Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № К-224-02/2018 от 9 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

по Владимирской области

ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-39-54, 53-39-54

e-mail: to33@fas.gov.ru

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №  К-224-02/2018

                                                                                                                       г. Владимир

Резолютивная часть решения оглашена 26 июля  2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено 9 августа  2018 года.

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее по тексту – Владимирское УФАС России) в составе:

<…> – руководителя управления, председателя Комиссии;

<…>  –  начальника отдела, члена Комиссии;

<…>– ведущего специалиста-эксперта,  члена Комиссии;

         

           рассмотрев  дело № К-224-02/2018, возбужденное по признакам нарушения  ООО «Чистый Владимир», группы лиц ООО «УК УНР-17» и ООО «УНР-17», ООО «Спецтранс» пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)  в присутствии представителей:

ООО «Чистый Владимир» <…> (по доверенности  от 17.04.2018г., сроком на один год), <…> (по доверенности  от 17.04.2018г., сроком на один год).

Представителя  ООО «Спецтранс» <…> (по доверенности  от 01.03.2018г., сроком на два года).

Представителя  ООО «Техническая эксплуатационная компания» <…> (по доверенности  от 13.04.2018г., сроком на один год).

в отсутствии  представителей,  надлежащим образом уведомленных  ООО «УНР», ООО «УК УНР-17», ООО «Жилищник-Центр», Совета дома № 32а по ул.Н.Дуброва, г.Владимир, <…>, ТСЖ «Союз», Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области.

 

                                                                      

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступили обращения  ООО «ТЭК» (вх.№ 8831 от 27.12.2017, вх. № 1475 от 06.03.2018), ООО «Жилищник- центр» (вх.№№ 399, 400 от 19.01.2018),  ТСЖ «Союз» (вх. № 8957 от 29.12.2017), осуществляющих свою деятельность на территории  города Владимира, Совета  дома № 32 по ул. Нижняя Дуброва (вх. № 28-кол от 29.01.2018) , гр. <…> перенаправленное прокуратурой Владимирской области и ФАС России   (вх. № 31-кол, 695, от 30.01.2018,  31.01.2018, 07.02.2018)  в отношении организаций, предоставляющих услугу по сбору и транспортированию и передаче на размещение твердых коммунальных отходов  на территории города Владимира. 

По сведениям заявителей, с 01.01.2018 года организации изменили  стоимость указанных услуг – ООО «Чистый  Владимир» увеличил до 3,40 руб. за 1 кв.м общей площади жилых помещений многоквартирных домов, ООО «УНР» до 3,35 руб. за 1кв. м.

На основании указанных заявлений приказом руководителя Владимирского УФАС России от 22.03.2018 № 45/18 возбуждено дело по признакам нарушений пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В качестве ответчиков   по делу привлечены Общество с ограниченной ответственностью «Чистый Владимир» ИНН 3327103842  ОГРН 1113327005010, адрес местонахождения: г.Владимир, ул. Тракторная, дом 43, литер 8Р, офис 1; Общество с ограниченной ответственностью «Спецтранс» (ОГРН 1113328004602, ИНН 3328475875, адрес местонахождения:  г.Владимир, ул.Чехова, д.1 офис 15), группа лиц Общество с ограниченной ответственностью «УК УНР-17»  ИНН 3328471937  ОГРН 1103328004471, адрес местонахождения: г.Владимир, ул. Девическая, д. 9 и ООО «УНР» (ИНН 3328497318  ОГРН 1143328003367 г.Владимир, ул. Горького, д. 106, оф.7).

 Согласно выписки  из ЕГРЮЛ учредителем ООО «УНР» является <…> с долей 100%,  директором -  <…>

Согласно выписки  из ЕГРЮЛ учредителем ООО «Управляющая компания «УНР-17» является ООО «МСК» ИНН 3329039712 ОГРН 1063340022459, в котором одним из учредителей является  <…> с долей 51%. Согласно критериям отнесения лиц к одной группе установленным пунктами 1 - 9 части 1 статьи 9  Закона о защите конкуренции ООО «УНР» и ООО «Управляющая компания «УНР-17» являются группой лиц.

 

В качестве заявителей по делу привлечены - ООО «ТЭК» (ИНН 3327306345,  ОГРН 1033301805877 г. Владимир, ул. Офицерская, д. 14); ООО «Жилищник-Центр» (ИНН 3328456671 ОГРН 1083328001338  г.Владимир, ул. Горького, д. 40, офис 37); ТСЖ «Союз» (ИНН 3329035958 ОГРН 1053303647176 г.Владимир, ул. Безыменского, дом 9 В);  Совет дома № 32 А по ул. Нижняя Дуброва г. Владимира (г. Владимир, ул. Нижняя Дуброва, д. 32 А кв. 41);  <…> kulikowa.olha@yandex.ru.

 

В качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах  к  участию   в   рассмотрении   дела  привлечен  Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области (ОГРН 1063328002143, ИНН 3328440760, адрес местонахождения:  600009, Владимирская область, г.Владимир, ул.Каманина, д.31).

 

Заявитель ООО «ТЭК» в заявлении, отзывах по делу исх.№ 105 от 06.03.2018, исх.№ 180 от 13.04.2018  поясняет, что в городе Владимире услуги по сбору, вывозу (транспортировке), передаче на размещение и захоронение (утилизацию) отходов потребления одинаковы. Пользуясь монопольным положением на рынке указанных услуг,  компании диктуют свои условия   и в части условий договора  и в части установления платы за оказанные услуги. Письмами от 15.12.2017 исх.№ 481 ООО «Чистый Владимир»,  от 20.12.2017 исх.№ 381 ООО «УНР» уведомили ООО «ТЭК» об изменении в одностороннем порядке  стоимости услуг  - увеличении с 2,80 рублей до 3,35 рублей за 1 кв.м  общей площади жилых помещений многоквартирных домов соответственно. В случае несогласия с новой ценой указывали на возможность расторжения договоров с 01.01.2018 в одностороннем порядке. Заявитель полагает наличие договоренности между указанными организациями, «поделившими» сферы влияния  и рынок услуг по вывозу мусора в городе Владимире.  ООО «ТЭК», являясь управляющей компанией не может противостоять  росту цен  на услуги и не может изменить условия договоров, соответственно не может обеспечить качество и добросовестность исполнения ими своих обязательств по договорам.

 

ООО «Жилищник-Центр»  в заявлении, пояснениях по делу указывает, что между ООО «Жилищник-Центр»  и ООО «УНР» 02.03.2015 года заключены договора №№145 и 147 на оказание услуг по сбору, вывозу (транспортировке) и передаче на размещение и захоронение (утилизацию) отходов производства  и потребления  и КГМ. ООО «УНР» неоднократно с 2015 года увеличивало  тариф за предоставленные услуги. 20.12.2017 года  в ООО «Жилищник-Центр» поступили уведомления  за исх. № 392 и № 393 об изменении стоимости  услуг по транспортированию и передаче на размещение (захоронение) отходов  потребления  и КГМ, образованных жителями МКД с 01.01.2018 (увеличение тарифа с 2,90  рублей до 3,35 рублей с кв.м). ООО «Жилищник-Центр» считает, что ООО «УНР» нарушает порядок ценообразования, просит признать увеличение в одностороннем порядке тарифа на сбор, вывоз и транспортировку  ТБО недействительным.

 

Совет дома 32а по улице Нижняя Дуброва г.Владимир  в  обращении в антимонопольный орган указывает на увеличение  цены услуги за вывоз ТБО и КГМ на 16,84% с 01.01.2018. Увеличение тарифа приведет к снижению  услуг по обслуживанию дома, в доме проживает более 50% военнослужащих ВМФ, в 8 квартирах не проживают, а продолжают службу, вдовы военнослужащих проживают в квартирах, площадь которых составляет более 65 кв.м, это говорит о том, что ООО «Чистый Владимир»  имеет  с дома оплату больше, чем на самом деле вывозят ТБО и КГМ. Складывается впечатление, что все мусоровывозящие компании  одновременно увеличивают цену, что приводит к мысли о сговоре руководителей этих компаний.

 

Куликова О.В. в обращении указывает на повышение тарифа на вывоз мусора в городе Владимире, что указывает на возможное наличие сговора мусоровывозящих компаний.

 

ТСЖ «Союз» 27.12.2017 получило от мусоровывозящей компании  уведомление  об изменении стоимости услуг  по транспортированию и передаче на размещение (захоронение) отходов  с 01.01.2018 года на 35,73%. В результате мониторинга рынка аналогичных услуг в городе Владимире выяснилось, что все мусоровывозящие компании  повысили цены на такую же величину (примерно 35% - 40%), то указывает на незаконное соглашение мусоровывозящих компаний.

 

Комиссия Владимирского УФАС России, рассмотрев обращения заявителей, заслушав и изучив доводы ответчиков, установила следующие обстоятельства.

В конце 2017года в адрес управляющих компаний, жителей многоквартирных домов, ТСЖ г.Владимира организации, оказывающие услугу по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов направили проекты дополнительных соглашений к имеющимся договорам, содержащие  предложение о повышении цены услуги  на 2018 год.

 

Согласно договора ООО «Чистый Владимир» и ООО «ТЭК» от 1.06.2013 цена услуги по сбору и транспортировке твердых коммунальных  отходов составляла 2,93 рубля за 1 кв.м жилой площади многоквартирного дома, дополнительным соглашением  к указанному договору от 28.08.2015 цена услуги повышена с 1.09.2015 до 2,80 рублей,   а дополнительным соглашением  к указанному договору от 15.12.2017 цена услуги повышена с 1.01.2018 до 3,36 рублей.

 

Согласно договора ООО «Чистый Владимир» и ООО «Жилищник-Центр» от 1.02.2013  цена услуги по сбору и вывозу (транспортировке)  и передаче на размещение   отходов  потребления составляла 2,5 рубля за 1 кв.м жилой площади многоквартирного дома, дополнительным соглашением  к указанному договору от 01.08.2016 цена услуги повышена  до 2,90 рублей,  15.12.2017 в адрес управляющей компании поступило уведомление  с дополнительным соглашением  об изменением цены  за оказанные услуги с 1.01.2018 до 3,40 рублей.

 

ООО «Чистый Владимир» также оказывает услуги по сбору и вывозу отходов потребления по адресу г.Владимир, ул.Нижняя Дуброва, д.32а. В конце 2017 года цена услуги составляла 2,91 рублей за 1 кв.м, 1.01.2018  цена повысилась на 16,84 %, т.е. составила 3,40 рублей за 1 кв.м.

 

Группа лиц ООО «УК УНР-17» ООО «УНР» оказывает услуги по сбору и вывозу отходов ООО «ТЭК», ООО «Жилищник-Центр», ТСЖ «Союз».

       

В силу договора ООО «УНР» и ООО «ТЭК» № 11 от 01.10.2014 цена услуги составляла 2 рубля за 1 кв.м, с 1.08.2015 года цена услуги по сбору, вывозу и передаче на размещение отходов увеличена до 2,80 рублей за 1 кв.м, с 1.01.2018 цена услуги повышена до 3, 35 рублей за 1 кв.м.

         Согласно материалам дела цена услуги ООО «УК УНР-17» за сбор, вывоз и передачу на захоронение мусора, оказываемой ТСЖ «Союз» в январе 2016 года составляла 294,71 рублей за 1 куб. м отходов, в декабре 2017 года  цена услуги составила 400 рублей за 1 куб. м отходов.

        

Между ООО «УНР» и ООО «Жилищник-Центр»  2.03.2015 заключены договора №145, №147  на оказание услуг по сбору, вывозу (транспортировке) и передаче на размещение  и захоронение  (утилизацию) отходов производства и потребления и КГМ. Согласно договору № 147 цена услуги в 2015 году составляла 250 рублей за 1 куб.м,  с 01.08.2016 — 290 рублей за 1 куб.м, с 01.01.2018 — 400 рублей за куб.м. По договору № 145 цена услуги в июле 2016 года составляла 2,90 рублей за 1 кв.м,  цена услуги с 01.01.2018  составила 3,35 рублей за 1 кв.м.

       

В качестве ответчика к рассмотрению дела привлечено ООО «Спецтранс», оказывающее  услуги по сбору, вывозу (транспортировке), передаче на размещение  и захоронение (утилизацию) ТБО и КГМ  на территории города Владимира. Цена услуги на 2016 год составляла 2,75 рублей за 1 кв.м жилой площади МКД, на 2017 год — 2,93 рублей за 1 кв.м,  на 2018 год — 3,35 рублей за 1 кв.м.

          

Таким образом ООО «Чистый Владимир», ООО «Спецтранс», группа лиц ООО «УК УНР-17» ООО «УНР» одновременно с января 2018 года подняли цену услуги на сопоставимый размер  до 3,35  - 3,40 рублей за 1 кв.м, и 400 рублей за 1 куб.м.

    

В силу пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Закон о защите конкуренции допускает констатацию факта достижения соглашения без выявления составления письменного документа, то есть в устной форме. Так, о достижении такого соглашения могут свидетельствовать одновременные и совпадающие по содержанию действия, которые стороны предпринимают (осуществляют) в развитие и исполнение условий договоренности.

В рассматриваемом случае доказыванию подлежит установление факта достижения между ответчиками соглашения, в соответствии с которым, данные хозяйствующие субъекты должны совершить обусловленные соглашением действия, направленные на достижение одной цели, а именно - установлению или поддержанию цен (тарифов).

Услуга по сбору, вывозу (транспортировке), передаче на размещение  и захоронение (утилизацию) ТБО и КГМ входит в состав жилищных услуг и ее цена определяется путем заключения договора между контрагентами. Услуга состоит из двух составляющих: сбор и вывоз ТБО, цены на которые не регулируются государством, то есть перевозчики устанавливают ее самостоятельно; тариф на утилизацию ТБО устанавливается Департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области.

Организации, осуществляющие сбор и вывоз ТБО, при заключении договоров с управляющими компаниями, товариществами собственников жилья и организациями добавляют к регулируемому тарифу на утилизацию ТБО свои расходы по сбору и транспортировке мусора.

           Основные понятия в сфере обращения с отходами определены статьей  1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об отходах производства и потребления".

  Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются  вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

 твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

         захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

           

 В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

            В соответствии с п.10.3 Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции анализ состояния конкуренции включает: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится исходя из предмета соглашения хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства; в)  определение географических границ товарного рынка; г)  установление факта наличия конкурентных отношений между участниками соглашения.

  В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:

  • материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № К-224-02/2018;
  • данные, полученные от Департамента природопользования и охраны окружающей   среды администрации Владимирской области;
  • территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Владимирской области.

С учетом того, что анализ состояния конкуренции проводится в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, которое на момент рассмотрения дела не прекращено  и временной интервал исследования  не может покрыть весь период, в котором выявлены признаки нарушения, проводится одновременно ретроспективный и перспективный анализ, с целью выявления характеристик товарного рынка, которые сложились до возбуждения дела  и оценки перспективы изменения состояния конкуренции с момента возбуждения дела до принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

 На основании изложенного, для целей проведения настоящего исследования временной интервал определен периодом с января 2017г. до принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № К-224-02/2018.

Продуктовыми границами товарного рынка определен товар (услуга), который является предметом договоров, находящихся в материалах дела № К-224-02/2018 – оказание услуг по сбору, вывозу (транспортировке), передаче на размещение и захоронение (утилизацию) отходов потребления.

Учитывая фактические районы продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке, а также территорию, определенную в соглашении хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства географическими границами товарного рынка определены географические границы муниципального образования г. Владимир.

В соответствии с пунктом 30 статьи 12  Федерального Закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит  обязательному лицензированию.

На основании письма Межрегионального Управления Росприроднадзора  по Владимирской и Ивановской области от 14.05.2018  № 05/2320-мев у ответчиков по делу  К-224-02/2018 имеются следующие лицензии:

ООО «УК УНР-17» осуществляет   деятельность по сбору отходов III-IV  классов опасности, транспортирование отходов I-IV классов опасности   на основании бессрочной лицензии серии 033 № 00165 от 10.02.2016.

ООО «УНР-17»  осуществляет   деятельность по сбору отходов III-IV  классов опасности, транспортирование отходов I-IV классов опасности   на основании бессрочной лицензии серии 033№ 00185 от 25.03.2016.

ООО «Чистый Владимир» осуществляет   деятельность по сбору отходов II-IV  классов опасности, транспортирование отходов II-IV классов опасности   на основании бессрочной лицензии серии (33)-1215-СТ от  22.08.2016.

ООО «Спецтранс» осуществляет деятельность по сбору отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности   на основании бессрочной лицензии серии (33)-2009-СТ от  31.10.2016.

Таким образом, ответчики по делу действуют на одном рынке и являются конкурентами по отношению друг к другу.

 

 Материалами дела установлено, что ООО «Чистый Владимир», ООО «Спецтранс», группа лиц ООО «УК УНР-17» ООО «УНР» одновременно  с января 2018 года подняли цену услуги на сопоставимый размер  до 3,35  - 3,40 рублей за 1 кв.м жилой площади МКД, и 400 рублей за 1 куб.м отходов.

Вместе  с тем действующее законодательство не запрещает ведение хозяйственной деятельности с учетом особенностей рыночной ситуации, в том числе не исключает возможность изменения самостоятельной ценовой политики хозяйствующего субъекта в ответ на аналогичные действия конкурентов с целью сохранения конкурентоспособности.

В материалы дела ответчиками представлено экономическое обоснование повышения цены услуги:

ООО «Спецтранс»  -  письма с исходящими номерами  № 130 от 21.06.2018, № 139 от 9.06 2018;

ООО «Чистый Владимир» -  письма б/н от 26.06.2018,  вх. № 4609 от 12.07.2018;

ООО «УК УНР-17»  - письма б/н от 25.06.2018, исх.№ 934 от 04.07.2018;

ООО «УНР» - письмо исх. № 265 от 05.07.2018.

В указанных документах представлено экономическое обоснование повышения цены  услуги по сбору, вывозу (транспортировке), передаче на размещение и захоронение (утилизацию) ТБО и КГМ на 2018 года с указанием необходимого повышения затрат  на ГСМ, фонд оплаты труда, налоги, ОСАГО, систему Платон, содержание техники, затраты, связанные с владением необходимым для оказания услуги имуществом, оплату субподрядных работ, приобретение  контейнеров с 2018 года.

Иных документов, доказывающих экономическую необоснованность повышения цены услуги  в материалы дела не представлено.

На основании вышеизложенного  Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу, что действия  ООО «Чистый Владимир», ООО «Спецтранс», группы лиц ООО «УК УНР-17» ООО «УНР» по повышению цены услуги по сбору, вывозу (транспортировке), передаче на размещение и захоронение (утилизацию) ТБО и КГМ  на соответствующем рынке совершены синхронно, но при этом обусловлены объективными экономическими факторами и являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на всех участников рынка, соответственно совершены в силу объективных причин. Указанные действия произведены с соблюдением предусмотренных антимонопольным законодательством запретов, в том числе в отсутствие  направленности на монополизацию рынка, ограничения конкуренции путем использования таких методов антиконкурентной борьбы, как заключение картельного соглашения.

Руководствуясь статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1, 2  статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Владимирского УФАС России,

РЕШИЛА:

 

прекратить рассмотрение дела № К-224-02/2018 в связи с отсутствием в действиях ООО «Чистый Владимир», ООО «УНР», ООО «УК УНР-17», ООО «Спецтранс» нарушения антимонопольного законодательства, установленного пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

                                                    

        Председатель Комиссии                                                                    <…>

 

         Члены комиссии:                                                                                  <…>

                                                                                                                               

                                                                                                                         <…>

                                                                                                               

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны