Решение б/н Решение по жалобе ПАО "САК "Энергогарант" от 21 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════

Гончарова ул. д. 2, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

18.04.2017                                                                                    Дело № 14 088/03-2017

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

- заместителя руководителя – начальника отдела

Спиридонова И.И.;

 

членов

- ведущего специалиста-эксперта Мартиросян Е.И.;

- ведущего специалиста-эксперта Кузьминовой Ю.П.,

в присутствии

- от ГУЗ ЦГКБ г. Ульяновска:

- Д<…> (доверенность № 72-01-13 от 17.04.2017 г.),

- от ПАО «САК «ЭНЕГОГАРАНТ»:

- Б<…> А.П. (доверенность № 02/510 от 01.12.2017 г.),

- от Департамента государственных закупок Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области:

- М<…> (доверенность № 72 от 09.01.2017 г.)

 

 

рассмотрев дело № 14 088/03-2017 по жалобе Ульяновского филиала ПАО «САК «Энергогарант» (далее - заявитель) на положения документации открытого конкурса № 0168200002417001000 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (заказчик – Государственное учреждение здравоохранения «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска», далее – заказчик, уполномоченный орган – Департамент государственных закупок Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области, далее – уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта – 179 759,43 руб.; срок окончания подачи заявок – 12.04.2017 в 11 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 2400 от 11.04.2017 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба Ульяновского филиала ПАО «САК «Энергогарант» на действия заказчика про проведении открытого конкурса № 0168200002417001000.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

Заявитель считает, что заказчиком неверно был произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта, нарушающий требования Указанием Банка России от 19.09.2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указания БР). Конкурсная документация содержит условия, исходя из которых страховщик должен предложить цену выше, чем это предусмотрено законодательством. По мнению заявителя, документация не соответствует принципу обеспечения конкуренции, закрепленному в статье 8 Закона о контрактной системе.

 

На заседании Комиссии 17.04.2017 г. представитель Ульяновского филиала ПАО «САК «Энергогарант» доводы, изложенные в жалобе, поддержала.

 

Представитель заказчика на заседании Комиссии 17.04.2017 г. не согласился с доводами жалобы, представил письменные возражения, содержащие указание, в том числе на следующее.

Максимальное значение цены контракта было определено на основании Указаний БР от 19.09.2014 г. № 3384-У. При этом заявитель жалобы также подавал заявку на участие в указанном конкурсе.

 

На заседании Комиссии 17.04.2017 г. представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласилась, представила письменные возражения, содержащие указание, в том числе на следующее.

Документация содержит исчерпывающую информацию, необходимую для расчета размера страховой премии. Начальная (максимальная) цена контракта была рассчитана на основании Указаний БР от 19.09.2014 г. № 3384-У.

 

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:30 18.04.2017 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 21.03.2017 г. были опубликованы извещение и документация о проведении открытого конкурса № 0168200002417001000 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (начальная (максимальная) цена контракта – 179 759,43 руб.).

27.03.2017 г. в конкурсную документацию на основании решения заказчика были внесены изменения.

24.03.2017 г. и 06.04.2017 г. были опубликованы разъяснения положений документации.

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 12.04.2017 г. для закупки № 0168200002417001000 по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе было подано четыре заявки.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 14.04.2017 г. для закупки № 0168200002417001000 победителем признано АО «Страховое общество газовой промышленности».

 

Рассмотрев представленные материалы, а также проведя в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу Ульяновского филиала ПАО «САК «Энергогарант» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.

В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;

2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод заявителя о том, что заказчиком произведен расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Ульяновского УФАС России не рассматривается.

 

2. В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона о контрактной системе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» установлено, что при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта в случае заключения контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования.

Таким образом, при заключении контракта на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) заказчик должен указать в контракте формулу цены и максимальное значение цены контракта, указанные в заявке участника, с которым заключается контракт.

Согласно извещению о проведении конкурса № 0168200002417001000 объектом закупки является оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО), следовательно, при проведении указанного Конкурса применяются положения Постановления Правительства № 19.

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что в конкурсной документации (приложение № 2 к документации) и в проекте контракта (пункты 3.1 и 4.1 раздела 6 документации) указана формула цены и максимальное значение цены контракта, что соответствует Постановлению Правительства № 19 и части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Таким образом, жалоба Ульяновского филиала ПАО «САК «Энергогарант» в указанной части является необоснованной.

 

3. В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно пункту 8 раздела 1 «Общие сведения о конкурсе» конкурсной документации объектом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В соответствии с пунктом 9 раздела 1 «Общие сведения о конкурсе» конкурсной документации описание объекта закупки содержится в приложении № 1 к документации.

Приложение № 1 к документации «Описание объекта закупки и количество» содержит таблицу № 1 с указанием марки и модели транспортного средства, идентификационного номера (VIN), года выпуска, регистрационного номера ТС, категории, территории преимущественного использования транспортного средства, даты окончания страхования по 22 позиции ТС.

Пунктом 11 раздела 1 «Общие сведения о конкурсе» документации установлены сроки оказания услуг, в том числе, срок выдачи страхового полиса: в течение следующего дня после окончания срока действующего страхового полиса, но не ранее даты подписания контракта.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО).

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с Законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов страховой премии.

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона об ОСАГО.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об ОСАГО следует, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО.

В соответствии со подпунктом «б» части 2 статьи 9 Закона об ОСАГО коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.

В силу части 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО. Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.

В соответствии с частью 10 статьи 15 Закона об ОСАГО при прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования (далее - сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО.

Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

В соответствии частью 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

Указанием Банка России от 19.09.2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указания БР) установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование).

Так, в соответствии с пунктом 2 приложения 2 Указаний БР коэффициент страховых тарифов рассчитывается в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ).

В соответствии с примечанием (пункт 3) пункта 2 приложения 2 Указаний БР сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - сведения).

В силу Указаний БР установлены страховые тарифы, которые обязаны соблюдать страховщики при установлении цены на страхование услуги. Тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов, которые устанавливаются в зависимости от: территории преимущественного использования транспортного средства (КТ); наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) (КБМ); наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО); технических характеристик транспортных средств; иных существенно влияющих на величину страхового риска обязательств.

Комиссией Ульяновского УФАС России установлено, что описание объекта закупки содержит все необходимые сведения для расчета страховой премии в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 г. № 3384-У.

Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и жалоба Ульяновского филиала ПАО «САК «Энергогарант» в указанной части является необоснованной.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Ульяновского филиала ПАО «САК «Энергогарант» необоснованной.

2. Жалобу Ульяновского филиала ПАО «САК «Энергогарант» в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта оставить без рассмотрения.

Председатель комиссии

И.И. Спиридонов

Члены комиссии

Е.И. Мартиросян

Ю.П. Кузьминова

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны