Решение №02/81653/17 РЕШЕНИЕ по делу № 1-10-76/00-02-17 от 23 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу1-10-76/00-02-17

 
г. Москва
 

Резолютивная часть решения оглашена «09» ноября 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено «22» ноября 2017 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела 1-10-76/00-02-17 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...>и (далее - Комиссия ФАС России),

рассмотрев дело 1-10-76/00-02-17 по признакам нарушения группой лиц в составе Публичного акционерного общества «Транснефть» (место нахождения: Российская Федерация, г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 57; ИНН: 7706061801; ОГРН: 1027700049486; далее — ПАО «Транснефть») и Акционерного общества «Черноморские магистральные нефтепроводы» (место нахождения: Российская Федерация, Краснодарский край, город Новороссийск, Шесхарис; ИНН: 2315072242; ОГРН: 1022302384136; далее — АО «Черномортранснефть») пунктов 4 и 8 части 1, а также части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном сокращении объемов транспортировки нефти на ООО «Афипский НПЗ» (место нахождения: 353236, Российская Федерация, Краснодарский край, Северский район, пгт Афипский, промзона), в присутствии на заседании Комиссии ФАС России:

<...> — уполномоченного представителя ООО «НефтеГазИндустрия» (доверенность от 29.06.2017 № 42/НГИ) и ООО «Афипский НПЗ» (доверенность от 26.10.2017 № 335анпз/17);

<...> — уполномоченного представителя ПАО «Транснефть» (доверенность от 15.03.2017 № 94) и АО «Черномортранснефть» (доверенность от 17.07.2017 № 246);

<...> - уполномоченного представителя ПАО «НК «Роснефть» (доверенность от 27.02.2017 № 77 АВ 2004489),

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.05.2017 в ФАС России поступила жалоба ООО «НефтеГазИндустрия» от 26.05.2017 № 773/НТИ (вх. ФАС России от 29.05.2017 № 80997/17) о злоупотреблении ПАО «Транснефть» доминирующим положением, выразившемся в необоснованном сокращении объемов транспортировки нефти на ООО «Афипский НПЗ» (далее — Жалоба).

Согласно Жалобе ООО «НефтеГазИндустрия» приобретает нефть у ОАО «Сургутнефтегаз» по договору поставки нефти от 16.02.2016 № 171, у ПАО «НК «Роснефть» по договору поставки нефти от 24.06.2016 № 100016/05346Д.

В соответствии с указанными договорами транспортировка нефти осуществляется трубопроводным транспортом по системе магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть». В соответствии с информацией, указанной в Жалобе, грузополучателем нефти является ООО «Афипский НПЗ».

Между ПАО «Транснефть» и ООО «Афипский НПЗ» согласован график поставки нефти на ООО «Афипский НПЗ» в 2017 году, направленный письмом ПАО «Транснефть» от 22.08.2016 № АК-11-01-10/45684 в адрес ООО «Афипский НПЗ». В соответствии с указанным графиком планируемый объем поставки нефти в мае 2017 года должен был составить 535 тыс. тонн, в июне 2017 года — 520 тыс. тонн. Планируемый объем поставки нефти был определен ПАО «Транснефть» с учетом проведения планово-предупредительных и ремонтных работ на объектах системы магистральных нефтепроводов.

Вместе с тем в соответствии с письмами ПАО «Транснефть» от 25.04.2017 № АК-13.1-01-08/23221 и от 26.05.2017 № АК-13.1-01-08/28876, направленными в ответ на обращения ООО «Афипский НПЗ», ПАО «Транснефть» подтвердило поставку нефти в мае 2017 года в количестве 390 тыс. тонн, в июне 2017 года — 390 тыс. тонн.

По мнению ООО «НефтеГазИндустрия», сокращение объемов поставки нефти в адрес ООО «Афипский НПЗ» ничем не мотивировано.

29.05.2017 ФАС России было выдано ПАО «Транснефть» предупреждение от 29.05.2017 № ИА/35851/17 о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства и принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение) в срок до 09.06.2017. В установленные сроки данное предупреждение не исполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции ФАС России было принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пунктов 4 и 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившемся в необоснованном сокращении объемов транспортировки нефти на ООО «Афипский НПЗ».

14.06.2017 ФАС России был издан приказ № 786/17 «О возбуждении дела № 1-10-76/00-02-17 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».

Позиция ООО «НефтеГазИндустрия» сводится к следующему.

<...>*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письмом от 22.08.2016 № АК-11-01-10/45684 ПАО «Транснефть» в адрес ООО «Афипский НПЗ» направлен график поставки нефти на ООО «Афипский НПЗ» на 2017 год (далее — График).

Данный график составлен из расчета 5,76 млн. тонн с учетом проведения планово-предупредительных и ремонтных работ на объектах системы магистральных нефтепроводов. Объем поставки нефти в мае 2017 года должен был составить 535 тыс. тонн, в июне 2017 года - 520 тыс. тонн.

Письмом от 14.04.2017 № 05-2368 ООО «Афипский НПЗ» обратилось в ПАО «Транснефть» с просьбой предусмотреть поставку 535 тыс. тонн малосернистой нефти на ООО «Афипский НПЗ» в мае 2017 года по системе магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть» по направлениям «Хадыженск-Краснодар» и «Крымск-Краснордар», с учетом подкачки региональной нефти с НПС «Карская» не более 20 м³/час. В ответ ПАО «Транснефть» письмом от 25.04.2017 № АК-13.1-01-08/23221 подтвердило техническую возможность поставки нефти на ООО «Афипский НПЗ» в мае 2017 года в количестве 390 тыс. тонн.

Из-за существенного отклонения от Графика ООО «НефтеГазИндустрия» оказалось под угрозой нарушения своих обязательств по договорам поставки, поскольку не могло принять от поставщиков нефть в согласованном объеме в связи с сокращением объемов транспортировки нефти.

ООО «Афипский НПЗ» как грузополучатель нефти сообщил о сложившейся ситуации ПАО «Транснефть» в письме от 27.04.2017 № 05-2676 «О поставке нефти на ООО «Афипский НПЗ» в 2017г.». В письме ООО «Афипский НПЗ» предупредило об угрозе убытков, а также предложило рассмотреть восполнение недопоставленного в мае объема нефти, который составил 145 тыс. тонн. В ответном письме от 04.05.2017 № АК-13.1-01-08/25057 ПАО «Транснефть» сообщило, что корректировка Графика в 2017 году, а значит, и восполнение недопоставленного объема, возможна только при наличии для этого технической возможности.

Письмом от 16.05.2017 № 05-3010 ООО «Афипский НПЗ» обратилось в ПАО «Транснефть» с просьбой предусмотреть поставку 535 тыс. тонн малосернистой нефти на ООО «Афипский НПЗ» в июне 2017 года по системе магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть» по направлениям «Хадыженск-Краснодар» и «Крымск-Краснордар», с учетом подкачки региональной нефти с НПС «Карская» не более 20 м³/час. В ответ ПАО «Транснефть» письмом от 26.05.2017 № АК-13.1-01-08/28876 подтвердило техническую возможность поставки нефти на ООО «Афипский НПЗ» в июне 2017 года в количестве 390 тыс. тонн.

По мнению ООО «НефтеГазИндустрия», из вышеуказанных писем от 25.04.2017 и от 26.05.2017 решение ПАО «Транснефть» сократить объем поставки нефти не связано с ремонтом магистральных нефтепроводов. Указанные решения ничем не мотивированы. Первоначальный График был составлен ПАО «Транснефть» с учетом технических возможностей транспортировки, которые не менялись до мая 2017 года, тем более так существенно, чтобы объем транспортировки за два месяца сократился на 275 тыс. тонн.

Таким образом, ООО «НефтеГазИндустрия» полагает, что сокращение ПАО «Транснефть» объема транспортировки нефти, поставлявшейся в мае и июне 2017 года, привело к ограничению конкуренции и ущемлению интересов ООО «НефтеГазИндустрия». В связи с незаконными действиями ПАО «Транснефть» ООО «НефтеГазИндустрия» допустило существенные нарушения обязательств перед своими контрагентами, вследствие чего понесло убытки и претерпело ущерб своей деловой репутации.

<...>*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Указанные действия ПАО «Транснефть» затрудняют исполнение ООО «НефтеГазИндустрия» договоров поставок нефтепродуктов потребителям в полном объеме, что приводит к прямым коммерческим потерям, а также нарушениям в ходе работ по модернизации Афипского НПЗ (первого этапа), возможности обслуживания компанией кредитов банков с государственным участием, планируемых графиков поступления налогов в бюджеты всех уровней.

Доводы ПАО «Транснефть» сводятся к следующему.

<...>*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАО «Транснефть» оказывает услуги по транспортировке нефти в соответствии с условиями договоров, заключаемых с грузоотравителями, на основании требований Правил обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2011 № 218 (далее также — Правила), и разработанных в соответствии с Законом о защите конкуренции и с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Правила определяют порядок обеспечения для любых лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в целях потребления на внутреннем рынке Российской Федерации и осуществления поставок за пределы территории Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Правил услуги по транспортировке нефти представляются ПАО «Транснефть» на основании договора об оказании услуг по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам на соответствующий год, заключенных с производителями нефти. Условия договоров являются стандартными и соответствуют требованиям действующего законодательства.

<...>*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, по мнению ПАО «Транснефть», действия ПАО «Транснефть» не нарушают антимонопольное законодательство, являются правомерными в соответствии с Правилами обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2011 № 218, и вызваны технологическими причинами в целях безопасности эксплуатации нефтепроводов, входящих в систему ПАО «Транснефть».

В рамках рассмотрения дела, в результате проведенного анализа материалов, представленных по запросам, а также иных представленных документов и сведений Комиссией ФАС России установлено следующее.

В рамках дела № 1-10-76/00-02-17 проведен анализ состоянии конкуренции на рынке транспортировки нефти на внутренний рынок по магистральным трубопроводам (далее — Анализ).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам в Российской Федерации могут оказывать только лица, внесенные в Реестр субъектов естественных монополий (далее – Реестр).

ПАО «Транснефть» (ранее – ОАО «АК «Транснефть») внесено в Реестр решением Правления ФЭК от 14.10.1997 № 115 (изм. приказом ФАС России от 05.09.2016 № 1253/16).

ПАО «Транснефть» является оператором магистральных трубопроводов в Российской Федерации (субъект естественной монополии, обеспечивающий оказание услуг по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам).

Хозяйствующим субъектом, непосредственно оказывающим услуги по транспортировке нефти в Краснодарском крае, является дочернее общество ПАО «Транснефть» АО «Черномортранснефть».

На основании проведенного Анализа установлено, что ПАО «Транснефть» и АО «Черномортранснефть» в составе одной группы лиц:

- занимают доминирующее положение на рынке транспортировки нефти по магистральным трубопроводам на внутренний рынок Российской Федерации;

- имеют возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара (работ, услуг) по транспортировке нефти на внутренний рынок по магистральным трубопроводам в границах Российской Федерации.

Отношения по транспортировке нефти регулируются Правилами.

В соответствии с пунктом 19 Правил оператор вправе сократить, приостановить или увеличить срок оказания услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, введении запретительных мер уполномоченными государственными органами в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ведении ремонтно-восстановительных работ магистральных трубопроводов, препятствующих транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральному трубопроводу.

При этом сокращение, приостановление или увеличение срока транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральному трубопроводу осуществляется оператором в отношении всех потребителей, на которых оказали влияние указанные обстоятельства, пропорционально количеству нефти (нефтепродуктов), транспортируемой по участку магистрального трубопровода, на котором возникли обстоятельства непреодолимой силы, в отношении которого введены запретительные меры уполномоченными государственными органами в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на котором ведутся ремонтно-восстановительные работы магистральных трубопроводов, препятствующие транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральному трубопроводу, если для транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральному трубопроводу не могут быть использованы иные маршруты с согласия потребителей.

Группа лиц в составе ООО «Афипский НПЗ» и ООО «НефтеГазИндустрия» занимается переработкой, производством и реализацией нефтепродуктов.

<...>*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, на ПАО «Транснефть» возложены обязательства по обеспечению технической возможности транспортировки нефти на ООО «Афипский НПЗ» в размере 6 млн. тонн в год.

На 2017 год ПАО «Транснефть» был составлен график поставки нефти на ООО «Афипский НПЗ» из расчета 5,76 млн. тонн с учетом проведения планово-предупредительных и ремонтных работ на объектах системы магистральных нефтепроводов (письмо ПАО «Транснефть» от 22.08.2016 № АК-11-01-10/45684).

Объем поставки нефти в соответствии с вышеуказанными графиком должен был составить в мае 2017 года 535 тыс. тонн, в июне 2017 года - 520 тыс. тонн.

Письмами от 14.04.2017 № 05-2368 и от 16.05.2017 № 05-3010 ООО «Афипский НПЗ» обратилось в ПАО «Транснефть» с просьбой предусмотреть поставку 535 тыс. тонн нефти на ООО «Афипский НПЗ» в мае 2017 и 535 тыс. тонн нефти в июне 2017 года. В ответ ПАО «Транснефть», письмами от 25.04.2017 № АК-13.1-01-08/23221 и от 26.05.2017 № АК-13.1-01-08/28876 подтвердило техническую возможность поставки нефти на ООО «Афипский НПЗ» в мае и июне 2017 года по 390 тыс. тонн. соответственно.

В соответствии с пояснениями ПАО «Транснефть» и доказательствами, имеющимися в материалах дела № 1-10-76/00-02-17 о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам проведенных мероприятий по дополнительному дефектоскопическому контролю были выявлены дефекты на магистральных нефтепроводах «Крымск-Краснодар» и «Хадыженск-Краснодар». Для устранения данных дефектов необходимо было провести ремонтные работы с остановкой указанных нефтепроводов.

<...>*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснения причин снижения объемов транспортировки нефти в течение всего месяца (май и июнь), а не в конкретные дни проведения ремонтов ПАО «Транснефть» не дано. По мнению Комиссии ФАС России, снижение объемов транспортировки в связи проведением ремонтных работ могли быть менее значительными, если бы снижение объемов транспортировки нефти было произведено исключительно в дни проведения ремонтных работ, так, как это было сделано в феврале и апреле 2017 года.

Таким образом, технологическое снижение объемов транспортировки нефти в мае 2017 года составило бы порядка 60 тыс. тонн, вместо 145 тыс. тонн, а в июне 2017 года порядка 15 тыс. тонн, вместо 130 тыс. тонн.

Также Комиссией ФАС России рассмотрены доводы ПАО «Транснефть» о том, что ООО «Афипский НПЗ» не является стороной договора на транспортировку нефти и совершает отдельные действия фактического характера, направленные на оказание сторонам договора содействия по его исполнению (подтверждение технической возможности приемки нефти, подписание актов приема сдачи нефти и паспортов качества). Количество нефти, которое должно быть доставлено в тот или иной пункт назначения, определяется в соответствии с условиями договоров на транспортировку нефти и заявкам грузоотправителей. Переписка между ПАО «Транснефть» и ООО «Афипский НПЗ» по поводу согласования максимальных объемов нефти, который может принять ООО «Афипский НПЗ» в 2017 году (в том числе по согласованию графика поставки нефти в направлении ООО «Афипский НПЗ») носит технический характер и ведется с целью подтверждения возможностей ООО «Афипский НПЗ» по приемке нефти и обеспечения исполнения заявок грузоотправителей по транспортировке до ООО «Афипский НПЗ» с учетом технических особенностей системы.

Относительно указанных доводов Комиссия ФАС России считает необходимым отметить следующее.

1. С учетом положений, изложенных в типовой форме договора между грузоотправителями и ПАО «Транснефть» (далее — Типовой договор), подтверждение нефтеперерабатывающего завода является необходимым условием организации транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов.

Пунктом 5.3 Типового договора предусмотрено, что основанием для оплаты транспортных услуг грузоотправителем является выдаваемое ПАО «Транснефть» задание на платеж. Задание на платеж формируется на основании заказа на транспортировку партии нефти от грузоотправителя при наличии в ПАО «Транснефть» следующих документов:

При поставках нефти на НПЗ России:

  • месячная заявка;

  • подтверждение НПЗ о приеме нефти;

  • подтверждение владельца пункта налива о технической возможности налива оформляемой партии (при поставках через пункты налива нефти).

    Также, требование о подтверждении НПЗ о приеме оформляемой партии нефти с указанием порядка передачи нефти и ее конечного получателя или подтверждение получателя о приеме нефти для использования в качестве топлива закреплено в пункте 6.1.1.8 Типового договора, содержащее отсылку к приложению № 12 к такому договору.

Таким образом, для оформления прокачки партии нефти поставщики, в соответствии с условиями договоров купли-продажи обращаются к ООО «Нефтегазиндустрия»/ООО «Нефтегазиндустрия-Инвест» (далее — Покупатель) за подтверждением приема нефти от ООО «Афипский НПЗ».

В соответствии со сложившимися правилами поведения для формирования подтверждения приема нефти поставщик сообщает Покупателю следующую информацию: Производителя (Грузоотправителя) и порядок передачи нефти. Далее ООО «Нефтегазиндустрия» направляет письмо на Афипский НПЗ с поручением направить в ПАО «Транснефть» подтверждение приема нефти в соответствии с полученной информацией.

В мае и июне 2017 года ООО «Нефтегазиндустрия» запрашивало у ООО «Афипский НПЗ» подтверждение приема нефти в соответствии с определенной ПАО «Транснефть» технической возможностью, т. е. по 390 тыс. тонн в месяц.

      1. <...>*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. <...>*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Во исполнение указанных обязательств ООО «Афпиский НПЗ» разработан «Регламент взаимоотношений ООО «Афипский НПЗ» и АО «Черномортранснефть» для обеспечения безопасного режима работы нефтепроводов «Крымск-Краснодар», «Хадыженск-Краснодар» и ведения учетных операций на ПСП ООО «Афипский НПЗ» через СИКН № 1015, СИКН 1016, который детально регламентирует порядок взаимодействия ООО «Афипский НПЗ» и АО «Черномортранснефть», в том числе по вопросам проведения приемо-сдаточных операций, оформлению приемо-сдаточных операций и содержит положения, закрепляющие обязанности и ответственность сторон.

      1. <...>*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все вышеизложенное, а также имеющаяся в материалах дела № 1-10-76/00-02-17 о нарушении антимонопольного законодательства активная переписка между ООО «Афипский НПЗ» и ПАО «Транснефть»/АО «Черномортранснефть», свидетельствуют о сложившихся и применяемых правилах поведения в сфере транспортировки нефти трубопроводным транспортом, независимо от их фиксации в каком-либо документе, что признается «обычаем» в соответствии со статьей 5 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По мнению Комиссии ФАС России, взаимодействие нефтеперерабатывающих заводов с ПАО «Транснефть» направлено на оказание сторонам договоров по транспортировке нефти содействия по его исполнению и является неотъемлемой частью технологического процесса такой транспортировки. Прекращение такого взаимодействия приведет к невозможности исполнения договоров на оказание услуг по транспортировке нефти.

Кроме того, доводы ПАО «Транснефть» о том, что действия Правил не распространяются на взаимоотношения с ООО «НефтеГазИндустрия» и ООО «Афипский НПЗ», а также отсутствие соответствующих договоров на транспортировку нефти не порождает каких-либо обязательств, являются необоснованными с точки зрения антимонопольного законодательства, так как в соответствии со смыслом статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, а также, учитывая, что Правила предусматривают, что сокращение, приостановление или увеличение срока транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральному трубопроводу осуществляется оператором в отношении всех потребителей, на которых оказали влияние указанные обстоятельства, пропорционально количеству нефти (нефтепродуктов), транспортируемой по участку магистрального трубопровода, на котором возникли обстоятельства непреодолимой силы, в отношении которого введены запретительные меры уполномоченными государственными органами в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на котором ведутся ремонтно-восстановительные работы магистральных трубопроводов, препятствующие транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральному трубопроводу, если для транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральному трубопроводу не могут быть использованы иные маршруты с согласия потребителей.

Рынок транспортировки нефти неразрывно связан с производством нефтепродуктов и смежными оптовыми рынками нефтепродуктов. Эффективность функционирования смежных оптовых рынков нефтепродуктов зависит от надлежащего поведения субъекта естественной монополии на рынке транспортировки нефти.

Таким образом, рассматриваемые действия ПАО «Транснефть» и АО «Черномортранснефть» отрицательно влияют на смежные оптовые рынки нефтепродуктов и могли привести к ущемлению интересов ООО «НефтеГазИндустрия» действующего на данных товарных рынках. Следовательно, субъект естественной монополии, оказывающий услуги по транспортировке нефти, должен руководствоваться нормами антимонопольного законодательства, а также Правилами не только в отношении непосредственно самих потребителей таких услуг, но и в отношении участников смежных оптовых рынков нефтепродуктов.

Комиссией ФАС России также оценены действия ПАО «Транснефть» относительно восполнения в октябре 2017 года недопоставленных в мае и июне объемов, указанных в письме ПАО «Транснефть» от 20.07.2017 № АК-13.1-01-08/38322. Данные действия нельзя считать устранением негативных последствий недопоставок нефти в адрес ООО «Афипский НПЗ» и компенсацией соответствующих убытков, так как исполнение ПАО «Транснефть» своих обязательств по поставке годовых объемов нефти в размере 5,76 млн. тонн на ООО «Афипский НПЗ» делается за счет переноса запланированного в октябре 2017 года капитального ремонта установок ООО «Афипский НПЗ» на февраль 2018 года, что в свою очередь приведет к недопоставкам нефти в 2018 году.

В отношении доводов, изложенных в Заключении об обстоятельствах дела № 1-10-76/00-02-17, Комиссией ФАС России возражения и пояснения не получены.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу о наличии в действиях группы лиц в составе ПАО «Транснефть» и АО «Черномортранснефть» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем не обеспечения транспортировки нефти на внутренний рынок по магистральным нефтепроводам на условиях пропорциональности сокращения объемов ее транспортировки, которое привело к снижению объемов переработки нефти на ООО «Афипский НПЗ» и могло привести к ущемлению интересов ООО «НефтеГазИндустрия» в сфере предпринимательской деятельности на смежных оптовых рынках нефтепродуктов.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

      1. Прекратить рассмотрение дела № 1-10-76/00-02-17 в отношении группы лиц в составе ПАО «Транснефть» (ИНН: 7706061801; ОГРН: 1027700049486) и АО «Черномортранснефть» (ИНН: 2315072242; ОГРН: 1022302384136) по пунктам 4 и 8 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

      2. Признать группу лиц в составе ПАО «Транснефть» (ИНН: 7706061801; ОГРН: 1027700049486) и АО «Черномортранснефть» (ИНН: 2315072242; ОГРН: 1022302384136) нарушившими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем не обеспечения транспортировки нефти на внутренний рынок по магистральным нефтепроводам на условиях пропорциональности сокращения объемов ее транспортировки, которое привело к снижению объемов переработки нефти на ООО «Афипский НПЗ» в период с мая по июнь 2017 года и могло привести к ущемлению интересов ООО «НефтеГазИндустрия» в сфере предпринимательской деятельности на смежных оптовых рынках нефтепродуктов.

      3. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства группе лиц в составе ПАО «Транснефть» и АО «Черномортранснефть» не выдавать.

         

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны