РЕШЕНИЕ по делу № К-231-03/2017

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
28.04.2017
Управление:
Владимирское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль проведения торгов
Номер дела:
№ К-231-03/2017

 
 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ


ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № К-231-03/2017

 

«28» апреля 2017 года                                                                                                  г. Владимир

 

         Постоянно действующая Комиссия Владимирского УФАС России  по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия), утвержденная приказом Владимирского УФАС России от 30.12.2011 № 428,  в составе:

 Председателя Комиссии:

 «-» – заместителя руководителя - начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа;

 Заместителя председателя Комиссии:

 «-» – заместителя начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа;

 Членов Комиссии:

 «-» главного государственного инспектора отдела контроля естественных монополий и информационного анализа;

 «-» - главного государственного инспектора отдела контроля естественных монополий и информационного анализа;

  в присутствии:

         представителя заявителя Общества с ограниченной ответственностью «ПСК» - «-», действующего на основании доверенности №14 от 20.02.2017 г.,

         представителей Государственного унитарного предприятия «Дорожно-строительное управление №3» - «-» действующего на основании доверенности №101 от 27.04.2017 г. и Сафроновой А.Л., действующей на основании доверенности №100 от 27.04.2017 г.

          рассмотрев дело №К-231-03/2017, возбужденное по жалобе  Общества с ограниченной ответственностью «ПСК» (далее – ООО «ПСК», Заявитель) на действия организатора конкурса и конкурсной комиссии Государственного унитарного предприятия Владимирской области «Дорожно-строительное управление №3» (далее - ГУП ВО «ДСУ №3», Заказчик), при проведении открытого конкурса на поставку битума БНД 60/90 и БНД 90/130 ГОСТ 22245-90 изм. 1., извещение №31704856087.

 

УСТАНОВИЛА:

 

          В управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступила жалоба (вх. №2369 от 21.04.2017) ООО «ПСК» на действия организатора конкурса и конкурсной комиссии ГУП ВО «ДСУ №3», при проведении открытого конкурса на поставку битума БНД 60/90 и БНД 90/130 ГОСТ 22245-90 изм. 1., извещение №31704856087.

          Из жалобы Заявителя следует, что 03.03.2017 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении вышеуказанного открытого конкурса. Согласно протоколу вскрытия конвертов и рассмотрения заявок конкурса № 2 КС-2017-1 от 11.04.2017  на право заключения договора, комиссия приняла решение о не соответствии требованиям, установленным в документации по сроку оплаты, предложенного ООО «ПСК». Согласно пункту 12 (срок оплаты товара) Информационной карты конкурса, оплата производится после подписания документов, подтверждающих поставку товара в течение 210 календарных дней.

При заполнении конкурсной документации ООО «ПСК» руководствуясь подпунктами 14.3, 28, 32.1 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 г. N1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление  №1352,  СМП), указало отсрочку платежа равную 30 календарным дням, в виду того, что ООО «ПСК» относится к субъектам малого предпринимательства.

Декларация отнесения к СМП входила в состав конкурсной документации. Таким образом, при проведении открытого конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы ООО «ПСК», выразившееся в установлении в документации незаконного условия, ограничивающего количество участников, согласно которому расчеты должны быть произведены в течение 210 календарных дней.

Считают, что заявка ООО «ПСК» полностью соответствует требованиям документации, и отклонение их заявки по причине: «Срок оплаты, предложенный участником, не соответствует требованиям, указанным в документации» со стороны Комиссии Заказчика носит формальный характер, указывает на желание комиссии отклонить «ненужного» участника торгов, и вызвано недобросовестными действиями Комиссии. При этом, если бы ООО «ПСК» было допущено к процедуре торгов, то было бы признано победителем по лотам №1,3,4 исходя из наименьшей предложенной цены.    

Вместе в тем, конкурсная документация подготовлена некорректно, имеются признаки ограничения конкуренции согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).    

Считают, что права субъектов малого предпринимательства нарушены. На основании изложенного просят обязать устранить  нарушения действующего законодательства, признать заявку ООО «ПСК» соответствующей требованиям, установленным в документации.

         В связи с поступлением вышеуказанной жалобы, Владимирским УФАС России в соответствии с требованием статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» возбуждено дело № К-231-03/2017.

         24.04.2017 Владимирским УФАС России  в порядке, определенном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в адрес организатора закупки ГУП ВО «ДСУ №3» направлено уведомление о приостановлении проведения закупки до рассмотрения жалобы по существу, в том числе заключения договора.

         Представитель ООО «ПСК» поддержал доводы, изложенные в жалобе.

         Представители ГУП ВО «ДСУ №3» в обоснование своей позиции пояснили, что извещение на проведение открытого конкурса на право заключения договора поставки битума БНД 60/90 и БНД 90/130 ГОСТ 22245-90 изм. 1., извещение №31704856087, подготовлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и в соответствии с Положением о закупке товаров и услуг, разработанным и утвержденным ГУП ВО «ДСУ-3» (далее – Положение о закупках).

Закупка размещена в соответствии с Законом о закупках на основании подпункта 2 пункта 2.1. статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) для исполнения обязательств по Государственным контрактам на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог Владимирской области.

Согласно данному извещению предусмотрены все условия по проведению конкурса, требования к участникам, желающим принять участие в конкурсе, а также к сроку оплаты за товар в течение 210 дней с момента подписания документов, подтверждающих поставку товара (п. 12 Информационной карты). Данное условие для Заказчика является существенным, так как товар приобретается за счет собственных средств организации для исполнения обязательств по вышеуказанным государственным контрактам. Аванс по ним не предусмотрен. Заказчик, планируя свою финансовую деятельность, предусмотрел именно этот срок, чтобы добросовестно выполнить свои обязательства по оплате за товар.

         ООО «ПСК» подали заявку на участие в открытом конкурсе на право заключения договора поставки битума БНД 60/90 И БНД 90/130 ГОСТ 22245-90 изм.1., в конкурсном предложении которого указали порядок оплаты: в течении 30 банковских дней, что не соответствует требованиям указанным в информационной карте Заказчика, на основании чего были отклонены от участия в конкурсе.

При проведении закупок среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, Заказчик обязан в извещении и документации о закупке указывать информацию о предоставлении преимуществ для СМП, СОНО, также в соответствии с Постановлением  №1352,  обязан устанавливать оплату по контракту не более 30 дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке товара, выполненных работ, оказанных услуг.

 В извещение №31704856087 данное преимущество Заказчиком не было предусмотрено. При проведении закупок, где не устанавливается преимущество для участников из числа СМП и СОНО и, соответственно, не прописывается данное преимущество в извещении, документации о закупке и в проекте контракта Заказчик не обязан устанавливать ограничение по оплате в течение 30 дней, а прописывать свои условия оплаты для всех участников конкурса (в независимости от того, будет он СМП или нет).

          На основании изложенного просят признать жалобу ООО «ПСК» необоснованной.

           Комиссия Владимирского УФАС России, заслушав доводы представителей сторон, исследовав предоставленные материалы дела, установила следующее.  

    Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции») антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

         В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

        По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

 Кроме того, частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг,  установлены Законом о закупках.

    Установлено, что ГУП ВО «ДСУ-3» осуществляет закупки для исполнения обязательств по государственному контракту в соответствии с Федеральным законом  от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  на основании Положения о закупках №83, утвержденного 24.03.2016 приказом генерального директора ГУП «ДСУ №3»  с внесением изменений от 12.01.2017 г. №12.

   Положение о закупках разработано также в соответствии с подпунктом 2 пунктом 2 статьи 15 Закона о контрактной системе.  

   Положение о закупочной комиссии ГУП «ДСУ №3» (в редакции от 18.10.2016) утверждено приказом генерального директора ГУП «ДСУ №3» №296 от 18.10.2016 г.

   03.03.2017 приказом №71 генерального директора ГУП «ДСУ №3» утверждена Документация о проведении открытого конкурса №2 на поставку битума БНД 60/90 И БНД 90/130 ГОСТ 22245-90 изм.1.,(Приложение №1), 23.03.2017 г. приказом №97 утверждено извещение о внесении изменений в данную Документацию открытого конкурса

        В Документации о закупке и в Положении о закупках предусмотрены все условия по проведению данной закупки, требования к участникам желающих принять участие в закупке, а также  требования к техническим и функциональным характеристикам представляемого товара, безопасности товара и иным требованиям. 

        Согласно Информационной карты открытого конкурса поставка битума БНД 60/90 и БНД 90/130 ГОСТ 22245-90 изм 1. начальная (максимальная) цена составляет по Лоту №1 – 51 000 000 руб., по Лоту №2 – 34 000 000 руб., по Лоту №3- 34 000 000 руб. и по Лоту №4 -17 000 000 руб. (п. 2,3).

       Источником финансирования согласно пункт 6 Информационной карты являются собственные денежные средства Предприятия.      

          В соответствии с пунктом 12 Информационной карты срок оплата товара после подписания документов подтверждающих поставку товара в течение  210 календарных дней

         Согласно протоколу №2КС-2017-1 вскрытия конвертов на рассмотрение заявок конкурса от 11.04.2017 поступили 10 заявок, из них были допущены 5 участников  конкурса.

         Согласно протоколу №2КС-2017-2 подведения итогов конкурса от 11.04.2017 г. по Лоту №1 допущен участник под №1 – ООО «ЛК Нефтепродукт», г. Москва; по Лоту №2 допущены 2 участника торгов: ООО «ТК-Виктория и ООО «Верта», победителем признано ООО «Верта» г. Рыбное; по Лоту №3 участник под №4 ООО «Контур», г. Владимир и по Лоту №4 участник под №3  ООО «ТК-Виктория», г. Москва.

         Комиссия закупки, рассмотрев заявки на соответствие требованиям конкурсной документации, признала заявку ООО «ПСК» не соответствующими  требованиям, установленными в документации по сроку оплаты, предложенной участником, равную 30 календарным дням.

Вместе с тем, ООО «ПСК» относится к субъектам малого  предпринимательства.

Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовой объем закупок, который такие виды юридических лиц обязаны осуществить у указанных субъектов, а также порядок расчета годового объема установлены Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 №1352.

При закупке в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Постановления №1352 участниками закупки могут являться любые лица, в том числе субъекты малого и  среднего предпринимательства.

         В соответствии с пунктом 14(3) Постановления  №1352 при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 30 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора).

Таким образом, по мнению Заявителя, Комиссия закупки необоснованно отказало ООО «ПСК» как субъекту малого  предпринимательства в допуске к открытому конкурсу.

         Рассмотрев указанные обстоятельства, с учетом приведенных  ООО «ПСК» доводов, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной в силу того, что согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки, вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

  1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

  2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

  3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

  4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

 Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействий) Заказчика  в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы (Определение  ВС РФ от 11.07.2017 г. по делу№А27-24989/2015).

 Поскольку в жалобе ООО «ПСК» не содержаться доводы о нарушениях, перечисленных в части 10 статьи 3 Закона о закупках, у Комиссии антимонопольного органа отсутствуют полномочия по рассмотрению такой жалобы  в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

        В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) Заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

        Вместе с тем, Комиссия считает, что доводы жалобы Заявителя по необоснованному отклонению заявки ООО «ПСК» как субъекта малого предпринимательства   в связи с  не соответствием  требованиям, установленным в документации по сроку оплаты, предложенной участником,  могут содержать признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. В связи с чем, жалоба ООО «ПСК» подлежит рассмотрению в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции.

  Руководствуясь пунктом 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

Р Е Ш И Л А:

  1.  Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ПСК»  на действия   

организатора конкурса и конкурсной комиссии Государственного унитарного предприятия Владимирской области «Дорожно-строительное управление №3» при проведении открытого конкурса на поставку битума БНД 60/90 и БНД 90/130 ГОСТ 22245-90 изм. 1., извещение №31704856087, необоснованной.

  1.  Рассмотрение жалобы Общества с ограниченной ответственностью «ПСК» осуществить в порядке, установленной  главой  9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

    Председатель Комиссии

 

 

    «-»  

 

 

   Заместитель председателя

   Комиссии:

 

 

   «-»

 

 

 

 

 

 

   Члены Комиссии:

 

 

«-»

 

 

 

 

 

 «-»

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.