Решение б/н РЕШЕНИЕ от 4 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

<…> – председателя комиссии, заместителя руководителя Управления;

<…> – члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;

<…> – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,

изучив в соответствии с ч. 10-13 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «Региональное снабжение» (Ракетный Бульвар, д. 16, г. Москва, 129164, ИНН 7717652073, КПП 7717701001, ОГРН 1097746271083, далее – ООО «Региональное снабжение», заявитель) на действия (бездействие) заказчика – общества с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения» (ул. Порт-Саида, 16а, г. Волгоград, 400066, ИНН 3444259579, КПП 344401001, ОГРН 1163443068722, далее – ООО «Концессии теплоснабжения», Общество, заказчик) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона о закупках путём проведения запроса технико-коммерческих предложений на право заключить договор на поставку труб стальных (закупка № 31806933755),

с участием в заседании комиссии представителей заказчика <…> (действующей на основании доверенности № 267-18 от 25.09.2018), <…> (действующей на основании доверенности № 268-18 от 25.09.2018),

с участием до перерыва в рассмотрении жалобы представителя заявителя <…> (действующего на основании доверенности № 1 от 09.01.2018),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) посредством электронной почты 20.09.2018 вх. э/п № 8365 поступила жалоба ООО «Региональное снабжение» на действия заказчика – ООО «Концессии теплоснабжения» при проведении запроса технико-коммерческих предложений на право заключить договор на поставку труб стальных (закупка № 31806933755).

В жалобе ООО «Региональное снабжение» указаны следующие доводы: установленный заказчиком срок для подачи заявок для участия в закупке явно недостаточен для формирования заявки и оплаты обеспечения; Положением о закупке товаров, работ, услуг ООО «Концессии теплоснабжения» (далее – Положение) запрос технико-коммерческих предложений необоснованно отнесён к неконкурентным способам закупки; спорная закупка имеет признаки ограничения конкуренции.

На момент рассмотрения жалобы по существу договор по процедуре закупки № 31806933755 заключен не был.

Согласно ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, жалоба в антимонопольный орган может быть подана заинтересованными лицами, не подававшими заявки на участие в торгах, в случае, если обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок и такие нарушения могут ущемлять или нарушают права и законные интересы заявителя, в частности препятствуют подаче им заявки на участие в торгах.

Жалоба ООО «Региональное снабжение» поступила в антимонопольный орган в пределах срока для обжалования действий заказчика, предусмотренного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Учитывая, что в поданной жалобе заявителем указано на нарушение установленного порядка подачи заявок, комиссия считает жалобу подлежащей рассмотрению антимонопольным органом как отвечающей требованиям ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и ст. 3 Закона о закупках.

В ходе рассмотрения жалобы представители заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.

Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. При рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что извещение о проведении закупки № 31806933755 от 18.09.2018 размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) – 20.09.2018 в 09:00 (МСК).

Дата рассмотрения заявок – 20.09.2018 (МСК).

Предмет закупки – поставка труб стальных.

Способ проведения закупки: запрос технико-коммерческих предложений.

Начальная (максимальная цена) договора – 11 882 926 (одиннадцать миллионов восемьсот восемьдесят две тысячи девятьсот двадцать шесть) рублей 99 копеек.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч. 3.1 и ч. 3.2 ст. 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о закупках, положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона о закупке в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Заказчиком была проведена закупка путем запроса технико-коммерческих предложений на основании Положения о закупках товаров, работ и услуг ООО «Концессии теплоснабжения», утвержденного протоколом Совета директоров № 3 от 19.07.2018.

Под запросом технико-коммерческих предложений, согласно ст. 30 Положения о закупках понимается способ закупки, не являющийся формой проведения Торгов, Заявку на участие в которой может подать любое лицо и победителем которой признаётся Участник, который по результатам обмена между Обществом и Участниками сведениями и предложениями, согласования условий Договора (Договоров) предложил лучшие условия исполнения Договора (Договоров), в соответствии с критериями и порядком основного этапа Закупки (оценки и сопоставления Заявок), которые установлены Документацией процедуры закупки на основании настоящего Положения.

Согласно Положению запрос технико-коммерческих предложений не является формой проведения Торгов и его проведение не регулируется статьями 447 – 449 Гражданского кодекса Российской Федерации. Запрос технико-коммерческих предложений не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057 1061 Гражданского кодекса Российской Федерации. Запрос технико-коммерческих предложений не накладывает на Общество обязательств по заключению Договора (Договоров) с победителем или иным Участником. Извещение о закупке и Документация процедуры закупки являются согласно п. 1 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации приглашением делать оферты и должны рассматриваться в соответствии с этим.

В Запросе технико-коммерческих предложений может принять участие любое лицо, своевременно подавшее надлежащим образом оформленное Предложение по предмету закупки (далее - Предложение) и документы согласно размещенным на сайте Заказчика и (или) на сайте ЭТП Извещению и Документации о проведении Запроса технико-коммерческих предложений;

Извещение о проведении Запрос технико-коммерческих предложений размещается на сайте Заказчика и (или) на сайте ЭТП не более, чем на 5 (пять) рабочих дней до даты окончания приема Предложений.

Все требования к порядку, срокам и особенностям проведения Запроса технико-коммерческих предложений устанавливаются Заказчиком в Документации и Извещении.

Согласно Положению о закупках (п. 2 ст. 12), запрос технико-коммерческих предложений отнесен к неконкурентным способам закупки.

Согласно ч. 3.2 ст. 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным ч. 3 данной статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Согласно ч. 3 ст. 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены ст. 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований ч. 6.1 настоящей статьи.

Согласно требованиям ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках в документации о закупке, в числе прочего должны указываться функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Из представленных документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Волгоградским УФАС России, а также пояснений Общества следует, что информация о закупке заказчиком сообщена путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о закупке. По результатам спорной закупки, заказчик выбирает победителя закупки на основании оценки и сопоставления заявок, порядок данной оценки позволяет определить лучшее предложение на основе конкурентного (состязательного) отбора поступивших предложений. Формой технического задания на поставку материалов, включённого в состав документации о закупке, в п. 15 предусмотрено требование к техническим характеристикам товара, а п. 17 предусмотрено требование к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара.

Исходя из данных обстоятельств, Комиссия Волгоградского УФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушение ч. 3.2 ст. 3 Закона о закупках, выразившиеся в необоснованном отнесении запроса технико-коммерческих предложений к формам неконкурентных закупок, поскольку установленный заказчиком порядок отвечает условиям, указанным в ч. 3 ст. 3 Закона о закупках.

При данных обстоятельствах комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы ООО «Региональное снабжение» в данной части и о нарушении Заказчиком требований ч. 3.2 ст. 3 Закона о закупках.

2. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в частности, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно п. 30 Положения ООО «Концессии теплоснабжения» в Запросе технико-коммерческих предложений может принять участие любое лицо, своевременно подавшее надлежащим образом оформленное Предложение по предмету закупки (далее - Предложение) и документы согласно размещенным на сайте Заказчика и (или) на сайте ЭТП Извещению и Документации о проведении Запроса технико-коммерческих предложений;

Извещение о проведении Запрос технико-коммерческих предложений размещается на сайте Заказчика и (или) на сайте ЭТП не более, чем на 5 (пять) рабочих дней до даты окончания приема Предложений.

Заявитель указывает, что заинтересован в принятии участия в объявленной закупке, однако не имеет возможности ввиду установленных заказчиком временны́х ограничений. Невозможность подать заявку и собрать пакет документов, установленный документацией на участие в спорной закупке, заявитель не обосновал.

Согласно письменным пояснениям заказчика № КТ/18533-18/1 от 01.10.2018, данным по вопросу о достаточности установленных заказчиком сроков подачи заявки и о наличии доказательств фактической возможности представления необходимых документов, затрачиваемое участником на подготовку документов для участия в закупке, составляет примерно 120,5 мин.

Письмом ФАС России от 19.02.2015 № АЦ/7404/15 разъяснено, что комиссия антимонопольного органа при рассмотрении жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, вправе устанавливать нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции лишь при наличии достоверных доказательств такого нарушения.

Вместе с тем, заявителем не представлено Комиссии каких-либо доказательств, опровергающих доводы заказчика о достаточности установленных сроков для подачи заявки. Подателем жалобы не заявлено обоснованных возражений, позволяющих сделать вывод о фактической (объективной) невозможности формирования заявки в установленные сроки. Убедительных доказательств такого рода материалы дела не содержат.

Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства, в отсутствие достаточных доказательств такого нарушения на момент рассмотрения жалобы, образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным главой 9 Закона о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о закупках в предусмотренном им порядке.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы в этой части.

3. В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, учитывая характер установленных нарушений со стороны заказчика, допущенных им при организации закупки в форме запроса технико-коммерческих предложений на право заключить договор на поставку труб стальных, принимая во внимание содержание жалобы заявителя, Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы ООО «Региональное снабжение», а также о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, по внесению изменений в Положение о закупках товаров, работ, услуг общества, устраняющих выявленные нарушения, в строгом соответствии с требованиями ст. 3 Закона о закупках.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Региональное снабжение» на действия заказчика – ООО «Концессии теплоснабжения» при проведении запроса технико-коммерческих предложений на право заключить договор на поставку труб стальных (закупка № 31806933755) обоснованной.

2. Признать заказчика – ООО «Концессии теплоснабжения» нарушившим ч 3.2 ст. 3 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику – ООО «Концессии теплоснабжения» обязательное для исполнения предписание, предусмотренное п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, по внесению изменений в Положение о закупках товаров, работ, услуг общества посредством отнесения закупок в форме запроса технико-коммерческих предложений к конкурентным способам закупок.

Связанные организации

Связанные организации не указаны