Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 19 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 
 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ


ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

 № К-1147-03/2017

 

«16» апреля 2018 г.                                                                                                     г. Владимир

Резолютивная часть объявлена «06» апреля 2018 г.

 

Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

            Председателя Комиссии:

<А…>  –  <должность>  Владимирского УФАС России,

            Членов Комиссии:

<А…><должность> Владимирского УФАС России,

<А…> - <должность> Владимирского УФАС России,

 

в присутствии представителей:

заявителя ИП <А…><А…> (лично), <А…> (доверенность от 12.12.2017), <А…> (доверенность от 22.01.2018);

первого ответчика АО «ВОЭК» - <А…> (от 11.01.2017 № 12), <А…> (доверенность от 30.01.2017 № 25), <А…> (доверенность от 16.11.2017 № 97)

второго ответчика АО «ВКС» - <А…> (доверенность от 05.09.2017 №, от 05.12.2017 № 2192)

 

рассмотрев дело № К-1147-03/2017 по признакам нарушения по признакам нарушения АО «Владимирская областная электросетевая компания» (600015, Владимирская область, г. Владимир, ул. Чайковского, д. 38-б, ОГРН 1063340018785, ИНН 3329038170) и АО «Владимирские коммунальные системы» (600015, Владимирская область, г. Владимир, ул. Чайковского, 38Б, ОГРН 1033301818659, ИНН 3327329166) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступило заявление ИП <А…>  на действия АО «ВОЭК», выразившиеся в неправомерном определении объема безучетного потребления электрической энергии  в помещении, расположенном по адресу: г. Владимир, ул., за период  2014-2017 гг.

Как следует из заявления и представленных документов, АО «Владимирская областная электросетевая компания» (далее – АО «ВОЭК») является юридическим лицом, осуществляющим деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица, регистрационный номер <А…> .

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности АО «ВОЭК» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.

            АО «Владимирские коммунальные системы» (далее – АО «ВКС») является юридическим лицом, осуществляющим деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица, регистрационный номер <А…>.

Постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 18.10.2006 № 23/1 АО «Владимирские коммунальные системы» с 1 сентября 2006 г. присвоен статус гарантирующего поставщика.

Пунктом 2 указанного постановления границы зоны деятельности АО «ВКС» определены как границы балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Владимирская областная электросетевая компания», к сетям которых присоединены потребители, подлежащие обслуживанию АО «ВКС», в том числе точки поставки согласно приложению № 2, за исключением точек поставки в пунктах 42, 43 приложения № 1.

В силу своего статуса АО «ВКС» обязано в зоне своей деятельности реализовывать электрическую энергию  потребителям по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

Замалеев Раис Хальфинович является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, регистрационный номер <А…>.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности ИП <А…> является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.

На праве собственности  <А…> принадлежит нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Владимир, ул. <А…>  (далее по тексту нежилое помещение).

В отношении данного нежилого помещения между АО «ВКС» и <А…> заключен договор энергоснабжения № 3778 от 10.04.2014 г.

До заключения договора энергоснабжения, согласно акту допуска (проверки) расчетного прибора учета электрической энергии (мощности) в эксплуатацию от 25.03.2014 в нежилом помещении 11 марта 2014 г. установлен новый прибор учета «Меркурий 230АМ-02» № 16851243 с нулевыми показаниями.

На момент допуска расчетного прибора учета электрической энергии (мощности) в эксплуатацию, 25 марта 2014 г., показания счетного механизма составляли 001864.

Такие же показания счетчика указаны в отчете о показаниях расчетных приборов учета и фактическом потреблении электрической энергии, оформленном в соответствии с приложением № 8 к договору энергоснабжения № 3778 от 10.04.2014 и подписанным со стороны АО «ВКС» и ИП <А…>

Согласно устным пояснениям представителей ИП <А…> и АО «ВКС» показания прибора учета передавались ИП <А…> в адрес гарантирующего поставщика по телефону.

Первый счет на оплату электроэнергии в объеме 1258 кВт/ч выставлен АО «ВКС» в адрес <А…> 31 мая 2014 г.

Согласно письменным пояснениям АО «ВКС», изложенным в дополнительных пояснениях по делу от 28.02.2018, первые показания, которые передал ИП <А…> составили 001252 кВт/ч. У Общества отсутствуют сведения за какой период были сняты указанные показания ИП <А…>.

Таким образом, в связи с тем, что первые переданные показания были равны 001252 кВт/ч, то объем электроэнергии за май 2014 г. был определен как разница между начальными и текущими показаниями прибора учета, где:

000000 кВт/ч – начальные показания, отраженные в акте допуска от 25.03.2014;

001252 кВт/ч – текущие показания, переданные потребителем.

Итого объем, потребленной за май 2014 г. объем электроэнергии, без учета потерь, составил 1252 кВт/ч.

Следующие показания прибора учета электроэнергии были переданы ИП <А…> только в июне 2014 г. равные 002037 кВт/ч.

В период 2014-2017 гг. ИП <А…> своевременно оплачивал счета за электроэнергию, которые были выставлены АО «ВКС». Задолженность по оплате электроэнергии отсутствовала, что подтверждается актами сверки за 3 года.

При этом с момента заключения договора энергоснабжения и до июля 2017 года как проверка правильности снятия показаний расчетного прибора учета, так и сама проверка расчетного прибора учета, ни со стороны сетевой организации, ни со стороны гарантирующего поставщика не проводились.

19 июля 2017 г. АО «ВОЭК» было проведена внеплановая проверка расчетного прибора учета, установленного по адресу: г. Владимир, ул. <А…>.

В результате проверки составлен акт допуска расчетного прибора учета б/н от 19.07.2017. Акт содержит сведения, предусмотренные пунктом 176 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии: электрический счетчик Меркурий 230АМ-02, заводской номер <...> , 2013 года выпуска – исправен, обеспечивает достоверный учет потребляемой электрической энергии.  Пломба энергоснабжающей организации № 015520 не нарушена. Зафиксированы показания счетного механизма на дату проверки – 427762 (6 знаков). Замечаний к составленному акту нет. Акт подписан представителем АО «ВОЭК» и представителем потребителя. Данный акт направлен в адрес гарантирующего поставщика – АО «ВКС».

В результате проведенной 19.07.2017 сетевой организацией проверки расчетного прибора учета АО «ВКС» выявлен факт несоответствия передаваемых ИП <А…> показаний прибора учета электроэнергии с фактическим ее потреблением.

27 июля 2017 г. АО «ВКС» проведено контрольное снятие показаний прибора учета ИП <А…>. На дату проверки зафиксированы показания счетного механизма – 431162. Также в акте указано, что потребителю необходимо передавать шестизначные показания счетчика в ОП ОАО «ВОЭК».

31 июля 2017 г. АО «ВКС» в адрес <А…> выставлен счет на оплату потребленной в июле 2017 г. электрической энергии в размере 2 838 064,57 руб.

Предъявленный к оплате объем электроэнергии за июль 2017 г. по договору энергоснабжения № 3778 от 10.04.2014 был определен гарантирующим поставщиком по показаниям расчетного прибора учета как разница между предыдущими и текущими показаниями прибора учета, где:

431162 кВт/ч – текущие показания, отраженные в акте допуска от 27.07.2017;

41616 кВт/ч – предыдущие показания, переданные потребителем.

Итого объем, потребленной за июль 2017 г. объем электроэнергии, без учета потерь, составил 389546 кВт/ч. Указанный объем электроэнергии предъявлен к оплате по цене электроэнергии, которая была определена за июль 2017 г.  (6,14349 руб/кВт*ч – предельный уровень нерегулируемой цены за электроэнергию для потребителей АО «ВКС» в июле 2017 г. по группе НН).

14 августа 2017 г. гарантирующим поставщиком было проведено повторное контрольное снятие показаний прибора учета электроэнергии в присутствии ИП Замалеева Р.Х., в ходе которого подтвердился факт несоответствия передаваемых потребителем показаний прибора учета с фактическим ее потреблением.

Согласно устным пояснениям сторон данная ситуация сложилась по причине того, что с момента заключения договора энергоснабжения и до июля 2017 г. <А…> передавал пятизначные показания расчетного прибора электроэнергии, вместо шестизначных показаний.

В связи с тем, что ИП <А…> не оплачены счета за потребленную электроэнергию за июль и август 2017 г., 29 сентября 2017 г. АО «ВКС» направило в адрес потребителя уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления электроэнергии с 17 октября 2017 г.

Усмотрев в вышеуказанных действиях АО «ВОЭК»  признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, приказом руководителя Владимирского УФАС России от 23.11.2017 года № 140/17 в отношении Общества возбуждено дело № К-1147-03/2017.

Определением от 23.11.2017 дело № К-1147-03/2017 назначено к рассмотрению.

Определением от 14.12.2017 АО «ВКС» привлечено к участию в рассмотрении дела № К-1147-03/2017 в качестве второго ответчика.

На заседаниях комиссии представители Заявителя поддержали доводы, изложенные в заявлении ИП <А…>; просили признать факт нарушения Ответчиками антимонопольного законодательства (подробно доводы Заявителя изложены в пояснениях от 14.12.2017, от 15.02.2018, от 30.03.2018).

Представители Первого ответчика – АО «ВОЭК» отклонили доводы Заявителя. Пояснили, что в период с апреля 2014 г. и до июля 2017 г. не проводили контрольного снятия показаний расчетного прибора учета ИП <А…>, а также не проводили ежегодной проверки расчетного прибора учета электроэнергии указанного потребителя. Кроме того, не отрицали, что отсутствуют планы-графики таких проверок.

Установка расчетного прибора учета, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. <А…>, выполнена АО «ВКС» в присутствии представителя потребителя, что подтверждается актом допуска расчетного прибора учета в эксплуатацию от 25.03.2014.

Установленный прибор учета принадлежит ИП <А…> Информация о считывании показаний потребителя с отчетного устройства электросчетчика указывается заводом-изготовителем в паспорте (инструкции по эксплуатации) на прибор учета и зависит от типа счетчика и его варианта исполнения.

Таким образом, обмен показаниями расчетного прибора учета должен осуществляться между ИП Замалеевым Р.Х. и АО «ВКС»  в соответствии с заключенным ими договором энергоснабжения. АО «ВОЭК» стороной договора не является.

Кроме того, гарантирующий поставщик вправе был самостоятельно провести контрольные снятия показаний прибора учета ИП <А…>, поскольку отвечает перед потребителем за поставку электроэнергии. При этом осуществил допуск прибора учета в эксплуатацию,  снял первоначальные показания, принимал регулярно оплату и подписывал с потребителем акты сверки расчетов. 

Также, представители Первого ответчика, считают, что не проведение проверок на протяжении трех лет со стороны сетевой организации не ущемляет интересы Заявителя в предпринимательской деятельности. Более того, ИП <А…> обязан был добросовестно подходить к вопросу правильности снятия показания расчетного прибора учета электрической энергии (подробно доводы Первого ответчика изложены в пояснениях от 13.12.2017, от 21.03.2018).

Представитель Второго ответчика – АО «ВКС» частично поддержал доводы АО «ВОЭК». Пояснил Комиссии, что проведение проверок расчетных приборов учета, в том числе контрольное снятие показаний, является правом, а не обязанностью гарантирующего поставщика. Ежемесячно  плата за потребленную электроэнергию рассчитывалась исходя из показаний, передаваемых ИП <А…> Именно на потребителя законом и договором возложена обязанность по снятию и передачи достоверных показаний расчетного прибора учета. Рассматриваемая ситуация стала возможной из-за недобросовестного поведения потребителя (подробно доводы Второго ответчика изложены в пояснениях от 12.12.2017, от 22.01.2018, от 28.02.2018).

Комиссия Владимирского УФАС России, заслушав доводы и возражения сторон, изучив документы, которые были представлены в материалы дела, приходит к следующему.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение монополистической деятельности определены Законом о защите конкуренции.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для целей применения положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции подлежат установлению следующие обстоятельства: занятие хозяйствующим субъектом доминирующего положения на товарном рынке; осуществление действий, как прямо установленных этой нормой, так и иных действий (поскольку приведенный этой нормой перечень таких действий не является исчерпывающим); наступление (или угроза наступления) последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей; причинно-следственная связь между действиями субъекта и указанными последствиями.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

В частности, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

Также доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

АО «Владимирская областная электросетевая компания» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии.

 В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии являются естественно-монопольных видом деятельности.

В соответствии с обзором состояния конкуренции на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Владимирской области по итогам 2016 и 1 полугодия 2017 от 22.11.2017 рынок услуг по передаче электрической энергии является товарным рынком, находящимся в состоянии естественной монополии. АО «ВОЭК» является субъектом естественной монополии. В исследуемый период времени (2016 г. – 9 месяцев (период январь – сентябрь) 2017 г.) Общество осуществляло деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории расположения потребителей, технологически присоединенных к электрической сети АО «Владимирская областная электросетевая компания»,  в административных границах г. Владимир, г. Ковров, г. Камешково, г. Гусь-Хрустальный, г. Кольчугино, г. Юрьев-Польский, г. Петушки, г. Киржач, г. Собинка, г. Лакинск, г. Судогда, г. Суздаль Владимирской области.

Следовательно, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение АО «ВОЭК» на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории расположения потребителей, технологически присоединенных к электрической сети Общества, в административных границах г. Владимира, признается доминирующим.

АО «Владимирские коммунальные системы» на территории Владимирской области является энергоснабжающей организацией. Постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 18.10.2006 г. № 23/1 АО «ВКС» присвоен статус гарантирующего поставщика.

Как следует из анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Владимирской области от 13.04.2017, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания (с учетом  особенностей  расположения территориальных  сетевых  организаций, осуществляющих услуги по передаче электроэнергии),  розничный  рынок электрической энергии (мощности) Владимирской области   разделен на 5 сегментов (4 сегмента – зоны деятельности гарантирующих поставщиков, 1 сегмент – зона деятельности энергосбытовой организации, осуществляющей куплю-продажу электрической энергии на территории закрытого территориального образования).  

Зона деятельности АО «ВКС», определена постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 18.10.2006 г. № 23/1, как границы балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Владимирская областная электросетевая компания», к сетям которых присоединены потребители, подлежащие обслуживанию АО «Владимирские коммунальные системы».

В 2016 г. на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Владимирской области в зоне деятельности гарантирующего поставщика АО «ВКС»  хозяйственную деятельность осуществляли 3 хозяйствующего субъекта: 1 гарантирующий поставщик и 2 энергосбытовые организации.

Проведенный анализ состояния конкурентной среды на сегменте розничного рынка электрической энергии (мощности) в установленных географических границах показал, что за исследуемый период данный сегмент товарного рынка является высококонцентрированным, с потенциально развитой конкуренцией.

Доля, занимаемая гарантирующим поставщиком - АО «ВКС» на исследуемом сегменте товарного рынка, составляет 98,53 %

Учитывая данные проведенного анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Владимирской области, положения части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, положение АО «ВКС» на розничном рынке электрической энергии в географических границах г. Владимира признается доминирующим.

Таким образом, поскольку АО «ВОЭК» и АО «ВКС» занимают доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и розничном рынке электрической энергии соответственно, на действия (бездействие) указанных лиц распространяется запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Статьей 10 Гражданского кодекса РФ определено, что  не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Верховный Суд РФ в своем определении от 20.10.2015 № 18-КГ15-181 разъяснил, что под злоупотреблением правом понимается осуществление гражданином и юридическим лицом своих прав с причинением вреда другим лицам. Иными словами, при злоупотреблении правом лицо действует в пределах предоставленных ему прав, но недозволенным образом.

Пунктом 1 статьи 541 ГК РФ предусмотрено, что количество поданной энергии определяется согласно данным учета о ее фактическом потреблении.

Из положений статьи 544 ГК РФ следует, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках установлены Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения).

Согласно пункту 136 Основных положений определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.

Пунктом 145 Основных положений предусмотрено, что обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.

Из пункта 159 Основных положений следует, что собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обеспечивают снятие показаний расчетного прибора учета и предоставление его показаний другой стороне в сроки, предусмотренные настоящим документом и (или) таким договором.

В соответствии с пунктом 167 Основных положений субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

В частности, пунктом 169 Основный положений установлено, что проверка правильности снятия показания расчетных приборов учета (далее - контрольное снятие показаний) осуществляется не чаще 1 раза в месяц сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей (объекты по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), в отношении которых установлены указанные расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Контрольное снятие показаний расчетных приборов учета, используемых для определения объемов потребления электрической энергии в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов для снятия показаний приборов учета исполнителем коммунальных услуг, кроме случаев, когда в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном в отношении такого многоквартирного дома, определено, что сетевая организация проводит контрольное снятие показаний в присутствии исполнителя коммунальных услуг.

Для проведения контрольного снятия показаний сетевая организация вправе привлекать третьих лиц, в этом случае ответственность за действия таких третьих лиц, в том числе перед гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), несет сетевая организация.

Сетевая организация проводит контрольное снятие показаний в соответствии с разработанным ею планом-графиком проведения контрольного снятия показаний. Такой план-график сетевая организация составляет в отношении точек поставки потребителей (производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) которых присоединены, в том числе опосредованно, к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации. План-график проведения контрольного снятия показаний сетевая организация доводит до сведения гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) в отношении тех точек поставки потребителей, обслуживание которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация).

В случае если в отношении каких-либо точек поставки сетевой организацией не были проведены контрольные снятия показаний в соответствии с планом-графиком проведения контрольного снятия показаний, контрольные снятия показаний в отношении соответствующих точек поставки вправе осуществить гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), который в отношении таких точек поставки осуществляет продажу электрической энергии.

Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) может быть определено, что контрольное снятие показаний осуществляет гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в отношении всех или части точек поставки.

В указанных случаях гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) осуществляет контрольное снятие показаний в порядке, аналогичном установленному в настоящем разделе порядку для его проведения сетевой организацией.

Результаты контрольного снятия показаний сетевая организация оформляет актом контрольного снятия показаний, который подписывается сетевой организацией, а гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) и потребителем (производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке) - в случае их присутствия. При отказе потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) от подписания акта в нем указывается причина такого отказа. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, участвовавших в проведении контрольного снятия показаний.

В случае когда для проведения контрольного снятия показаний не требуется допуск к энергопринимающим устройствам (объектам по производству электрической энергии (мощности)) и такое контрольное снятие показаний проводилось в отсутствие потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), акт контрольного снятия показаний подписывается сетевой организацией, а также гарантирующим поставщиком (энергосбытовой энергоснабжающей организацией) в случае его присутствия.

Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал при проведении контрольного снятия показаний, копии актов контрольного снятия показаний в течение 3 рабочих дней после их составления.

Показания расчетных приборов учета, полученные в ходе контрольного снятия показаний, могут быть использованы для определения объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) потребителем (производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке) и для расчета стоимости электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии за тот расчетный период, в котором такое контрольное снятие показаний проводилось. При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), который не участвовал в контрольном снятии показаний, с показаниями расчетного прибора учета, указанными в акте контрольного снятия, такой потребитель вправе обратиться к гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) и (или) сетевой организации с требованием о проведении повторного контрольного снятия показаний в его присутствии и (или) присутствии гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) (пункт 171 Основных положений).

Как установлено Комиссией, между АО «ВКС» (гарантирующим поставщиком) и <А…>  (потребителем) заключен договор энергоснабжения № 3778 от 10.04.2014.

Пунктом 5.1.3 Договора предусмотрено, что потребитель обязан ежемесячно, не позднее 1-го числа каждого месяца передавать гарантирующему поставщику письменный отчет о показаниях расчетных приборов учета и фактическом потреблении электрической энергии по согласованной настоящим договором форме (приложение № 8).

Снятие показаний расчетных приборов учета электрической энергии должно осуществляется по состоянию на 00 часов 00 минут 1-го числа каждого месяца.

Как следует из устных пояснений представителей ИП <А…> и АО «ВКС», на протяжении 2014-2017 гг. показания расчетного прибора учета электроэнергии передавались потребителем по телефону и гарантирующий поставщик не требовал предоставления письменного отчета в соответствии с пунктом 5.1.3 договора энергоснабжения.

Также, согласно устным пояснениям сторон, с момента заключения договора энергоснабжения и до июля 2017 г. <А…> передавал пятизначные показания расчетного прибора электроэнергии, вместо шестизначных показаний, в связи с чем, в июле 2017 г. гарантирующим поставщиком выявлено несоответствие передаваемых потребителем показаний прибора учета с фактическим объемом потребления электроэнергии.

Учитывая установленные при рассмотрении дела обстоятельства, Комиссия не может согласиться с доводами Ответчиков по следующим основаниям.

Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии налагают на субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков  и сетевых организаций, обязанность по проверке соблюдения потребителями требований действующего законодательства и заключенных договоров.

Для этой цели сетевые организации и гарантирующие поставщики вправе проводить проверки правильности снятия показаний расчетных приборов учета (пункт 169 Основных положений) и проверки расчетных приборов (пункт 172 Основных положений) с установленной законом периодичностью.

На протяжении трех лет сетевая организация – АО «ВОЭК» и гарантирующий поставщик – АО «ВКС» игнорировали вышеуказанные нормы Основных положений, что не позволило своевременно выявить факт передачи ИП <А…> недостоверных показаний расчетного прибора учета.

Бездействие АО «ВОЭК» и АО «ВКС» привело к тому, что в июле 2017 года ИП <А…> единовременно должен оплатить объем электроэнергии, который недоучитывался с момента заключения договора, т.е. с 2014 года.

При этом АО «ВКС» рассчитало сумму к оплате по цене электроэнергии, сложившейся на июль 2017 года, что не может не свидетельствовать об ущемлении прав Индивидуального предпринимателя, поскольку цены на электроэнергию в 2014, 2015, 2016 гг. значительно ниже цены на электроэнергию в 2017 году.

Кроме того, АО «ВКС», полностью переложив вину в сложившейся ситуации на ИП <А…>, незамедлительно воспользовалось своим право на введение ограничения режима потребления электроэнергии, в связи с неоплатой последним  сложившегося долга.

   Вместе с тем, АО «ВОЭК» и АО «ВКС» являются профессиональными участниками розничного рынка электрической энергии, обладают специальными познаниями в сфере электроэнергетики, в то время как ИП <А…> является менее защищенной стороной рассматриваемых гражданских правоотношений.

Также следует отметить, что по данным декларации по УСН за 2017 год у ИП <А…> отсутствует возможность единовременно оплатить сумму задолженность в размере 2945742,34 руб. В связи с этим, АО «ВКС» обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением от 26.12.2017, в котором просит взыскать с ИП <А…> задолженность в сумме 2 945 554 руб. 54 коп. за потребленную электрическую энергию по договору от 10.04.2014 № 181/0114 в период с 01.07.2017 по 31.08.2017, неустойку в сумме 176 322 руб. 93 коп. за период с 19.08.2017 по 18.10.2017.

Как указали представители Заявителя, в случае удовлетворения Арбитражным судом Владимирской области иска АО «ВКС» это будет являться основанием для признания Индивидуального предпринимателя банкротом. Заявление о признании Индивидуального предпринимателя банкротом принимается арбитражным судом при условии, что требования к предпринимателю составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и о введении реализации имущества гражданина утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии. Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение пяти лет с момента завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры.

Таким образом, Комиссия считает, между бездействием Ответчиков и угрозой наступления последствий в виде ущемления интересов ИП <А…> имеется причинно-следственная связь, что образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

                        Комиссия, рассмотрев возражения АО «ВОЭК» и АО «ВКС» на заключение об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольного законодательства № К-1147-03/2017 от 21.03.2017, считает, что по существу доводы Ответчиков сводятся к несогласию с выводами Комиссии о правовой квалификации бездействия АО «ВОЭК» и АО «ВКС»; не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены Комиссией при рассмотрении дела и которые свидетельствовали бы об отсутствии в рассматриваемом комиссией бездействии нарушения антимонопольного законодательства.

При изложенных обстоятельствах, оценив, как бездействие, так и последующие действия АО «ВОЭК» и АО «ВКС» в соответствии с положениями статьи  10 Гражданского кодекса РФ, учитывая угрозу ущемления интересов ИП <А…>,  Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № К-1147-03/2017 пришла к итоговому выводу о нарушении АО «ВОЭК» и АО «ВКС» 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При решении вопроса о необходимости выдачи предписания Комиссия исходила из следующего.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в пункте 5 Постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе навязывание цены при заключении договора, неверное применение регулируемых цен (тарифов)), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.

Однако необходимо учитывать, что, прекращая указанное нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.

В рассматриваемом случае, последствием нарушения АО «ВОЭК» и АО «ВКС» антимонопольного законодательства является задолженность ИП <А…> за потребленную электрическую энергию за период с марта 2014 г. по июль 2017 г.

Поскольку антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции рассматривать вопросы о порядке расчета задолженности, а также о порядке ее уплаты, оснований для выдачи Комиссией предписания об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства не имеется.

            Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьёй 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

           

   1. Признать факт нарушения АО «Владимирская областная электросетевая компания» (600015, Владимирская область, г. Владимир, ул. Чайковского, д. 38-б, ОГРН 1063340018785, ИНН 3329038170) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в не проведении в период с мая 2014 г. по июнь 2017 г. в отношении ИП <А…>. проверок правильности снятия показания расчетного прибора учета электрической энергии.

  2. Признать факт нарушения АО «Владимирские коммунальные системы» (600015, Владимирская область, г. Владимир, ул. Чайковского, 38Б, ОГРН 1033301818659, ИНН 3327329166) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в не проведении в период с мая 2014 г. по июнь 2017 г. в отношении ИП <А…> проверок правильности снятия показания расчетного прибора учета электрической энергии.

            3. Предписание АО «Владимирская областная электросетевая компания»  и АО «Владимирские коммунальные системы» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

 

Председатель комиссии                                                             <А…>

Члены комиссии:                                                                        <А…>

                                                                                                      <А…>

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны