунктом 4.6.1 ГОСТ 8267-93 морозостойкость щебня и гравия характеризуют числом циклов замораживания и оттаивания, при котором потери в процентах по массе щебня и гравия не превышают установленных значений. Допускается оценивать морозостойкость щебня и гравия по числу циклов насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивания. При несовпадении марок морозостойкость оценивают по результатам испытания замораживанием и оттаиванием.

Указанное требование в Ведомости товаров является требованием к способу периодических испытаний товара, проводимых с целью установления такой качественной  характеристики товара как морозостойкость, определяемой марками F15, F25, F50, F100, F150, F200, F300, F400.

В соответствии с требованиями  ГОСТ 8267-93 марки щебня по морозостойкости определяются двумя способами: числом циклов замораживания и оттаивания, при котором потери в процентах по массе щебня и гравия не превышают установленных значений, а также по числу циклов насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивания.

В Ведомости товаров установлено требование к марке щебня по морозостойкости - не менее F100, что соответствует числу циклов замораживания и оттаивания от 100 до 400.

Таким образом, указанные требования к товару являются требованиями к результатам периодических испытаний товара, проводимых с целью подтверждения таких качественных, технических характеристик товара как класс щебня по удельной эффективной активности естественных радионуклидов, а также число циклов замораживания и оттаивания.

С учетом вышеизложенного Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что установленные  Заказчиком в документации об Аукционе в качестве показателей товара требования к результатам испытаний товара, в отношении которых участники закупки должен подать сведения о товаре (конкретные показатели) являются избыточными, не соответствуют требованиям частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе с нарушением требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105,  частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Стройцентр» на положения документации о проведении электронного аукциона «Ремонт автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них в с.Киясово Киясовского района Удмуртской Республики» (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок –  0113300033618000011), необоснованной.

2. Признать Заказчика - Администрацию МО «Киясовский район» нарушившим пункта 1 части 1 статьи 64  Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику - Администрации МО «Киясовский район» предписание об устранении выявленного нарушения путем исключения требований к показателям товара, значения которых становятся известными в результате испытаний товара.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

 

Председатель Комиссии:

 

__________ <…>

Члены Комиссии: 

 

__________ <…>

_________ <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны