Решение б/н РЕШЕНИЕ от 21 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области Волгоградского УФАС России (далее – Волгоградское УФАС России или Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии

- заместитель руководителя Управления – Никуйко Ирина Борисовна,

Члены Комиссии

- заместитель начальника отдела Алимова Елена Владимировна;

- ведущий специалист-эксперт Власова Екатерина Александровна,

рассмотрев дело № 18-03-18-02/21 по признакам нарушения ООО «Кари» (ИНН 7702764909, адрес: ул. Русаковская, д.13, г. Москва, 107140) ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в отсутствие сторон, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

В Волгоградское УФАС России поступило обращение физического лица (вх. № 11087 от 27.11.2017) с жалобой на распространение с использованием сети электросвязи (на адрес электронной почты заявителя – g…@mail.ru) рекламы без согласия заявителя.

Заявитель указал, что реклама на адрес его электронной почты от «Kari» приходит регулярно, датирована 01.08.2017, 04.08.2017, 20.10.2017, 23.10.2017, 27.10.2017, 03.11.2017, 28.11.2017, 01.12.2017, 08.12.2017 («Скидки, Sale до -50%. Лучшие цены», «Идеи новогодних подарков»), 12.12.2017 («Скидки согревают. До – 50% на зимнюю обувь»).

Заявителем приложены также скриншоты переписки с администратором официальной группы Вконтакте (https://vk.com/kariclub), в которой заявитель просил прекратить рассылку рекламы в его адрес. Однако реклама продолжала поступать. Дополнительно заявитель представил скриншоты рекламных писем от ООО «Кари» от 12.12.2017 и от 08.12.2017 (см. вх. № 11708 от 13.12.2017).

Заявитель указал, что является инвалидом 2-й группы с нарушением опорно-двигательного аппарата, обычная обувь ему не подходит, детей, как указал заявитель, у него нет.

В рамках рассмотрения заявления Волгоградским УФАС России были направлены запросы, в том числе в адрес ООО «Кари».

ООО «Кари» в ответе на запрос антимонопольного органа подтвердило, что рекламные сообщения были направлены на электронный адрес g…@mail.ru в качестве информирования держателей карт «kari CLUB» о проходящих акциях. Общество указало, что адрес g…@mail.ru зарегистрирован в системе как электронный адрес владельцев нескольких карт (список приобщен к материалам рассмотрения заявления). При этом, бонусные карты были выданы в период 06.07.2017-02.01.2018 в следующих регионах Российской Федерации: г. Владивосток, г. Москва, г. Красноярск, г. Екатеринбург, г. Большой Камень, г. Набережные Челны, г. Санкт-Петербург, г. Дзержинск.

ООО «Кари» не отрицает того факта, что заявитель (К.Г.Г.) обращался к администратору официального сообщества с просьбой отключить рассылку на электронный адрес g…@mail.ru (см. письмо вх. № 301 от 17.01.2018). Последнее обращение зафиксировано 28.06.2017. однако после указанной даты были выданы карты «kari CLUB». Электронный адрес g…@mail.ru был внесен в систему оповещения повторно спустя 7 дней после последнего обращения заявителя в процессе регистрации в Программе лояльности владельца карты EAN 2305…..4014 (г. Владивосток).

ООО «Мэйл.Ру» - владелец почтового сервиса Почта@mail.ru, в рамках которого предоставлена возможность физическим лицам регистрировать электронные почтовые ящики, в письме вх. № 720 от 31.01.2018 указало, что в соответствии с п. 2.4 Пользовательского соглашения, размещенного в сети Интернет по адресу: http://help.mail.ru/mail-help/UA, наименования (адреса) электронных почтовых ящиков являются уникальными и не могут быть использованы при регистрации почтовых ящиков нескольких пользователей.

В программно-аппартном комплексе ООО «Мэйл.Ру», обеспечивающем функционирование почтового сервиса Почта@mail.ru, содержится информация о телефонном номере, указанном в регистрационных данных электронного почтового ящика g…@mail.ru (дата указания номера 07.03.2016) (см. письмо ООО «Мэйл.Ру» вх. № 2719 от 03.04.2018).

Указанный ООО «Мэйл.Ру» номер телефона совпадает с номером телефона, который указал заявитель в письме от 05.04.2018 вх. № 2793. Данные о владельце номера телефона, указанного заявителем при регистрации электронной почты, совпадают с данными о владельце номера, представленными оператором связи – ПАО «ВымпелКом» в письме вх. № 3222 от 16.04.2018.

Кроме того, заявитель указал IP-адрес, с которого пользователем учетной записи g…@mail.ru совершались соединения при использовании электронной почты (см. письмо вх. № 3359 от 19.04.2018). Данный сетевой адрес указан также в письме ООО «Мэйл. Ру» вх. № 2719 от 03.04.2018.

От ООО «Кари», ходатайствовавшего о рассмотрении дела в отсутствии представителя Общества, поступили письменные пояснения и документы, относительно обстоятельств, рассматриваемых в рамках дела № 18-03-18-02/21 (в том числе вх. № 2403 от 28.03.2018, вх. № 1539 от 01.03.2018).

ООО «Кари» указало, что в соответствии с условиями договора об участии в программе лояльности «KariClub»/«КариКлаб», размещенной на сайте https://kari.com/ru/club/oferta/ (далее – Программа лояльности), вступая в Программу, клиент выражает управляющей компании свое согласие на обработку управляющей компании персональных данных клиента для целей исполнения управляющей компанией обязательств в рамках Программы, а также в целях реализации Программы, в том числе, для информационной поддержки клиентов, рассылок рекламных и информационных сообщений в соответствии с условиями участия в Программе и требованиями законодательства (п. 1.9 Программы лояльности).

Для вступления в Программу клиент должен выполнить одно из следующих действий:

  • заполнить, подписать и передать партнёру заявление об участии в Программе, акцептуя тем самым настоящую оферту; и/или
  • предъявить бонусную карту для оплаты товаров/услуг Управляющей компании и/или партнёру; и/или
  • предъявить бонусную карту компании и/или партнёру для списания бонусов.

В обоснование правомерности своих действий ООО «Кари» представило копии двух анкет, указав, что иных анкет не сохранилось (см. письмо от 26.03.2018 вх. № 2403). В этом же письме Общество указало, что хранение анкет, проверка и подтверждение e-mail, сообщенного клиентом, Методической инструкцией по предложению и выдаче предоплаченных карт Kari 100 Kari 15, утвержденных приказом № 329-17 от 24.05.2017, не предусмотрено.

Иных заявлений, ходатайств, объяснений не поступило.

Рассмотрев имеющиеся материалы дела, с учётом доводов лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Волгоградского УФАС России установила следующее.

Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (ч. 1 ст. 33 Закона о рекламе).

Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508 (далее - Правила).

В соответствии с п. 12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

Правилами в п. 3 предусмотрено, что дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Определением от 29.01.2018 возбуждено дело № 18-03-18-02/21 по признакам нарушения ООО «Кари» (ИНН 7702764909, адрес: ул. Русаковская, д.13, г. Москва, 107140) ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

Письмом ФАС России исх. № АД/7300/18 от 05.02.2018 Волгоградское УФАС России было наделено полномочиями по рассмотрению дела в отношении ООО «Кари».

Согласно п.п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (подп. 2-3 ст. 3 Закона о рекламе).

Рассматриваемые сообщения, полученные К.Г.Г. по электронной почте 08.12.2017 («Скидки, Sale до -50%. Лучшие цены», «Идеи новогодних подарков»), 12.12.2017 («Скидки согревают. До – 50% на зимнюю обувь», являются рекламой, поскольку отвечают всем квалифицирующим признакам рекламы, установленным подп. 1 ст. 3 Закона о рекламе, а именно:

- информация распространена в форме сообщений, рассылаемых посредством электронной почты, с использованием сетей электросвязи.

Согласно п. 35 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи) под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам. Сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи (п. 24 ст. 2 Закона о связи);

- объектом рекламирования в рассматриваемых случаях выступила компания «Кари», реализуемые на условиях скидок товары (обувь);

- информация была адресована неопределённому кругу лиц-пользователей связи и является неперсонифицированной, поскольку невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации. Не может быть определен и конкретный субъект правоотношений, возникающих по поводу реализации объекта рекламирования. Информация, представленная в электронных письмах, не обращена к конкретному потребителю, из текста писем не следует, что они были адресованы каким-либо определённым лицам.

Сведения не носят персонализированного характера, представляют интерес для неопределенного круга лиц.

Абонент, согласно п. 1 ст. 2 Закона о связи - это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации. Пользователь услугами связи - лицо, заказывающее и (или) использующее услуги связи (п. 16 ст. 3 Закона о связи).

Таким образом, абонент (адресат, пользователь услугами связи) выступает «пассивной» стороной отношений по передаче информации, он выступает получателем сообщений.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

При этом в ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата.

Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы.

В материалы дела ООО «Кари» не были представлены надлежащие доказательства получения согласия адресата на получение рекламы на адрес электронной почты, равно как отсутствуют и подтверждения того, что адресат, вступая в Программу, ознакомлен с условиями Программы лояльности, в частности с п. 1.9 Программы.

Представленные ООО «Кари» анкеты (номер карты 2305……689 и 2305……333) не содержат данных о дате заполнения анкет, Ф.И.О. лиц, их заполнивших, подписи клиента. Исходя из содержания анкет, они заполнялись для получения возможности участия в закрытых распродажах, проводимых акциях и получения персональных предложений. Содержание анкет не позволяет удостоверить согласие клиентов на получение рекламных сообщений от ООО «Кари».

Кроме того, одна из анкет (номер карты 2305……333) содержит адрес электронной почты q…@mail.ru (первая буква «q», а не «g»). Таким образом, данная анкета не может иметь отношение к рассматриваемым в деле № 18-03-18-02/21 обстоятельствам.

Также Комиссия учитывает следующее обстоятельство. Несмотря на то, что 28.06.2017, как подтверждает ООО «Кари» в письме от 17.01.2018 вх. № 301, К. Г.Г. обратился к Обществу с требованием отключить рассылки на адрес электронной почты g…@mail.ru, поставив Общество в известность, что адрес g…@mail.ru принадлежит ему, с 07.07.2017 данный адрес электронной почты был внесен в базу ООО «Кари» для рассылки, причем для нескольких регионов России.

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе). В соответствии с п.п. 5-7 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

С учетом полученных сведений от ООО «Кари» в рассматриваемом случае ООО «Кари» выступило в качестве рекламораспространителя, а также рекламопроизводителя и рекламодателя.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с п. 7 ст. 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Закона о рекламе.

Рассматриваемая реклама, полученная заявителем по электронной почте g…@mail.ru 08.12.2017 («Скидки, Sale до -50%. Лучшие цены», «Идеи новогодних подарков»), 12.12.2017 («Скидки согревают. До – 50% на зимнюю обувь»), является ненадлежащей, поскольку распространена с нарушением требований ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

Согласно ч. 3 ст. 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

В письме вх. № 1539 от 01.03.2018 ООО «Кари» представило сведения, что адрес электронной почты g…@mail.ru по всем держателям карт с указанным адресом исключен ООО «Кари» из рассылок в полном объеме.

Таким образом, Комиссией Волгоградского УФАС не установлены основания для выдачи предписания.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст.36 Закона о рекламе и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу, полученную заявителем по электронной почте g…@mail.ru 08.12.2017 («Скидки, Sale до -50%. Лучшие цены», «Идеи новогодних подарков»), 12.12.2017 («Скидки согревают. До – 50% на зимнюю обувь»), ненадлежащей, нарушающей требования ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

2. Предписание ООО «Кари» (ИНН 7702764909, адрес: ул. Русаковская, д.13, г. Москва, 107140) не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


 
           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны