ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Тип документа:
Предупреждения и предостережения
Дата публикации:
24.10.2017
Управление:
Удмуртское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль органов властиАнтимонопольное регулирование
Номер документа:
№ Предупреждение Министерству здравоохранения Удмуртской Республики
Номер дела:
№ Предупреждение Министерству здравоохранения Удмуртской Республики

от 23.10.2017 года                                                                              г. Ижевск

 

В действиях Министерства здравоохранения Удмуртской Республики установлены признаки нарушения пункта 8) части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), что выразилось в утверждении схем маршрутизации пациентов хирургического и урологического профиля, положения которых предусматривают направление пациентов для получения медицинской помощи всех уровней только в медицинские учреждения, подведомственные Министерству здравоохранения УР (приказы Министерства здравоохранения УР от 09.08.2012 года №559 «О маршрутизации пациентов хирургического профиля», от 09.08.2012 года №552 «О маршрутизации пациентов урологического профиля»).

09.08.2012 года Министерством здравоохранения Удмуртской Республики принят приказ №559 «О маршрутизации пациентов хирургического профиля» (Приказ №559).

 Согласно данному приказу начальникам управлений здравоохранений гг. Глазова, Сарапула, Воткинска и Воткинского района, главным врачам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения необходимо обеспечить маршрутизацию пациентов в соответствии с приложением №1 к Приказу.

Исходя из содержания Приказа №559, маршрутизация пациентов для получения медицинской помощи всех уровней предусмотрена только в медицинские организации, подведомственные Министерству здравоохранения УР.

Установлено, что Приказ №559 принят в целях реализации приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 №922н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия" (далее – Приказ Минздрава России №922н).

Согласно пункту 16 Приказа Минздрава России №922н при наличии у больного медицинских показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи направление больного в медицинскую организацию, оказывающую высокотехнологичную медицинскую помощь, осуществляется в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, путем применения специализированной информационной системы

Порядок направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.12.2014 № 930н "Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы" (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

В соответствии с пунктом 6 Порядка высокотехнологичная медицинская помощь по перечню видов, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказывается медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 11 Порядка медицинские показания к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи определяет лечащий врач медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и (или) специализированной медицинской помощи, с учетом права на выбор медицинской организации.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования (далее - медицинские организации) относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, организации любой предусмотренной законодательством организационно – правовой формы.

Согласно реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС по территориальной программе ОМС в Удмуртской Республике, утвержденной на 2017 год, оказание медицинской помощи по программе ОМС осуществляется как государственными медицинскими учреждениями, так и негосударственными медицинскими учреждениями.

Установлено, что схемой маршрутизации, утвержденной Приказом №559, предусмотрено, что в случае необходимости направления пациента для получения высокотехнологичной медицинской помощи по хирургическому профилю, лечащий врач должен обеспечить маршрутизацию такого пациента для получения высокотехнологичной медицинской помощи только в БУЗ УР «Первая республиканская клиническая больница», либо БУЗ «Городская клиническая больница №9 МЗ УР».

Установлено, что согласно реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, высокотехнологичную помощь по хирургическому профилю на территории Удмуртской Республики помимо БУЗ УР «Первая республиканская клиническая больница», БУЗ «Городская клиническая больница №9 МЗ УР» осуществляется также ООО «Больница Лава».

Однако, направление в иные медицинские учреждения, имеющие возможность оказания данного вида медицинской помощи, которые также включены в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, Схемой маршрутизации пациентов, не предусмотрено.

Пунктом 4) статьи 16 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлено, что  выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.

Так согласно части 1 статьи 21 Закона об основах охраны здоровья граждан РФ при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее – Правила ОМС).

Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н утвержден Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" (далее – Порядок).

Так, согласно пункта 202 Правил ОМС, а также пункта 14 Порядка при выдаче направления на госпитализацию в плановом порядке лечащий врач обязан информировать застрахованное лицо или его законного представителя о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание специализированной медицинской помощи с учетом сроков ожидания указанного вида медицинской помощи, установленных территориальной программой, а также о выборе медицинской организации и принятии на медицинское обслуживание для оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы.

На основании указанной информации застрахованное лицо или его законный представитель осуществляет выбор медицинской организации для оказания ему специализированной медицинской помощи.

Из интерпретации вышеуказанных норм, следует, что гражданин имеет право на свободный выбор медицинской организации, в целях получения медицинской помощи по всем ее видам (первичная, специализированная, специализированная, включая высокотехнологичную помощь).

В целях реализации права граждан на свободный выбор медицинской организации, положения действующего законодательства обязывают лечащих врачей, при выдаче направления на госпитализацию, информировать пациентов о всех медицинских учреждениях, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, в которых возможно оказание медицинской помощи по конкретному профилю.

Именно информирование пациента о наличии медицинских учреждений, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи по конкретному профилю, является своего рода процесс определения маршрута, дальнейшего следования пациента для получения медицинской помощи.

Установлено, что помимо Приказа №559 «О маршрутизации пациентов хирургического профиля», есть иные приказы Министерства здравоохранения УР, положения которых предусматривают маршрутизацию пациентов в целях получения медицинской помощи только в медицинские учреждения, подведомственные Министерству здравоохранения УР, в частности, приказ от 09.08.2012 года №552 «О маршрутизации пациентов урологического профиля» также предусматривает маршрутизацию пациентов для получения медицинской помощи только в медицинские учреждения, подведомственные Минздраву УР.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), а в том числе созданию дискриминационных условий.

Учитывая то, что территориальной программой предусмотрено наличие негосударственных медицинских организаций для оказания медицинской помощи по программе ОМС, а также то, что пациент имеет свободный выбор медицинской организации,  схемы маршрутизации, утвержденные Приказами Министерства здравоохранения УР от 09.08.2012 года №559, №552 ставят негосударственные медицинские организации в неравное положение по сравнению медицинскими учреждениями, подведомственными Министерству здравоохранения УР, в частности, БУЗ УР «Первая республиканская клиническая больница», БУЗ «Городская клиническая больница №9 МЗ УР» на рынке оказания медицинской помощи в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования в Удмуртской Республики.

В связи с чем, действия Министерства УР по утверждению схем маршрутизации пациентов хирургического и урологического профиля (приказы Минздрава УР от 09.08.2012 года №559, №552), предусматривающих маршрутизацию пациентов в целях получения медицинской помощи только в медицинские учреждения, подведомственные Министерству здравоохранения УР содержат признаки нарушения пункта 8) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с ч. 2 ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции», предупреждение выдается в случае выявления признаков нарушения ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В соответствии с п. 3.4 Приказа ФАС России от 22.01.2016 №57/16 «Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства", при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Принимая во внимание факт установления признаков нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия Удмуртского УФАС России предупреждает Министерство здравоохранения  Удмуртской Республики о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения изменений в  приказы Министерства здравоохранения УР от 09.08.2012 года №559 «О маршрутизации пациентов хирургического профиля», от 09.08.2012 года №552 «О маршрутизации пациентов урологического профиля» предусмотрев в схемах маршрутизации возможность направления пациентов для получения медицинской помощи в  негосударственные медицинские учреждения, утвержденные территориальной программой ОМС.

Настоящее предупреждение надлежит выполнить в срок до 24.11.2017 года.

О выполнении предупреждения сообщить в Удмуртское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности (часть 6 статьи 39.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

 

Председатель Комиссии                                                    <...>

 

Члены Комиссии      <...>

            <...>