ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

Тип документа:
Определения
Дата публикации:
26.12.2017
Управление:
Волгоградское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль недобросовестной конкуренцииКонтроль рекламы
Номер дела:
№ № 17-03-5-02/724

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя управления, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев поступившее заявление вх. № 10051 от 26.10.2017,

УСТАНОВИЛ:

В Волгоградское УФАС России поступило заявление (вх. № 10051 от 26.10.2017), в котором сообщается об установке рядом с Центральным рынком г. Камышина на оживленном перекрёстке, окруженном пешеходными переходами, рядом с павильоном сети быстрого питания «AIK» большого монитора, транслирующего рекламу. К заявлению приложена фотография рекламного монитора.

Заявитель указывает, что данная рекламная конструкция мешает пешеходам, отвлекает водителей, ссылается на большое количество дорожно-транспортных происшествий на данном участке.

В рамках рассмотрения заявления были направлены запросы информации в адрес администрации городского округа – г. Камышин Волгоградской области, УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области и ОГИБДД МО МВД России «Камышинский» Волгоградской области.

Комитет по управлению имуществом администрации городского округа – город Камышин (далее - Комитет) в письме от 30.11.2017 исх. № 02-03/3391 (вх. № 11694 от 12.12.2017) указал на следующее.

Руководствуясь положениями административного регламента «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «выдача (аннулирование) разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории городского округа – город Камышин», утвержденного постановлением администрации городского круга – город Камышин от 15.11.2016 № 2090-п Комитетом было выдано разрешение ООО «Камышин Медиа ТВ» разрешение от 28.04.2107 № 6.21 (распоряжение от 28.04.2017 № 176) на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (уличный пилон0 по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Пролетарская, 101, на фасаде здания.

Поскольку здание, на котором размещен пилон, не является объектом муниципальной собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 13.10.2015 34-АБ № 738705), указанное здание не было включено в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа-город Камышин.

Для размещения рекламной конструкции между ООО «Камышин Медиа ТВ» и ООО «Радуга» во исполнение ч. 5 ст. 19 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) был заключен договор аренды рекламного места от 18.04.2017 № 1.

Органы внутренних дел в ответ на запрос антимонопольного органа от 21.11.2017 исх. № 02-14/7338 о представлении сведений о количестве дорожно-транспортных происшествий, выявленных на участке по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, пересечение ул. Пролетарской и ул. Базарова) за период сентябрь 2016 года – ноябрь 2017 года (помесячно) представили следующие сведения (вх. № 11973 от 20.12.2017, вх. № 11974 от 20.2.2017).

За период сентябрь 2016 года – ноябрь 2017 года на указанном участке было зафиксировано 5 ДТП (20.06.2017. 19.07.2017, 04.08.2017, 19.10.2017, 01.11.2017).

Закон о рекламе в ст. 5 установил общие требования к рекламе. В частности, в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.

В соответствии с письмом Минпромторга России от 01.03.2016 «О применении требований ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.09.2015 № 1033, в обязательном порядке применяются к возводимым с 1 марта 2016 года средствам наружной рекламы.

В соответствии с письмом Росстандарта «О применении ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52044-2003 принят постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 № 124-ст и введён в действие 01.07. 2003.

ГОСТ Р 52044-2003 распространяется на средства наружной рекламы, размещенные на автомобильных дорогах и территориях городских сельских поселений. Стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» ГОСТ Р 52044-2003 подлежит применению на добровольной основе.

Вместе с тем на основании положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требования к установке и эксплуатации рекламных конструкций, описанные в виде ссылки на ГОСТ Р 52044-2003 в конкурсной документации, являются обязательными для исполнителя соответствующих работ, и их неисполнение может рассматриваться как ненадлежащее исполнение государственного (муниципального) контракта.

Кроме того, с 15 февраля 2015 года вступил в силу технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827.

Абзацем 2 п. 5 ТР ТС 014/2011 предусмотрено, что технические требования ТР ТС 014/2011 не распространяются на улицы населенных пунктов.

Однако суды указывают, что исходя из буквального и системного толкования норм ТР ТС 014/2011, на улицы населенных пунктов не распространяются только технические требования Технического регламента, в то время как пункт 13.8 ТР ТС 014/2011, в части касающейся средств наружной рекламы, не содержит технических требований, а устанавливает общие условия их размещения.

Распространение п. 13.8 Технического регламента на возникшие правоотношения, связанные с установкой и эксплуатацией средств наружной рекламы, не противоречит положениям пункта 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 (постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.10.2016 № Ф05-14816/2016 по делу № А41-108680/15).

Так, в соответствии с п. 13.8 Технического регламента средства наружной рекламы с целью обеспечения безопасности дорожного движения средства наружной рекламы не должны:

- размещаться на дорожном знаке, его опоре или на любом другом приспособлении, предназначенном для регулирования движения;

- ухудшать видимость средств регулирования дорожного движения или снижать их эффективность;

- иметь сходство (по внешнему виду, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода, животных или иного объекта;

- иметь яркость элементов изображения при внутреннем и внешнем освещении выше фотометрических характеристик дорожных знаков;

- освещаться в темное время суток на участках дорог, где дорожные знаки не имеют искусственного освещения.

В силу пункта 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах.

В силу п. 6.10 ГОСТ Р 52044-2003 средства наружной рекламы размещают с учетом проекта организации движения и расположения технических средств организации дорожного движения.

Суды указывают также, что с 01.03.2016 в ГОСТ Р 52044-2003 были внесены изменения, которыми исключены требования к расстояниям от края рекламной конструкции до дорожных знаков, светофоров, остановок и пешеходных переходов, судом кассационной инстанции отклоняется. Однако изменения, внесенные в ГОСТ Р 52044-2003, не исключают общих требований действующего законодательства о том, что реклама не должна каким-либо образом угрожать безопасности движения. Так, исключив некоторые пункты требований ГОСТ Р 52044-2003, законодателем были конкретизированы другие, как, например, обязательное приложение «Г» к ГОСТ Р 52044-2003, регламентирующее определение границ коридора безопасности при размещении рекламных конструкций. Следовательно, требования к определению безопасного расстояния при размещения рекламных конструкций имеются и после внесения изменений в ГОСТ Р 52044-2003 (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.10.2016 № Ф06-13635/2016 по делу № А12-49853/2015).

Наружная реклама не должна:

- вызывать ослепление участников движения светом, в том числе отраженным;

- ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения и мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства;

- иметь сходство (по внешнему виду, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода или какого-либо объекта;

- издавать звуки, которые могут быть услышаны в пределах автомобильной дороги лицами с нормальным слухом (п. 4.2 ГОСТ Р 52044-2003).

Данные требования направлены на обеспечение защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, в связи с чем подлежат применению в рассматриваемом случае.

Сведения, представленные органами внутренних дел, свидетельствуют о том, что фиксация ДТП на участке по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, пересечение ул. Пролетарской и ул. Базарова началась после выдачи разрешения на рекламную конструкцию.

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе). Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе)

В рассматриваемом случае в качестве рекламораспространителя выступило ООО «Камышин Медиа ТВ».

Ответственность за нарушение п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе несёт как рекламораспространитель, так и рекламодатель (ч. 6 ст. 38, ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе).

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Правилами рассмотрения антимонопольными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508 далее - Правила) предусмотрено, что в случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 17-03-5-02/724 по признакам нарушения п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО «Камышин Медиа ТВ» (ИНН/КПП 3453000741/345301001, ОГРН 1133453000768, юридический адрес: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Пролетарская 69 Б/1),

- заявитель: лицо, подавшее заявление вх. № 10051 от 26.10.2017,

- в качестве лиц, обладающих информацией о рассматриваемых обстоятельствах, привлечь администрацию городского округа – г. Камышин Волгоградской области в лице комитета по управлению имуществом администрации городского округа – город Камышин, ОГИБДД МО МВД России «Камышинский» Волгоградской области,

3. Назначить дело № 17-03-5-02/724 к рассмотрению на 26 января 2018 в 14 часов 00 минут по адресу: г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб.13, 5-й этаж, левое крыло).

4. ООО «Камышин Медиа ТВ» представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

4.1. Письменные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения дела,

4.2. Сведения о дате установки рассматриваемой рекламной конструкции,

4.3. Сведения о рекламе, транслировавшейся в период с момента установки рекламной конструкции и до конца 2017 года с приложением копий договоров с рекламодателями, видео – роликов / макетов рекламы,

4.4. Укажите время ежедневной трансляции рекламы на указанной конструкции (круглосуточно, др.),

4.5. Укажите, каким образом при размещении рекламной конструкции учитывался проект организации движения и расположения технических средств организации дорожного движения с приложением подтверждающих документов,

4.6. Иную информацию, которую Вы считаете необходимой для предоставления в рамках рассматриваемого дела для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

5. Комитету по управлению имуществом администрации городского округа – город Камышин представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

- сведения о поступлении обращений по вопросу правомерности и допустимости установки рассматриваемой рекламной конструкции с приложением подтверждающих документов (копии обращений, в том числе в электронном виде).

6. ОГИБДД МО МВД России «Камышинский» Волгоградской области представить к заседанию Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

- сведения о характере дорожно-транспортных происшествий, выявленных на указанном участке (пересечение ул. Пролетарской и ул. Базарова) за период сентябрь 2016 года – ноябрь 2017 года (помесячно), укажите привлекались ли участники ДТП к административной ответственности и по каким статьям КоАП РФ,

- просьба выразить письменную позицию по обстоятельствам рассматриваемого дела, в том числе относительно допустимости установки рассматриваемой рекламной конструкции с учётом проекта организации движения и расположения технических средств организации дорожного движения в указанном месте, был ли соблюдены границы коридора безопасности при размещении рекламной конструкции.

7. Заявителю предложить представить на заседание Комиссии дополнительно иную имеющуюся информацию и пояснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела.

 

В соответствии с ч. ч. 1 - 2 ст. 34 Закона о рекламе юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые документы, материалы, объяснения, информацию в письменной и (или) устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде, а также обеспечивать уполномоченным должностным лицам антимонопольного органа доступ к такой информации.

Неисполнение требований части 1 статьи 34 Закона о рекламе влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.