Решение б/н РЕШЕНИЕ от 27 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – комиссия) в составе:

<…> – председателя комиссии, заместителя руководителя Управления;

<…> – члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;

<…> – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,

изучив в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «АктивПроект» (далее – ООО «АктивПроект», заявитель) на действия (бездействие) заказчика Публичное акционерное общество «Волгоградские межрайонные электрические сети» (далее – ПАО «ВМЭС», заказчик) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путём проведения запроса предложений по предмету: «Комплексное обследование зданий трансформаторных подстанций и распределительных пунктов» (закупка № 31807039217),

при участии представителя заказчика: – <…>, действующего на основании доверенности № 34АА2369406 от 06.04.2018,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) 26.10.2018 вх. э/п № 9630 поступила жалоба ООО «АктивПроект» на действия заказчика ПАО «ВМЭС» при проведении запроса предложений по предмету: «Комплексное обследование зданий трансформаторных подстанций и распределительных пунктов» (реестровый номер закупки № 31807039217),

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 ст. 3 Закона о закупках предусмотрены случаи, позволяющие участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Жалоба ООО «АктивПроект», подавшего заявку на участие в закупке, поступила в антимонопольный орган в пределах срока для обжалования действий заказчика, предусмотренного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

При данных обстоятельствах жалоба ООО «АктивПроект» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 30.10.2018 исх. № 04-10/7303).

В порядке, предусмотренном ч. 14, 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, срок принятия решения по жалобе был продлён до 16.11.2018, в заседании комиссии был объявлен перерыв до 16.11.2018, 10 часов 00 минут.

10.07.2018 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).

Комиссией установлено, что извещение о проведении закупки № 31807039217 от 18.10.2018 размещено на официальном сайте.

Дата окончания подачи заявок – 29.10.2018.

Предмет закупки – комплексное обследование зданий трансформаторных подстанций и распределительных пунктов.

По мнению заявителя, установление требования о предоставлении участниками закупки копий протоколов или удостоверений на персонал организации, подтверждающих аттестацию по энергобезопасности электрических станций и сетей (область аттестации Г 3.2), а также свидетельства об аттестации лаборатории и документального подтверждения соответствия квалификации персонала требованиям НТД в области промышленной безопасности являются избыточными, нормативно необоснованными, ограничивающими конкуренцию и подлежащими исключению из положений документации.

Представитель заказчика представил документы по оспариваемой процедуре и возражал по доводам жалобы, по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.

Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования указанного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 данной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).

В силу п. 9, 10 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

Таким образом, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом требования к предмету и участникам закупки могут определяться как по стоимостным, так и по иным критериям.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Частью 6 ст. 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В ст. 10 Положения о закупках определено право заказчика на установление квалификационных требований к участникам закупки, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, обладать профессиональной компетентностью, финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, надежностью, опытом и репутацией, а также людскими ресурсами, необходимыми для исполнения договора на поставку продукции, системой управления охраной труда, если указанные требования содержатся в документации процедуры закупки. При этом в документации процедуры закупки должны быть установлены четкие параметры определения и предельные показатели достаточности и необходимости обладания участниками указанными ресурсами и характеристиками для исполнения предполагаемого договора, позволяющие однозначно определить соответствие или несоответствие участника процедуры закупки установленным требованиям.

В соответствии с разделом 1 «Описание работ» Тома II «Техническая часть» Документации (далее – Техническое задание) исполнитель обязан выполнить следующие по комплексному обследованию зданий трансформаторных подстанций и распределительных пунктов АО «ВМЭС» в количестве 300 штук общим строительным объемом 42 276,5 куб. метров:

- линейные измерения;

- определение прочности, оценка несущей способности, поиск поверхностных дефектов и повреждений;

- измерения толщин металлоконструкций, угловые измерения, фотосъемка;

- определение прочности бетона;

- оценка технического состояния здания (сооружения) ТП, РП на момент обследования;

- оценка работоспособности строительных конструкций здания (сооружения) в соответствии с его техническими параметрами;

- оценка соответствия проектной, эксплуатационной и другой технической документации;

- возможность и условия дальнейшей эксплуатации до очередного обследования.

По результатам проведенных работ оформить следующую документацию (отдельно по каждому объекту):

1. Заключение в количестве 2-х экземпляров (1-го оригинального экземпляра и 1-го экземпляра на электронном носителе), включающее следующие документы:

- содержание;

- вводная часть;

- описание и технические характеристики зданий ТП, РП;

- методики и программы испытаний и измерений;

- оригиналы протоколов испытаний и измерений с подписью ответственных лиц и печатью организации;

- пояснительная записка;

- фотоматериалы, графические материалы;

- результаты обследований;

- ведомость дефектов и повреждений;

- копии свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией на выполнение работ в соответствии с предметом договора и /или лицензии, в случаях, предусмотренных действующим законодательством, заверенные печатью и подписью руководителя подрядной организации;

- копии удостоверений, сертификатов и дипломов, подтверждающих надлежащую квалификацию персонала подрядной организации, заверенные печатью и подписью руководителя подрядной организации;

- копии сертификатов и паспортов, подтверждающих проведенную надлежащую поверку оборудования и инструментов для проведения работ подрядной организации, заверенные печатью и подписью руководителя подрядной организации.

2. Акт обследования здания (сооружения) (в количестве 2-х оригинальных экземпляров);

3. Техническое заключение о состоянии строительных конструкций с обязательным указанием даты проведения следующего освидетельствования (в количестве 2-х оригинальных экземпляров).

В соответствии с разделом 3 «Требования к исполнителю (подрядной организации)» Тома II «Техническая часть» Документации Подрядная организация, выполняющая работы по комплексному обследованию зданий трансформаторных подстанций и распределительных пунктов АО «ВМЭС», должна соответствовать следующим обязательным требованиям:

- платежеспособность, не являться банкротом и не находиться в процедуре ликвидации, деятельность организации не должна быть приостановлена;

- отсутствие сведений о данной организации в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных федеральными законами №44-ФЗ от 05.04.2013г. и №223-ФЗ от 18.07.2011г.;

- наличие гражданской правоспособности в полном объеме для заключения и исполнения договора;

- копии протоколов или удостоверений на персонал организации, подтверждающие аттестацию по энергобезопасности электрических станций и сетей (область аттестации Г 3.2. Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору РД 03-19-2007 п.10 утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. №37). Копии протоколов проверки знаний норм и правил технической эксплуатации электрических станций и сетей в РФ. Если персонал организации проходит проверку знаний по электробезопасности и аттестацию по энергобезопасности во внутренней комиссии организации, представить копии протоколов о прохождении аттестации и проверки знаний членов ПДК в комиссии Ростехнадзора и копию приказа о назначении ПДК.

- наличие свидетельства об аттестации лаборатории и документального подтверждения соответствия квалификации персонала требованиям НТД в области промышленной безопасности;

- наличие утвержденных в установленном порядке методик, по которым проводятся работы по комплексному обследованию зданий трансформаторных подстанций и распределительных пунктов;

- наличие аттестованного оборудования, инструмента, приспособлений и т.д., необходимого для проведения работ по комплексному обследованию.

Закон о закупке не запрещает устанавливать качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификацию участников и т.д. Нарушение заказчиком при установлении требований к участникам закупки может заключаться в отсутствии в конкурсной документации ясных и определенных критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Комиссией Управления установлено, что ПАО «ВМЭС» определенным образом сформулирован ряд требований в целях объективной оценки претендентов; все участники закупки тем самым поставлены в равные условия.

Поскольку в соответствии с п. 1.5.1 и п. 1.5.2 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 № 229, комплексное обследование зданий и сооружений ТП и РП относится к эксплуатации объекта энергетики, в связи с этим персонал специализированных организаций, привлекаемый для проведения комплексного обследования зданий и сооружений ТП и РП на основании договора подряда, является эксплуатирующим персоналом.

В соответствии с п. 2 раздела I приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 37 от 29.01.2007 руководители и специалисты, эксплуатирующие объекты энергетики, должны пройти аттестацию по энергобезопасности электрических станций и сетей (область аттестации Г 3.2).

Кроме того, Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору РД-03-19-2007 (далее – Положение), утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 № 37, устанавливает порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций, осуществляющих в отношении опасного производственного объекта, объекта энергетики, объекта, на котором эксплуатируются тепловые электроустановки и сети, гидротехнического сооружения (далее - объекты) их проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, технических средств, машин и оборудования, а также подготовку и переподготовку руководителей и специалистов по вопросам безопасности.

ПАО «ВМЭС» согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35 «Об электроэнергетике» является субъектом электроэнергетики, осуществляющим деятельность в сфере электроэнергетики, связанной с оказанием услуг по передаче электрической энергии. Электроустановки, находящиеся в эксплуатации ПАО «ВМЭС», являются объектами электросетевого хозяйства.

С учетом вышеизложенного, комиссия Управления приходит к выводу, что установление квалификационных требований к претендентам заказчика обоснованно учтено требование о предоставлении участниками закупки копий протоколов или удостоверений на персонал организации, подтверждающие аттестацию по энергобезопасности электрических станций и сетей (область аттестации Г 3.2), а также свидетельства об аттестации лаборатории и документального подтверждения соответствия квалификации персонала требованиям НТД в области промышленной безопасности, исключают неквалифицированное проведение работ и, как следствие, нарушение безопасности объектов энергетики. Повышенные требования к участникам закупки направлены на безопасную работу и не ограничивают конкуренцию.

По смыслу ч. 1 ст. 1 Закона о закупках в торгах участвуют лишь те претенденты, которые могут своевременно и полно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, следовательно, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением ст. 17 Закона о защите конкуренции; повышенные требования к участникам закупки, связанные с наличием у них финансовых ресурсов для исполнения закупки, с наличием на праве собственности или ином законном основании необходимого оборудования и других материальных ресурсов, а также опыта работы, связанного с предметом закупки и деловой репутации, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации сами по себе не могут свидетельствовать об ограничении конкуренции.

Действуя добросовестно, заказчик вправе предъявить повышенные требования к участникам закупки, исходя из своих потребностей, целей, значимости и характера заказа, условий безопасности, которым могут не соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности, поскольку правомерная конкуренция состоит в соперничестве и в формировании любым лицом лучшего предложения по исполнению заказа. Повышенные требования к участникам закупки не могут расцениваться как ограничение одних и предоставление преимущества другим субъектам.

На основании вышеизложенного, комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы.

В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Учитывая обстоятельства настоящего дела, изложенные выше, комиссия Волгоградского УФАС России считает необходимым признать жалобу ООО «АктивПроект» необоснованной.

Оснований для выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, по настоящему делу не выявлено.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «АктивПроект» на действия заказчика ПАО «ВМЭС» при проведении закупки № 31807039217 в форме запроса предложений по предмету: «Комплексное обследование зданий трансформаторных подстанций и распределительных пунктов», необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны