Решение б/н Решение по делу № 15 092/03-2018 от 16 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

16.08.2018                                                                                                           Дело № 15 092/03-2018

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

председателя

- врио руководителя управления <…>;

членов

- начальника отдела <…>;

- ведущего специалиста-эксперта <…>;

 

в отсутствие представителей сторон,

рассмотрев дело № 15 092/03-2018 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «РИО» (далее – ООО «РИО», заявитель) на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме № 31806728290 на выполнение работ по замене средств коллективной защиты органов дыхания Фильтров-поглотителей ФП – 300-900 (или эквивалент), их монтажу, демонтажу, техническому обслуживанию (лабораторное испытание) в защитных сооружениях гражданской обороны АО «Авиастар-СП», а также вывозу на утилизацию пришедших в негодность Фильтров – поглотителей ФП-300 (заказчик – Акционерное общество «Авиастар-СП», дата окончания срока подачи заявок – 06.08.2018) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 4095 от 07.08.2018 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «РИО» на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме № 31806728290.

Жалоба ООО «РИО» содержит указание на следующее.

По мнению ООО «РИО», заказчиком нарушены положения законодательства о закупках, поскольку закупочная документация содержит требование к поставке фильтра – поглотителя единственного производителя (ОАО «ЭХМЗ им. Н.Д. Зелинского»), тем самым исключена возможность иным производителям участвовать в указанной закупке.

Кроме того, заявитель жалобы считает, что заказчиком установлено необоснованное требование к участникам закупки о предоставлении формуляра на каждую партию изделия с отметкой в паспорте о военной приемке ВП МО РФ.      

На заседание Комиссии 15.08.2018 г. представитель ООО «РИО» не явился (доказательство надлежащего извещения – отчет об отправке уведомления по электронной почте 10.08.2018 г. в 14:41).

 Представитель заказчика на заседании Комиссии 15.08.2018 г. с доводами жалобы не согласилась, представила письменные пояснения, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Закупочная документация составлена заказчиком таким образом, чтобы участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого товара, отвечающее требованиям документации о закупке и удовлетворяющее потребностям заказчика.

Закупка фильтра – поглотителя ФП-300-900 производится в связи с потребностью заказчика в целях обеспечения бесперебойного функционирования защитного сооружения в случае наступления чрезвычайной ситуации.

Учитывая, что закупка указанных фильтров осуществляется уже в функционируемом сооружении, установка фильтров с иными габаритами и размерами недопустима.         

Требование о прохождении контроля качества и приемки фильтров-поглотителей со стороны военного представительства Министерства обороны РФ (далее – ВП МО РФ) не может являться фактором, ограничивающим конкуренцию и количество участников закупки, поскольку данное требование предъявляется к закупаемому товару, а не к участнику закупки. Контроль качества и приемка ВП МО РФ производят на предприятии – изготовителе продукции без привлечения потенциального участника закупки.

Указанное требование к участникам закупки установлено в соответствии с Указом Президента РФ от 22.02.1992 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» и постановлением Правительства РФ от 10.12.1992 № 959 «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», согласно которым оборот средств защищающих от боевых отравляющих веществ не может осуществляться в свободной форме.

Также представитель заказчика указала, что обжалование содержания закупочной документации имеют право только лица, подавшие заявку на участие в закупке, при этом ООО «РИО» не является участником закупки, соответственно, указанная жалоба не подлежит рассмотрению.  

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:45 16.08.2018 г. для документального анализа материалов по делу.

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 18.07.2018 г. были опубликованы извещение и документация по запросу предложений в электронной форме № 31806728290 на выполнение работ по замене средств коллективной защиты органов дыхания Фильтров-поглотителей ФП – 300-900 (или эквивалент), их монтажу, демонтажу, техническому обслуживанию (лабораторное испытание) в защитных сооружениях гражданской обороны АО «Авиастар-СП», а также вывозу на утилизацию пришедших в негодность Фильтров – поглотителей ФП-300 (заказчик – Акционерное общество «Авиастар-СП», дата окончания срока подачи заявок – 06.08.2018).

30.07.2018 г. решением заказчика были внесены изменения в закупочную документацию.

20.07.2018 г., 27.07.2018 г., 02.08.2018 г. были опубликованы разъяснения положений документации.

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками № 935 от 06.08.2018 г. на момент окончания срока подачи заявок была подана одна заявка (ООО «Технологии охраны здоровья»).

В соответствии с протоколом рассмотрения, оценки и сопоставления заявок № 940 от 09.08.2018 г. запрос предложений был признан несостоявшимся, заявка единственного участника закупки была допущена к дальнейшему участию в закупке.

Решением закупочной комиссии было принято решение о заключении договора с единственным участником закупки (ООО «Технологии охраны здоровья»).   

Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «РИО» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

АО «Авиастар-СП» осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках (в редакции от 29.06.2018 г.) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Советом директоров АО «Авиастар – СП» было утверждено Положение № 400/4.14.6477.1-2014 «О закупках товаров, работ, услуг АО «Авиастар – СП» (далее - Положение о закупках).

Согласно части 8 раздела 3 «Способы закупок и их особенности» Положения о закупках (в редакции от 19.09.2016 г.) одним из способов процедур закупки является закупка без проведения торгов в виде запроса предложений.

