Определение б/н Определение о возбуждении дела от 28 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 17-03-5-02/376 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 О РЕКЛАМЕ

 

27 июня 2017 г.                                                                                           г. Волгоград

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя управления                        Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев материалы, поступившие из прокуратуры  г. Волгограда  (вх. № 4128 от 04.05.2017), заявление вх. № 3925 от 27.04.2017,

 

УСТАНОВИЛ:

Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: 1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

В соответствии с п. 12 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508 (далее - Правила) дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами (далее также антимонопольный орган) по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

Правилами в п. 3 предусмотрено, что дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.

В Волгоградское УФАС России поступило заявление (вх. № 3925 от 27.04.2017, далее - заявление), в котором сообщалось о распространении в сети Интернет рекламы: «Охрана. Вневедомственная охрана!» Охранное предприятие Патриот. Все виды охраны. Тех. поддержка 24/7…patriot34.ru».

Прокуратурой г. Волгограда в адрес Волгоградского УФАС России перенаправлены по подведомственности аналогичные по содержанию материалы (вх. № 4128 от 04.05.2017).

Сотрудниками Волгоградского УФАС России 03.05.2017, 04.05.2017, 10.05.2017 были зафиксированы факты распространения в сети Интернет (в том числе на страницах социальных сетей «Одноклассники», «ВКонтакте», на сайте www.bolshoyvopros.ru) информации следующего содержания:

- «Вневедомственная охрана! patriot34.ru. Охранное предприятие Патриот. Все виды охраны. Тех поддержка24/7. Звоните!» (акт осмотра Интернет-сайта               № 291-р);

- «Нужна вневедомственная охрана? patriot34.ru. Охранное предприятие Патриот. Все виды охраны. Тех поддержка 24/7. Звоните!» (акт осмотра Интернет-сайта № 290-р);

- «Охранное предприятие Волгоград! patriot34.ru. Охранное предприятие Патриот. Все виды охраны. Тех поддержка …», «Частное охранное предприятие! patriot34.ru. ЧОП. Все виды охраны. Тех поддержка 24/7. Личный менеджер. Звоните сейчас!» (акт осмотра Интернет-сайта № 280-р);

- «ЧОП Все виды охраны. Тех поддержка24/7. Личный менеджер. Звоните сейчас! Охрана дома. Охрана квартиры. Охранная сигнализация. Тревожная кнопка» (акт осмотра Интернет-сайта № 276-р).

Указанная информация во всех случаях сопровождается изображением щита черного цвета, на котором в рамке жёлтого цвета имеется надпись буквами жёлтого цвета «ОХРАНА», а также изображение золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - всадник в плаще на коне, поражающий копьем опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Данное изображение соответствует двуглавому орлу, используемому на гербе Российской Федерации (Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», далее – Закон о гербе).

При этом согласно ст. 2 Закона о гербе воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается в одноцветном варианте, а также без геральдического щита (в виде главной фигуры - двуглавого орла с атрибутами, перечисленными в ст. 1 Закона о гербе: золотой двуглавый орел, поднявший вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона).

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация, распространявшаяся в сети Интернет  03.05.2017, 04.05.2017, 10.05.2017, является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, п. 3 ст. 3 Закона о рекламе определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к услугам, оказываемым ООО ЧОП «Патриот».

В соответствии с п. «а» п. 4 указа Президента РФ от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее – указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157) вневедомственная охрана, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации включена в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации было также передано в ведение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (п. 5 указа Президента РФ от 05.04.2016 № 157).

На Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации  подп. «ж» п. 6 указа Президента РФ от 05.04.2016 № 157 возложено, в том числе, осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также осуществление вневедомственной охраны.

Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30.09.2016 № 237 утвержден устав ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Волгоградской области» (далее – Устав ФГКУ). Уставом ФГКУ в п. 16 предусмотрено создание филиалов ФГКУ в г. Волгограде, г. Волжском и в районах Волгоградской области.

Вневедомственная охрана как альтернатива частным охранным предприятиям, на основании договора может обслуживать организации и частных лиц. При этом сотрудники вневедомственной охраны, как и другие полицейские, обязаны пресекать любые правонарушения.

Сотрудники вневедомственной охраны берут на себя часть функций, которые представители частных охранных предприятий осуществлять не вправе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992               № 587 утвержден перечень таких объектов, в числе которых: здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти; объекты, занимаемые федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации; объекты органов прокуратуры и следственных органов Следственного комитета Российской Федерации Российской Федерации.

Порядок использования Государственного герба установлен Законом о гербе. Так, согласно ст. 7 Закона о гербе Государственный герб Российской Федерации может помещаться на: денежных знаках; государственных наградах Российской Федерации и документах к ним; знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования. Допускается размещение Государственного герба Российской Федерации на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на военной или иной государственной службе, а также использование его в качестве геральдической основы геральдических знаков - эмблем федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов.

Использование герба Российской Федерации в деятельности частных охранных предприятий, в том числе при рекламировании своих услуг, законом не предусмотрено.

Использование государственного символа Российской Федерации наряду с употреблением слов «Вневедомственная охрана» способствует восприятию потребителями организации как государственной или имеющей отношение к государственным органам власти или являющейся федеральным государственным унитарным предприятием, к которым ООО ЧОП «Патриот» не относится.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В письме вх. от 26.05.2017 № 4929 (исх. № отсутствует) ООО ЧОП «Патриот» указывает, что реклама, на распространение которой указал заявитель, Обществом не распространялась. Однако при этом ООО ЧОП «Патриот» указывает, что организация рекламы охранных услуг в целях привлечения клиентов была по договору возложена на ООО «Мониторинговый центр «Патриот» (далее – ООО «МЦ «Патриот»), которое в свою очередь заключило публичный договор с ООО «Яндекс» в целях распространения рекламных материалов на проекте «Яндекс Директ».

Факт распространения рекламы ООО ЧОП «Патриот» с акцентом на вневедомственную охрану и с использованием герба Российской Федерации подтвержден имеющимися материалами дела.

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций; об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (п. 8 ч. 3 ст. 5, п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).

При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации (ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе). В рассматриваемом случае нарушены положения Закона о гербе, регламентирующие порядок использования государственной символики.

Государство - единственный полноправный пользователь государственной символики и носитель авторитета, неправомерное размещение символов государства может вводить в заблуждение потребителей относительно ссылок на официальный источник и подорвать доверие к органам власти. Неправомерное размещение изображения официальных государственных символов в рекламе предпринимательской деятельности свидетельствует о ее недостоверности, следовательно, о ненадлежащем использовании.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с п. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2-8 ст. 5 Закона о рекламе несёт рекламодатель.

Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 6 и ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине (ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе).

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. В п. 7 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Волгоградским УФАС России в рамках рассмотрения поступивших материалов было установлено, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы выступило ООО «Яндекс», рекламодателями выступили ООО ЧОП «Патриот» и ООО «МЦ «Патриот».

На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с п.п. 20, 21 Правил рассмотрения  антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу № 17-03-5-02/376 по признакам нарушения п. 8 ч. 3 ст. 5, п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО ЧОП «Патриот» (ОГРН …г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, ….) и ООО «МЦ «Патриот» (ОГРН …., ИНН/КПП …., г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, …);

- лицо, располагающее сведениями о рассматриваемых обстоятельствах - ООО «Яндекс» (ИНН/КПП …. юридический адрес: …г. Москва, …).

3. Назначить дело № 17-03-5-02/376  к рассмотрению на 17 июля 2017 в 10 часов 00 минут по адресу:  г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб.13, 5-й этаж, левое крыло).

4. ООО ЧОП «Патриот» представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

4.1. Письменные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения дела.

4.2. Агентский договор, заключенный между ООО ЧОП «Патриот» и ООО «МЦ «Патриот» со всеми приложениями и дополнительными соглашениями.

4.3. Иную информацию, которую Общество считает необходимой для предоставления в рамках рассматриваемого дела для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

5. ООО «МЦ «Патриот» представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

5.1. Письменные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения дела.

5.2. Иную информацию, которую Общество считает необходимой для предоставления в рамках рассматриваемого дела для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

6. ООО «Яндекс» представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

6.1. Письменные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения дела.

6.2. Ответ на запрос Волгоградского УФАС России исх. от 08.06.2017 № 02-13/3503 (копия прилагается).

6.3. Иную информацию, которую Общество считает необходимой для предоставления в рамках рассматриваемого дела для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

 

В соответствии с ч. ч. 1 - 2 ст. 34 Закона о рекламе юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые документы, материалы, объяснения, информацию в письменной и (или) устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде, а также обеспечивать уполномоченным должностным лицам антимонопольного органа доступ к такой информации.

Неисполнение требований части 1 статьи 34 Закона о рекламе влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.6 ст. 19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

Представителям лиц, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, при себе необходимо иметь доверенность и документы, удостоверяющие личность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны