Решение и предписание по делу №14 609/03-2017

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
29.12.2017
Управление:
Ульяновское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль проведения торговАнтимонопольное регулирование
Номер дела:
№ 14 609/03-2017

РЕШЕНИЕ

 

26.12.2017                                                                                                              Дело № 14 609/03-2017

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

 

председателя

- врио руководителя управления <…>;

 

членов

 

- начальника отдела <…>;

- специалиста-эксперта <…>;

 

 

           в присутствии:                    - от ООО «Мордовская кейтеринговая компания»:

                                                         - <…> (доверенность № 10 от 11.12.2017 г.),

 

рассмотрев дело № 14 609/03-2017 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Мордовская кейтеринговая компания» (далее – ООО «МКК», заявитель) на действия закупочной комиссии при проведении открытого конкурса № 31705778045 на оказание услуг по организации горячего питания для получателей социальных услуг ОГАУСО ПНИ в с. Акшуат (заказчик – Областное государственное автономное учреждение социального обслуживания  «Психоневрологический интернат в с. Акшуат»; начальная (максимальная) цена контракта – 31 022 445,00 руб., дата оценки и сопоставления конкурсных заявок – 14.12.2017) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 7500 от 18.12.2017 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «МКК» на действия закупочной комиссии при проведении открытого конкурса № 31705778045.

Жалоба ООО «МКК» содержит указание на следующее. 

По мнению заявителя жалобы, закупочная комиссия необоснованно произвела оценку и сопоставление заявки ООО «МКК» по критерию 2 «квалификация участника, деловая репутация», считая, что копии документов, входящие в состав заявки, подписаны с использованием факсимильной подписи.  В протоколе от 14.12.2017 г. не указано, что в комиссии присутствовал эксперт-почерковед, а ведь именно экспертиза устанавливает, что документ подписан с использованием факсимильной подписи или неуполномоченным лицом.  Заказчик при установлении порядка оценки по критерию 2 «Квалификации участника, деловая репутация» в конкурсной документации определил требования к предъявлению сведений о договорах из реестра договоров, а именно, карточки контрактов из реестра контрактов.  ООО «МКК» приложило к конкурсной заявке 239 копий договоров, а также прилагаемые к ним карточки контрактов из реестра контрактов по каждому договору.  Вышеуказанное закупочной комиссией во внимание принято не было.

 

На заседании Комиссии 25.12.2017 г. представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, а также указал, что порядок оформления заявок, установленного закупочной документацией, не содержит ограничения в части способа заверения документов, входящих в состав заявки.

Кроме того, к каждому контракту представлена карточка контрактов и реестра контрактов, согласно которым закупочная комиссия имеет возможность проверить достоверность представленных контрактов.  

 

Представитель заказчика, членов закупочной комиссии, член закупочной комиссии на заседании Комиссии 25.12.2017 г. с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, содержащие указание, в том числе, на следующее.

По окончании срока подачи заявок, закупочной комиссией были рассмотрены заявки на участие в конкурсе в соответствии с требованиями и условиями, установленными в конкурсной документации.

Решением закупочной комиссии заявки ООО «МКК» и ООО «Торговый Дом СПП» были допущены к участию в конкурсе.

Оценка заявок на участие в закупке производилась на основе балльного метода на основании Положения о закупке учреждения.

При проведении оценки заявки ООО «МКК» закупочной комиссией не были учтены представленные ООО «МКК» копии документов, входящих в состав заявки (том № 2,4,5,6,7,8,9,10,11,12), поскольку указанные документы подписаны с использованием факсимильной подписи, что не предусмотрено закупочной документацией.

Таким образом, из представленных 239 копий договоров, участнику закупки засчитано 19, из 106 отзывов засчитано 0.

Согласно положениям Гражданского кодекса РФ использование факсимиле допускается, если это предусмотрено законодательно, либо если между сторонами заключено соглашение на использование факсимиле.

При этом ни Законом о закупках, ни Положением о закупках не предусмотрена возможность использования участниками закупки факсимильной подписи.

 При проведении конкурса закупочная комиссия использовала легальные определения понятий «подпись руководителя», «подписание документа» и «подпись подписавшего лица».

Подписание документа означает заверение документа собственноручной подписью должностного или физического лица по установленной форме.

