ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Тип документа:
Предупреждения и предостережения
Дата публикации:
29.09.2017
Управление:
Удмуртское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль органов властиАнтимонопольное регулирование - контроль распределения государственного и муниципального имуществаАнтимонопольное регулирование
Номер документа:
№ Предупреждение Администрации МО "Малопургинский район"
Номер дела:
№ Предупреждение Администрации МО "Малопургинский район"

На основании поступившей информации, содержащей признаки нарушения МОУ ООШ д. Иваново-Самарское Малопургинского района Удмуртской Республики (далее-заказчик) антимонопольного законодательства Инспекцией Удмуртского УФАС России по проведению внеплановых проверок соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд проведена проверка МОУ ООШ д. Иваново-Самарское Малопургинского района Удмуртской Республики (далее- заказчик).

В ходе внеплановой проверки установлено следующее:

Постановлением правительства Удмуртской Республики от 04.07.2016 г. № 274 «О распределении субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом» муниципальному образованию «Малопургинский район» из бюджета Удмуртской Республики предоставлена субсидия в размере 1 625 900 рублей.

Постановлением Администрации муниципального образования «Малопургинский район» от 11.07.2016 № 771 Управление образования Администрации муниципального образования «Малопургинский район» назначено главным распорядителем средств, выделенных бюджету муниципального образования «Малопургинский район» постановлением правительства Удмуртской Республики от 04.07.2016 № 274.

Пунктом 2 постановления Администрации муниципального образования «Малопургинский район» от 11.07.2016 г. № 771 Управлению образования Администрации муниципального образования «Малопургинский район» предписано использовать денежные средства в размере 1 625 900 рублей, выделенные бюджету муниципального образования «Малопургинский район» постановлением правительства Удмуртской Республики от 04.07.2016 г. № 274, на ремонт спортивного зала муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа д. Иваново-Самарское Малопургинского района Удмуртской Республики.

Соглашением №1 от 24.08.2016 г., заключенным между Управлением образования Администрации муниципального образования «Малопургинский район» и Заказчиком, Заказчику предоставлена целевая субсидия в размере 1 625 900 рублей на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом.

20.09.2016 г. между Заказчиком и ООО «Котр-сервис» на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заключен муниципальный контракт №1 на выполнение аварийно-восстановительных работ в здании спортивного зала МОУ ООШ д. Иваново- Самарское Малопургинского района Удмуртской Республики на сумму 1 925 882 рубля.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Частью 2 статьи 24 Закона определены конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

Согласно протоколу заседания КЧС и ОПБ муниципального образования «Малопургинский район» от 07.09.2016 г. №17, под председательством заместителя главы МО «Малопургинский район» по социальным вопросам, 06.09.2016 г. в результате резких порывов ветра пострадала кровля и окна спортивного зала МОУ ООШ д. Иваново-Самарское. Согласно указанного протокола Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования «Малопургинский район» дано указание подготовить локальный сметный расчет на проведение ремонтно-восстановительных работ спортивного зала МОУ ООШ д. Иваново-Самарское и организовать контроль проведения данных работ.

Из акта обследования поврежденного здания, утвержденного начальником отдела по делам ГО и ЧС Администрации муниципального образования «Малопургинский район» <...> 06.09.2016 г. и заместителем главы Администрации муниципального образования «Малопургинский район» <...> следует, что вследствие шквалистого усиления ветра 06.09.2016 г. повреждена шиферная кровля спортивного зала МОУ ООШ д. Иваново-Самарское, оконные проемы, произошло намокание проводов и электрооборудования, имеются следы намокания потолка и стен, по всей поверхности кирпичной кладки внутри здания произошло отслоение раствора от кирпичей, повреждены деревянные полы.

Главой Администрации муниципального образования «Малопургинский район» утверждена дефектная ведомость на аварийно-восстановительные работы в здании спортивного зала МОУ ООШ д. Иваново-Самарское, по адресу: Удмуртская Республика, Малопургинский район, д. Иваново-Самарское, ул. Центральная, д. 7.

Из отчета об обосновании закупки у единственного поставщика №2 от 19.09.2016 г. следует, что Заказчиком на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществлена закупка аварийно-восстановительных работ в здании спортивного зала МОУ ООШ д. Иваново-Самарское Малопургинского района Удмуртской Республики. К данному отчету прилагается локально-сметный расчет №1 на проведение аварийно-восстановительных работ в здании спортивного зала МОУ ООШ д. Иваново-Самарское. Указанный локально-сметный расчет изготовлен 29.08.2016 г., т.е. до принятия решения комиссией по ЧС и ОПБ муниципального образования «Малопургинский район» о проведении ремонтно-восстановительных работ.

Из содержания локально-сметного расчета №1 на проведение аварийно-восстановительных работ в здании спортивного зала МОУ ООШ д. Иваново-Самарское Малопургинского района следует, что в ходе выполнения аварийно-восстановительных работ подлежали выполнению следующие работы:

- ремонт наплавляемого гидроизоляционного слоя кровли;

- разборка покрытий кровель из рулонных материалов;

- разборка утепления покрытий керамзитом;

- установка каркаса кровли стропильной из брусьев;

- устройство кровли из профлиста;

- устройство карнизов;

- устройство снегозадержания кровли;

- огнебиозащитное покрытие деревянных конструкций;

- заземление;

- утепление наружных стен теплоизоляционными плитами;

- облицовка наружных стен сайдингом;

- установка стальных дверей;

- устройство отмостки;

- установка окон пластиковых с двухкамерным стеклопакетом;

- устройство тамбура.

Согласно актам приемки выполненных работ от 11.11.2016 г. и от 21.10.2016 г. в ходе осуществления закупки подрядчиком осуществлены и сданы, а Заказчиком приняты следующие виды работ по муниципальному контракту №1 от 20.09.2016 г.:

- устройство кровли стропильной;

- огнебиозащитное покрытие деревянных конструкций;

- заземление;

- утепление наружных стен теплоизоляционными плитами;

- облицовка наружных стен сайдингом;

- установка стальных дверей;

- устройство тамбура;

- ремонт наплавляемого гидроизоляционного слоя кровли;

- кладка из кирпича столбиков прямоугольных;

- утепление минераловатными плитами;

- устройство снегозадержания кровли.

Согласно пояснениям Управления образования Администрации МО «Малопургинский район» исх. № 1360 от 14.08.2017 г. решение об осуществлении закупки у единственного поставщика было принято коллегиально начальником Управления строительства и ЖКХ Администрации МО «Малопургинский район», начальником управления образования Администрации МО «Малопургинский район», заместителем Главы Администрации МО «Малопургинский район» по социальным вопросам по согласованию с Главой Администрации МО «Малопургинский район», что подтверждается протоколом рабочего совещания по ликвидации ЧС.

Согласно пояснениям МОУ ООШ д. Иваново-Самарское решение об осуществлении закупки у единственного поставщика было принято коллегиально начальником Управления строительства и ЖКХ Администрации МО «Малопургинский район», начальником управления образования Администрации МО «Малопургинский район», заместителем Главы Администрации МО «Малопургинский район» по социальным вопросам по согласованию с Главой Администрации МО «Малопургинский район», что подтверждается протоколом рабочего совещания по ликвидации ЧС.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.    

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Распоряжением Правительства РФ от 30 сентября 2013г. № 1765-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. При этом работы, выполненные подрядчиком по муниципальному контракту №1 от 20.09.2016 г., в данный перечень не входят.

Характер работ, являющихся объектом указанной закупки, не свидетельствует о наличии чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, непреодолимой силы, а также о возникновении необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме.

Предоставленные доказательства не свидетельствуют о том, что повреждения здания спортивного зала МОУ ООШ д. Иваново-Самарское, полученные в результате сильных порывов ветра, препятствуют функционированию МОУ ООШ д. Иваново-Самарское Малопургинского района Удмуртской Республики, и доказательства отсутствия у заказчика временных ресурсов для осуществления конкурентных способов определения подрядчика. 

Предоставленные доказательства не свидетельствуют о том, что закупка работ, являющихся предметом муниципального контракта, осуществлена в объёмах, необходимых для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно статье 9 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;

2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 г. №471-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион, далее – Перечень товаров, работ, услуг).

Согласно Перечню товаров, работ, услуг к работам, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, относятся работы, включенные по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) в подкласс 41.2 «Здания и работы по возведению зданий».

К подклассу 41.2 «Здания и работы по возведению зданий» по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) относятся виды работ, включенные по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) в код 41.20.40 «Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)».

Удмуртское УФАС России, рассмотрев представленные Заказчиком документы, установила, что выполненные в ходе осуществления закупки работы относятся к работам по ремонту нежилых зданий.

Удмуртское УФАС России приходит к выводу, что виды работ, выполненных в ходе исполнения муниципального контракта №1 от  20.09.2016 г., не соответствуют повреждениям, указанным в акте обследования поврежденного здания МОУ ООШ д. Иваново-Самарское Малопургинского района Удмуртской Республики, а объем таких работ превышает объем, необходимый для ликвидации последствий шквалистого усиления ветра, произошедшего 06.09.2016 г., что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для осуществления закупки у единственного подрядчика

Таким образом, в связи отсутствием правовых оснований для осуществления закупки у единственного подрядчика, при осуществлении закупки работ по ремонту спортивного зала МОУ ООШ д. Иваново-Самарское Малопургинского района Удмуртской Республики необходимо было провести аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Также, согласно части  4 ст. 51 настоящего Закона, муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Согласно выписке из Единого Государственного Реестра Юридических лиц МОУ ООШ д. Иваново-Самарское, учредителем (участником) юридического лица является Администрация муниципального образования «Малопургинский район».

Таким образом Администрация МО «Малопургинский район», являясь учредителем МОУ ООШ д. Иваново-Самарское, имеет право давать Заказчику обязательные для исполнения указания.

Принятие Администрацией МО «Малопургинский район» решения о проведении закупки на ремонт спортивного зала МОУ ООШ д. Иваново-Самарское Малопургинского района Удмуртской Республики способом у единственного поставщика противоречит целям Закона о контрактной системе и приводит к неэффективному использованию средств бюджета, ограничению возможности для участия физических и юридических лиц в осуществлении закупки, ограничению конкуренции, отсутствии гласности и прозрачности размещения заказов.

Частью 1 статьи 15 Федерального закон «О защите конкуренции» установлено, что Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

 В тех случаях, когда требуется проведение публичных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Таким образом, в действиях Администрации муниципального образования «Малопургинский район» установлено наличие признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в принятии решения об осуществлении Заказчиком закупки у единственного подрядчика в отсутствие правовых оснований для осуществления закупки указанным способом, что привело к ограничению конкуренции при осуществлении закупки.

На основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Удмуртское УФАС предупреждает Администрацию муниципального образования «Малопургинский район» о необходимости  устранения причин и условий, способствующих нарушению антимонопольного законодательства, путем принятия мер, направленных на соблюдение положений Закона «О защите конкуренции» и Закона о контрактной системе посредством издания акта Администрации муниципального образования «Малопургинский район» о недопущении совершения сотрудниками Администрации действий, направленных на заключение муниципального контракта с единственным поставщиком в случае, когда закупка должна быть осуществлена путем проведения публичных процедур, а также доведения положений данного акта до сотрудников Администрации МО «Малопургинский район» в срок не позднее 10 дней с момента получения предупреждения.

О выполнении предупреждения сообщить в Удмуртское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Врио руководителя                                                             <…>