Решение б/н Решение и предписание по делу №14931/03-2018 от 8 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

05.06.2018                                                                                                              Дело № 14 931/03-2018

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

 

председателя

- врио руководителя управления <…>;

 

членов

 

- ведущего специалиста-эксперта <…>;

- специалиста-эксперта <…>;

 

 

           в присутствии:                    от ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»:

                                                        - <…> (доверенность б/н от 30.05.2018 г.);

                                                         от ООО «Эра»:

                                                        - <…> (решение № 1 от 04.09.2017 г.),

                                                        - <…> (доверенность № 1 от 31.05.2018 г.);

                                                        - от членов закупочной комиссии:

                                                        - <…> (паспорт),

                                                        - <…> (паспорт);

 

рассмотрев дело № 14 931/03-2018 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Эра» (далее – ООО «Эра», заявитель) на действия закупочной комиссии при проведении запроса предложений в электронной форме № 31806422365 на оказание услуг по ежедневному обслуживанию объектов: уборка внутренних помещений и прилегающих к производственным и административным зданиям территорий; хозяйственно-бытовые текущие работы по обслуживанию технических зданий филиала РТРС «Ульяновский ОРТПЦ» (заказчик – Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала «Ульяновский областной радиотелевизионный передающий центр» (далее – ФГУП «РТРС»); начальная (максимальная) цена договора – 1 800 000,00 руб., дата оценки заявок на участие в запросе предложений – 21.05.2018) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. 2676 от 25.05.2018 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «Эра» на действия закупочной комиссии при проведении запроса предложений № 31806422365.

Жалоба ООО «Эра» содержит указание на следующее.

21.05.2018 на электронной площадке «htps://223.rts-tender.ru был опубликован протокол оценки заявок на участие в запросе предложений № 31806422365, согласно которому комиссией принято решение о присвоении следующих баллов участникам: ИП Тураев А.В. - 88,9 баллов, ООО «Провентус» - 91,3 балла, ООО «ПОЖТЕХСЕРВИС» - 92,7 балла, ООО «Эра» - 86 баллов.

Указанные в протоколе обстоятельства не соответствуют действительности, ввиду того, что при подсчете баллов по показателю «Наличие представителя для контроля качества обслуживания в районах Ульяновской области, относящихся к предмету договора» критерия «Квалификация участника», комиссия неправомерно снизила 2 балла ООО «Эра» (с 15 баллов до 13), ссылаясь на то, что другим участником закупки в заявке было указано 3 представителя, хотя в документации закупки нет ссылки на то, что оценка заказчика по данному пункту будет складываться с учетом количества указанных представителей.

Кроме того комиссия неправомерно присудила 13 баллов участнику запроса предложений ООО «ПОЖТЕХСЕРВИС» по показателю «Наличие офиса в г. Ульяновске» критерия «Квалификация участника», так как в заявке ООО «ПОЖТЕХСЕРВИС» указано наличие офиса в г. Новоульяновске, являющемся отдельной административно-территориальной единицей, отличной от г. Ульяновска.

Также комиссией была допущена грубая ошибка во время подсчета баллов по критерию «Опыт работ на рынке услуг, относящихся к предмету договора».  ООО «Эра» было присуждено 18 баллов исходя из, якобы указанного им, количества договоров равного 3 и максимального количества договоров, указанного другим участником запроса предложений, равного 5.  Однако при подаче заявки на участие в запросе предложений в установленные документацией сроки ООО «Эра» в документе «Опыт работы» и иных приложениях к заявке было указано и приложено 4 договора. Об этом нарушении было незамедлительно сообщено заказчику.

Если бы в отношении ООО «ПОЖТЕХСЕРВИС» и ООО «Эра» при подсчете баллов по результатам оценки заявок на запрос предложений были применены объективные методы оценки, то ООО «Эра» стало бы победителем закупки, поскольку цена, предложенная ООО «Эра» (1 570 000,00 руб.), была меньше, а условия лучше, чем цена и некоторые условия ООО «ПОЖТЕХСЕРВИС» (1 710 000,00 руб.), которое неправомерно стало победителем торгов.

Таким образом, действия заказчика привели к ограничению конкуренции, искусственно создали условия для победы ООО «ПОЖТЕХСЕРВИС» в рассматриваемой закупке.

 

На заседании Комиссии 01.06.2018 г. представители заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе.   

 

Представитель заказчика на заседании Комиссии 01.06.2018 г. с доводами жалобы не согласилась, представила письменные пояснения, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Закупочная деятельность ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» регламентируется положением о закупке товаров, работ,  услуг, утвержденного приказом ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» от 05.08.2014 № 225.

В соответствии с пунктом 7.4.9 Положения о закупках оценка заявок на участие в запросе предложений осуществляется закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными закупочной документацией.

При этом, ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» вправе самостоятельно указывать критерии оценки в своей закупочной документации.

Закупочная документация содержит следующий перечень критериев оценки заявок:

- цена договора;

- опыт работы на рынке услуг, относящихся к предмету договора;

- квалификация участника:

а)  наличие офиса в г. Ульяновске,

б) наличие представителя для контроля качества обслуживания в районах Ульяновской области.

Включение в закупочную документацию указанных критериев обусловлено необходимостью для заказчика на стадии анализа предоставленных участниками документов выявить те обстоятельства, которые позволят участникам оказывать услуги, являющиеся предметом договора, с наилучшим качеством.

Согласно подпункту 3.7.3 закупочной документации при определении рейтинга, присуждаемого заявке по критериям «Квалификация участников запроса предложений» или иным субъективным критериям оценки, каждой заявке выставляется значение от 0 до предельного значения баллов по данному критерию оценки.      

Принимая решение по присвоению баллов относительно наличия офиса в г. Ульяновске, закупочной комиссией были приняты во внимание следующие сведения: места нахождения офисов участников закупки, местонахождение объектов, где предполагается непосредственное выполнение услуг, особенности географического расположения города Ульяновска (отдаленность и транспортная доступность некоторых его районов от центральной части города) и географическое расположение вышеуказанных населенных пунктов. 

По мнению закупочной комиссии, анализ данных факторов позволил присудить всем участникам закупки по максимальному количеству баллов – 15 баллов (офис в г. Ульяновске), а участнику ООО «Пожтехсервис» (офис в г. Новоульяновске) снизить на 2 балла, поскольку не повлечет за собой утраты участником возможности качественно оказывать услуги, являющиеся предметом договора.

Принимая решение по присвоению баллов относительно наличия представителя для контроля качества обслуживания в районах Ульяновской области комиссия распределила баллы, исходя из предоставления максимального количества баллов участнику, указавшему наибольшее количество представителей (ИП Тураев А.В.), всем остальным участникам было засчитано по 13 баллов.

Критерий является субъективным и оценивается комиссией исходя из собственного мнения относительно возможного влияния критерия на качественное исполнение договора.

Остальные критерии оценки определялись расчетным методом по формулам, указанным в документации.

Учитывая изложенное, заказчик считает, что процедура оценки заявок участников была проведена в соответствии с установленными требованиями и не содержит нарушений Закона о закупках.     

 

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 13:30 05.06.2018 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 26.04.2018 г. были опубликованы извещение и документация о проведении запроса предложений в электронной форме № 31806422365 на оказание услуг по ежедневному обслуживанию объектов: уборка внутренних помещений и прилегающих к производственным и административным зданиям территорий; хозяйственно-бытовые текущие работы по обслуживанию технических зданий филиала РТРС «Ульяновский ОРТПЦ» (начальная (максимальная) цена договора – 1 800 000,00 руб., дата оценки заявок на участие в запросе предложений – 21.05.2018 г.).

Согласно протоколу открытия доступа к заявкам на участие в запросе предложений № 259493 от 21.05.2018 г. на момент окончания срока подачи заявок в запросе предложений было подано 4 заявки.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в запросе предложений № 259493 заявки всех участников закупки были признаны соответствующими требованиями.

Согласно протоколу оценки заявок на участие в запросе предложений № 259493 от 22.05.2018 г. наибольшее количество баллов (92,7) было присвоено ООО «Пожтехсервис».

В соответствии с протоколом подведения итогов запроса предложений № 259493 от 22.05.2018 г. победителем закупки было признано ООО «Пожтехсервис» с предложением о цене контракта 1 710 000, 00 руб.  

 

Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Эра» обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», соответственно и ульяновский филиал осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Приказом ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» от 22.03.2012 г. № 32 утверждено положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд РТРС (далее - Положение о закупках).

Согласно подпункту 4.1 пункта 3 Главы 4 «Способы закупки и условия их применения» Положения о закупках (в редакции от 05.08.2014 г.) одним из способов процедур закупки является запрос предложений в электронной форме.

Главой 6 «Содержание извещения о закупке и документации о закупке» Положения о закупках установлен перечень сведений, которые должна содержать закупочная документация, в том числе, критерии, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Аналогичные требования содержаться в подпунктах 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Глава 10 Положения о закупках содержит порядок рассмотрения заявок.

Согласно пункту 7.4 Главы 7 «Проведение открытого запроса предложений» Положения о закупках закупочная комиссия в день и в месте, указанные в извещении, рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса предложений. Заявки рассматриваются в порядке, установленном пунктом 7.2.4.

Оценка заявок на участие в запросе предложений осуществляются закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными документацией.

Победителем запроса предложений признается участник запроса предложений, который предложил лучшие условия исполнения договора.

 

Согласно пункту 3.7 закупочной документации заявки на участие в открытом запросе предложений оцениваются исходя из критериев и предельного значения баллов по установленным заказчиком критериям:

  1. Цена договора – 40 баллов;
  2. Опыт работ на рынке услуг, относящихся к предмету договора (подтверждается заключенными договорами за последние два года) – 30 баллов;
  3. Квалификация участника:

- наличие офиса в г. Ульяновске – 15 баллов;

- наличие представителя для контроля качества обслуживания в районах Ульяновской области, относящихся к предмету договора – 15 баллов. 

Подпунктом 3.7.3.2 пункта 3.7 закупочной документации установлен порядок оценки заявок.

При определении рейтинга, присуждаемого заявке по критериям «Квалификация участников запроса предложений» или иным субъективным критериям оценки (R k, Rm) каждой заявке комиссией выставляется значение от 0 до предельного значения баллов по данному критерию оценки.

Иного порядка оценки по данному критерию закупочная документация не содержит.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

 

Согласно протоколу оценки заявок на участие в запросе предложений № 259493 от 22.05.2018 г. закупочной комиссией был произведен следующий расчет итогов рейтинга заявок по указанному критерию:

 

Наименование

показателя

критерия

Значимость

критерия, баллы

ООО «Эра»

ООО

«Провентус»

ИП

Тураев А.В.

ООО

«Пожтехсервис»

Наличие офиса в

г. Ульяновске

15

15

15

15

13

Наличие представителя для контроля качества обслуживания в районах Ульяновской области, относящихся к предмету договора

15

13

13

15

13

 

а) В ходе анализа заявок участников закупки Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что заявителем жалобы, а также участниками закупки ООО «Провентус» и ООО «Пожтехсервис» по показателю «Наличие представителя для контроля качества обслуживания в районах Ульяновской области, относящихся к предмету договора» были представлены сведения о наличии одного представителя.

Участником закупки ИП Тураевым А.В. в составе заявки были представлены сведения о наличии трех представителей.

Учитывая, что оценка заявок на участие в запросе предложений осуществляется закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора, а также исходя из представленных пояснений представителя заказчика, наивысшее количество баллов по указанному показателю было присвоено заявке ИП Тураева А.В.

При этом, документация не содержит условий и порядок оценки заявок в зависимости от количественного выражения данного показателя (формулу, содержащая расчет исходя из сравнения заявок по количеству представителей, шкалу, указывающую на зависимость присваиваемых баллов от представленной информации о количестве представителей и т.д.).

Исходя из анализа закупочной документации, можно сделать однозначный вывод об отсутствии обязательного требования к участникам закупки представления информации по указанному показателю в количественном формате.

Из буквального прочтения установленного показателя следует, что, в случае наличия у участника закупки требуемого заказчику представителя, данному участнику присваивается максимальное (предельное) количество баллов (15), в случае его отсутствия, участнику присваивается 0 баллов, иного условия закупочная документация не предусматривает.

 Соответственно, присвоение 13 баллов трем участникам закупки по показателю «Наличие представителя для контроля качества обслуживания в районах Ульяновской области, относящихся к предмету договора» является неправомерным и противоречит условиям закупочной документации.

б) В ходе анализа заявки ООО «Пожтехсервис» Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что в составе заявки указанного участника закупки по показателю «Наличие офиса в г. Ульяновске» были представлены сведения о наличии офиса в г. Новоульяновске.

Учитывая, что г. Новоульяновск является отдельной административно - территориальной единицей областного значения, наличие офиса в указанном городе не может быть признано соответствующим установленным требованиям заказчика.

  Вместе с тем, согласно протоколу оценки заявок на участие в запросе предложений № 259493 от 22.05.2018 г. заявке ООО «Пожтехсервис» по указанному показателю было присвоено 13 баллов.

Согласно пояснениям представителя заказчика, расчет баллов по указанному показателю был произведен исходя из субъективного мнения членов комиссии относительно возможного влияния на качественное исполнение договора.

При этом, в соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть установлены сведения, определенные положением о закупках, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В данном случае, закупочная документация не указывает каким именно образом будет осуществляться порядок оценки и сопоставления заявок.

Изложение параметров оценки и сопоставления заявок только во внутренней методике (субъективная оценка) заказчика, которая заведомо закрыта от претендентов, приводит к существенному нарушению прав и законных интересов участников закупки. 

Таким образом, присвоение 13 баллов заявке ООО «Пожтехсервис» по указанному показателю является неправомерном, поскольку исходя из анализа закупочной документации можно сделать однозначный вывод о том, что в случае отсутствия у участника закупки офиса на территории г. Ульяновска, присваивается наименьшее количество баллов (0).  

Учитывая изложенное, Комиссией Ульяновского УФАС России приходит к выводу, что указанные действия закупочной комиссии в части неправомерной оценки участников закупки запроса предложений произошли вследствие отсутствия в закупочной документации надлежащего порядка оценки заявок участников закупки.

Соответственно, в действиях заказчика установлено нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, жалоба ООО «Эра» является обоснованной.  

 

Относительно доводов заказчика о субъективной оценке указанных показателей Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет следующее.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчик обязан руководствоваться принципом отсутствия ограничения доступа к участию в закупке путем установления неизмеримых требований к участникам закупки.

В рассматриваемом случае заказчиком применяются измеримые показатели (наличие представителя, наличие офиса), которые могут быть оценены исходя из количественного значения представленной информации в составе заявки.

Возможное количественное изменение показателя должно изменять количество присваиваемых баллов в целях предоставления права участия всем потенциальным участникам закупки на равных условиях.

 

Относительно довода ООО «Эра» о ненадлежащем подсчете баллов по критерию «Опыт работ на рынке услуг, относящихся к предмету договора» Комиссия Ульяновского УФАС России сообщает, что согласно пояснениям представителя заказчика закупочной комиссией был произведен пересчет баллов по указанному критерию относительно заявки заявителя жалобы и, соответственно, размещен исправленный протокол оценки в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru).

Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Эра» обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в части ненадлежащего установления порядка оценки заявок участников закупки.
  3. Обязать заказчику устранить допущенное нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки, возврата заявок участников закупки, внесения изменения в закупочную документацию с учетом принятого решения, на что выдать предписание. 
  4. Передать материалы дела № 14 931/03-2018 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии

<…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 3

 

05.06.2018                                                                                                                                    г. Ульяновск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

 

председателя

- врио руководителя управления <…>;

членов

- ведущего специалиста-эксперта <…>;

- специалиста-эксперта <…>,

 

на основании своего решения от 05.06.2018 г. по делу № 14 931/03-2018 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Эра» (далее – заявитель) на действия закупочной комиссии при проведении запроса предложений в электронной форме № 31806422365 на оказание услуг по ежедневному обслуживанию объектов: уборка внутренних помещений и прилегающих к производственным и административным зданиям территорий; хозяйственно-бытовые текущие работы по обслуживанию технических зданий филиала РТРС «Ульяновский ОРТПЦ» (заказчик – Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала «Ульяновский областной радиотелевизионный передающий центр»; начальная (максимальная) цена договора – 1 800 000,00 руб., дата оценки заявок на участие в запросе предложений – 21.05.2018) в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), а также ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Закупочной комиссии Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала «Ульяновский областной радиотелевизионный передающий центр» в срок до 19.06.2018 г. устранить допущенное нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки.
  2. Федеральному государственному унитарному предприятию «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала «Ульяновский областной радиотелевизионный передающий центр» в срок до 19.06.2018 г. устранить допущенное нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках путем возврата заявок участников закупки и внесения изменений в закупочную документацию в соответствии с требованиями законодательства о закупках и с учетом принятого решения.
  3. В срок до 26.06.2018 г. представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                             <…>

 

Члены комиссии                                                                                                         <…>

 

                                                                                                                                      <…>

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны