Решение б/н РЕШЕНИЕ от 27 марта 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – комиссия), в составе:
А.П. Великанова – председателя комиссии, начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;
В.П. Фролова – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;
Л.В. Огородовой – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,
изучив в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «ВТС» (далее также – заявитель) на действия ГУЗ «Клинический родильный дом № 2» (далее – заказчик), при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путём проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку медицинского оборудования,
с участием в заседании комиссии:
от ГУЗ «Клинический родильный дом № 2» - Ванюсова И.В., действующего на основании приказа (распоряжения) о назначении главного врача ГУЗ «Клинический родильный дом № 2» № 14-03-22 от 15.01.2016; Романенко И.В. – действующей на основании доверенности от 20.03.2017 № 34;
от комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области (далее – уполномоченный орган) – Зуевой Е.Н., на основании доверенности № 71 от 14.11.2016,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) 13.03.2017 поступила жалоба ООО «ВТС» (вх. № 2117) на действия заказчика – ГУЗ «Клинический родильный дом № 2» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку медицинского оборудования (реестровый номер закупки 31704789819).
В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Жалоба ООО «ВТС», подавшего заявку на участие в торгах, поступила в антимонопольный орган 13.03.2017, то есть в пределах срока для обжалования действий заказчика, предусмотренного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
При данных обстоятельствах жалоба ООО «ВТС» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 15.03.2017 исх. № 04-22/1485).
В жалобе, направленной в антимонопольный орган, заявителем указано, что заказчиком при проведении электронного аукциона нарушены положения Закона о контрактной системе, а именно необоснованно объединение в один лот отечественных и иностранных товаров, а также необоснованное укрупнение лота, объединяя в него товары технологически и функционально не связанных друг с другом.
Заказчик ГУЗ «Клинический родильный дом № 2» 14.02.2017 разместил в Единой информационной системе извещение об открытом аукционе в электронной форме на поставку медицинского оборудования (реестровый номер закупки 31704789819).
В ходе рассмотрения дела заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых ГУЗ «Клинический родильный дом № 2» указывает на необоснованность доводов ООО «ВТС».
Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к следующим выводам относительно обстоятельств дела.
Дата и время начала срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 14 февраля 2017 г.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 09 марта 2017 г. 10-00 по московскому времени.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе: 14 марта 2017 г.
Дата начала срока предоставления участникам аукциона разъяснений - 14 февраля 2017 г.
Дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений - 09 марта 2017 г.
В указанные сроки запросов на разъяснения положений документации об электронном аукционе Заказчику не поступало.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок № 445/1ЭА от 14.03.2017 до окончания срока подачи заявок подано 2 заявки, заявки № 1 (ООО «Мы с Вами») и № 2 (ООО «Медобеспечение») признаны соответствующими требованиям документации и допущены к участию в аукционе.
В возражениях на жалобу заказчик указывает, что заявитель ООО «ВТС» не является участником закупки, заявку на участие в электронном аукционе не подавал, содержание жалобы о необоснованности включения в лот отечественных и иностранных товаров, не соответствует основаниям для подачи жалобы в Волгоградское УФАС согласно Закону о закупках.
Между тем, комиссия обращает внимание на то, что порядок принятия и рассмотрения жалоб на действия заказчика подчиняется требованиям ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
В силу ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган любым лицом заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов, в том числе в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах.
Порядок подачи заявок на участие в закупке устанавливается документацией и предполагает установление требований к участникам закупки, к подаваемым заявкам, перечню документов, включаемых в состав заявки, срокам, месту, способам подачи заявок и пр.
Учитывая, что в Законе о закупках содержатся минимальные требования к документации о закупке, такая документация может содержать положения, противоречащие требованиям законодательства, в том числе антимонопольного, что может препятствовать заинтересованному лицу подать заявку на участие в закупочной процедуре.
Предусмотренный ст. 18.1 Закона о защите конкуренции порядок рассмотрения жалоб направлен на оперативное устранение нарушения порядка проведения закупочных процедур, защиту нарушенных прав, как участников закупки, так и лиц, чьи права и законные интересы могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации и проведения закупки.
Исходя из доводов жалобы, положения документации об оспариваемой закупке ограничивают конкуренцию, в том числе, лишают заявителя возможности подачи заявки на участие в спорной закупочной процедуре.
При таких обстоятельствах основания обжалования соответствуют положениям ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, позиция заказчика относительно невозможности подачи жалобы в Волгоградское УФАС на действия заказчика заявителем является неправомерной.
В соответствии с частью 2, 3 ст. 2 Закона о закупках порядок проведения процедур (способов) закупки должен быть установлен положением о закупке, утверждаемым органами управления самого заказчика.
ГУЗ «Клинический родильный дом №2» в своей деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного учреждения здравоохранения «Клинический родильный дом № 2», утвержденный комитетом здравоохранения Волгоградской области и размещенного на официальном сайте ЕИС 28.12.2016.
В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона о закупках документация о закупке должна содержать сведения, определенные положением о закупке. Таким образом, положения документации о закупке, касающиеся описания объекта закупки, должны соответствовать нормам Закона о закупках и положения о закупке.
В соответствии с п. 7.1. положения о закупке документация о закупке должна содержать требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Других требований к описанию объекта закупки положение не содержит.
Поскольку порядок формирования лотов законодательно не определен, заказчик наделен правом самостоятельно формировать лоты по группам, классам, видам и иным единицам, выставлять предмет торгов единым лотом, а также определять его содержание.
Согласно информации, представленной заказчиком, объектом закупочной процедуры является поставка медицинского оборудования для оснащения отделения реанимации новорожденных и анестезиологии новорожденных, а также операционного блока ГУЗ «Клинический родильный дом № 2», которые соответствуют стандартам оказания медицинской помощи, а также с учетом требований и рекомендаций контролирующих организаций и связаны между собой технологически и функционально теснейшим образом.
Все перечисленные устройства являются составным частями рабочего места анестезиолога (см. Приложения к Приказу Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 919н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология»):
1. Аппарат наркозный FABIUS PLUS с принадлежностями применяется при операционном родоразрешении. Данный аппарат может работать в экстремальных условиях (отсутствие подачи электроэнергии и кислорода), обладает высокой степенью надежности, обеспечивает возможность подачи наркоза новорожденным детям с массой тела более 3 кг.
2. Аппарат искусственной вентиляции легких «ПОТОК» с принадлежностями применяется при реанимации новорожденных дополнительная подача кислородно-воздушной смеси ребенку, родившемуся в состоянии кислородного голодания. Это происходит в результате подачи наркоза роженице.
3. Оксиметр пульсовой ОП-31-«Тритон» предназначен для непрерывного длительного неинвазивного определения насыщения (сатурации) кислородом гемоглобина артериальной крови и частоты пульса сразу же после рождения.
4. Датчик пульсоксиметрический многоразовый неонатальный является обязательным дополнением к оксиметру пульсовому.
5. Насос для дозированного введения лекарственных средств при помощи шприцев (насос шприцевой) Rochen Litus Р-1800 в исполнении Rochen Litus Р-1800D с принадлежностями и Насос для дозированного введения лекарственных средств при помощи шприцев (насос шприцевой) Rochen Litus P-1800 с принадлежностями предназначены для проведения инфузии растворов, лекарственных препаратов, препаратов парентерального питания с точным контролем скорости при интенсивной терапии рожениц и новорожденных.
6. Облучатель-рециркулятор воздуха ультрафиолетовый бактерицидный ОРУБ-3-5-«КРОНТ» в исполнении: передвижной ОРУБп-3-5-«Кронт» обеспечивает наивысшую степень дезинфекции (99,9 %) и соответствует высочайшим требованиям, предъявляемым к состоянию воздуха в операционных, родильных отделениях, т.е. там, где требуется полная стерильность.
Доказательств обратного заявителем в адрес комиссии не представлено.
Потенциально любые товары, объединенные в один лот, могут поставляться разными лицами. В связи с отсутствием законодательного запрета на объединение товаров в один лот возможность поставки товаров разными лицами сама по себе не может являться доказательством ограничения конкуренции.
Заявитель не обосновал невозможность закупки товара и отсутствие его свободного обращения на рынке.
Следовательно, с учетом того обстоятельства, что участником закупок может выступить любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям аукционной документации и удовлетворяющий потребности заказчика, конкретные требования заказчика к товару не могут, в данном случае, рассматриваться как ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки.
Закон о закупках не содержит запрета по объединению в один лот отечественной и импортной продукции, нет такого запрета и в положении о закупках, которым руководствовался заказчик при проведении аукциона.
Ссылки заявителя о нарушении оспариваемыми действиями заказчика Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» несостоятельны, поскольку оспариваемая закупка не проводилась в порядке, предусмотренным указанным законом.
При данных обстоятельствах жалоба ООО «ВТС» подлежит признанию необоснованной.
Иных нарушений, не являющихся предметом обжалования, комиссией не выявлено. При данных обстоятельствах, комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «ВТС» (ИНН 3460067955; ОГРН 1173443001657) на действия заказчика – ГУЗ «Клинический родильный дом № 2» (ИНН 3444030098; КПП 3444101001; ОГРН 1023403441566) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку медицинского оборудования (реестровый номер закупки 31704789819) необоснованной.