Под факсимиле понимается штамп, обеспечивающий точное воспроизведение собственноручной росписи должностного лица и служащий для удостоверения его полномочий.

Также представитель заказчика, члены закупочной комиссии указали, что ООО «МКК» не представлены доводы, что документы, входящие в состав заявки, подписаны без использования средств факсимильного воспроизведения подписи.

 

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:30 26.12.2017 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 23.11.2017 г. были опубликованы извещение и документация о проведении открытого конкурса № 31705778045 на оказание услуг по организации горячего питания для получателей социальных услуг ОГАУСО ПНИ в с. Акшуат (заказчик – Областное государственное автономное учреждение социального обслуживания  «Психоневрологический интернат в с. Акшуат»; начальная (максимальная) цена контракта – 31 022 445,00 руб., дата оценки и сопоставления конкурсных заявок – 14.12.2017).

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками от 14.12.2017 г. до окончания срока подачи заявок было подано три заявки.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 14.12.2017 г. к участию в закупке были допущены заявки участников закупки ООО «МКК», ООО «ТД СПП».

Заявке ООО «Галеас» было отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с непредставлением обязательных документов, предусмотренных закупочной документацией.  

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 14.12.2017 г. победителем открытого конкурса было признано ООО «ТД СПП» с предложением о цене договора 30 827 900, 00 руб.

 

Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «МКК» обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Областное государственное автономное учреждение социального обслуживания  «Психоневрологический интернат в с. Акшуат» осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Наблюдательным советом Областного государственного автономного учреждения социального обслуживания «Психоневрологический интернат в с. Акшуат» (протокол № 1 от 23.03.2012 г.) было утверждено Положение «О закупке товаров, работ, услуг для нужд Областного государственного автономного учреждения социального обслуживания «Психоневрологический интернат в с. Акшуат» (далее - Положение о закупках).

Согласно части 4 Положения о закупках (в редакции от 14.09.2017 г.) одним и способов закупки является конкурс.

В соответствии с пунктом 6.2 части 6 Положения о закупках в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в соответствии с Положением о закупке.

Аналогичные требования содержаться в подпунктах 2, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно пункту 1.3.1 раздела 1 «Информационная карта» закупочной документации предметом открытого конкурса является оказание услуг по организации горячего питания для получателей социальных услуг ОГАУСО ПНИ в с. Акшуат.

Пунктом 3.6 1 раздела 1 «Информационная карта» закупочной документации установлены требования к оформлению заявок на участие в конкурсе, а именно, участник  закупки представляет 1 (один) оригинальный комплект заявки на участие в конкурсе, оформленный в соответствии с пунктом 3.6. Раздела 2 Тома I конкурсной документации.

Согласно пункту 3.6.3 раздела 2 «Общие сведения» закупочной документации все документы, представленные участниками закупки, должны быть подписаны руководителями и скреплены соответствующей печатью. Если в федеральном законе и уставе организации не предусмотрена обязанность организации соответствующей организационно-правовой формы иметь печать, то участник вправе не скреплять печатью документы. Подчистки и исправления не допускаются, за исключением исправлений, парафированных лицами, подписавшими заявку на участие в конкурсе (или лицами, действующими по доверенности). Все документы, представляемые в составе заявки, должны иметь чёткую печать, текстов и необходимые для их идентификации реквизиты (бланк отправителя, исходящий номер, дата выдачи, должность и подпись подписавшего лица с расшифровкой, печать – в необходимых случаях). Документы, для которых установлены специальные формы, должны быть составлены в соответствии с этими формами. Сведения могут быть впечатаны в формы; допускается заполнять формы от руки печатными буквами синими, чёрными или фиолетовыми чернилами.

Пунктом 5.3.3 раздела 1 «Информационная карта» закупочной документации установлено, что оценка заявок на участие в конкурсе производится на основе балльного метода на основании Положения о закупке с использованием установленных критериев. 

Также в указанном пункте документации указано, что документами, подтверждающими критерий «Опыт участника конкурса» являются в том числе копии договоров (контрактов), документами, подтверждающими «Деловая репутация участника закупки»  - копии положительных отзывов, благодарственных писем, грамот.

Согласно пункту 5.3.2 раздела 2 «Общие сведения» закупочной документации оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными конкурсной документацией.     

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 14.12.2017 г. в заявке ООО «МКК» закупочной комиссией не были учтены копии документов, входящих в состав заявки (том № 2,4,5,6,7,8,9,10,11,12), поскольку указанные документы подписаны с использованием факсимильной подписи, что не предусмотрено Законом о закупках, Положением о закупках и закупочной документацией, в связи с чем, из представленных 239 копий договоров было засчитано 19, из 106 представленных отзывов - засчитано 0.

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что в качестве сведений, подтверждающих положительный опыт исполнения договоров и (или) контрактов и деловую репутацию обществом были представлены копии контрактов и копии отзывов, благодарственных писем и грамот в одиннадцати томах, каждый том прошит, пронумерован, скреплен печатью и подписан генеральным директором ООО «МКК» собственноручно.

Кроме того, копии представленных договоров (контрактов), отзывов, благодарственных писем и грамот заверены, скреплены печатью и подписью генерального директора ООО «МКК» с использованием факсимиле, за исключением документов, входящих в состав тома № 3.

Порядок оформления заявок, установленный конкурсной документацией и указанный в пункте 3.6. Раздела 2 Тома I конкурсной документации, содержит требование к оформлению заявки, согласно которого все документы должны быть скреплены печатью и подписаны руководителем. При этом данный порядок оформления заявок, не содержит указание на форму предоставления в составе заявки участника закупки копий предоставляемых участниками закупки документов и запрет на использования факсимиле, а также каких-либо требований непосредственно к способу заверения копий представленных документов.

Кроме того, пункт 5.3.3 раздела 1 «Информационная карта» закупочной документации, содержащий указание на перечень сведений, подтверждающих опыт участника конкурса и деловую репутацию, который участник представляет в составе заявке, также не содержит каких-либо требований к оформлению копий договоров (контрактов), отзывов, благодарственных писем и грамот и запрет на использование факсимиле.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Учитывая, что конкурсная документация не содержала требования к заверению представленных копий документов в составе заявки и запрета на использование факсимильной подписи, а также то, что каждый том был прошит и скреплен печатью и подписью генерального директора собственноручно, у закупочной комиссии заказчика  не было оснований не оценивать сведения, представленные в заявке ООО «МКК», подтверждающие опыт участника, достоверность которых также подтверждается реестровыми записями и карточками контрактов, деловую репутацию.         

На основании вышеизложенного,  в действиях закупочной комиссии установлено нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках, соответственно, жалоба ООО «МКК»  является обоснованной.  

 

Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «МКК» обоснованной.
  2. Признать в действиях закупочной комиссии нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках в части неправомерной оценки заявок участников закупки по критериям и в порядке, не установленном в закупочной документации.
  3. Обязать закупочную комиссию устранить допущенное нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках путем отмены протокола оценки заявок от 14.12.2017 г., проведения повторной процедуры оценки и сопоставления заявок участников закупки в соответствии с требованиями законодательства о закупках и с учетом принятого решения, на что выдать предписание. 
  4. Передать материалы дела № 14609/03-2017 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии

<…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 9

 

26.12.2017                                                                                                                                    г. Ульяновск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

 

председателя

- врио руководителя управления <…>;

членов

- начальника отдела <…>;

- специалиста-эксперта <…>,

 

на основании своего решения от 26.12.2017 г. по делу № 14 609/03-2017 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Мордовская кейтеринговая компания» (далее – ООО «МКК», заявитель) на действия закупочной комиссии при проведении открытого конкурса № 31705778045 на оказание услуг по организации горячего питания для получателей социальных услуг ОГАУСО ПНИ в с. Акшуат (заказчик – Областное государственное автономное учреждение социального обслуживания  «Психоневрологический интернат в с. Акшуат»; начальная (максимальная) цена контракта – 31 022 445,00 руб., дата оценки и сопоставления конкурсных заявок – 14.12.2017) в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), а также ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Закупочной комиссии Областного государственного автономного учреждения социального обслуживания  «Психоневрологический интернат в с. Акшуат» в срок до 15.01.2018 г. устранить допущенное нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках путем отмены протокола оценки заявок от 14.12.2017 г., проведения повторной процедуры оценки и сопоставления заявок участников закупки в соответствии с требованиями законодательства о закупках и с учетом принятого решения.
  2. В срок до 19.01.2018 г. представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                            <…>

Члены комиссии                                                                                                         <…>

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.