Пунктом 9.6 части 9 раздела III «Способы закупок и их особенности» Положения о закупках предусмотрен порядок проведения запроса предложений.

В соответствии с пунктом 9.6.2 части 9 раздела III «Способы закупок и их особенности» Положения о закупках документация о запросе предложений должна содержать сведения, указанные в пункте 11.1 Положения о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Аналогичные нормы Закона о закупках установлены в части 11 «Закупочная документация» Положения о закупках.

Кроме того, этой же статьей установлено, что заказчик вправе в требованиях к продукции указывать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя при этом обязательным условием является добавление слов «или аналог/эквивалент».

Из вышеуказанных положений Закона о закупках следует, что заказчик вправе самостоятельно формировать объект закупки, предмет контракта, а также предъявлять требования в соответствии с собственными потребностями.

Согласно сведениям закупочной документации предметом закупки является выполнение работ по замене средств коллективной защиты органов дыхания Фильтров-поглотителей ФП-300-900 (или эквивалент), их монтажу, демонтажу, техническому обслуживанию (лабораторное испытание) в защитных сооружениях гражданской обороны АО «Авиастр-СП», а также вывозу на утилизацию пришедших в негодность Фильтров-поглотителей ФП-300.

  1. В перечень работ, установленный в таблице № 1 раздела 4 «Требования к поставляемым товарам, выполняемым работам, оказываемым услугам» закупочной документации включена, в том числе, поставка Фильтров – поглотителей ФП-300-900 (или эквивалент) в количестве 7 комплектов.  

Частью 2 раздела 4 «Требования к поставляемым товарам, выполняемым работам, оказываемым услугам» закупочной документации установлены необходимые требования к техническим характеристикам, в том числе, номинальный объемный расход воздуха через фильтр, сопротивление постоянному потоку воздуха, степень негерметичности, масса.

При этом требования к характеристикам, установленные заказчиком, не противоречат Положению о закупках АО «Авиастр-СП» и действующему законодательству о закупках.

Кроме того, согласно представленным сведениям заказчика, приобретение АО «Авиастр-СП» указанных фильтров-поглотителей обусловлено необходимостью обеспечения функционирования защитного сооружения, предназначенного для защиты населения от поражающих факторов современных средств поражения. 

Основной целью установки фильтров-поглотителей в защитных сооружениях является стремление убрать из воздуха ядовитый и нейтральный дым, бактериальные аэрозоли, отравляющие вещества, радиоактивную пыль.

Закупка указанных фильтров обусловлена заменой уже установленных фильтров на новые в рамках графика замены данных фильтров.

При этом, закупка фильтров с иными характеристиками (габаритами), повлечет конструктивное изменение самого защитного сооружения.

Таким образом, учитывая, что потребность заказчика является одним из определяющих факторов при установлении требований к функционально-техническим характеристикам требуемого товара доводы заявителя жалобы не могут быть признаны состоятельными.

Более того, включение в документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение к участию в закупке.

Соответственно, жалоба ООО «РИО» в указанной части является необоснованной.

2. Часть 2 раздела 4 «Требования к поставляемым товарам, выполняемым работам, оказываемым услугам» закупочной документации содержит указание, что контроль качества и приемка фильтров-поглотителей должны быть осуществлены Военным представительством Министерства обороны Российской Федерации (далее – ВП МО РФ).

Разработка, производство, реализация и утилизация средств, защищающих от боевых отравляющих веществ, в том числе, фильтров-поглотителей, осуществляется в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами, государственными военными стандартами и специальными техническими условиями.

В соответствии с Указом Президента РФ от 22.02.1992 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» оборот средств защиты от боевых отравляющих веществ, не может осуществляться в свободной форме, и подлежит обязательному контролю со стороны государства в лице ВП МО РФ. Данная продукция проходит обязательный контроль качества и приемку ВП МО РФ.  

Согласно Приказу МЧС России от 27.05.2003 г. № 285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля» качественное состояние радиационной и химической защиты должно быть подтверждено паспортами, формулярами, актами лабораторных испытаний и свидетельствами. 

Таким образом, из анализа указанных материалов, а также методических рекомендаций МЧС России, следует, что каждое фильтровентиляционное оборудование проходит приемку по качеству представителем МО РФ и на каждую партию выдается «формуляр» на продукцию, где ставится печать завода - изготовителя и ВП МО РФ, в связи с чем, довод ООО «РИО» о необоснованном требовании к участникам закупки о предоставлении формуляра на каждую партию изделия с отметкой в паспорте о венной приемке ВП МО РФ не может быть признан обоснованным.   

Соответственно, жалоба ООО «РИО» в указанной части является необоснованной.

Довод заказчика о том, что ООО «РИО» не является участником закупки и, соответственно, указанная жалоба не подлежит рассмотрению антимонопольным органом, не может быть признан состоятельным Комиссией Ульяновского УФАС России на основании следующего.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры организации и проведения закупок, проводимых в рамках положения законодательства о закупках, установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель)

Частью 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлен закрытый перечень случаев, когда жалоба возвращается заявителю.   

Таким образом, из анализа вышеуказанных положений не следует, что обжалование действий заказчика (положений закупочной документации) возможно только участниками закупки.

Жалоба ООО «РИО» является необоснованной.

Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «РИО» необоснованной.

Председатель комиссии

<…>

Члены комиссии

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны