Решение №СЮ 05-03/2014-6 Решение по делу № СЮ 05-03/2014-6 о нарушении антимонопольно... от 6 ноября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

принято 30 апреля 2014 года

изготовлено 16 мая 2014 года                                                    город Ижевск

 

     Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>– председатель Комиссии, заместитель руководителя Удмуртского УФАС России;

  члены Комиссии:

<…> начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

<…>–  старший государственный инспектор отдела контроля органов власти;

<….>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует);

<…>– специалист 1 разряда отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов (отсутствует).

рассмотрев дело № СЮ 05-03/2014-6 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») РОАО «Удмуртгаз» (ул.Коммунаров, 357, г.Ижевск, 426008, ИНН 1826000260),

в отсутствии заявителей по делу –<…> г.Сарапул, <…>г.Сарапул, <…> г.Сарапул, <…> г.Сарапул, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела,  либо их представителей;

в присутствии представителя ответчика по делу – –<…>  (доверенность №12-09/307 от 01.01.2014г.);

в отсутствии лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах: МУ г.Сарапула «Служба заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» (Ленина ул., д.78а, г.Сарапул, Удмуртская Республика, 427960), Управления социальной защиты населения в городе Сарапуле (Интернациональная ул., д.44, г.Сарапул, Удмуртская Республика, 427960),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России (далее – Управление) из прокуратуры Удмуртской Республики поступили для рассмотрения по подведомственности обращения жителей города Сарапула к руководителю фракции ЛДПР в государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации <…> (вх. №9875 от 16.12.2012г.) о нарушении РОАО «Удмуртгаз» антимонопольного законодательства в виде злоупотребления доминирующим положением при присоединении к инженерно-техническим сетям газоснабжения в городе Сарапуле Удмуртской Республики.

При рассмотрении заявления установлено следующее.

Заявления Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации <…> от жителей города Сарапула содержат сведения о взимании платы за врезку в существующий газопровод.

Кроме того, при проверке сведений, содержащихся в заявлениях, выявлены следующие факты.

Для подключения жилых домов к сетям газовым сетям гр-не <…>, <…>, <…>, <…> обратились в РОАО «Удмуртгаз» с заявлением о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение.

РОАО «Удмуртгаз» подготовило для указанных граждан технические условия в срок, превышающий 14 рабочих дней.

 На основании положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (ч.ч. 8,10 ст.48) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка. Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства Российской Федерации №83 от 13.02.2006г. утверждены  «Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».

Таким образом, подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения газом осуществляется организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей газоснабжения на основании технических условий в порядке, установленном нормативным актом Правительства Российской Федерации (далее – Правила).

Статьей 4 Федерального закона №147-ФЗ от 17.08.1995г. «О естественных монополиях» (ФЗ «О естественных монополиях») транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» признаётся доминирующим положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

РОАО «Удмуртгаз»,  в соответствии со статьями  3, 4 ФЗ «О естественных монополиях», статьей 5 ФЗ «О защите конкуренции» является хозяйствующим субъектом, который осуществляет эксплуатацию газовых сетей, в том числе осуществляет работы по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, и транспортировку (подачу) газа на территории Удмуртской Республики и занимает доминирующее положение на товарном рынке по транспортировке газа в силу обладания статусом субъекта естественных монополий.

Статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.

Поскольку в действиях РОАО «Удмуртгаз», выразившихся в нарушении Правил предоставления технических условий, установлено присутствие признаков ущемления интересов жителей города Сарапула, приказом Управления от 16.01.2014г. №6 «О возбуждении дела № СЮ 05-03/2014-6 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело о нарушении РОАО «Удмуртгаз» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Определением об отложении от 21.01.2014г. дело назначено к рассмотрению на 06.03.2014г. на 13 часов 00 минут.

В Удмуртское УФАС России поступило ходатайство РОАО «Удмуртгаз» от 28.02.2014г. №12-04/67 об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя.

Рассмотрев ходатайство РОАО «Удмуртгаз», Комиссия пришла к выводу о необходимости его удовлетворения.

Определением от 06.03.2014г. рассмотрение дела отложено на 21.04.2014г.

На заседании Комиссии 21.04.2014г. представитель РОАО «Удмуртгаз» -<…> пояснила, что с 2009 года РОАО «Удмуртгаз» не взимает плату за подготовку и выдачу технических условий, при этом отметив загруженность сотрудников которая может быть причиной пропуска сроков предоставления технических условий.

Кроме того, представитель РОАО «Удмуртгаз» - <…> заявила ходатайство об ознакомлении с материалами дела.

Комиссия, рассмотрев указанное ходатайство, приняла решение о его удовлетворении. 21.04.2014г. в заседании комиссии объявлен перерыв до 09 часов 00 минут 25.04.2014г.

24.04.2014г. в заседании комиссии объявлен перерыв до 09 часов 00 минут 30.04.2014г.

На заседании Комиссии 30.04.2014г. представитель РОАО «Удмуртгаз» -<…> пояснила, что после ознакомления с материалами дела подготовлены письменные пояснения от 30.04.2014 г. №12-04/416. Согласно пояснениям РОАО «Удмуртгаз» считает, что оснований для привлечения  РОАО «Удмуртгаз» к ответственности за нарушение ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции» не имеется, так как строительство газопровода производилось силами МУ г.Сарапула «Служба заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» на основании инвестиционного договора, заключенного с гражданами, в том числе и <…>  РОАО «Удмуртгаз» в этих отношениях не участвовало. Заявители на действия общества в этой части не жаловались. В настоящее время подключение к газовым сетям осуществлено. Считает срок выдачи технических условий не нарушенным, так как условия выдавались для подключения к проектируемому газопроводу.

 Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев представленные документы, установила следующее.

Письмом от 22.11.2013г. №5.3/21-11.473/36172 депутат Государственной Думы <…> направил депутатский запрос в прокуратуру Удмуртской Республики с обращением жителей города Сарапула о нарушении РОАО «Удмуртгаз» антимонопольного законодательства в виде злоупотребления доминирующим положением при присоединении к инженерно-техническим сетям газоснабжения в городе Сарапуле Удмуртской Республики в том числе о взимании платы за врезку в существующий газопровод.

Обращения были подписаны группой жителей г.Сарапула и отдельно гражданином <…>

Прокуратура Удмуртской Республики письмом от 10.02.2013г. №73-р-2013 направила указанный запрос для принятия решения по существу в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике.

Общим собранием жителей пр.5-й Зеленый и пр.6-й Зеленый г. Сарапула от 11.07.2009г. было принято решение о создании газификационного кооператива «Зеленый». Председателем кооператива избран <…>. В собрании кооператива участвовал в том числе и <…>.

Председатель кооператива <…> 21.02.2012г. обратился к МУ г.Сарапула «Служба заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» с просьбой выступить заказчиком по проектированию и строительству газопровода с заключением инвестиционного договора.

Между МУ г.Сарапула «Служба заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» и <…> 24.05.2012г. подписан инвестиционный договор №128 целью которого является разработка проектной документации на объект: Газопровод для жилых домов в квартале №386 в г.Сарапул. Цена договора: 100 тыс. рублей.

Между МУ г.Сарапула «Служба заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» и <…> 26.11.2012г. подписан инвестиционный договор №130 целью которого является строительство газопровода для жилых домов в квартале №386 в г.Сарапуле. Цена договора: 449 тыс. рублей.

Каждый инвестиционный договор содержит условие о возврате денежных средств инвестору, согласно решения Сарапульской городской Думы от 24.10.2002г. за № 15-92.

По состоянию на 31.05.2013г. работы по строительству газопровода были выполнены. Инвестиции по договору №130 в адрес МУ г.Сарапула «Служба заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» не поступили. Об этом МУ г.Сарапула «Служба заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» письмом от 31.05.2013г. №524 уведомило <…>.

С целью исполнения договора №130 МУ г.Сарапула «Служба заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» заключало с жителями квартала №386 дополнительные соглашения к инвестиционному договору, условием которых являлось внесение доли инвестиций по договору №130 и получение разрешения на подключение после предъявления гражданином в МУ г.Сарапула «Служба заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» копии платежных документов и документов, подтверждающих право владения земельным участком (домостроением).

По информации МУ г.Сарапула «Служба заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» таких договоров пять (письмо №113 от 18.02.2014г.)

Газопровод построен и введен в эксплуатацию, о чем свидетельствует Разрешение №5000-2 от 10.02.2014г., выданное Администрацией города Сарапула Удмуртской Республики.

Статьей 116 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено создание потребительского кооператива которым признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

В связи с указанным, требование МУ г.Сарапула «Служба заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» о заключении дополнительных соглашений к инвестиционному договору №130, обращенное к собственникам жилых домов, расположенных в квартале №386 в г.Сарапуле, следует признать обоснованным.

К полномочиям Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации и ее территориальных органов не относится разрешение споров по вопросам исполнения гражданско-правовых договоров, взыскания задолженностей возникших в результате ненадлежащего исполнения договора.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях МУ г.Сарапула «Служба заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту», выразившихся в заключении с жителями квартала №386 дополнительных соглашений к инвестиционному договору, условием которых являлось внесение доли инвестиций по договору №130 и получение разрешения на подключение после предъявления гражданином в МУ г.Сарапула «Служба заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» копии платежных документов и документов, подтверждающих право владения земельным участком (домостроением).

Помимо сведений, указанных в обращениях жителей г.Сарапула Управлением установлены следующие факты.

В филиал «Сарапулгаз» РОАО «Удмуртгаз» 08.02.2013г. поступило заявление <…> о выдаче технических условий на присоединение к газораспределительным системам. Заявление зарегистрировано за №36.

По заявлению Бычкова Н.П. РОАО «Удмуртгаз» подготовлены технические условия №36 от 12.03.2013г. Таким образом, технические условия подготовлены через 24 рабочих дня с момента поступления заявки.

В филиал «Сарапулгаз» РОАО «Удмуртгаз» 30.01.2013г. поступило заявление <…> о выдаче технических условий на присоединение к газораспределительным системам. Заявление зарегистрировано за №20.

По заявлению <…> РОАО «Удмуртгаз» подготовлены технические условия №20 от 12.03.2013г. Таким образом, технические условия подготовлены через 31 рабочий день с момента поступления заявки.

В филиал «Сарапулгаз» РОАО «Удмуртгаз» 21.01.2013г. поступило заявление <…> о выдаче технических условий на присоединение к газораспределительным системам. Заявление зарегистрировано за №12.

По заявлению <…> РОАО «Удмуртгаз» подготовлены технические условия №12 от 12.03.2013г. Таким образом, технические условия подготовлены через 38 рабочих дней с момента поступления заявки.

В филиал «Сарапулгаз» РОАО «Удмуртгаз» 15.02.2013г. поступило заявление <…> о выдаче технических условий на присоединение к газораспределительным системам. Заявление зарегистрировано за №48.

По заявлению <…> РОАО «Удмуртгаз» подготовлены технические условия №48 от 12.03.2013г. Таким образом, технические условия подготовлены через 19 рабочих дней с момента поступления заявки.

На основании пункта 2.1. Устава РОАО «Удмуртгаз» основной целью Общества является надежное и безаварийное газоснабжение потребителей…

На основании пунктов 2.2. и 2.2.1 Устава РОАО «Удмуртгаз» основным видом деятельности общества является поставка, транспортировка и реализация газа непосредственно его потребителям на территории Удмуртской Республики.

Снабжение газом объектов капитального строительства потребителей происходит через присоединенную сеть на основании договорных отношений. Договор поставки газа потребителю предусматривает уже осуществленное присоединение принадлежащего потребителю объекта капитального строительства к газораспределительной сети и относится к договорам энергоснабжения.

Статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Статья 539 Гражданского кодекса РФ предусматривает следующее:

«1. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии».

     Поставка газа регулируется и Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 162 от 05 февраля 1998 года, которые регулируют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

     Указанные правила содержат определение: «газораспределительные организации» – это специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям. Именно  занятость газораспределительных организаций развитием и эксплуатацией газопроводов (Устав РОАО «Удмуртгаз») относит его к данному типу.

      В этом смысле РОАО «Удмуртгаз» участвует в отношениях поставки (транспортировки) газа через трубопроводные сети как газораспределительная организация, осуществляющая эксплуатацию сетей газоснабжения.

На основании положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (ч.ч. 8,10 ст.48) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка. Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства Российской Федерации №83 от 13.02.2006г. утверждены  «Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».

Таким образом, подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения газом осуществляется организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей газоснабжения на основании технических условий в порядке, установленном нормативным актом Правительства Российской Федерации.

      Для использования газа в качестве топлива покупатель должен иметь разрешение, которое выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технические условия на подключение к газотранспортной системе выдаются соответственно газотранспортной или газораспределительной организацией при наличии разрешения.

     Указанные документы являются основанием для проектирования газоснабжения вновь строящихся, расширяемых, реконструируемых и действующих организаций и установок (п.4 Правил поставки газа).

Пункт 10 Правил поставки газа непосредственно устанавливает единство процесса транспортировки газа, включающий в себя процесс подключения к распределительным сетям, а именно гласит: «Предложение о заключении договора транспортировки газа направляется газотранспортной или газораспределительной организацией поставщику (покупателю) одновременно с разрешением на доступ к газотранспортной системе, выданным в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком».

Исходя из совокупности фактических обстоятельств настоящего дела (фактическая транспортировка заявителем газа, фактическое предоставление заявителем технических условий присоединения) следует, что деятельность по выдаче технических условий осуществляется не отдельно (не самостоятельно), а в рамках основной уставной деятельности заявителя по транспортировке газа.

Следовательно, является правомерным вывод о том, что рассматривать товарные рынки по транспортировке газа и по выдаче технических условий на присоединение, как отдельные самостоятельные рынки, недопустимо. Действия по выдаче технических условий являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа по трубопроводам.

Таким образом, РОАО «Удмуртгаз» осуществляет эксплуатацию газовых сетей, в том числе осуществляет работы по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, и транспортировку (подачу) газа на территории Удмуртской Республики.

Указанный вывод Комиссии основан на сложившейся практике применения законодательства Арбитражными судами (Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.04.2010г. № А71-413/2010, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2010г. за №17АП-5854/2010, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.09.2010г. по делу № Ф09-7278/10-С1).

<…>, <…>, <…>, <…>, являясь собственниками земельных участков, расположенных в г.Сарапуле Удмуртской Республики, имея намерение подключить строящийся жилой дом к газораспределительным сетям, направили в филиал «Сарапулгаз» РОАО «Удмуртгаз» заявления в котором просили предоставить технические условия подключения объекта капитального строительства к газораспределительной сети.

В Правилах определения и предоставления технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического  обеспечения закреплены следующие положения:

«Пункт 6. В случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.»

 Заявления <…>, <…>, <…>, <…> в РОАО «Удмуртгаз» подано с соблюдением пункта 6 Правил.

Согласно пункту 9 Правил. «Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.»

Приняв заявления  РОАО «Удмуртгаз»  было обязано в течение срока, предусмотренного пунктом 9 Правил, а именно -14 рабочих дней, выдать  заявителям документы, предусмотренные пунктом 9 Правил.

РОАО «Удмуртгаз» представило  заявителям технические условия в нарушение срока, предусмотренного пунктом 9 Правил.

Статьей 4 Федерального закона №147-ФЗ от 17.08.1995г. «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Для целей ФЗ «О естественных монополиях» в статье 3 применены следующие определения основных понятий:

естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Частью 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» признаётся доминирующим положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, Комиссия устанавливает, что РОАО «Удмуртгаз» в соответствии со статьями 3, 4 ФЗ «О естественных монополиях», статьей 5 ФЗ «О защите конкуренции» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке по транспортировке газа в силу обладания статусом субъекта естественных монополий.

Приказом Удмуртского УФАС России №40 от 17 мая 2005 года РОАО «Удмуртгаз» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, то есть  отнесено к хозяйствующим субъектам, предоставляющим услуги газоснабжения, занимающим доминирующее положение на рынке Удмуртской Республики (источник http//udmurtia.fas.gov.ru).

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Нарушение РОАО «Удмуртгаз» 14-дневного срока, установленного постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г. № 83 для предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, являются злоупотреблением РОАО «Удмуртгаз» своим доминирующим положением, которое привело к ущемлению интересов заявителям, что недопустимо в соответствии с антимонопольным законодательством и является нарушением части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Решение принимается Комиссией с учетом правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановление ВАС РФ №30 от 30.06.2008г. (в ред. Постановления пленума ВАС РФ от 14.10.2010г. №52) «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Несоблюдение РОАО «Удмуртгаз» требований, установленных «Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», утвержденных  постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г. № 83, накладывает на заявителей неразумное ограничение возможности  получения документов, предусмотренных пунктом 9 Правил, в срок, установленный для предоставления таких документов.

В соответствии с п. 1) ч.1 ст.23 Закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства. 

В соответствии с ч.1 ст.11 Закона «О естественных монополиях», органы регулирования естественных монополий вправе принимать в соответствии со своей компетенцией обязательные для исполнения решения по фактам нарушения Закона «О естественных монополиях».

В соответствии с п. 4.4 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011г. №30, территориальный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.140, 3.147, 3.148 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012г. № 339 Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать РОАО «Удмуртгаз» хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам, находящимся в состоянии естественной монополии в силу Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях».  
  2. Признать РОАО «Удмуртгаз», нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части нарушения 14-дневного срока, установленного постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г. № 83 для предоставления технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, либо предоставления мотивированного отказа в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
  3.  Выдать РОАО «Удмуртгаз»  предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства путем соблюдения 14-дневного срока, установленного постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г. № 83 для предоставления технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, либо предоставления мотивированного отказа в выдаче указанных условий. Срок исполнения до 09.06.2014г. Уведомить до 16.06.2014г.
  4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении РОАО «Удмуртгаз» и виновного должностного лица.

     

 

Председатель Комиссии                              <…>

 

Члены Комиссии:                                         <…>

<…>                         

 

                                                                                                 

       Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

     

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны