Решение б/н Решение о признании жалобы обоснованной от 22 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

гор. Волгоград

«17» мая 2017 года

 

         Дело № 17-01-18.1-04/253

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – комиссия), в составе:

Гаджиевой А.В. – председателя комиссии, заместителя руководителя Управления;

Великанова А.П. – члена комиссии, начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;

Фролова В.П. – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,

            рассмотрев в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу Б. Г.Д. (далее также – заявитель) на действия организатора торгов – арбитражного управляющего Г. А.И. при организации и проведении торгов в рамках процедуры несостоятельности (банкротства) должника в форме продажи имущества должника: здание склада пищевых и непродовольственных товаров с пристройкой, 1032,1 кв.м.; Заглубленное в грунт здание овощехранилища с навесом, 173 кв.м; Земельный участок 18468 кв.м., Земли под зданиями (строениями), сооружениями,

            с участием в заседании комиссии организатора торгов – арбитражного управляющего Г. А.И. – лично,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) 26.04.2017 поступила жалоба Б. Г.Д. на действия (бездействие) организатора торгов – конкурсного управляющего ООО <…>, признанного банкротом решением арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-14589/2014 от 11.04.2016 с введением конкурсного производства Г. А.И. <…>, член Ассоциации МСРО «Содействие» <…>.

Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 04-22/2585 от 05.05.2017) направлено заявителю по адресу электронной почты <…>; организатору торгов – по адресу электронной почты <…>, а также оператору электронной площадки <…> Организатору торгов разъяснена предусмотренная частью 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обязанность по извещению лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Рассмотрение жалобы Б. Г.Д. назначено на 04.05.2017 в 13 часов 30 минут. Рассмотрение жалобы по существу завершено 17.05.2017.

Объявление от 03.03.2017 № 1636486 о проведении торгов по реализации имущества ООО <…> (лот № 1: здание склада пищевых и непродовольственных товаров с пристройкой, 1032,1 кв.м.; заглубленное в грунт здание овощехранилища с навесом, 173 кв.м; земельный участок 18468 кв.м., земли под зданиями (строениями), сооружениями) с открытой формой представления предложений о цене по продаже имущества Должника размещено в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ).

Начальная цена: 4 549 950 руб. Торги проводятся и заявки принимаются по адресу: www.m-ets.ru. Шаг аукциона 5% от начальной цены лота. Прием заявок с 00 ч. 00 мин. 06.03.2017 до 00 ч. 00 мин. 17.04.2017.

 Подведение итогов торгов с 12 ч. 00 мин. московского времени 17.04.2017 по адресу: www.m-ets.ru. Начальная цена, действует в течение 7 календарных дней.

В случае отсутствия заявок в указанный срок, цена снижается до 4 000 000 руб. которая действует 7 календарных дней. В случае отсутствия заявок в указанный срок, цена последовательно снижается на 1 000 000 руб. при достижении цены в 1 000 000 руб. в случае отсутствия заявок в указанный срок цена снижается до 500 000 руб. (цена отсечения) и действует 7 календарных дней.

Победителем торгов определяется в соответствии с п. 4 ст. 139, п. 19 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

Согласно Протоколу № 18228-ОТПП/1 от 17.04.2017 об определении участников открытых торгов посредством публичного предложения в форме открытых торгов по продаже имущества ООО <…> лот № 1, заявки подали: Л. В.Ф., Б. Г.Д., З. И.В., Ш. И.И.

Согласно выписки из лицевого счета за период с 10.04.2017 по 16.04.2017 денежные средства, внесенные в качестве задатка, были внесены: ИП Л. В.Ф., Ш. И.И., Б. Г.Д. и Л. И.И.

По итогам рассмотрения заявок, победителем торгов признан ИП Л. В.Ф.

В материалы дела представлена копия договора купли-продажи имущества от 18.04.2017 заключённого между конкурсным управляющим ООО <…> Г. А.И. и ИП Л. В.Ф.

Основанием для направления заявителем жалобы в антимонопольный орган послужили следующие обстоятельства.

Заявитель полагает, что заявка подана им в соответствии с требованиями Закона о банкротстве, считает неправомерным решение организатора торгов об отказе в допуске к участию в торгах в связи с тем, что не указаны сведения об участии или не участии в капитале заявителя; в назначении платежа задатка не указано наименовании продавца имущества, по которому вносится задаток.

Организатором торгов представлены письменные возражения на жалобу заявителя. По мнению организатора торгов, заявка Б. Г.Д. на дату подведения итогов торгов не соответствовала требованиям, установленным действующим законодательством о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов, в связи с чем, конкурсный управляющий обоснованно отказал претенденту в допуске к участию торгах. Организатор торгов просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к следующим выводам относительно обстоятельств дела.

1. В соответствии с п. 4 ст. 138 Закона о банкротстве, продажа предмета залога осуществляется в порядке, установленном пунктами 4, 5, 8 - 19 ст. 110 и п. 3 ст. 111 Закона о банкротстве, и с учётом положений ст. 138 Закона о банкротстве.

   Согласно п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве, в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, внешнего управляющего.

   Организатор торгов выполняет следующие функции: опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов; принимает заявки на участие в торгах, предложения о цене предприятия; заключает с заявителями договоры о задатке; определяет участников торгов; осуществляет проведение торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия; определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов; уведомляет заявителей и участников торгов о результатах проведения торгов.

   В соответствии с п. 11 ст. 110 Закона о банкротстве заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.

Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);

фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

В силу п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов.

К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов;

представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;

поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

Комиссией установлено, что в заявке, поданной Б. Г.Д. на участие в торгах по продаже имущества должника: здание склада пищевых и непродовольственных товаров с пристройкой, 1032,1 кв.м.; Заглубленное в грунт здание овощехранилища с навесом, 173 кв.м; Земельный участок 18468 кв.м., Земли под зданиями (строениями), сооружениями указано, что у Б. Г.Д. отсутствует заинтересованность по отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему, отсутствуют сведения об участии в капитале арбитражного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является арбитражный управляющий.

Вместе с тем, в заявке, поданной Б. Г.Д. на участие в торгах по продаже имущества должника в графе «сведения об отношении к предмету торгов», дополнительно указано, что сведения об участии в капитале заявителя арбитражного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является арбитражный управляющий «отсутствует».

Установленный Законом о банкротстве перечень требований и документов, прилагаемых к заявке на участие в торгах, является исчерпывающим, в связи с чем, организатор торгов не вправе запрашивать дополнительные документы, не указанные в п. 11 ст. 110 Закона о банкротстве.

Данные сведения должны быть указаны в заявке в силу прямого указания абз. 6 п. 11 ст. 110 Закона о банкротстве.

В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимися в Определении от 22.03.2012 N 520-О-О, положение абзаца шестого пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве направлено на обеспечение открытости и прозрачности торгов по продаже предприятия (имущества) должника, в том числе в части информации о возможной заинтересованности внешнего управляющего как организатора торгов по отношению к тому или иному участнику торгов.

Таким образом, заявка Б. Г.Д. на участие в торгах содержит сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему и о характере этой заинтересованности.

Необходимо отметить, что капитал - это совокупность имущества используемого для получения прибыли. Осуществлять деятельность с целью получения прибыли могут как юридические лица, так и физические - которые зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя. Уставный капитал - это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации; уставный капитал определяет минимальный размер имущества юридического лица, гарантирующего интересы его кредиторов.

Однако Б. Г.Д. не является юридическим лицом, а также индивидуальным предпринимателем, что само по себе исключает возможность участия в капитале заявителя арбитражного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является арбитражный управляющий.

При таких обстоятельствах требования пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве, направленные на обеспечение открытости и прозрачности торгов по продаже предприятия (имущества) должника, в том числе в части информации о возможной заинтересованности арбитражного управляющего по отношению к участнику торгов, выполнены Б. Г.Д.

Поскольку требования к проведению торгов, а также документам, представляемых в составе заявке в силу закона являются исчерпывающими, они не могут быть изменены дополнительными требованиями заказчика или организатора торгов, путем включения дополнительных требований в извещении о проведении торгов или Положение о порядке реализации имущества должника.

Таким образом, из обстоятельств дела следует, что основание, по которому отклонена заявка заявителя, не предусмотрено законом.

При данных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Б. Г.Д. и нарушении организатором торгов требований п. 11 ст. 110 Закона о банкротстве.

2. В части доводов о том, что Б. Г.Д. в назначении платежа задатка не указал наименование продавца имущества по которому вносится задаток, Управление сообщает следующее.

В соответствии с п. 10 ст. 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению; размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.

Согласно п. 11 ст. 110 Закона о банкротстве заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.

Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);

фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием закрытой формы представления предложений о цене предприятия заявка на участие в торгах может содержать предложение о цене предприятия, не подлежащее разглашению до начала проведения торгов.

К заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов:

выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

Не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;

представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;

поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

Таким образом, п. 11 ст. 110 Закона о банкротстве содержит исчерпывающий перечень требований к участнику и список документов необходимый для участия в торгах, не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных данной статьей.

Следовательно, платежное поручение не является обязательным документом в составе заявки на участие в торгах.

В сообщении о торгах в графе «порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению» указано, что «К участию в торгах допускаются лица, своевременно внесшие задаток и представившие заявку на участие в торгах, соответствующую требованиям п. 11 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и разделом 4 приказа Минэкономразвития РФ № 495». Таким образом также отсутствует требование иметь в составе заявки платежное поручение.

Следовательно, Б. Г.Д. не были нарушены требования Закона о банкротстве, а также приказа Минэкономразвития РФ № 495 от 23.07.2015.

Вместе с тем, в графе «Cроки и порядок внесения и возврата задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток» указано следующее «Задаток в размере 20 % от начальной цены вносится на счет организатора торгов: ООО <…>. Задаток должен поступить на р/с организатора торгов не позднее последнего дня действия цены лота, по которой подается заявка», таким образом, отсутствует информация о том что необходимо указать в назначении платежа наименование продавца имущества.

Также документация о торгах содержит  проект договора о задатке, п. 1.1. данного проекта договора о задатке гласит «В соответствии с условиями настоящего договора Заявитель для участия в торгах по продаже  имущества, принадлежащего ООО <…> на электронной площадке ООО «МЭТС» <…> по адресу: www.m-ets.ru, перечисляет денежные средства в размере… (…), на счет Организатора Торгов с указанием соответствующего лота», следовательно, документация о торгах предусматривает лишь указание соответствующего лота.

Также необходимо отметить, что наименование лота № 1 «Здание склада пищевых и непродовольственных товаров с пристройкой, 1032,1 кв.м.; Заглубленное в грунт здание овощехранилища с навесом, 173 кв.м; Земельный участкок 18468 кв.м., Земли под зданиями (строениями), сооружениями», таким образом, назначение платежа в платежном поручении Б. Г.Д. звучит идентично названию лота, что полностью соответствует требованиям документации.

Кроме того в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» отсутствует трактовка «продавец», есть Организатор, должник, Арбитражный управляющий. В проекте договора купли-продажи размещенном на сайте продавцом является Общество с ограниченной ответственностью <…>, на основании платежного поручения Б. Г.Д. подтверждающего оплату задатка на участие в торгах данная компания является получателем задатка.

Следовательно, из платежного поручения Б. Г.Д. усматривается, что продавец Общество с ограниченной ответственностью <…>, денежные средства поступили на расчетный счет  Общество с ограниченной ответственностью <…>.

Законом о банкротстве не установлено обязательное указание в платежном поручении в назначении платежа указание продавца, а именно конкурсного управляющего.

При данных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Б. Г.Д. и нарушении организатором торгов требований п. 10 ст. 110, п. 11 ст. 110, п. 12 ст. 110  Закона о банкротстве.

3. В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Учитывая обстоятельства настоящего дела, изложенные выше, Комиссия Волгоградского УФАС считает необходимым признать жалобу Б. Г.Д. обоснованной.

Оснований для выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, по настоящему делу не выявлено, ввиду заключения организатором торгов договора по итогам спорных торгов. Указанный договор может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Б. Г.Д. на действия (бездействие) организатора торгов -  конкурсного управляющего Г. А.И. <…> при организации и проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение от 03.03.2017 № 1636486 в ЕФРСБ), обоснованной.

2. Признать организатора торгов -  конкурсного управляющего Г. А.И. <…> нарушившим требования п. 10, ст. 110, п. 11 ст. 110, п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве при организации и проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение от 03.03.2017 № 1636486 в ЕФРСБ).

3. Предписание не выдавать.

Связанные организации

Связанные организации не указаны