Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № К-186-03/2017 от 23 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ


ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № К-186-03/2017

 

«17» марта 2017 года                                                                                                  г. Владимир

 

          Постоянно действующая Комиссия Владимирского УФАС России  по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия), утвержденная приказом Владимирского УФАС России от 30.12.2011 № 428,  в составе:

         «-» – заместителя председателя комиссии – заместителя начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа;

         «-» – члена комиссии – главного государственного инспектора отдела контроля естественных монополий и информационного анализа;

         «-» – члена комиссии – главного государственного инспектора отдела контроля естественных монополий и информационного анализа;

          в присутствии  представителей Государственного унитарного предприятия «Дорожно-строительное управление №3» - «-» действующего на основании доверенности №60 от 16.03.2017 г. и «-», действующей на основании доверенности №61 от 16.03.2017 г.,

          в отсутствии представителя заявителя Общества с ограниченной ответственностью «Технопласт» надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, заявило ходатайство (вх. № 1328 от 14.03.2017)  о рассмотрении дела в его отсутствие,                     

          рассмотрев дело №К-186-03/2017, возбужденное по жалобе  Общества с ограниченной ответственностью «Технопласт» (далее – ООО «Технопласт», Заявитель) на действия организатора закупки Государственного унитарного предприятия «Дорожно-строительное управление №3» (далее - ГУП «ДСУ №3», Заказчик) при проведении запроса котировок на поставку краски АК-593 "ИНДПОЛ" для нанесения горизонтальной дорожной разметки для нужд Заказчика, извещение № 31704838099 (2),

 

УСТАНОВИЛА:

 

          В управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступила жалоба (вх. №1248 от 10.03.2017) ООО «Технопласт» на действия организатора закупки ГУП «ДСУ №3» при проведении запросов котировок на поставку краски  АК-593 "ИНДПОЛ" для нанесения горизонтальной дорожной разметки для нужд Заказчика, извещение № 31704838099 (2).

          Из жалобы Заявителя следует, что 01.03.2017 на официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» было размещено вышеуказанное извещение с приложением документации по закупкам.

          Закупки осуществляются в рамках Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических услуг» (далее – Закон о закупках).

          03.03.2017  Заявителем на электронную почту Заказчика были направлены запросы на разъяснения положений извещений о проведении закупок.

          09.03.2017 на электронную почту Заявителя пришел ответ на запрос на поставку краски АК-593 "ИНДПОЛ" и Термопластика "Клинатон М" белый, для нанесения горизонтальной дорожной разметки.

          Однако разъяснения по извещениям №31704837832 и №31704837743  не последовало. Кроме того, данные запросы и ответы не были размещены на сайте закупки.

          Вместе с тем, Заявитель не согласен с представленными разъяснениями Заказчика.

          Согласно разъяснению Заказчика в соответствии с Законом о закупках он не обязан сопровождать указание на товарный знак, словами "или эквивалент" и устанавливать параметры эквивалентности. В соответствии с Положением о закупках ГУП «ДСУ №3» запросом котировок является способ закупок, при котором предложения участников сравниваются только по цене при условии, что товар (в том числе его наименование) предложенный участником соответствует требованиям документации. В пункте 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках указано, что Заказчик не вправе ограничивать допуск к участию в закупке путем установления неизменяемых требований к участникам закупки.  Никаких неизмеряемых требований к участникам в извещении о проведении запроса котировок не установлено. В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация может содержать иные требования связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Данные требования к товару необходимы для последующего выполнения работ по нанесению качественной горизонтальной разметки соответствующей ГОСТ 32953- 2014. В связи с тем, что на рынке существует множество поставщиков, продукция которых соответствует требованиям, установленным в документации, Заказчик считает, что Закон о защите конкуренции не нарушен.

         Однако, Заявитель не согласился с представленными разъяснениями Заказчика по следующим основаниям.

         Заказчик не разъяснил (не обосновал) почему название товара является одним из необходимых требований (параметров) соответствия товара. Параметры соответствия товара «Клинатон М», АК- 593 «ИПДПОЛ» не определены ни в одном из документов, регламентирующих качественные, технологические, эксплуатационные свойства разметочных материалов.      

         Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара: хорошая видимость разметки в любых погодных условиях; хорошая износоустойчивость при действии на неё колёс автомобилей; технологичность материалов при их нанесении на покрытие не являются измеряемыми.

         Ни на одно из параметров, как влияющих на качество разметки, нет ссылки в ГОСТ 32953-2014. Термопластик для разметки дорог «Клинатон М», скорость истечения состава - не менее 5 г/с., твердость по Шору - не менее 40 ед., отклонение коэффициента сцепления разметки от коэффициента сцепления дорожного покрытия - не более 25%, краска для разметки дорог АК -593 «ИНДПОЛ». Однако, Заказчик не разъяснил (не обосновал) применение им иных требований, не предусмотренных техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации.    

         Термопластик «Клинатон М» производится единственным производителем ООО «Атон-Пласт» г. Москва, эмаль АК-593 «ИНДПОЛ» производится единственным производителем ООО «Полимер», г. Дзержинск, Нижегородской обл., следовательно, ограничивает свободную конкуренцию между производителями материалов для дорожной разметки. При этом Заказчик намеренно применяет термин «поставщик», чтобы скрыть факт приобретения материалов у единственных их производителей. Предъявляя требования по названию товара Заказчик,  по сути, маскируют закупку у единственного поставщика, что не соответствует принципу прозрачности и добросовестной конкуренции. Об этом свидетельствует анализ закупок ГУП «ДСУ №3» с 2014 по 2016 (включительно). Во всех закупках одним из параметров оценки товара является название товара. В результате в большинстве случаев победитель закупки определялся на основе только одной поданной заявки. Если число участников было более 1 (в основном 2 участника и только в одном случае 3 участника), число допущенных заявок в подавляющем большинстве все равно равнялось 1 заявке и, как правило, отклонялись другие заявки за несоответствие товара по названию.

         На основании изложенного, Общество просит привести документацию о закупках в соответствии с Законом о закупках.

         В связи с поступлением вышеуказанной жалобы, Владимирским УФАС России в соответствии с требованием статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» возбуждено дело № К-186-03/2017.

         03.03.2017 Владимирским УФАС России  в порядке, определенном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в адрес организатора закупки ГУП «ДСУ №3» направлено уведомление о приостановлении проведения закупки до рассмотрения жалобы по существу, в том числе заключения договора.

Представители ГУП «ДСУ №3» в обоснование своей позиции пояснили, что извещение на проведение запросов котировок на право заключения договоров поставки вышеуказанного товара подготовлены в соответствии с требованиями Закона о закупках и в соответствии с Положением о закупке товаров и услуг, разработанным и утвержденным ГУП «ДСУ №3».

Закупки опубликованы в соответствии с Законом о закупках на основании подпункта 2 пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) для исполнения обязательств по контрактам №164, №165, №166 от 05.05.2015 г. на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог Владимирской области.

Закон о закупках не содержит прямого запрета на указание в документации о закупке на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.

Указанные требования к товару не нарушают запретов, предусмотренные Законом о закупках, и направлены на определение потребностей Заказчика и выявление товара, подлежащего к поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям Заказчика, что названным законом не запрещено.

Закупаемый ГУП «ДСУ №3» товар хорошо зарекомендовал себя при выполнении работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки.

Закупаемый товар используется ГУП «ДСУ №3» для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог Владимирской области, гарантийный срок на дорожную разметку составляет 12 месяцев. Для обеспечения должного качества выполняемых работ подрядчику необходимо использовать качественные материалы в работе. Оценить качество поставляемого товара визуально невозможно, лабораторные исследования качества проводятся в Москве. Так как дорожные работы проводятся в течение строительного сезона и при наличии соответствующих погодных условий, ГУП «ДСУ №3» ограничено по времени при проведении лабораторных экспертиз.

ГУП «ДСУ №3» имеет опыт работы в 2012-2013 годах с товарной маркой Термопластик «Новопласт» белый, поставщиком которой являлось ООО «Технопласт». В процессе производства работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки Термопластик «Новопласт» белый были выявлены многочисленные недостатки, которые существенно повлияли на ухудшение производительности труда ГУП «ДСУ №3», повлекли дополнительные расходы и явились угрозой безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Владимирской области.

ООО «Технопласт» в своей жалобе указывает, что не получал ответа на запросы по извещениям № 31704837832 и № 31704837743, однако, ответ на запросы, которые были отправлены Заявителю, содержат разъяснения одновременно по всем закупкам, на которые поступили запросы.

Также Заявитель ссылается на то, что требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, указанные в извещении, а именно:

хорошая видимость разметки в любых погодных условиях; хорошая износоустойчивость при действии на неё колёс автомобилей; технологичность материалов при их нанесении на покрытие, не являются измеряемыми.

          По этому запросу Заявителю было разъяснено, что пункт 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предусматривает о неизмеряемых требованиях к участникам, а не к товару. Вышеуказанные требования носят декларативный характер.

          Фактом подачи заявки участник подтверждает своё согласие с условиями закупки, подтверждает качество поставляемого товара. Отказом от согласия с вышеуказанными функциональными характеристиками участник ставит под сомнение свою добросовестность и деловую репутацию.

          Следующим пунктом в запросе на разъяснение документации являются некоторые технические характеристики закупаемых товаров, а именно: Термопластик для разметки дорог «Клинатон М» скорость истечения состава - не менее 5 г/с; твердость по Шору - не менее 40 ед., отклонение коэффициента сцепления разметки от коэффициента сцепления дорожного покрытия - не более 25%, краска для разметки дорог АК-593 «ИНДПОЛ».

          Заявителю было разъяснено, что вышеуказанные технические характеристики необходимы для определения соответствия поставляемого товара, а также для последующего качественного выполнения работ по нанесению разметки на автомобильных дорогах Владимирской области.

          Считают также необоснованным и утверждение Заявителя, что ГУП «ДСУ №3» ограничивает свободную конкуренцию.

          Участником размещения заказа может быть любое лицо, готовое поставить необходимый товар, а не только производители товара, так как товар, отвечающий потребностям Заказчика, находится в свободной продаже и у любого есть возможность его закупить и поставить. Отсутствие у ООО «Технопласт» возможности поставить товар с требуемыми характеристиками не свидетельствует об ограничении Заказчиком числа участников закупки. На основании изложенного просят признать жалобу ООО «Технопласт» необоснованной.

           Комиссия Владимирского УФАС России, заслушав доводы представителей ГУП «ДСУ №3», исследовав предоставленные материалы дела, установила следующее.  

           Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

          Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг,  установлены Законом о закупках.

          В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, а также за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе, в том числе в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия

          В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках в Положении о закупках могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

 Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

           Согласно части 11 данной статьи изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

     24.03.2016 приказом генерального директора ГУП «ДСУ №3» утверждено Положение о закупке, товаров, работ, услуг ГУП «ДСУ №3» с внесением изменений от 12.01.2017 г.        

     Положение о закупочной комиссии ГУП «ДСУ №3» (в редакции от 18.10.2016) утверждено приказом генерального директора ГУП «ДСУ №3» №296 от 18.10.2016 г.

          27.02.2017 приказом №60 генерального директора ГУП «ДСУ №3» утверждено извещение о проведении запроса котировок на поставку краски  АК-593 "ИНДПОЛ" для нанесения горизонтальной дорожной разметки для нужд Заказчика, извещение № 31704838099 (2), с начальной (максимальной) ценой  запроса котировок  - 3 147 000 руб.

          Согласно данному извещению предусмотрены все условия по проведению данной закупки, требования к участникам желающих принять участие в закупке, а также  требования к техническим и функциональным характеристикам представляемого товара, безопасности товара и иным требованиям.  

      07.03.2017 Заявитель обратился  к организатору закупок за разъяснениями  относительно поставляемого товара.

          09.03.2017 Заказчиком на электронную почту Заявителя  были направлены разъяснения.

          После получения разъяснений  ООО «Технопласт» не подало заявку на участие в вышеуказанном  запросе котировок.

          По правилам части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции может быть подана:

- во всех случаях – непосредственно участниками закупки;

- в случаях, если такое обращение связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах – лицами, чьи права и законные интересы затронуты.

Поскольку ООО «Технопласт» не является  участником запроса котировок, Общество не вправе оспаривать действия организатора закупки, которые не связаны с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении такой закупки и (или) порядка подачи заявок на участие в закупке.

            Кроме того, полученные ООО «Технопласт» разъяснения от организатора закупки, даже при условии несогласия Общества с их содержанием, не препятствовало подаче заявки на участие в запросе котировок на поставку краски  АК-593 "ИНДПОЛ" для нанесения горизонтальной дорожной разметки для нужд Заказчика, извещение № 31704838099 (2).

При этом комиссия антимонопольного органа не вправе оценивать по существу разъяснения организатора закупки.

          Таким образом, при изложенных обстоятельствах, жалоба ООО «Технопласт»,  не подавшего заявку на участие в вышеуказанном открытом запросе котировок, на действия организатора закупки ГУП «ДСУ №3»  является необоснованной.

          Однако, Комиссией Владимирского УФАС России при рассмотрении дела в действиях организатора закупки установила нарушения частей 5 и 11 статьи 4 Закона о закупках, а именно, организатор закупки ГУП «ДСУ №3» на официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru, в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» в установленные сроки не разместило разъяснения по документации о закупке на вопросы адресованные ООО «Технопласт».

          Вместе с тем, Комиссия Владимирского УФАС России полагает, что указанные обстоятельства  не могли повлиять на возможность подачи заявки на участие в вышеуказанной закупке ООО «Технопласт».

          На основании изложенного, руководствуясь пунктом 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

                                                                       РЕШИЛА:

 

           Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Технопласт» на действия организатора закупки Государственного унитарного предприятия «Дорожно-строительное управление №3», при проведении запросов котировок на поставку краски  АК-593 "ИНДПОЛ" для нанесения горизонтальной дорожной разметки для нужд Заказчика, извещение № 31704838099 (2), признать необоснованной.

       

            Заместитель председателя комиссии:                                                 «-»

 

                                              Члены комиссии:                                                 «-»

 

                                                                                                                             «-»

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны