Определение №АГ/73177/16 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА No 1-00-155/00-02-16 О НАРУШЕН... от 25 октября 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 1-00-155/00-02-16 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

 

«2 октября 2016 г.                                                                                     г. Москва

Председатель Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства у с т а н о в и л:

В ФАС России поступило заявление ООО «Травники-Ойл» (место нахождения: Челябинская область, город Челябинск, улица Лесопарковая, дом 7, помещение 305) от 20.07.2016 № 157 о принятии мер антимонопольного реагирования по факту злоупотребления ПАО «Транснефть» доминирующим положением, выразившемся в приостановке транспортировки нефтепродуктов на нефтебазу «Травники-Ойл» (далее — Заявление).

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) ФАС России, в том числе, обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения, а также предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами.

С 2010 года ПАО «Транснефть» и организации системы «Транснефть» осуществляют транспортировку нефтепродуктов по магистральному трубопроводу на нефтебазу ООО «Травники-Ойл».

ПАО «Транснефть» оказывает услуги в области транспортировки нефти и нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов в Российской Федерации и за ее пределами. ПАО «Транснефть» (ранее - ОАО «АК «Транснефть») внесено в раздел III реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под номером 77.3.1.

Непосредственно деятельность по транспортировке нефти и нефтепродуктов осуществляют дочерние общества ПАО «Транснефть». Транспортировка нефтепродуктов на нефтебазу ООО «Травники-Ойл» осуществляется по МНПП (магистральный нефтепродуктопровод) Уфа-Петропавловск и Уфа-Омск дочерним обществом ПАО «Транснефть» АО «Транснефть-Урал». АО «Транснефть-Урал» (ранее — ОАО «Уралсибнефтепровод») внесено в раздел III реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под номером 02.3.1.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Порядок взаимоотношений между ООО «Травники-Ойл» и АО «Транснефть-Урал» закреплен в «Регламенте взаимоотношений ЛПДС (линейно производственно-диспетчерская станция) «Травники-ПП» (филиал) АО «Транснефть-Урал» и нефтебазы ООО «Травники-Ойл» для обеспечения безопасного режима работы МНПП «Уфа-Омск», «Уфа-Петропавловск» и ведения учетных операций на нефтебазе ООО «Травники-Ойл» через СИКН (система измерения количества и показателей качества нефтепродуктов) № 01» (далее - Регламент).

В соответствии с пунктом 10.1.2 Регламента, в целях контроля сохранности количества и качества нефтепродуктов, Челябинское НУ (нефтепроводное управление) и АУП (аппарат управления) АО «Транснефть-Урал» проводят плановые и внеплановые проверки достоверности ведения учетно-расчетных операций на нефтебазе.

Также в пункте 8.4.10 Регламента указано, что сдача нефтепродукта прекращается до выяснения и устранения причины отказа в случае:

- невозможности работы в аттестационном диапазоне расхода;

- обнаружения утечек и неисправности запорной арматуры СИКН;

- обнаружения утечек в местах соединения измерительной линии СИКН;

- отказа технологического оборудования, резком повышении шума, вибрации, изменении расхода через работающие измерительные линии;

- снижение рабочего давления после массовых счетчиков-расходомеров ниже установленного нормируемого значения, указанного в инструкции по эксплуатации СИКН;

- возникновения других аварийных ситуаций, при которых нормальная эксплуатация СИКН невозможна.

В период с 27.06.2016 по 15.07.2016 комиссией ПАО «Транснефть» и АО «Транснефть-Урал» (далее - Комиссия) была проведена внеплановая проверка сдачи нефтепродуктов на нефтебазу «Травники-Ойл».

По результатам проведенной Комиссией внеплановой проверки в письмах АО «Транснефть-Урал» от 06.07.2016 № 27-09-12/241, от 09.07.2016 № 27-09-13/242, от 12.07.2016 № 15-47-1372 и от 14.07.2016 № ТУР-26-52-34/22080 изложены замечания Комиссии.

Согласно информации, представленной в рамках рассмотрения Заявления, АО «Транснефть-Урал» не уведомило ООО «Травники-Ойл» о приостановке транспортировки нефтепродуктов на их нефтебазу.

В ответ на письмо ООО «Травники-Ойл» от 19.07.2016 № 150 ПАО «Транснефть» письмом от 21.07.2016 № АК-31.1-02-06/39220 сообщило, что сдача нефтепродуктов на нефтебазу «Травники-Ойл» приостановлена на основании замечаний Комиссии.

В соответствии с письмом от 10.08.2016 № АК-31.1-02-06/43444, в ответ на запрос ФАС России от 03.08.2016 № АГ/53153/16, ПАО «Транснефть» сообщило, что в деятельности ООО «Травники-Ойл» выявлены несоответствия требованиям, указанным в пункте 13.3 типовых договоров об оказании услуг по транспортировке нефтепродуктов, в части обеспечения работы системы измерений количества нефтепродуктов, а также другого оборудования нефтебазы «Травники-Ойл», обеспечивающего достоверность учета нефтепродуктов.

По результатам анализа представленных ООО «Травники-Ойл» и ПАО «Транснефть» документов и материалов следует.

По мнению ФАС России, замечания Комиссии не соотносятся с вышеуказанными основаниями прекращения транспортировки нефтепродуктов на нефтебазу ООО «Травники-Ойл», закрепленными в пункте 8.4.10 Регламента, не являются достаточным основанием для приостановки транспортировки нефтепродуктов на нефтебазу ООО «Травники-Ойл», не связаны с невозможностью эксплуатации узла учета нефтепродуктов, носят не технический, а операционный характер, связанный с технологией работы операторов, а также требований к работе операционных систем компьютерной техники.

При этом, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, на основании положительных результатов испытаний ООО «Травники-Ойл» выдано свидетельство об утверждении типа средств измерения № 38471 на отводах от МННП Уфа-Омск и Уфа-Петропавловск, который зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений под № 43215-09 и допущен к применению в Российской Федерации. Межповерочный интервал - 1 год.

В соответствии со Свидетельствами о поверках № 6532066 и № 6532067 от 12.11.2015 счетчик-расходомер массовый Micro Motion CMF-300, регистрационный номер <...> -06 (узел учета нефтебазы ООО «Травники-Ойл»), а также согласно Свидетельству о поверке № 6532070 от 18.11.2015 система измерений количества и показателей качества нефтепродуктов ООО «Травники-Ойл» на отводах от МННП Уфа-Омск и Уфа-Петропавловск, регистрационный номер <...> -09, на основании результатов периодических поверок признаны соответствующими установленным в описании типа метрологическим требованиям и пригодными к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Вместе с тем, ООО «Травники-Ойл» не является стороной договора об оказании услуг по транспортировке нефтепродуктов и, следовательно, требования пункта 13.3 указанного договора, на который ссылается ПАО «Транснефть» в письме от 10.08.2016 № АК-31.1-02-06/43444, не распространяются на ООО «Травники-Ойл».

Также, акты, указанные в пункте 13.3 типового договора об оказании услуг по транспортировке нефтепродуктов, касающиеся обеспечения работы системы измерений количества нефтепродуктов, а также другого оборудования, обеспечивающего достоверность их учета не являются нормативно-правовыми актами и носят рекомендательный характер.

В соответствии с пояснениями ООО «Травники-Ойл», замечания Комиссии к узлу учета нефтепродуктов не были предусмотрены техническими условиями на его проектирование, выданными АК «Транснефтепродукт» и согласованными письмом от 23.06.2008 № 02-106-27.3/3149.

ПАО «Транснефть» доказательств невозможности устранения выявленных Комиссией замечаний без приостановки транспортировки нефтепродуктов магистральным трубопроводным транспортом на нефтебазу ООО «Травники-Ойл» не представлено.

Согласно информации, представленной в рамках рассмотрения ФАС России Заявления, транспортировка нефтепродуктов по магистральным трубопроводам является единственным способом транспортировки нефтепродуктов на нефтебазу ООО «Травники-Ойл».

В соответствии с письмом от 22.09.2016 № 230, ООО «Травники-Ойл» осуществляют деятельность на товарном рынке хранения и налива нефтепродуктов. Согласно заключенным договорам между ООО «Травники-Ойл» и контрагентами, обязанностями ООО «Травники-Ойл», в том числе, является осуществление хранения нефтепродуктов и оказание услуг налива по соответствующим заявкам. Прекращение транспортировки нефтепродуктов в адрес ООО «Травники-Ойл» влечет за собой невозможность исполнения ООО «Травники-Ойл» своих обязанностей в рамках заключенных договоров.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, действия группы лиц в составе ПАО «Транснефть» и АО «Транснефть-Урал» приводят к ограничению конкуренции на рынке хранения и налива нефтепродуктов в результате приостановки транспортировки нефтепродуктов на нефтебазу ООО «Травники-Ойл».

На основании изложенного издан приказ ФАС России от 11.10.2016 № 1420/16 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения в действиях группы лиц в составе Публичного акционерного общества «Транснефть» (место нахождения: Российская Федерация, г. Москва) и Акционерного общества «Транснефть-Урал» (место нахождения: Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа) части 1 статьи 10, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции, о п р е д е л и л:

1. Назначить дело № 1-00-155/00-02-16 к рассмотрению на 10.11.2016 в 12:00 по адресу: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, переговорная140.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

ответчиков:

- Публичное акционерное общество «Транснефть» (место нахождения: Российская Федерация, г. Москва);

- Акционерное общество «Транснефть-Урал» (место нахождения: Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа),

заявителя:

- Общество с ограниченной ответственностью «Травники-Ойл» (место нахождения: Челябинская область, город Челябинск, улица Лесопарковая, дом 7, помещение 305).

3. Публичному акционерному обществу «Транснефть» и Акционерному обществу «Транснефть-Урал» представить в срок до 02.11.2016:

письменные пояснения с указанием правовой позиции по существу рассматриваемого дела;

- сведения о нефтебазах, находящихся на территории Челябинской области, на которые ПАО «Транснефть» и организации системы «Транснефть» осуществляют транспортировку нефтепродуктов (адреса мест нахождения, почтовые адреса, наименования, основные виды деятельности и т. п.), в том числе, принадлежащих ПАО «Транснефть» и организациям системы «Транснефть» (с указанием такой принадлежности);

- имеющиеся сведения об иных нефтебазах, находящихся на территории Челябинской области (адреса мест нахождения, почтовые адреса, наименования, основные виды деятельности и т. п.);

сведения о приостановке транспортировки нефтепродуктов в 2016 году по магистральным трубопроводам на нефтебазы по аналогичным с ООО «Травники-Ойл» основаниям.

 

 

А.Н. Голомолзин

Связанные организации

Связанные организации не указаны