РЕШЕНИЕ

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
28.07.2017
Управление:
Волгоградское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер дела:
№ № 17-01-14.2-02/132

Резолютивная часть решения оглашена 06 июля 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 20 июля 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области Волгоградского УФАС России (далее – Волгоградское УФАС России или Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии

- заместитель руководителя Управления – Никуйко Ирина Борисовна,

Члены Комиссии

- заместитель начальника отдела – Алимова Елена Владимировна,

 

 

- ведущий специалист-эксперт – Власова Екатерина Александровна,

рассмотрев дело № 17-03-5-02/132, возбужденное по признакам нарушения ООО «ЦЗН-БТИК» (адрес: 404130, г. Волжский, Волгоградская область, ул. Фонтанная, д. 5, оф. 8) п. 3 ст. 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) с участием: Рогова С.А., представитель МУП «Бюро технической инвентаризации» г. Волжский по доверенности от 15.03.2017 № 005; Трегубова О.Е., представитель ООО «ЦЗН-БТИК» по доверенности от 28.03.2017 № 023; Королевский С.А., законный представитель ООО «ЦЗН-БТИК»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Волгоградское УФАС России поступило заявление МУП «БТИ» г. Волжский (вх. № 10181 от 07.11.2016) с жалобой на действия ООО «Центр Земля и недвижимость – Бюро Трегубова и компания» (далее - ООО «ЦЗН-БТИК»), выразившиеся в выборе и использовании ООО «ЦЗН БТИК» фирменного наименования.

Заявитель расценивает ООО «ЦЗН-БТИК» в качестве своего конкурента. Наличие конкурентных отношений с МУП «БТИ» г. Волжский подтверждило и ООО «ЦЗН-БТИК» в своём письме вх. № 11634 от 15.12.2016.

Полное наименование заявителя в соответствии с ЕГРЮЛ: Муниципальное унитарное предприятие «Бюро технической инвентаризации» города Волжский, сокращенное наименование - МУП БТИ г. Волжский. Дата регистрации Общества 03.07.1998.

В соответствии с ЕГРЮЛ полное наименование лица, в отношении которого подано заявление (ОГРН 1133435006121): Общество с ограниченной ответственностью «Центр земля и недвижимость – Бюро Трегубова и компания» (соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ 16.02.2016), сокращенное наименование – ООО «ЦЗН-БТИК». Дата регистрации Общества 06.11.2013. Сокращенное наименование согласно уставу Общества прописано как ООО «ЦЗН-БТИК». Однако по состоянию на 27.07.2015 юридическое лицо ОГРН 1133435006121 имело наименовании ООО «Центр земля и недвижимость» (ООО «ЦЗН»).

Виды экономической деятельности заявителя в соответствии с Уставом и данными ЕГРЮЛ: техническая инвентаризация недвижимого имущества, деятельность геодезическая и картографическая, деятельность топографо-геодезическая, землеустройство, кадастровая деятельность.

Деятельность ООО «ЦЗН-БТИК» осуществляется в сферах деятельности агентств по операциям с недвижимым имуществом, деятельность по учёту и технической инвентаризации недвижимого имущества, топографо-геодезическая деятельность, землеустройство и кадастровая деятельность (см. Устав и сведения из ЕГРЮЛ).

В рамках рассмотрения дела представители сторон подтвердили, что являются конкурентами на рынке технической инвентаризации объектов недвижимости, кадастровой деятельности и топографо-геодезических работ.

По результатам рассмотрения поступившего заявления в связи с наличием в действиях ООО «ЦЗИН БТИК», выразившихся в указании на вывеске и в логотипе организации искаженного наименования организации («ЦЗН-БТИк»), которое отличается от закреплённого в уставе Общества сокращённого наименования (ООО «ЦЗН-БТИК») за счёт выделения с помощью размера и цвета шрифта обозначения «БТИ», что может ввести в заблуждение потребителей относительно того, с каким лицом они намерены заключить соответствующий договор подряда или оказания услуг, признаков нарушения п. 3 ст. 14.2 Закона о защите конкуренции, Управлением на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции 03.02.2017 было выдано предупреждение ООО «ЦЗН-БТИК» о необходимости прекращения указанных действий.

Выдавая предупреждение, антимонопольный орган исходил из следующих обстоятельств.

В ответ на запрос Волгоградского УФАС России ООО «ЦЗН-БТИК» представлены фотографии вывески, а также образцы форменных бланков, визиток, используемых организацией в процессе хозяйственной деятельности.

Размещение вывески в том оформлении, которое соответствует фотографиям, представленным заявителем, а также ООО «ЦЗН-БТИК», подтверждено актом осмотра (акт № 250-р от 09.12.2016), проведённого специалистами Волгоградского УФАС России.

Вывеска исполнена на тёмно-синем фоне. Информация «Общество с ограниченной ответственностью Центр земля и недвижимость ЦЗН…суббота и воскресенье - выходной», а также буква «К» в составе обозначения «БТИ» выполнены заметно более мелким в сравнении с обозначением «БТИ» шрифтом светло-серого цвета. Обозначение «БТИ» выполнено крупным шрифтом ярко-белого цвета. Имеющиеся в материалах дела фотографии свидетельствуют о том, что издалека на вывеске (см. фото № 7) отчётливо видно «БТИ». На логотипе компании «ЦЗН БТИК», используемом на вывеске и на бланках документов, буква «К» выполнена надстрочным шрифтом заметно более мелким шрифтом и фактически недоступна для восприятия потребителям. Согласно уставу Общества официальным наименованием организации является ООО «ЦЗН-БТИК».

Форма использования при осуществлении деятельности ООО «ЦЗН-БТИК» обозначения «БТИ» способна ввести в заблуждение в большей части простых потребителей, контрагентов относительно того, с каким лицом, государственным предприятием или без государственного участия, они намерены заключить соответствующий договор подряда или оказания услуг. За счёт абсолютного выделения букв «БТИ» в сокращённом наименовании юридического лица затрудняется его индивидуализация при участии в хозяйственном обороте по аналогичным с МУП «БТИ» г. Волжского видам деятельности.

В силу ч. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. При этом ч. 1 ст. 8 Закона о защите прав потребителей закрепила право потребителя на получение достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце).

Действия ООО «ЦЗН-БТИК» по использованию отличного от закреплённого в уставе наименования и выделению в своём наименовании словесного обозначения «БТИ» сходного графически, фонетически и семантически с наименованием МУП «БТИ» г. Волжского направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности за счёт снижения затрат на продвижение товара, известного неопределенному кругу потребителей, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки заявителю.

Объектом нарушения в данном случае являются основы надлежащей, конкурентной экономической деятельности на товарном рынке. Ущемление интересов хозяйствующего субъекта выражается в потенциальной угрозе недополучения прибыли ввиду заблуждения отдельных потенциальных потребителей относительно лица, к которому они обращаются за оказанием соответствующих услуг и как результат заключение договоров с конкурентом, неправомерно использующим обозначение «БТИ».

Форма использования при осуществлении деятельности ООО «ЦЗН-БТИК» обозначения «БТИ» способна ввести в заблуждение в большей части простых потребителей, контрагентов относительно того, с каким лицом, государственным предприятием или без государственного участия, они намерены заключить соответствующий договор подряда или оказания услуг. За счёт абсолютного выделения букв «БТИ» в сокращённом наименовании юридического лица затрудняется его индивидуализация при участии в хозяйственном обороте по аналогичным с МУП «БТИ» г. Волжского видам деятельности.

В силу ч. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. При этом ч. 1 ст. 8 Закона о защите прав потребителей закрепила право потребителя на получение достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце).

Действия ООО «ЦЗН-БТИК» по использованию отличного от закреплённого в уставе наименования и выделению в своём наименовании словесного обозначения «БТИ» сходного графически, фонетически и семантически с наименованием МУП «БТИ» г. Волжского направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности за счёт снижения затрат на продвижение товара, известного неопределенному кругу потребителей, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки заявителю.

Срок исполнения предупреждения был установлен до 03.03.2017. Общество было обязано сообщить об исполнении предупреждения в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для исполнения предупреждения. Предупреждение ООО «ЦЗИН БТИК» не обжаловано.

В установленные сроки от ООО «ЦЗН-БТИК» информация об исполнении предупреждения в адрес антимонопольного органа не поступила.

В связи с изложенным на основании ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции был издан приказ Волгоградского УФАС России от 14.03.2017 № 39 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «ЦЗН-БТИК» п. 3 ст. 14.2 Закона о защите конкуренции (определение от 15.03.2017, исх. № 02-7/1462).

Комиссия Волгоградского УФАС России, рассмотрев дополнительно представленные по состоянию на 12.05.2017 документы и сведения, объяснения и возражения сторон, данные в рамках рассмотрения дела, пришла к выводу о наличии в действиях ООО «ЦЗН-БТИК» по выделению на вывеске и в логотипе организации с помощью размера и цвета шрифта обозначения «БТИ», которые способны ввести потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги, и создать ложное представление, что данная организация является Бюро технической инвентаризации, признаков нарушения ст. 14.8 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой запрещены иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 Закона о защите конкуренции.

Признаки нарушения п. 3 ст. 14.2 Закона о защите конкуренции в ходе рассмотрения дела № 1701-14.2-02/132 не подтвердились.

В соответствии с п. 1 ч. 1.1 ст. 47 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 17-01-14.2-02/132 было отложено, ООО «ЦЗН-БТИК» выдано предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно ст. 14.8 Закона о защите конкуренции, срок до 15.06.2017 (см. определение от 12.05.2017, исх. № 02-7/2857). Предупреждение в установленные сроки обжаловано не было.

На заседании Комиссии 15.06.2017 от ООО «ЦЗИН БТИК» представлены сведения о том, что вывеска организации по состоянию на 15.06.2017 снята в связи с изданием постановления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 13.04.2017 № 2286 (копия документа приобщена к материалам дела); новую вывеску, оформленную с учётом принятой указанным постановлением концепции, Общество в хозяйственной деятельности использовать не планирует.

Представителем ООО «ЦЗН-БТИК» в материалы дела представлены распечатки с сайтов http://www.mosgorbti.ru/news.aspx?id=699, http://smway.ru/tehnicheskaya-inventarizatsiya1/.

Кроме того, после перерыва в заседании Комиссии 19.06.2017 от ООО «ЦЗН-БТИК» в Комиссию Волгоградского УФАС России поступило сообщение об исполнении предупреждения исх. № 02-7/2857-1 от 12.05.2017.

Одновременно с этим Обществом было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с подачей жалобы исх. № 052 от 16.06.2017. Ходатайство было удовлетворено, рассмотрение дела – отложено (см. определение от 19.06.2017, исх. № 02-7/3737).

В рамках рассмотрения дела от лиц, участвующих в рассмотрении дела поступили письменные объяснения.

Так, ООО «ЦЗИН БТИК» представило следующие объяснения (см., в частности письмо от 27.03.2017, исх. № 021; от 10.05.2017 исх. № 039):

- при выборе наименования компании, видов экономической деятельности учредители организации обязаны руководствоваться действующими нормами законодательства.

- в соответствии с ч. 3 постановления № 1301 от 13.10.1997 указано: «Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства».

Данный порядок был установлен постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», которое было отменено постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 № 546 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства».

В силу ФЗ-№221 от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» с 1 января 2013 года нормативно-правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства не применяются (п. 8 ст. 47). В переходный период с 2004 года до 01.01.2013 года действовала норма, установленная приказами Министерства экономического развития РФ по аккредитации организаций технической инвентаризации на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости жилого и нежилого назначения - Приказ МЭР РФ от 19.10.2004 № 281 и Приказ МЭР РФ от 05.04.2005 № 70. Эти приказы были отменены в 2013 году - Приказом МЭР РФ от 20.05.2013 № 271.

- виды деятельности, подлежащие лицензированию указаны в ст. 12 ФЗ - № 99 от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензирование работ по технической инвентаризации объектов недвижимости, в том числе и жилого назначения не предусмотрено.

- ООО «ЦЗН БТИК» в соответствии с уставом организации осуществляет различные виды деятельности, в том числе техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества. Это подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 13.03.2017.

- монополия ГУПов и МУПов на коммерческую деятельность по технической инвентаризации объектов капитального строительства закончилась в 2016 году.

Федеральный Закон от 30.12.2015 г. № 452 внес изменение в ряд статей ФЗ-№221 от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости», в том числе ст. 45 признана собственность субъектов Федерации на архивы БТИ - технические паспорта, оценочную и иную документацию, хранившуюся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации. Установлена обязанность передать до 01.10.2016г. технические паспорта, оценочную и иную документацию, хранившуюся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (по состоянию на 1 января 2013 года), в созданные бюджетные учреждения. Определен порядок хранения и выдачи копий и выписок учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) на возмездной основе по регулируемой цене постановлением Правительства РФ. Установлено, что информация, содержащая в перечисленных документах, является общедоступной, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом. Копии технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного), содержащих общедоступные сведения, предоставляются по запросам любых лиц. На технических паспортах, хранящихся в организациях БТИ нет отметок или штампов об ограниченном доступе (секретно, совершенно секретно или для служебного пользования).

- изменения законодательства в 2013-2016 годах окончательно произвели размежевание коммерческой деятельности, которую осуществляют хозяйствующие субъекты и полномочий органов государственной власти в области государственного учета и налогообложения объектов недвижимости (компетенция Росреестра, ФНС, Росстата).

В Волгоградской области принят Порядок постоянного хранения и использования технических паспортов, оценочной и иной документации, который утвержден приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 26.08.2016 г. № 48-н. Но в этом документе не указаны такие важные вещи как: в какие сроки и порядок передачи документации, образованной до 01.012013 в организациях технической инвентаризации для постоянного хранения коммерческому предприятию ГУП «Волгоградоблтехинвентаризация». Кроме того, данный документ в пункте 3.7. устанавливает ограничительный перечень лиц, по заявлению которых выдаются копии учетно-технической документации, что напрямую вступает в противоречие с нормой установленной федеральным законом об общедоступности такой информации и принципа предоставления по запросам любых лиц копий необходимых документов.

- юридические лица имеют свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму и собственно наименование.

Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации- ч. 1 ст.54 ГК РФ.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Требования к фирменному наименованию устанавливаются ГК РФ и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами, установленными ГК РФ – ч. 4 ст. 54 ГК РФ.

Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц – ч. 5 ст. 54 ГК РФ.

Общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру ООО.

- вывеска - это информация о предприятии, размещенная перед входом в здание. Ее задача - сообщить неограниченному кругу лиц о том, что данная организация находится именно в этом, а не в каком- либо другом месте. Вывеска, своего рода визитная карточка любого предприятия. Она информирует о том, что находится внутри, и тем самым привлекает внимание потенциальных клиентов.

- действующим законодательством в настоящее время не установлены нормы или стандарты, регламентирующие размеры, цветовые решения, шрифты, используемый материал или иные качества, или параметры фона, букв, рисунков, логотипов или знаков, которые используются для оформления вывесок, информирующих о месте расположения организации. Согласно Письму Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» указание фирменного наименования на вывеске юридического лица в месте его нахождения рекламой не является. Она только извещает неопределенный круг лиц о фактическом местонахождении юридического лица и обозначает место входа, не преследуя рекламных целей. Кроме того, суд сослался на ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в силу которой наличие вывески - обязанность организаций, обслуживающих граждан. На вывеске должны быть указаны фирменное наименование, адрес и режим работы. На вывеске допускается краткая информация, о товарах или услугах - парикмахерская, обувь, кафе, юридические услуги или иное, способное вызывать интерес к оказываемым услугам.

- документы, которые выполняются специалистами Общества, подписываются квалифицированными специалистами, имеющими большой практический опыт и высокую профессиональную квалификацию, удостоверяются печатью со всеми необходимыми данными. Работы и услуги выполняются на основании заключенных письменных договоров, в которых указывается вся необходимая информация об исполнителе. Поэтому все заказчики получают достоверную информацию в письменной и устной форме. Таким образом, нет примеров, подтверждающих факты возможности введения в заблуждение заказчиков.

- ООО «ЦЗН БТИК» и организации БТИ (ГУП БТИ Волгоградской области, МУП «БТИ» г. Волжский, АО Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ, МУП «Центральное межрайонное БТИ г. Волгограда» и другие организации в форме ООО и индивидуальные предприниматели) являются конкурентами на всей Волгоградской области, так как оказываем однотипные услуги.

Также, согласно пояснениям представителей ответчика, в своё время МУП «БТИ», возглавляемое Трегубовой О.Е., размещалось на ул. Фонтанная, напротив дома № 5. В силу данного обстоятельства для большинства жителей г. Волжского ул. Фонтанная ассоциируется с МУП «БТИ».

Как указал законный представитель ООО «ЦЗН БТИК», организация не расценивает себя как «БТИ», однако выполняет функции бюро технической инвентаризации. По мнению представителей ООО «ЦЗН БТИК», «БТИ» более понятно потребителю, на сегодняшний день у граждан с аббревиатурой «БТИ» сложилась устойчивая ассоциация (обычай): «Если надо оформить документы на дом – надо обратиться в БТИ».

МУП «БТИ» г. Волжского в обоснование своей позиции указало следующее (см. письмо от 05.05.2017 исх. № 067 ):

- ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закона о кадастре) установлено, что с 1 января 2013 года на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в соответствии с требованиями Закона о кадастре, и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются.

