Решение б/н РЕШЕНИЕ от 27 ноября 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – комиссия) в составе:
<…> – председателя комиссии, заместителя руководителя Управления;
<…> – члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;
<…> – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,
изучив в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «АктивПроект» (далее – ООО «АктивПроект», заявитель) на действия (бездействие) заказчика Публичное акционерное общество «Волгоградские межрайонные электрические сети» (далее – ПАО «ВМЭС», заказчик) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путём проведения запроса предложений по предмету: «Комплексное обследование зданий трансформаторных подстанций и распределительных пунктов» (закупка № 31807039217),
при участии представителя заказчика: – <…>, действующего на основании доверенности № 34АА2369406 от 06.04.2018,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) 26.10.2018 вх. э/п № 9630 поступила жалоба ООО «АктивПроект» на действия заказчика ПАО «ВМЭС» при проведении запроса предложений по предмету: «Комплексное обследование зданий трансформаторных подстанций и распределительных пунктов» (реестровый номер закупки № 31807039217),
В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 ст. 3 Закона о закупках предусмотрены случаи, позволяющие участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Жалоба ООО «АктивПроект», подавшего заявку на участие в закупке, поступила в антимонопольный орган в пределах срока для обжалования действий заказчика, предусмотренного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
При данных обстоятельствах жалоба ООО «АктивПроект» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 30.10.2018 исх. № 04-10/7303).
В порядке, предусмотренном ч. 14, 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, срок принятия решения по жалобе был продлён до 16.11.2018, в заседании комиссии был объявлен перерыв до 16.11.2018, 10 часов 00 минут.
10.07.2018 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
Комиссией установлено, что извещение о проведении закупки № 31807039217 от 18.10.2018 размещено на официальном сайте.
Дата окончания подачи заявок – 29.10.2018.
Предмет закупки – комплексное обследование зданий трансформаторных подстанций и распределительных пунктов.
По мнению заявителя, установление требования о предоставлении участниками закупки копий протоколов или удостоверений на персонал организации, подтверждающих аттестацию по энергобезопасности электрических станций и сетей (область аттестации Г 3.2), а также свидетельства об аттестации лаборатории и документального подтверждения соответствия квалификации персонала требованиям НТД в области промышленной безопасности являются избыточными, нормативно необоснованными, ограничивающими конкуренцию и подлежащими исключению из положений документации.
Представитель заказчика представил документы по оспариваемой процедуре и возражал по доводам жалобы, по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.
Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования указанного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 данной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).
В силу п. 9, 10 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.
Таким образом, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом требования к предмету и участникам закупки могут определяться как по стоимостным, так и по иным критериям.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
Частью 6 ст. 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В ст. 10 Положения о закупках определено право заказчика на установление квалификационных требований к участникам закупки, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, обладать профессиональной компетентностью, финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, надежностью, опытом и репутацией, а также людскими ресурсами, необходимыми для исполнения договора на поставку продукции, системой управления охраной труда, если указанные требования содержатся в документации процедуры закупки. При этом в документации процедуры закупки должны быть установлены четкие параметры определения и предельные показатели достаточности и необходимости обладания участниками указанными ресурсами и характеристиками для исполнения предполагаемого договора, позволяющие однозначно определить соответствие или несоответствие участника процедуры закупки установленным требованиям.
В соответствии с разделом 1 «Описание работ» Тома II «Техническая часть» Документации (далее – Техническое задание) исполнитель обязан выполнить следующие по комплексному обследованию зданий трансформаторных подстанций и распределительных пунктов АО «ВМЭС» в количестве 300 штук общим строительным объемом 42 276,5 куб. метров:
- линейные измерения;
- определение прочности, оценка несущей способности, поиск поверхностных дефектов и повреждений;
- измерения толщин металлоконструкций, угловые измерения, фотосъемка;
- определение прочности бетона;
- оценка технического состояния здания (сооружения) ТП, РП на момент обследования;
- оценка работоспособности строительных конструкций здания (сооружения) в соответствии с его техническими параметрами;
- оценка соответствия проектной, эксплуатационной и другой технической документации;
- возможность и условия дальнейшей эксплуатации до очередного обследования.
По результатам проведенных работ оформить следующую документацию (отдельно по каждому объекту):
1. Заключение в количестве 2-х экземпляров (1-го оригинального экземпляра и 1-го экземпляра на электронном носителе), включающее следующие документы:
- содержание;
- вводная часть;
- описание и технические характеристики зданий ТП, РП;
- методики и программы испытаний и измерений;
- оригиналы протоколов испытаний и измерений с подписью ответственных лиц и печатью организации;
- пояснительная записка;
- фотоматериалы, графические материалы;
- результаты обследований;
- ведомость дефектов и повреждений;
- копии свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией на выполнение работ в соответствии с предметом договора и /или лицензии, в случаях, предусмотренных действующим законодательством, заверенные печатью и подписью руководителя подрядной организации;
- копии удостоверений, сертификатов и дипломов, подтверждающих надлежащую квалификацию персонала подрядной организации, заверенные печатью и подписью руководителя подрядной организации;
- копии сертификатов и паспортов, подтверждающих проведенную надлежащую поверку оборудования и инструментов для проведения работ подрядной организации, заверенные печатью и подписью руководителя подрядной организации.
2. Акт обследования здания (сооружения) (в количестве 2-х оригинальных экземпляров);
3. Техническое заключение о состоянии строительных конструкций с обязательным указанием даты проведения следующего освидетельствования (в количестве 2-х оригинальных экземпляров).
В соответствии с разделом 3 «Требования к исполнителю (подрядной организации)» Тома II «Техническая часть» Документации Подрядная организация, выполняющая работы по комплексному обследованию зданий трансформаторных подстанций и распределительных пунктов АО «ВМЭС», должна соответствовать следующим обязательным требованиям:
- платежеспособность, не являться банкротом и не находиться в процедуре ликвидации, деятельность организации не должна быть приостановлена;
- отсутствие сведений о данной организации в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных федеральными законами №44-ФЗ от 05.04.2013г. и №223-ФЗ от 18.07.2011г.;
- наличие гражданской правоспособности в полном объеме для заключения и исполнения договора;
- копии протоколов или удостоверений на персонал организации, подтверждающие аттестацию по энергобезопасности электрических станций и сетей (область аттестации Г 3.2. Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору РД 03-19-2007 п.10 утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. №37). Копии протоколов проверки знаний норм и правил технической эксплуатации электрических станций и сетей в РФ. Если персонал организации проходит проверку знаний по электробезопасности и аттестацию по энергобезопасности во внутренней комиссии организации, представить копии протоколов о прохождении аттестации и проверки знаний членов ПДК в комиссии Ростехнадзора и копию приказа о назначении ПДК.
- наличие свидетельства об аттестации лаборатории и документального подтверждения соответствия квалификации персонала требованиям НТД в области промышленной безопасности;
- наличие утвержденных в установленном порядке методик, по которым проводятся работы по комплексному обследованию зданий трансформаторных подстанций и распределительных пунктов;
- наличие аттестованного оборудования, инструмента, приспособлений и т.д., необходимого для проведения работ по комплексному обследованию.
Закон о закупке не запрещает устанавливать качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификацию участников и т.д. Нарушение заказчиком при установлении требований к участникам закупки может заключаться в отсутствии в конкурсной документации ясных и определенных критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Комиссией Управления установлено, что ПАО «ВМЭС» определенным образом сформулирован ряд требований в целях объективной оценки претендентов; все участники закупки тем самым поставлены в равные условия.
Поскольку в соответствии с п. 1.5.1 и п. 1.5.2 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 № 229, комплексное обследование зданий и сооружений ТП и РП относится к эксплуатации объекта энергетики, в связи с этим персонал специализированных организаций, привлекаемый для проведения комплексного обследования зданий и сооружений ТП и РП на основании договора подряда, является эксплуатирующим персоналом.
В соответствии с п. 2 раздела I приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 37 от 29.01.2007 руководители и специалисты, эксплуатирующие объекты энергетики, должны пройти аттестацию по энергобезопасности электрических станций и сетей (область аттестации Г 3.2).
Кроме того, Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору РД-03-19-2007 (далее – Положение), утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 № 37, устанавливает порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций, осуществляющих в отношении опасного производственного объекта, объекта энергетики, объекта, на котором эксплуатируются тепловые электроустановки и сети, гидротехнического сооружения (далее - объекты) их проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, технических средств, машин и оборудования, а также подготовку и переподготовку руководителей и специалистов по вопросам безопасности.
ПАО «ВМЭС» согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35 «Об электроэнергетике» является субъектом электроэнергетики, осуществляющим деятельность в сфере электроэнергетики, связанной с оказанием услуг по передаче электрической энергии. Электроустановки, находящиеся в эксплуатации ПАО «ВМЭС», являются объектами электросетевого хозяйства.
С учетом вышеизложенного, комиссия Управления приходит к выводу, что установление квалификационных требований к претендентам заказчика обоснованно учтено требование о предоставлении участниками закупки копий протоколов или удостоверений на персонал организации, подтверждающие аттестацию по энергобезопасности электрических станций и сетей (область аттестации Г 3.2), а также свидетельства об аттестации лаборатории и документального подтверждения соответствия квалификации персонала требованиям НТД в области промышленной безопасности, исключают неквалифицированное проведение работ и, как следствие, нарушение безопасности объектов энергетики. Повышенные требования к участникам закупки направлены на безопасную работу и не ограничивают конкуренцию.
По смыслу ч. 1 ст. 1 Закона о закупках в торгах участвуют лишь те претенденты, которые могут своевременно и полно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, следовательно, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением ст. 17 Закона о защите конкуренции; повышенные требования к участникам закупки, связанные с наличием у них финансовых ресурсов для исполнения закупки, с наличием на праве собственности или ином законном основании необходимого оборудования и других материальных ресурсов, а также опыта работы, связанного с предметом закупки и деловой репутации, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации сами по себе не могут свидетельствовать об ограничении конкуренции.
Действуя добросовестно, заказчик вправе предъявить повышенные требования к участникам закупки, исходя из своих потребностей, целей, значимости и характера заказа, условий безопасности, которым могут не соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности, поскольку правомерная конкуренция состоит в соперничестве и в формировании любым лицом лучшего предложения по исполнению заказа. Повышенные требования к участникам закупки не могут расцениваться как ограничение одних и предоставление преимущества другим субъектам.
На основании вышеизложенного, комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы.
В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Учитывая обстоятельства настоящего дела, изложенные выше, комиссия Волгоградского УФАС России считает необходимым признать жалобу ООО «АктивПроект» необоснованной.
Оснований для выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, по настоящему делу не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «АктивПроект» на действия заказчика ПАО «ВМЭС» при проведении закупки № 31807039217 в форме запроса предложений по предмету: «Комплексное обследование зданий трансформаторных подстанций и распределительных пунктов», необоснованной.