Р Е Ш Е Н И Е по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № Г 94-04/2018

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
13.02.2018
Управление:
Владимирское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер дела:
№ Г 94-04/2018

Ф Е Д Е Р А Л Ь Н А Я  А Н Т И М О Н О П О Л Ь Н А Я  С Л У Ж Б А

УПРАВЛЕНИЕ

по Владимирской области

_______________________________________________________________________

ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 33-49-78, 53-14-53

e-mail: to33@fas.gov.ru

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу о нарушении законодательства                                                                                                           о контрактной системе в сфере закупок

№ Г 94-04/2018

 

12 февраля 2018  года                                                                                                 г. Владимир

 

Резолютивная часть решения оглашена 12.02.2018 года

 

Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

председателя  Комиссии:

<…..>, заместителя  руководителя управления – начальника отдела;

членов Комиссии:

<…..> главного специалиста-эксперта,

<…..> ведущего специалиста-эксперта,

на основании части 8 статьи 106 Федерального закона № 44-ФЗ  от 05.04.2013 «О  контрактной системе  в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14  (далее - административный регламент)  рассмотрела жалобу заявителя - ООО «Дорожная карта» на положения документации об электронном аукционе на поставку интерактивной доски (комплект: интерактивная доска, расширенная панель управления, крепление и проектор) для нужд ГБУК ВО «Центр классической музыки» (№0128200000118000051).

09.02.2018  в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе  в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 12.02.2018 (16:00).

09.02.2018 на заседании Комиссии присутствовал представитель заказчика - ГБУК ВО «Центр классической музыки»  <…..> (доверенность от 06.02.2018 №б/н).

Уполномоченный орган – департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя.

Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.

В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок                             Комиссия        

                                                                     

УСТАНОВИЛА:

 

Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО «Дорожная карта» на положения документации об электронном аукционе на поставку интерактивной доски (комплект: интерактивная доска, расширенная панель управления, крепление и проектор) для нужд ГБУК ВО «Центр классической музыки» (№0128200000118000051).

По мнению заявителя, документация указанного электронного аукциона составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно:

1. Заказчиком неверно указан код ОКПД2 32.99.53.130 Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные и не применено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 №968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных нужд» (далее – Постановление №968).

2.Заказчик в нарушение требований статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок указал в пункте 3.1 контракта указал, что цена контракта включает НДС без возможности исключения НДС в случае, если контракт будет заключаться с лицом, находящимся на упрощенной системе налогообложения.  Также в пункте контракта указал на предоставление счета-фактуры, не имеющейся у лица, находящегося на упрощенной системе налогообложения.

3.Заказчик в нарушение требований статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в пункте 41 Информационной карты указал требование о наличии у производителя или поставщика не менее одного сервисного центра на территории ЦФО, ограничивающее число участников закупки.

4.В пункте 3.6 проекта контракта неоднозначно указан срок поставки товара.

5.В пункте 4.4 проекта контракта заказчиком указано требование о предоставлении излишних документов об исполнении поставщиком своих обязательств.

6.Заказчиком в нарушение части 2 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок в ответах на запросы разъяснений не указаны предметы запроса.

На основании изложенного, заявитель  просит признать жалобу обоснованной, вынести предписание об устранении допущенных нарушений.

В обоснование правомерности действий заказчика представитель заявил следующее.

1.Заказчиком в соответствии с требованиями типовой документации электронного аукциона заявлен код закупки по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности - 32.99.53.130 (Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные). Предмет закупки используется для демонстрации на экране доски информации с помощью соответствующего оборудования. Примененный код закупки соответствует его предмету; выбор кода является прерогативой заказчика. Следовательно, в связи с примененным заказчиком кодом закупки, установление преференций не требуется.

2.Пунктом 3.1. договора предусмотрено, что цена товара включает все виды расходов (в том числе НДС). Данная формулировка указывает на составляющие цены контракта, не влияя на размер этой цены и тем более на обязанность контрагента уплачивать НДС или его освобождение от данной обязанности.

Пунктом 5.6.2. проекта договора предусмотрено, что одновременно с товаром, поставщик обязан передать заказчику документы на товар. При этом предполагается, что поставщик представляет бухгалтерские документы в соответствии с действующим законодательством и применяемой им системой налогообложения. Счет-фактура и накладная требуются заказчику в случае их оформления поставщиком. Универсальный передаточный документ также является документом, подтверждающим поставку, и принимается заказчиком к оплате.

3.Пунктом 2.2.5 договора и пунктом 41 информационной карты закупки предусмотрено требование о наличии сервисного центра поставщика или производителя на территории Центрального федерального округа России. Данное требование устанавливает необходимость наличия сервиса либо у поставщика, либо у производителя. Вышеуказанное требование заявлено для удобства и оперативности решения вопросов гарантийного обслуживания. Наличие сервисного центра в непосредственной близости с местом расположения заказчика создает для него условия для защиты прав в случае поломки (неисправности) товара и предоставляет возможность избежать расходов по ремонту соответствующего оборудования.

4.Пунктом 3.6 договора определены сроки поставки товара. При этом установлено, что поставка осуществляется в течение 15 календарных дней с момента подписания договора; 3 дня установлено для приемки товара сторонами (с учетом специфики и объемов поставки зачастую требуется несколько дней для работы приемочной комиссии, составления протокола и приемки, либо отказе в приемке товара). Таким образом, максимальный срок поставки составляет 15 дней, что вытекает из формулировки соответствующего пункта договора; 3 дня установлено на прием товара.

5.Пунктом 4.4 договора заявлено требование о предоставлении поставщиком письменного извещения об исполнении обязательств. Данный документ необходим заказчику для подтверждения окончания поставки товара, так как поставка может быть осуществлена партиями, в несколько этапов, из отдаленного города, с помощью посредников и т.д., и наличие документа об окончании поставки способствует конструктивному взаимодействию сторон в ходе исполнения договора. При этом, передаточные документы подписываются после поставки товара и получения заказчиком соответствующего уведомления об окончании поставки.

6.В разъяснениях на запросы заказчиком указаны предмет запроса (поставка интерактивной доски) и номера запросов.

Таким образом, размещенная заказчиком документация электронного аукциона в полной мере соответствует требованиям действующего Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком нарушений не допущено.

Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99  Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1.На основании части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

Часть 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок содержит исчерпывающий перечень информации, которая должна содержаться в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона.

Вышеуказанные положения Закона о контрактной системе в сфере закупок, устанавливающие требования к извещению о проведении электронного аукциона, не предусматривают обязанность заказчика указывать код ОКПД2 и заказчик вправе самостоятельно определить код ОКПД2, максимально объективно описывающий объект закупки.

Таким образом, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе  в сфере закупок к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок  начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

В пункте 22 Информационной карты со ссылкой на Приложение №2 указано, что НМЦК сформирована в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 №567.

В Приложении №2 к документации указано, что для определения НМЦК применяется метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании ценовой информации, содержащейся в коммерческих предложениях потенциальных поставщиков. Цена товара, указанная в коммерческих предложениях, включает расходы на перевозку, доставку до места назначения заказчику, налоги, сборы и другие обязательные платежи.

В пункте 3.1 проекта контракта заказчиком указано, что цена контракта включает в себя НДС.

В силу положений части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок только в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Корректировка (в том числе, уменьшение) заказчиком цены контракта, в зависимости от применения лицом, с которым заключается контракт, упрощенной системы налогообложения, Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена, и противоречит принципу твердости цены контракта, установленного частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Кроме того, установленная контрактом стоимость оплаты соответствующих товаров, работ или услуг не соотносится с налоговыми обязательствами победителя, поскольку является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Следовательно, налоговые обязательства участника закупки не могут быть регламентированы ни аукционной документацией, ни законодательством о контрактной системе в сфере закупок.

Последующие отношения, связанные с исчислением и уплатой НДС при получении оплаты по контракту лицами, применяющими общую систему налогообложения, а также с перечислением НДС в бюджет лицами, освобожденными от уплаты НДС, регулируются налоговым законодательством.

Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Согласно части 3 статьи 168 Налогового кодекса при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Во исполнение вышеуказанных требований заказчиком в пункте 5.6.2 проекта контракта указано, что счет-фактура передается заказчику в течении в течении 2 дней с момента отгрузки товара или получения поставщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.

Таким образом, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Во исполнение вышеуказанных требований заказчиком в Приложении №1 к Информационной карте указано описание объекта закупки с техническими характеристиками товара.

В пункте 41 информационной карты заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок указаны условия контракта,  не являющиеся дополнительными требованиями к участникам закупки, о наличии сервисного центра поставщика или производителя на территории Центрального федерального округа России (пункт 2.2.5 проекта контракта), что обусловлено потребностью заказчика.

Каких либо дополнительных требований к участнику закупки заказчиком не установлено.

Таким образом, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.

4. В пункте 3.6 проекта контракта указано, что поставщик обязуется осуществить поставку товара, предусмотренного контрактом, в течении 15 календарных дней с момента его подписания и завершить ее в течении 3 дней.

В пункте 39 Информационной карты указан срок поставки товара с момента заключения контракта в течении 15 календарных дней.

Таким образом, срок поставки товара четко определен вышеуказанными пунктами документации.

5. Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Во исполнение требований части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в пункте 4.4 проекта контракта указано, что возврат поставщику внесенного денежного обеспечения  производится заказчиком в течении 10 банковских дней с момента исполнения контракта, при условии надлежащего исполнения поставщиком исполненных обязательств по контракту и получения письменного извещения от поставщика об исполнении своих обязательств по настоящему контракту в подлиннике, оформленном надлежащим образом, на бумажном носителе, без применения факсимильных подписей.

Таким образом, пункт 4.4 проекта контракта предусматривает предоставление документа, необходимого для возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Таким образом, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.

6. Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок в адрес заказчика от участников закупок поступило 7 запросов на разъяснения положений документации.

Как установлено из документов, представленных заказчиком и размещенных в ЕИС, в нарушение требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе без указания предмета запроса.

Таким образом, указанный довод заявителя нашел свое подтверждение, однако, вышеуказанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика.

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 1  части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу ООО «Дорожная карта» на положения документации об электронном аукционе на поставку интерактивной доски (комплект: интерактивная доска, расширенная панель управления, крепление и проектор) для нужд ГБУК ВО «Центр классической музыки» (№0128200000118000051) частично обоснованной, в части довода о размещении заказчиком разъяснений положений документации об электронном аукционе без указания предмета запроса.

2. Признать заказчика нарушившим требования части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, ввиду того, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика.

4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.

Настоящее решение вступает в законную силу  с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения. 

 

Председатель   Комиссии                                                                                            <…..>