Вместе с тем, ст.19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, в том числе его инвентаризация и паспортизация (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям), который проводится в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

- порядок осуществления государственного учета жилищного фонда не установлен и в настоящее время продолжает действовать Порядок осуществления государственного учета жилищного фонда, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1301 «О государственном "учете жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Порядок учета жилищного фонда), которое не полностью соответствует действующему федеральному законодательству, так как издано до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (с 1 марта 2005) и Закона о кадастре (с 1 марта 2008).

Таким образом, до установления порядка осуществления государственного учета жилищного фонда в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и признания утратившим силу Постановления № 1301, по мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития, специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации для целей учета жилищного фонда вправе осуществлять техническую инвентаризацию объектов, относящихся к жилищному фонду, и выдачу технических паспортов на объекты жилищного фонда. При этом процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией (далее по тексту - Инструкция № 37) о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя Российской Федерации от 4 августа 1998 г. № 37 (письмо Минэкономразвития РФ от 22 мая 2015 г. № Д23и-2365).

В Инструкции № 37 используется аббревиатура БТИ, обозначающая «бюро технической инвентаризации» (п. 3.29,3.30,5.1,5.4,7.1, раздел 8, раздел 9).

- муниципальное унитарное предприятие «Бюро технической инвентаризации» города Волжский относится к специализированным муниципальным организа­циям технической инвентаризации, действующим в рамках положений постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1301 (приложение № 5). В пункте 3 указанного постановления также определена аббревиатура БТИ для специализированных государственных и муниципальных организаций технической инвентаризации - унитарных предприятий, служб, управлений, центров, бюро.

- в соответствии со ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Исходя из положений ст. 1474 ГК РФ, сокращенные фирменные наименования защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц. Сокращенное фирменное наименование муниципального унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации» города Волжский - МУП БТИ г. Волжский (строка 2 выписки из ЕГРЮЛ). Сокращенное фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью «Центр земля и недвижимость - бюро Трегубова и компания» - ООО «ЦЗН - БТИК» (строка 2 выписки из ЕГРЮЛ).

Те же принципы заложены в ст. 9 Закона о защите прав потребителей, а именно: «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации... Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске».

В части четвертой ГК РФ прямо указано, что фирменное наименование является средством индивидуализации, охраняемым законом (подп. 13 п. 1 ст. 1225 ГК РФ).

Таким образом, по мнению заявителя, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, обязано использовать в логотипах, вывеске, в деловом обороте при «презентации» себя потребителю аббревиатуру БТИК, не выделяя цветом, размером шрифта и т.п. любые буквы по отношению к остальным.

Используя аббревиатуру БТИ, ООО «ЦЗН - БТИК» вводит в заблуждение потребителей в отношении изготовителя работ (услуг).

- запрос в поисковой строке в сети «Интернет»: «Что такое БТИ и чем они занимаются?» выдает информацию о расшифровке аббревиатуры БТИ как «бюро технической инвентаризации», являющихся специализированными организациями.

- в настоящее время МУП «БТИ» г. Волжский предоставляет в комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области отчет по форме 1-Жилфонд (постановление администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 13.12.2013 года № 9410, дополнительно письмо заместителя главы администрации, председателя КЖД от 11.01.2017 года № 06-07/94). Предоставление данного отчета свидетельствует об актуальности ведения муниципального учета объектов жилого фонда организациями технического учета и технической инвентаризации, осущест­вляющими деятельность на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области» (п. 2 пост, от 13.12.2013 № 9410), в данном случае - МУП «БТИ» г. Волжский.

- выделяя в аббревиатуре буквы БТИ, ООО «ЦЗН - БТИК» недобросовестно пытаются пользоваться «старыми» наработанными связями в МУП «БТИ» г. Волжский, вводя в заблуждение простых потребителей об изготовителе (исполнителе) работ (услуг). Трегубова Ольга Евгеньевна - бывший директор МУП «БТИ» г. Волжский, Королевский С. А. - юрист - консультант МУП «БТИ» г. Волжский (копии подтверждающих документов приобщены к материалам дела).

- при формировании конкурентного преимущества ООО «ЦЗН-БТИК» использует один из факторов: концентрация на конкурентах, базирующаяся на сравнении фирмы с ее ближайшими конкурентами (рыночная среда в этом случае характеризуется значительной силой конкуренции).

Конкурентоспособность организации достигается при длительной и безупречной работе на рынке. Заявитель считает, что фирма, работающая более длительный период времени на рынке, имеет большие конкурентные преимущества перед фирмой, только входящей на данный рынок или работающей короткий промежуток времени на нем.

- ООО «ЦЗН-БТИК», используя аббревиатуру БТИ, пытается повысить кон­курентоспособность своей организации (создать преимущества), прячась за узнаваемое средство индивидуализации заявителя.

Вводя в заблуждение потребителя относительно исполнителя работ (услуг), ООО «ЦЗН-БТИК» может причинить убытки МУП «БТИ» г. Волжский путем оттока клиентов у заявителя к ООО «ЦЗН-БТИК».

Заявитель настаивает, что в действиях ООО «ЦЗН - БТИК» имеет место форма недобросовестной конкуренции, которая выразилась в сообщении сведений, способных ввести в заблуждение любое лицо (в том числе потребителя) относительно изготовителя услуг (работ).

Исходя из практики Арбитражных судов, сочетание «Бюро технической инвентаризации» (далее - БТИ) является содержательно определенным, содержится в правовых актах регионального, федерального и регионального уровня и в силу нормативного акта обозначает организации, занимающиеся техническим учётом жилищного фонда (см. решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2016 по делу № А32-32398/2015). Словосочетание «БТИ» означает для потребителя некое правопреемство, вызывает ассоциации, что данная организация имеет отношение к организации, которые в силу п. 3 постановления Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» имеют право осуществлять учёт жилищного фонда.

Изменение наименования лица на наименование, содержащее слова, которые можно сложить в аббревиатуру «БТИ», способ оформления вывески и логотипа, место размещения организации, с учётом того обстоятельства, что штат ООО «ЦЗН БТИК» состоит из бывших сотрудников МУП «БТИ», свидетельствуют о том, что у Общества имелись намерения акцентировать внимание потенциальных клиентов именно на общепринятом, общеизвестном обозначении «БТИ», которое исходя из сложившегося опыта, практики для простого потребителя несёт однозначный посыл, что данная организация имеет отношение к муниципальным или государственным предприятиям, занимающимся технической инвентаризацией жилого фонда.

Обозначение «БТИ» является распространённым и известным в рыночном обороте, может минимизировать расходы на продвижение собственных услуг среди потребителей, так как может давать определенные преимущества.

Антимонопольным органом не оспаривается и не ставится под сомнение право частных компаний наряду с государственными и муниципальными предприятиями БТИ осуществлять кадастровые работы.

Рассматриваемые действия ООО «ЦЗН-БТИК» способны ввести потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги, могут создать ложное представление, что данная организация является Бюро технической инвентаризации. Будучи привлечённым особо выделенным обозначением «БТИ», клиент, хотя и получит впоследствии информацию о полном наименовании юридического лица и его организационно-правовой форме, однако он уже придёт в данную организацию и сможет выступить потенциальным клиентом. Как подтвердил сам представитель ООО «ЦЗН -ТИК» клиентам, которые обращаются за оказанием услуг, часто приходится разъяснять, что он пришёл не в «Бюро технической инвентаризации» («БТИ»), а в ООО «Центр земля и недвижимость – Бюро Трегубовой и компания».

В соответствии с п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

На заседании Комиссии 19.06.2017 от ООО «ЦЗН-БТИК» поступило сообщение об исполнении предупреждения исх. № 02-7/2857-1 от 12.05.2017.

Дополнительно Управлением была проведена проверка исполнения предупреждения, которая подтвердила факт его исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия).

Как было установлено, предупреждение Волгоградского УФАС России ООО «ЦЗН-БТИК» исполнено, действия содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства прекращены.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (ч.7 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции). Таким образом, в части признаков нарушения ст.14.8 Закона о защите конкуренции в связи с исполнением предупреждения выданного в ходе рассмотрения настоящего дела (исх. № 02-7/2857-1 от 12.05.2017) дело о нарушении антимонопольного законодательства по ст.14.8 Закона о защите конкуренции не возбуждается, а лицо не подлежит административной ответственности.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии). Таким образом, в связи с отстутсвием признаков нарушения п.3 ст. 14.2 Закона о защите конкуренции данное дело прекращается в рассмотрении.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 - 4 ст. 41, ст. 48, ст. 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

Производство по делу № 17-01-14.2-02/132, возбужденному в отношении ООО «ЦЗН-БТИК» (адрес: 404130, г. Волжский, Волгоградская область, ул. Фонтанная, д. 5, оф. 8) по п. 3 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции прекратить.

 



           

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.